Слайд 1Карта обследования детей с расстройствами чтения и письма
Слайд 2Анкетные данные
Возраст
Школа, класс
Национальность (родной язык)
Приходящий или живущий в
интернате
Слайд 3Анамнез
1. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических
заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии
2. Особенности протекания беременности
у матери
3. Роды (в срок, досрочные /в 8, 7 месяцев/, нормально протекающие, затяжные, стремительные, обезвоженные и др.)
4. Стимуляция (химическая, механическая, электро-)
5. Длительность родов
6. Состояние ребёнка в момент рождения:
а) родовая травма
б) асфиксия (белая, синяя)
в) когда закричал
г) врождённые пороки
д) вес, рост
е) когда принесли кормить
ж) вскармливание (как сосал, наблюдались ли срыгивания, попёрхивания).
Слайд 4Перенесённые заболевания
До 1-го года
После 1-го года
Ушибы, травмы головы
Судороги
при высокой температуре
Слайд 5Раннее речевое развитие
Гуление
Лепет (время появления)
Характер лепета
Были ли
нарушения слоговой структуры
Аграмматизмы
Какие звуки долго произносились неправильно (характер неправильного
произношения)
Характерные особенности понимания речи окружающих
Занимались ли с логопедом, с какого возраста, результаты логопедической работы
Слайд 6Раннее психомоторное развитие
Головку держит с _ (в норме с 1,5
мес.)
Сидит с _ (в норме с 6 мес.)
Стоит с _
(в норме с 11-12 мес.)
Ходит с _ (в норме с 1 года)
Первые зубы с _ (в норме с 6-8 месяцев)
К году зубов _(примерно 8)
Слайд 7Звукопроизношение
При изолированном произношении:
слогов
открытых без стечения согласных;
закрытых без стечения согласных;
со
стечением согласных;
слов
в начале;
в середине;
в конце(кроме звонких).
Во фразах.
В связной речи.
Слайд 8Воспроизведение звукослоговой структуры слова
СОМ
СНЕГ
РОЗА
ВЕСНА
ГНЕЗДО
СЕНОКОС
КОСМОНАВТ
ЗВЁЗДОЧКИ
ЧИСТИЛЬЩИК
ОТЕЧЕСТВО
ЭЛЕКТРИЧКА
РАЗВЕДЧИКИ
ЭКСКАВАТОРЩИК
МИЛИЦИОНЕР
СКОВОРОДКА
КАРТОФЕЛЬ
ВЕЛОСИПЕДИСТ
ГОСУДАРСТВО
Слайд 9Типы слоговой структуры по А.К. Марковой
1. Двусложные слова, состоящие из
открытых слогов.
2. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.
3. Односложные слова.
4.
Двусложные слова с закрытым слогом.
5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова.
6. Двусложные слова, состоящие из закрытых слогов.
7. Трехсложные слова с закрытым слогом.
8. Трехсложные слова со стечением согласных.
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.
11. Односложные слова со стечением согласных в начале или в середине слова.
12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных.
13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова.
14. Многосложные слова, состоящие из открытых слогов.
Слайд 11Для мышц лица
Нахмурить брови
Поднять брови вверх (удивиться)
Зажмурить глаза
Спокойно
закрыть и открыть глаза
Последовательно закрыть правый затем левый глаз
Надуть
щёки
Втянуть щёки
Надуть только правую щеку
Надуть только левую щеку
Слайд 12Для челюстей
рот широко открыть – закрыть;
нижнюю челюсть повернуть
вправо – влево.
