Разделы презентаций


Кодификация и экономика древнего шумера

Содержание

Шумерский царь III династии Ура – лугаль Ур-Намма назван с лёгкой подачи С.Н. Крамера «первым Моисеем со скрижалями». Эти законодательные «скрижали» были начертаны клинописью на каменной стеле, которая вероятно стояла на

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Кодификация и экономика древнего шумера
ТРИКОЗ Елена Николаевна
доцент кафедры теории

права
и сравнительного правоведения МГИМО МИД РФ;
доцент кафедры истории

права и государства ЮИ РУДН;
К.ю.н., доцент

Кодификация  и экономика  древнего шумераТРИКОЗ Елена Николаевна доцент кафедры теории права и сравнительного правоведения МГИМО

Слайд 2Шумерский царь III династии Ура – лугаль Ур-Намма назван с

лёгкой подачи С.Н. Крамера «первым Моисеем со скрижалями».
Эти законодательные

«скрижали» были начертаны клинописью на каменной стеле, которая вероятно стояла на внутренней прихрамовой территории к юго-востоку от зиккурата, около сакральных ворот правосудия, рядом с судебным архивом дитилл и местом принесения клятв.

Реконструкция показывает, что «Кодекс Ур-Наммы» («Codex Urnamma») создан ок. 2104–2095 гг. до н.э.

Свод составлен в типичной манере для жанровой правовой литературы Шумера того времени: мифопоэтический пролог с описанием деяний и реформ царя, заканчивающийся переходным словом «отныне» (шум. tukum-bi) к собственно юридическим статьям (87), которые замыкались на риторическом эпилоге с перечнем проклятий и божественных кар.

* Roth M.T. Law collections from Mesopotamia and Asia Minor. 1997.

Шумерский царь III династии Ура – лугаль Ур-Намма назван с лёгкой подачи С.Н. Крамера «первым Моисеем со

Слайд 5III тысячелетие до н.э. заканчивалось для Шумера столетним ренессансом, возрождением

всей его социально-политической, экономической и культурно-юридической жизни, после длительного аккадского и

гутийского завоевания. Это период восхождения на трон шумерских правителей-лугалей III династии города-государства Ура (2112–2003 гг. до н.э.).
Ном Ур (шум. Urim) был расположен в низовьях на западном берегу Евфрата, в 370 км от совр. Багдада. Современником царя Ур-Наммы был библейский Авраам из «Ура халдейского» (Бытие 11:28), живший здесь ок. 2100 г. до н.э. Frayne D.R. Ur III Period (2112–2004 BC). Toronto, 1997.
III тысячелетие до н.э. заканчивалось для Шумера столетним ренессансом, возрождением всей его социально-политической, экономической и культурно-юридической жизни, после

Слайд 7Шумерское царство III династии Ура было уже не просто «номовое

государство», а именно территориальная держава, отличавшаяся не столько своими размерами,

сколько новым статусом городских центров, взаимоотношениями между городом и деревней, ирригационно-хозяйственной системой и масштабным храмостроительством, степенью развития внутренней рыночной и внешней торговли.
Основываясь на двухсекторном (царско-храмовом и общинном) хозяйстве, новое державное государство шумеров было по-саргоновски деспотическим, ориентированным на объединение номов под властью единого центра и опиравшимся на царских чиновников и ставленников царя в роли номовых энси.

По мнению В.А. Якобсона, империя – это не просто форма правления, но совершенно новое политическое, геоэкономическое и социально-психологическое явление, и потому он не считает царство III династии Ура не только империей, но и по настоящему централизованным территориальным государством.
Якобсон В.А. Становление империи и имперской идеологии в древней Месопотамии // Государство на Древнем Востоке: Сб. ст. М., 2004. С. 124-131.

Шумерское царство III династии Ура было уже не просто «номовое государство», а именно территориальная держава, отличавшаяся не

Слайд 8УР-НАММУ
Основатель этого царства – Ур-Намма (шум. Ur-Engur, Ur-Gur, а позднее Ur-dNamma)

считался потомком легендарного царя Гильгамеша и вероятно был женат на

дочери единственного царя V династии Урука, своего сюзерена Утухенгаля, которая впоследствии родила ему сына-наследника Шульги.

Он посвятил свою жизнь объединению городов Северного и Центрального Двуречья, на что были направлены его реформы системы управления и судоустройства, создание новой идеологии и царского имиджа, инфраструктурное строительство и активная законодательная деятельность. 

