Слайд 1Казачество в колонизационных процессах конца XIX – XX начала века
Выполнила:
Нехоткина Оксана
Слайд 2Цель
Целью данного доклада является анализ положения казачества на фронтирах Российской
империи в период конца XIX-начала XX веков
Слайд 3Кто?
Казаки, по сути, военные поселяне с особым сословным статусом и
большим массивом земель, которые были мотивированы в поддержке как внешнеполитических,
так и внутриполитических акций империи
Слайд 4Минусы
Низкая эффективность в качестве земледельцев.
Формирование отрицательного образа казака как
представителя русского народа.
Не казаки ассимилировали иноверцев, а иноверцы казаков.
Создавались трудности
для миграционной политики.
Слайд 5О плохих земледельцах
«О всех отраслях казачьего хозяйства можно сказать,
что они ведутся по преданию, без всяких научных знаний. Иные
земледельцы боятся улучшений в хозяйстве, как страшной ереси: “так наши отцы пахали, и мы также будем пахать…”. Возможность распахивать юртовые новые земли или арендовать баснословно дешево киргизские ведет к тому, что казаки мало заботятся о восстановлении плодородия выпаханных ими земель»
«факт полной запущенности казачьего хозяйства при изобилии годных под культуру земель».
Слайд 6Г.Н.Потанин о отрицательном образе казаков
В Прииртышской степи преобладал тип казака,
который, как описывал уроженец этих мест Г.Н. Потанин, — «ловкий
торговец, кулак и плохой работник. При домах содержатся наемные работники, почти все из киргизов; сами же казаки предпочитают проводить время в разъездах по аулам для сбора своих долгов».
Слайд 7Казак о кумысе, «перенятии» иноверческой одежды и языка
На вопрос Г.Е.
Катанаева, зачем казак носит казахский бешмет, кумыс пьет и говорит
«по-киргизски»? — ему один из казаков объяснил: «По-киргизски, ваше выс-б-дие, нельзя нам не говорить, потому с киргизским языком можно всю степь изойти; а киргиза когда дождешься как начнет он по-русски говорить; худо учится, русский язык не киргизский — мудреный язык, ему скоро не выучишься… А что бешмет мы любим, да кумысом не брезгаем, так мы так полагаем, что в этом худого ничего нет; если бешмет удобен, отчего не носить, а кумыс вкусен, почему его не пить; кумыс и господа офицеры кушают…».
Слайд 8«Обратная ассимиляция»
«В пище казак часто употребляет баранину, а вот традиционные
русские каши редки. Не отличаются казаки и набожностью, редко посещают
церковную службу, хотя обряды исполняют исправно, на судьбу не ропщут, но, в отличие от крестьян, не ищут утешения в молитве. Даже физиономия нашего казака выродилась и всего чаще напоминает облик своего соседа — инородца»
Слайд 9Плюсы
Казачьи идеологи формулировали историческую задачу казаков на азиатских окраинах следующим
образом: «Если бы даже слияние с центром у покоренных, неславянских
областей произошло бы полное, долго еще эти области не проникнутся идеей государственности, в них всегда будет жить надежда отпадения, стремления центростремительные. Казачество, как окраинное русское население, всегда или долго еще будет играть роль цемента: теперь от него, помимо задач проведения государственных идей, нередко требуется применение мер чисто физического воздействия, позже, — и, дай Бог, чтобы это произошло поскорее, — за ним надолго сохранится роль русского, имперского культуртрегера в самом широком значении этого слова».
Слайд 10Выводы
Сословная замкнутость казаков и территориальная «чресполосность» с крестьянскими и инородческими
поселениями создавали дополнительные трудности для миграционной политики.
Военная колонизация, которая становилась
препятствием свободному переселению, обрекала многие стратегически важные и экономически выгодные районы на пустынность, как это было даже в плодородных степных районах Прииртышья и Приишимья.
Речь в дискуссиях конца XIX- начала XX века шла лишь о смене колонизационных приоритетов в пользу крестьян, а не полном упразднении казачества.