Слайд 13Для губ
Растянуть губы в улыбке
Вытянуть губы вперёд трубочкой
Улыбка-трубочка
Поднять
верхнюю губу вверх
Опустить нижнюю губу вниз
Одновременно поднять верхнюю
губу вверх, опустить нижнюю губу вниз
Слайд 14Для языка
язык широкий – “лопаточкой” на нижней губе;
высунуть узкий язык
– “иголочка”;
язык широкий – узкий;
широкий язык на верхнюю, на нижнюю
губу “качели”;
круговое облизывание кончиком языка губ - “вкусное варенье”;
язык в форме “лодочки” (боковые края языка приподняты);
язык в форме “чашечки”;
пощёлкать (поцокать) языком;
язык поворачивать вправо-влево “маятник”.
Слайд 15Для мягкого нёба
отрывисто на твёрдой атаке голоса при широко открытом
рте произносить звук “а”;
широко открыть рот и зевнуть.
Слайд 16Особенности динамической стороны речи
Темп
Ритм
Употребление ударений (словесного, логического)
Употребление пауз в
потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое)
Особенности голоса:
-
сила голоса (слишком громкий, очень тихий, затухающий и т.д.)
- высота голоса (высокий, низкий, соответствие возрасту)
- тембр голоса (хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком и др.)
- употребление основных видов интонации, их оттенков - выразительность (нормальная, выразительная, монотонная).
Слайд 18А. Исследование состояния ручной моторики
Ведущая рука;
проба на переплетение пальцев (при
леворукости большой палец левой руки оказывается сверху);
проба на аплодирование (при
леворукости активное участие принимает левая рука);
проба «поза Наполеона» - скрещивание рук на груди (у леворуких кисть правой руки оказывается сверху). Этот тест считается информативным у взрослых. Дети чаще аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.
Ведущая нога (толчковая);
Слайд 19Ведущий глаз
Моргнуть глазом – ведущий глаз остаётся открытым.
Смотреть в подзорную
трубу – смотрят ведущим глазом.
Слайд 20Выполнение пробы Хэда:
показать правой рукой левое ухо;
показать левой рукой правое
ухо;
показать части тела у напротив сидящего человека.
Слайд 21Оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис позы):
соединить 1-ый и 2-ой
пальцы в виде кольца;
вытянуть 2-ой и 3-ий пальцы (остальные согнуты);
вытянуть
2-ой и 5-ый пальцы (остальные согнуты).
Слайд 22Динамическая организация движений пальцев
а) Перебор пальцев:
правой рукой;
левой рукой;
одновременно двумя
руками.
б) “игра на рояле”:
правой рукой;
левой рукой;
одновременно двумя руками.
Слайд 23Исследование слуховой функции и восприятия речи
1. Состояние биологического слуха
(по
данным медицинской карты)
2. Состояние восприятия речи
Слайд 24Исследование фонематического восприятия
/дифференциации фонем/
Слайд 25Повторение серий слогов
из двух слогов
ба-па; па-ба
га-ка; ка-га
та-да; да-та
за-са;
са-за
са-ша; ша-са
са-ца; ца-са
жа-ша; ша-жа
за-жа; жа-за
ша-ща; ща-ша
ча-тя; тя-ча
ща-ча; ча-щя
ся-ща; ща-ся
из трех слогов
ба-па-ба; па-ба-па
га-ка-га; ка-га-ка
да-та-да та-да-та
за-са-за; са-за-са
ца-са-ца; са-ца-са
са-ша-са; ша-са-ша
ха-ша-жа; ша-жа-ша
ча-тя-ча; тя-ча-тя
ща-ча-ша; ча-ща-ча
ща-ша-ща; ша-ща-ша
ся-ща-ся; ша-ся-ща
за-жа-за; жа-за-жа
со стечением согласных
шва-сва; сва-шва
шво-сво; сво-шво
шву-сву; сву-шву
швы-свы; швы-свы
сла-шла; шла-сла
сло-шло; шло-сло
слу-шлу; шлу-слу
слы-шлы; шлы-слы
шка-ска; ска-шка
шко-ско; ско-шко
шку-ску; ску-шку
шки-ски; ски-шки
Слайд 26б) дифференциация звуков в словах (на материале картинок)
П-Б; П’-Б’
Т-Д; Т’-Д’
К-Г; К’-Г’
Ф-В; В’-Ф’
Л-В; Л’-В’
Л-Й; Л’-Й
Р-Л;
Р’-Л’;
Р, Р’-Й
С-З
C-Ц
Ш-Ж
Ч-Щ
Ч-Ш
Ч-Т’
С-Ш
С-Ж
С-Ш
С-Ч
З-Ж
М-М’
Л-Л’
Слайд 27в) придумывание предложений со словами - квазиомонимами
Слайд 28Слоговой анализ и синтез
а) определить количество слогов в слове:
МЫТЬ -
КРОВАТЬ- ЛАСТОЧКА-
ВЕСЕЛЕЕ-
б) отобрать картинки, в названии которых 3 слога (дом, собака, зонт, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, велосипед)
в) назвать слово, предложение, произнесённое по слогам:
ско-во-ро-да - те-ле-фон-
за-мо-ро-жен-ный - по-лу-чи-ла-
ка-на-ва - ко-тё-нок-
по-то-лок - бу-ма-га-
На-сту-пи-ла вес-на.