УР-НАММУОснователь этого царства – Ур-Намма (шум. Ur-Engur, Ur-Gur, а позднее Ur-dNamma) считался потомком легендарного царя Гильгамеша и вероятно

Слайд 9В Шумере была распространена натуралистическая религия, космогония и астролатрия, поэтому

существовала тесная связь и соотнесённость государства, храма и космоса. Вселенная

для шумеров была организованным целым и мыслилась идеальным, «космическим государством», проекцию которого некогда боги-демиурги «спустили с небес» как дар в шумерские города.
В Шумере была распространена натуралистическая религия, космогония и астролатрия, поэтому существовала тесная связь и соотнесённость государства, храма

Слайд 10В качестве связующего звена между богами и людьми выступало т.н.

«лугальство», которое отправлял lú-gal («высокий человек»), избранный богами и ответственный

за служение им людей, передачу им божественных законов («ме») и оглашение назначенной судьбы («нам»).
В качестве связующего звена между богами и людьми выступало т.н. «лугальство», которое отправлял lú-gal («высокий человек»), избранный

Слайд 11Считалось, что каждый год первого ниссану по лунному календарю (в

вечер первого новолуния после дня весеннего равноденствия) высшие боги-игиги собирались

на свой высокий совет (шум. ukkin/puhrum) или ассамблею из 50-ти богов (шум. DINGIRA.NUN.NA), чтобы «установить судьбы» человечества по своему выбору. Сопредседателями в особой, верхней палате из 7 или 12 «наивысших великих богов» (шум. dgal-gal-e-ne) были сам бог Ан и по правую руку его сын бог Энлиль. Здесь разрабатывались судьбоносные решения (например, о создании человека в услужение богам, о суде и наказании других богов, о передаче «царственности» в земные города-государства). Все вместе они собирались в ниппурском храме Энлиля.

См.: Якобсен Т. Месопотамия: космос как государство // В преддверии философии. М., 1984. С. 181.
Считалось, что каждый год первого ниссану по лунному календарю (в вечер первого новолуния после дня весеннего равноденствия)

Слайд 13 В числе наиболее значимых социально-политических реформ Ур-Наммы следует выделить:

укрепление идеологии обожествления правителя («намлугаля»), создание «вечного царства» и объявление

его «территорией, свободной от зла», провозглашение «счастья и благоденствия для всех жителей страны» и др.

В прологе «Кодекса Ур-Наммы» читаем, что царь стал лугалем-гегемоном во всём Южном Междуречье, получив титул «царя Шумера и Аккада» (шум. lugal Ki-en-gi Ki-uri-ki). Ур-Намме удалось за короткий период сосредоточить в своих руках три самых важных религиозно-политических центра всего Шумера.
* Затем его сын Шуль­ги примет титул «царя четырёх стран света», и добьётся в итоге своего полного обожествления. В поздних царских списках Шульги и его сын Бурсин уже прямо названы «богами». 

В числе наиболее значимых социально-политических реформ Ур-Наммы следует выделить: укрепление идеологии обожествления правителя («намлугаля»), создание «вечного

Слайд 14В числе социально-экономических реформ Ур-Наммы выделим его Указ об объявлении

всей земли царской собственностью, создание особых «трудовых бригад» из наёмных

работников-гурушей, всеобщий контроль и учёт в системе хозяйства Шумера, уравнительное распределение земель среди общинников, прощение (аннулирование) долгов и снижение процентов по сделкам царско-храмового хозяйства.

При местных храмах хранились стандарты мер и весов, с помощью которых бедняки могли проверить, не обманывает ли их богатый сосед при заключении сделки.

В числе социально-экономических реформ Ур-Наммы выделим его Указ об объявлении всей земли царской собственностью, создание особых «трудовых

Слайд 16Среди царских функций важное значение приобрели храмостроительство и строительно-восстановительные работы

(а также ирригационные). Идеологической опорой царской власти было шумеро-аккадское жречество,

занимавшее исключительные позиции в социуме. Ур-Намма использовал своё богатство для ремонта и реконструкции столичных городов и магистральных каналов, посвящая местным богам масштабное культовое строительство!

Само строительство храмов и каналов официально объявлялось «общенародным делом», и «весь народ должен был нести корзины строителя, которые были символом строительной повинности.
Сам правитель лично нёс первую корзину и инструменты каменщика во главе народа.

