Слайд 1Классицизм в русской литературе
Слайд 2Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с
гением Петра.
А. С. Пушкин
Словесность наша явилась вдруг в XIII веке.
А.
С. Пушкин
Слайд 3.
Петербургская академия наук 1721 г.
Московский университет 1755 г.
Академия художеств в
Петербурге 1757 г.
Первый публичный театр в Петербурге 1757 г.
Слайд 4
Екатерина II Великая -
русская императрица
Годы правления
1762 - 1796
Неизвестный художник.
Холст. Масло
Слайд 5Литературные деятели XVIII века
Яков Борисович Княжнин – русский драматург
Михаил Васильевич
Ломоносов – первый русский учёный, поэт, историк, художник
Денис Иванович Фонвизин
– русский драматург
Николай Иванович Новиков – русский журналист
Александр Николаевич Радищев – русский писатель, философ
Слайд 6
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА
Слайд 7План лекции
1) Определение понятия «классицизм». Исторические предпосылки.
2) Главная цель этого
литературного направления.
3) Система жанров.
4) Понятие прекрасного.
5) Особенности драматургии.
Слайд 8Что характерно для классицизма:
Основное свойство — обращенность к образам и
формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.
Главная задача —
создание значительного монументального искусства, одушевлённого идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинен государственному, чувства – долгу.
В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе».
Слайд 9Фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»:
Какой ни взять сюжет, высокий
или забавный,
Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.
Напрасно
кажется, что с ним в войне она:
Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.
Коль тщательно искать, то вскоре острый разум
Привыкнет находить ее легко и разом;
Рассудка здравого покорствуя ярму,
Оправу ценную дает она ему.
Слайд 10Четкое деление на высокие и низкие жанры
Слайд 11Основной лозунг классицизма XVII-XVIII веков — подражание природе, где все,
по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. Произведение искусства должно
быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio — разум).
Слайд 12Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе:
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
единство времени: действие развивается не более суток;
единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое;
единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5—10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.
Слайд 13Герои произведения классицизма
Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно
выражена авторская оценка.
Каждый герой — носитель какой-нибудь черты (добродетели
или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).
Слайд 14Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий.
Но строгой логики
от вас в театре ждут;
В нем властвует закон, взыскательный и
жесткий.
Bы новое лицо ведете на подмостки?
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он всегда самим собой.
Н. Буало
Слайд 15Для классицистических пьес характерна «система амплуа».
Амплуа— стереотип характера, который переходит
из пьесы в пьесу.
Например, амплуа классицистической комедии - это
идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер — герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.
Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»:
героиня — герой-любовник — второй любовник
В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
Слайд 16Требования к классицистической композиции
В пьесе, как правило, 4 акта —
в третьем кульминация, в четвертом развязка.
Особенности экспозиции: пьесу открывают
второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию.
Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.
Слайд 17Черты классицизма в литературе:
культ разума;
художественное произведение организуется как искусственное, логически
построенное целое;
строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить
и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;
человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;
идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;
подчеркивается объективность повествования;
активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Слайд 18 Архитектурный ансамбль и парк в Кусково
Архитектурный
ансамбль и парк в Останкино
Слайд 19Дмитрий Григорьевич Левицкий – русский художник-портретист XVIII века
Портрет великого князя
Александра Павловича в детстве
Слайд 20Фёдор Степанович Рокотов –
русский художник, портретист
Портрет графа И.И.Шувалова
Слайд 21Домашнее задание.
Подготовить рассказ о классицизме как о литературном направлении.
Индивидуальное задание
– подготовить сообщение на тему «Судьба М.Ломоносова».
Индивидуальные задания – подготовить
доклад (по выбору учащегося) на тему «Классицизм в изобразительном искусстве»,
«Классицизм в архитектуре».