На сто-ле ле-жат кни-ги.
О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг.
На де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.
Слайд 30Выделение звука из слова
Инструкция: если услышишь звук [м] ([ч];[с];[р]) хлопни
в ладоши.
Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево,
рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?
Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?
Есть ли звук [c] в словах: событие, моль, звезда, растение, слёзы, озорник, класс, самосвал.
Есть ли звук [р] в словах: работа, лодка, дорога, колдун, кран, плакат, орёл, самовар.
Слайд 31Выделение первого звука в слове
Инструкция: назови первый звук в слове
:
астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран, гребешок, свисток, дрова,
рваный, воробей.
Слайд 32Выделение последнего звука в слове
Инструкция: назови последний звук в слове:
мак,
карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга, мальчик,
кран.
Слайд 33Определение места звука в слове
Инструкция: внимательно послушай слово, и скажи,
где находится (начало, середина, конец слова звук [р]( [ц]; [п];
[у])?
Где слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка?
Где слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец, рецепт?
Где слышится звук [п] в словах: пляска, терпение, справка, пол, стоп, сапоги, лопата, спор?
Где слышится звук [ш] в словах: шкаф, калоша, шалаш, шишка, груши, карандаш, мышь, пороша?
Слайд 34Определение количества звуков в словах (количественный анализ)
Инструкция: внимательно послушай слово,
посчитай количество находящихся в нём звуков, и скажи результат.
Сколько звуков
в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?
Слайд 35Определение места звука по отношению к другим звукам в слове
(позиционный
анализ)
Инструкция: внимательно послушай слово, посчитай, каким по счёту находится в
нём звук [р] и скажи результат:
рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?
Инструкция: Внимательно послушай слово, и назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш]?): кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша, слышно.
Слайд 36Фонематический синтез
Инструкция: Внимательно послушай и постарайся произнести слитно слово, произнесенное
логопедом с паузами после каждого звука.
[ч][а][с]; [п][ы][л']; [т][м][а]; [п][а][р][к]; [з][в][у][к];
[ф][у][т][б][о][л]; [г][в][о][з'][д'][и]; [а] [л] [ф] [а] [в] [и] [т]; [п][л][о][щ][а][д'][и]
Слайд 37Фонематические представления
Инструкция:
Назови слова, в которых есть звук [ш].
Назови слова,
в которых 4 звука, 5 звуков
Отобери картинки, в названии которых
5 звуков.
Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар, скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.
