Слайд 1КАРЕЛЬСКИЙ ОПЫТ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С АУТИЗМОМ НА ОНЕГЕ
Автор презентации: психолог
СРО2
Фоминов Руслан Мисирханович
СПб ГБУ ЦСРИИДИ
Приморского района Санкт-Петербурга
Слайд 2О летнем лагере на Онеге
В летний период действует специальный туристический
лагерь «Онега», в котором проводится очень важная интегративная работа с
детьми-аутистами и их здоровыми сверстниками.
В лагере собирается терапевтический коллектив специалистов и волонтёров из числа взрослых и детей.
Состав групп проживающих людей варьирует по количеству, возрасту и показателям психологического состояния.
В жизни лагере отсутствует жёсткое расписание по времени и видам деятельности с целью выработки у проживающих навыка самостоятельного принятия решения в условиях повышенной степени свободы выбора.
Важной частью терапии является турпоход.
Сочетание туризма с психокоррекцией на лоне природы, неоднозначный опыт выживания в экстриме дают каждому свой потенциал, а состояние участников турпохода имеет положительные психологические сдвиги.
Лагерь организован высококвалифицированными психологами из общественного фонда «Отцы и дети» ещё в 90-х годах прошлого столетия и зарекомендовал себя не только в нашей стране, но и за рубежом.
Слайд 3Внимание! Аутизм
— это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за
восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления
внешнего мира и почти не замечать другие. (Тэмпл Грэндин)
— во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций. ... особый, чрезвычайно характерный тип психического дизонтогенеза. В основе его лежат тяжелейшая дефицитарность аффективного тонуса, препятствующая формированию активных и дифференцированных контактов со средой, выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим. (В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг)
отнесен к разряду неспецифических нарушений развития, характеризуемых ранним (до 30 месяцев) появлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего, либо неадекватной привязанности к неодушевленным предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций. (DSM-III-R)
— нарушение, включающее не одну дисфункцию как, например, при специфическом метаболическом расстройстве. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Аутизм является симптомным проявлением дисфункции мозга, которая может быть вызвана разными поражениями. (К.Гилберг, Т.Питерс)
Источник: http://www.autism.ru/autism.asp
Слайд 4Внимание! Аутизм
Классификация раннего детского аутизма (по Лебединской К.С., Никольской О.С.)
1
гр. характеризуется практически полной отрешённостью от происходящего, полевым поведением, мутизмом
и глубокой умственной отсталостью
для 2 гр. характерно активное отвержение мира, множественность отрицательных переживаний и стереотипов
3 гр. свойственна захваченность аутистическими интересами, обилие речи с частичной утратой её коммуникативной функции
у 4 гр. ярко проявляется чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия, её представители нередко обладают высоким интеллектом, но весьма беспомощны на житейском уровне
Источник: http://www.otsyideti.org.ru/files/kniga.pdf (стр. 30-34)
Слайд 5О терапии
Классическая традиция социальной теории давно признаёт, что благополучие индивидуума
зависит от его полной принадлежности к обществу. И чем более
сообщество мотивировано и структурировано с целью влияния на его членов, тем выше шанс на успех терапии.
Цель терапии всегда одна – изменения. И наиболее успешна та терапия, в которой принимают участие все члены семьи, когда изменяется не только ребёнок, но и вся семейная система. Поэтому важна не только терапия средой, но и терапия среды (тех, кто окружает аутичного ребёнка).
Основные позиции, на основе которых строится взаимодействие и общение с аутичным ребёнком:
1. «Консервация» - сохранение и поддержание аутичной защиты (кокона, внутри которого находится испуганный ребёнок) и использование защиты в качестве единственного способа борьбы с тревогой и страхами аутичного ребёнка.
2. «Провокация» - стимуляция ребёнка выходить за пределы своей аутичной защиты, ограничивающей поступление сигналов из окружающего мира, с целью получения им нового позитивного опыта переживания, реагирования, взаимодействия, игры и общения, а также для дальнейшего использования полученных навыков в жизни.
Слайд 6Тактика и стратегия терапии
Стратегией работы терапевтического коллектива является не устранение
симптома как цели, а вхождение в контакт и активизация развития
общего потенциала аутичного ребёнка во всём поле его социальных взаимодействий.
Тактикой психокоррекционного процесса является создание и последующее расширение социально активной среды вокруг аутичного ребёнка.
Слайд 7Оздоровительный турпоход
Важный компонент терапевтического процесса – участие детей в походах
различной степени сложности в целях ознакомления с природой и окружающим
миром, дальнейшего развития навыков самообслуживания и общения, общефизического укрепления здоровья и активизации познавательной деятельности.
Протяжённость туристических походов – от 2 до 100км, время нахождения в походе – от 1 до 8 дней.
Виды походов: пешие, байдарочные, смешанные.
Слайд 8Полезные ссылки
Санкт-Петербургский общественный фонд помощи детям с особенностями развития «Отцы
и дети» http://www.otsyideti.org.ru/go.asp?view=about
«Отцы и дети»/Психологическая помощь/Вконтакте https://vk.com/otsyideti
«Онега» https://vk.com/baza.onega
Книга «Под одной
крышей. Опыт работы с аутичными детьми в Санкт-Петербурге 20 лет» http://www.otsyideti.org.ru/files/kniga.pdf
Слайд 25«… Источников гладь
и трава - глазам утешенье;
Утром на горы свой
взор обрати,
а под вечер - на воды»
(Арнольд из Виллановы)
Салернский кодекс
здоровья
Источник: https://wysotsky.com/0009/057.htm