Слайд 1Капустина Елизавета
Старший юрисконсульт
Судебные стратегии
и механизмы защиты
от претензий контрагентов
Слайд 2Стратегические просчеты невозможно компенсировать тактическими успехами
Карл фон Клаузевиц
,,
,,
Слайд 3Стратегия и тактика защиты
Стратегия
Изначально, наука о войне, общий, недетализированный
план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной
цели.
Для нас: конечные цели, которые стоят для нас в ходе защиты клиента.
Тактика
Является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач.
Для нас: это правовые методы и инструменты, которые позволяют достигнуть конечной стратегической цели.
Слайд 4Стратегия: как создать и на что опереться
Глубоко погрузиться в ситуацию.
Понять
причины и проследить цепочку действий, которые привели к текущему положению
дел.
Просчитать возможные варианты развития событий.
Определить цели максимум и минимум.
Управление клиентскими ожиданиями: очертить круг возможных результатов с указанием на слабые и сильные места в стратегии; согласовать судебную стратегию.
Распределить тактические задачи в определенной последовательности.
Стратегия
Слайд 5Стратегия: полное погружение
Слайд 6Важно максимально полно погрузиться в ситуацию.
Визуализация;
Понимание «механики» бизнеса, отношений в
рамках договора и сложившейся ситуации;
Незначительных деталей не бывает;
Сортировка фактов: pro
et contra.
На данном этапе делаем следующие шаги:
Открытый диалог с клиентом: история глазами клиента;
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;
Изучение представленных документов;
Составление запроса дополнительных документов и информации.
Стратегия: полное погружение
Слайд 7Стратегия: полное погружение
Разобраться в причинах, по которым возник спор или
претензии.
Например, возможны сценарии:
Действия контрагентов, повлекшие невозможность исполнить обязательства надлежащим
образом.
Обоснованные требования, которые не были исполнены по каким-либо причинам.
Обоснованные требования, которые возникли ввиду действия обстоятельств, не находящихся в сфере влияния сторон, или действия третьих лиц.
Я хороший, он плохой. Эмоциональная неприязнь бывших партнеров и контрагентов.
Слайд 8Стратегия: варианты развития спора.
Цели максимум и минимум
Обязательно проходить следующие этапы:
Изучение
нормативного регулирования (кодексы, законы и НПА)
Формулирование ключевых вопросов по спору
Проверка наличия ответов на ключевые вопросы в нормативной базе
Выявление и изучение разъяснений вопросов применения релевантных норм высшими судами (ВАС РФ, ВС РФ, КС РФ)
Анализ судебной практики по аналогичным категориям дел
Сформулировать позицию и цели
Важно: управлять клиентскими ожиданиями.
Слайд 9Не полагайся на то, что враг не придет, полагайся на
средства, которыми располагаешь, чтобы принять его.
Не полагайся на то, что
враг не нападет; полагайся на то, чтобы наши позиции были неуязвимы для нападения.
Сунь-Цзы
Слайд 10Цели максимум и минимум
В каждой ситуации, в зависимости от вариантов
развития событий, вырабатывается свой максимум и минимум.
Однако в общей канве
споров, могут ставиться цели:
Добиться отказа в удовлетворении всех требований
Добиться отказа в удовлетворении части требований
Снизить неустойку, иные штрафные санкции
Добиться удовлетворения встречных требований, зачета
Склонить к переговорам о мировом соглашении
Слайд 11Цели максимум и минимум
Сообразно целям вырабатываются стратегии:
Глухая оборона
Оборона с элементами
нападения
Лучшая защита – нападение
Не победить, так измотать оппонента
Слайд 12
Оборона с элементами нападения или предъявлением встречных требований
Глухая оборона: исключительно
отстаивание позиции
Выиграть время и достигнуть цели
Склонить вторую сторону к
переговорам
Слайд 14Обеспечительные меры
Выделение требований в отдельное производство
Заявления и ходатайства
Заявления о фальсификации
Медиация
Встречный
иск
Мировое соглашение
Объединение дел
Судебная экспертиза
Допрос свидетелей
Истребование доказательств
Тактика
Тактические инструменты: это все действия,
которые предусмотрены законом (АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ)
Слайд 15Отправные точки при подготовке
к судебному заседанию
Что нужно делать обязательно
Заранее готовиться
Систематизировано
хранить документы (нумерация, тома дела, последовательность документов)
Оперативно отслеживать все документы,
которые имеются в деле
Вести график судов
Анализировать судебную практику
Слайд 16Отправные точки при подготовке
к судебному заседанию
Что ни при каких обстоятельствах
не нужно делать
«Выкручиваться» в заседании, когда возможно отложение
Делать расчеты в
процессе судебного заседания
Пытаться задавать вопросы сторонам/свидетелям, не будучи уверенным в ответе
Вести сложные процессы с необходимостью предоставления и пояснения большого количества документов и расчетов через видеоконференц-связь
Слайд 17Действия до предварительного судебного заседания
Сбор информации о суде/судье
Полная история (storytelling)
Сбор
дополнительных доказательств (заключения специалистов, переписка, акты сверки и т.д.)
Определение стратегии
по поручению и тактики к судебному заседанию
Ведение таблицы правовых доводов, выводов из судебной практики, фактов, доказательств и т.д.
Составление «чек-листа» для подготовки к судебному заседанию
Проверить все требования к процессуальным документам и приложениям по актуальной редакции соответствующего кодекса, определиться с порядком подачи процессуальных документов
Слайд 19Практика судебных споров
Успешно реализованные стратегии защиты клиентов
Защита от взыскания стоимости
выполненных работ по этапу по договору на разработку программного обеспечения:
Цель – не оплачивать остаток стоимости работ по договору;
Результат – в первоначальном иске отказано. Взыскан аванс по незакрытому этапу работ по договору на разработку ПО, неустойка за просрочку выполнения работ и судебные издержки на оплату услуг представителей.
Защита некоммерческой организации в споре о признании незаконными решений органов управления
Цель – добиться отказа в удовлетворении требований максимально быстро;
Результат – истец отказался от иска в первом (основном) судебном заседании.
Защита завода от требований сетевой организации, связанным с безучетным потреблением электроэнергии
Цель – добиться отказа во взыскании стоимости электроэнергии в целом (максимум), оплатить только фактически потребленную электроэнергию (минимум);
Результат – сетевая организация отказалась от притязаний на претензионном этапе.
Слайд 20ФБК Право. Контакты
Елизавета Капустина
Старший юрисконсульт
Тел.: +7 (495) 737 5353 [5641]
Моб.: +7 (916) 125 1260
E-mail: KapustinaE@fbk.ru