Слайд 1МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Д.А. Старкова, 2014
Слайд 2План лекции и ответа на экзамене
Определение метода
Определение метода обучения
Классификации методов
обучения
Методы обучения ИЯ
Определение приема
Определение приема обучения
Классификации приемов обучения ИЯ
Слайд 3Определение метода
метод (греч.) - «путь»
метод - способ достижения какой-либо цели
метод
- совокупность приемов или операций познания действительности
Слайд 4Определение метода обучения
Методы обучения – это упорядоченная деятельность педагога и
учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения, способы достижения этой
цели
Слайд 5
Классификации методов обучения
Классификация –
это упорядоченная по определенному признаку система
№ 1 - Традиционная
Общий признак методов –
источник знаний:
практика
наглядность
слово
книга
видео
Слайд 7Классификации методов обучения
№ 2 - Классификация методов по назначению (М.
А. Данилов, Б. П. Есипов).
Общий признак – последовательные этапы, через
которые проходит процесс обучения на уроке:
- приобретение знаний
- формирование умений и навыков
- применение знаний
- творческая деятельность
- закрепление
- проверка знаний, умений, навыков
Слайд 8Классификации методов обучения
№ 3 - Классификация методов по типу познавательной
деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).
В основе -
тип познавательной деятельности (ТПД) или уровень самостоятельности познавательной деятельности
- объяснительно-иллюстративный или
информационно-рецептивный метод
- репродуктивный метод
- проблемное изложение
- частично-поисковый или
эвристический
- исследовательский
Слайд 9Классификации методов обучения
№ 4 - По дидактическим целям выделяется две
группы методов:
- методы, способствующие первичному усвоению учебного материала (информационно-развивающие методы
– устное изложение учителя, беседа, работа с книгой; эвристические и поисковые методы – беседа, диспут, лабораторные работы; исследовательские методы)
- методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И. Т. Огородникова) (упражнения по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения, практические работы)
Слайд 10Классификации методов обучения
№ 5 - Полярные и бинарные классификации методов
обучения.
Бинарная классификация методов обучения М. И. Махмутова построена на сочетании
методов преподавания (информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий) и методов учения (исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый)
Слайд 11Классификации методов обучения
Полинарная классификация методов обучения (Л. Клинберг)
Слайд 12Классификации методов обучения
Польский ученый К. Сосницкий:
- два метода учения:
искусственное или школьное и естественное или окказиальное
- два метода
обучения (соответствующие): преподносящее и поисковое
Слайд 13Классификации методов обучения
№ 6 - Классификация Ю. К. Бабанского:
- методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности
- методы стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности
- методы контроля и самоконтроля
за эффективностью учебно-
познавательной деятельности
Слайд 14Классификации методов обучения
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Слайд 15Классификации методов обучения
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Слайд 16Классификации методов обучения
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Слайд 17Классификации методов обучения
«Чистых методов» не бывает
В современной методике -
отказ от искусственного обособления методов в группы и вычленение только
тех методов, которые содержат в себе нужные признаки, сочетание нескольких методов
не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов, т.к. обучение –диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность
Слайд 18Методы обучения ИЯ
Требования к методам обучения ИЯ:
создавать комфортную атмосферу
обучения;
стимулировать интерес и желание учиться;
вовлекать в учебный процесс
чувства, эмоции, ощущения;
учитывать потребности и обеспечивать многообразие приемов и форм обучения;
активизировать деятельность обучающихся; делать их активными действующими лицами процесса обучения, т.е. создавать такие условия обучения, в которых учащиеся становятся равноправными субъектами учебного процесса;
учить работать над предметом самостоятельно; предусматривать такие формы работы, которые стимулируют самостоятельность и творчество (Гальскова, Н. Д.)
Слайд 19Определение «прием»
Понятие «прием» происходит, по мнению В.И. Даля, от глагола
«приимать», т.е. принимать, получать, брать. Существительное же объясняется через понятия
«движение», «ухватки», «ужимки», «способ», «сноровка»
Слайд 20
Определение «прием обучения»
конкретные операции взаимодействия учителя и учащихся в процессе
реализации методов обучения
характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью
и обусловлены целью применения и входят в состав понятия «метод»
Слайд 21
Классификации приемов обучения ИЯ
Для формирования языковых навыков
Слайд 22
Классификации приемов обучения ИЯ
Для развития рецептивных коммуникативных умений
Слайд 23
Классификации приемов обучения ИЯ
Для развития продуктивных коммуникативных умений
Слайд 24
Классификации приемов обучения ИЯ
ESA (engage, study, activate) – (Хармер, 1998)
Engage:
Asking/answering questions, eliciting, problem-solving and decision-making, games
Study: drills (repetition, substitution,
variational, transformation), writing tasks (gap-filling, completing, reordering, table-filling)
Activate: oral tasks (discussion, debate, interview, oral presentation, survey…)
ESA, EASA …
Слайд 25Классификации приемов обучения ИЯ
ARC (authentic, restricted, clarification) – (Scrivener, 1996)
Authentic:
problem-solving, decision-making, simulation, role-play, interview…
Restricted: drills (copying, repetition…), writing and
reproductive tasks (correction, dictation)
Clarification: discussion, eliciting, self-deducting the meaning of rules
CRA, RCR, ACA…
Слайд 26Классификации приемов обучения ИЯ
TBL - task-based learning (Dave Willis, 1996)
-
Стадия до выполнения задания
- Стадия
самого задания
- Cтадия после выполнения
задания
Слайд 27Tech-pack
Introduction
List of techniques
Families of techniques
Classification of techniques
Description of techniques
Glossary
Bibliography
Слайд 28Glossary
Categorising – a technique in which the students have either
to classify items according to categories or to identify categories.
Decision-making
– a technique where students have to make a choice (usually from a given alternatives), to decide that something is true or to make judgement after thinking carefully or talking about something.
Eliciting – a technique appealing to background knowledge of students aimed at drawing out the information from them.
Слайд 29Glossary
Information Gap – a technique used when one student has
information that the other student doesn’t have but needs and
this situation promotes real communication. Activities based on it can integrate all four macro skills because learner must listen, make notes discuss and report back.
Information Transfer – a technique aimed at presenting verbal information into non-verbal and vice versa.
Слайд 30Glossary
Mapped Dialogue – a technique based on creating a conversation
according to the given sequence of cues (instructions, phrases, functions,
pictures)
Ranking - a technique based on putting items in a certain order, for example in order of importance or superiority.
Rating – a technique in which students are to value given items according to various criteria using points or per cent and to put them on the rating scale.
Слайд 31Glossary
Role-play – a technique providing communication in which learners act
different parts. They are given stimulus: 1) role card with
the hints of what to say and how to behave; 2) story; 3) listening passage; 4) video.
Simulation – a technique similar to the role-play except that participants take part in simulated situations as themselves instead of acting a part and they are more independent in selecting the language.
Слайд 32Пример упражнения на основе Eliciting
Eliciting background knowledge on the topic
The
teacher asks questions to see what students know on the
topic.
e.g. (topic “Fashion”)
- What fashion styles / models / model agencies do you know?
- Which country is considered to be the centre of fashion?
Слайд 33Пример упражнения на основе
Debate
Controversial ideas.
The class is divided into 2/3
groups, each given a motto or stimulus to justify. Two
of these groups are directly opposing to each other. The third group accepts a compromise point of view By the end of the debate each student should make up his mind which idea to support.
Possible topics for debate:
With age comes wisdom.
Older is not necessarily wiser.
What makes people wiser is not age but
knowledge