Слайд 38Фонематический синтез
Ч,А,С
ТЬ,М,А
З,В,У,К
П,Ы,ЛЬ
П,А,Р,К
С,Т’,И,Х’,И
Ф,У,Т,Б,О,Л
Г,В,О,З’,Д’,И
А,Л,Ф,А,В,И,Т
П,Л,О,Щ,А,Д’,И
Слайд 39Фонематические представления
Придумать слова, в которых есть звук “Ш”
Придумать слова,
в которых 4 звука, 5 звуков
Отобрать картинки, в названии
которых 5 звуков
Слайд 41Исследование словарного запаса
А. Характеристика пассивного словаря
Б. Характеристика активного словаря
1.
Объём словаря
2. Точность понимания слов
3. Соответствие возрасту
Слайд 42Номинативный словарь, способность к обобщению
Слайд 65Исследование грамматического строя речи
Слайд 66Характеристика употребляемых предложений
Слайд 69согласование существительного и глагола прошедшего времени в лице и роде
(она пела, он пел, я пела, они пели);
Слайд 70употребление предложно-падежных конструкций
Слайд 73согласование существительного и прилагательного в роде и числе
Слайд 75Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени
Слайд 76Состояние словообразования
а) образование названий профессий женского рода:
уборщик -
портной-
актёр- воспитатель-
б) образование названий детёнышей животных
КОШКА, ЗАЯЦ, КОРОВА, УТКА, МЕДВЕДЬ,СОБАКА,
ЛОШАДЬ, ОВЦА, СВИНЬЯ;
в) образование прилагательных от существительных
ДЕРЕВО, МЕТАЛЛ, МЕХ, СОЛОМА, РЕЗИНА, КИРПИЧ, БУМАГА,
СНЕГ, ПУХ, ШЕРСТЬ, БРУСНИКА, ЧЕРНИКА, НОРА ЛИСЫ, ЛАПА МЕДВЕДЯ, ХВОСТ ЗАЙЦА, УХО ВОЛКА
Слайд 77Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида
Слайд 79Образование названий профессий женского рода:
Слайд 80Образование названий детёнышей животных
Слайд 81Образование прилагательных от существительных
Слайд 86Исследование зрительно-пространственных функций
1. Состояние биологического зрения ребёнка (данные из медицинской
карты)
а) определение ведущей руки, правых и левых частей тела
б) ориентировка в окружающем пространстве
Назови, что находится справа от тебя. А что слева?
в) выполнение проб Хэда
г) составление картинки, разрезанной на 5, 6, 7, 8 частей
д) конструирование фигур из палочек (по образцу, по представлению)
Слайд 873. Состояние речезрительных функций
а) знание букв (печатных и рукописных)
б)
узнавание букв в усложнённых условиях
“зашумлённых”букв
изображённых пунктиром
недописанных
стилизованных
в) узнавание букв, наложенных друг
на друга
г) узнавание сходных по начертанию букв, предъявленных изолированно или в буквенном ряду
е) возможность воспроизведения изолированных букв, рядов букв сходных по начертанию
ж) способность конструировать и реконструировать печатные и рукописные буквы из составляющих их элементов
Слайд 88Исследование языкового анализа и синтеза
Анализ предложений на слова
количество слов
последовательность
слов
место слов в предложении
а) Стоят тёплые деньки.
б) Осенью
часто льют дожди.
в) Зимой в поле уныло воет ветер.
г) Жёлтые листья падают на землю.
д) Из леса вышел старик с большой корзиной.
Слайд 89Исследование процесса чтения
Характер чтения
а) слогов (простых и со стечением согласных)
б) слов (односложных, двухсложных, многосложных; простых и сложных по звукослоговой
структуре)
в) предложений (простых нераспространённых, распространённых, сложносочинённых, сложноподчинённых )
г) текста
2. Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста
3. Определить скорость чтения
4. Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое)
Слайд 90Исследование процесса письма
Списывание (с печатного и рукописного текста)
Письмо под диктовку
(слуховой диктант)
Изложение.
Слайд 92"Программно-методические материалы для организации коррекционно-логопедической работы с учащимися начальных классов»
Ю.Е.
Розова и Т.В. Коробченко