Среди царских функций важное значение приобрели храмостроительство и строительно-восстановительные работы (а также ирригационные). Идеологической опорой царской власти

Слайд 17Ур-Намма по примеру древних энси нередко изображался старательным строителем, в том

числе в виде миниатюрных статуэток с корзиной каменщика на голове.
Его

личное имя было выгравировано на сотнях особых кирпичей, которые закладывались в фундаменты зданий.
Ур-Намма по примеру древних энси нередко изображался старательным строителем, в том числе в виде миниатюрных статуэток с корзиной

Слайд 18Одной из наиболее значимых считается судебно-правовая реформа Ур-Наммы, а также

его попытки * унификации общегосударственной правовой системы, * специализации сферы

царской юрисдикции и * систематизации норм обычного (общинно-коммунального) и писанного (судебно-указного) права.
Венцом этого юридического эксперимента стал
старейший в мире «Кодекс Ур-Наммы».
Одной из наиболее значимых считается судебно-правовая реформа Ур-Наммы, а также его попытки * унификации общегосударственной правовой системы,

Слайд 19Уту (шум. «светлый, сияющий день»; аккад. Šamaš – «солнце, встающее из-за гор

Машу») – шумерский и вавилоно-ассирийский бог солнца и правосудия с

титулом «всевидящий судья богов», бог предзнаменований и покровитель путешественников.
Его божественная супруга Шенирда (аккад. Айя) родила двоих наследников – Китту (аккад. справедливость), и Мишару (аккад. закон и праведность).

Шумеры считали бога Уту судьёй, устанавливавшим законы и строго наблюдавшим за их исполнением.
Он изображался с серповидным зубчатым ножом в руке и солнечными лучами за спиной, помогающими ему установить справедливость и отыскать истину.
Уту был представлен в виде фигуры на вершине горы, балансирующий на одной ноге. Его символом наряду с солярным знаком была также крестовина (четырёх лучевая звезда в круге, или «весы истины»), обозначавшая в шумерской астрологии зодиакальный знак весов (время осеннего равноденствия).

* Alster B. Incantation to Utu // ASJ. 1991. Vol. 13. P. 27-96.

УТУ – бог правосудия
в Шумере

Уту (шум. «светлый, сияющий день»; аккад. Šamaš – «солнце, встающее из-за гор Машу») – шумерский и вавилоно-ассирийский бог солнца

Слайд 20Первые своды законов шумерских правителей считались обязательными к исполнению потому,

что были якобы составлены «согласно справедливому слову Уту».
Наряду с кодексами

законов, «истинные и справедливые цари» в Шумере регулярно издавали амнистирующие указы, призывавшие к всеобщему милосердию и провозглашавшие права и свободы.
Они показывали на небо и утверждали, что их устами говорят боги, а их законы вербально отражают сакральные сути-«ме».

Понятие «ме», мыслимое как «слово» («смысл воли») богов, внесло в шумерскую ноосферу пристрастие к закону и порядку, которые почитались как проекция божественного правопорядка.

* Marcus D. Civil Liberties under Israelite and Mesopotamian Kings // JNES. 1973. Vol. 5. P. 53-60.
Первые своды законов шумерских правителей считались обязательными к исполнению потому, что были якобы составлены «согласно справедливому слову

Слайд 21Царь в Шумере представлялся своим подданным как их спаситель, как

правитель-космократор,
посредник и одновременно соединитель божественных и земных законов. Потребность

в таком медиаторстве стала существенным фактором политогенеза, институциализации судов и
кодификации права в Шумере !
Царь в Шумере представлялся своим подданным как их спаситель, как правитель-космократор, посредник и одновременно соединитель божественных и

Слайд 22Самым известным стал «Codex Urnamma», где в строках 104-113 и

177-181 речь идёт об устанавливании правосудия, единого во всей стране

(шум. nig-si-sa kalam); 125-134 – об освобождении от политической зависимости городов от эламитов; 162-165 – о социальных гарантиях для вдов и сирот.
Издание этого первого крупного писаного судебника явилось важным фактором огосударствления судебно-правовых отношений и увенчало собой судебную реформу Ур-Наммы. Его целью было расширение царской подсудности при сохранении традиционной общинной юрисдикции в крупных городах.

Codex Urnamma

Самым известным стал «Codex Urnamma», где в строках 104-113 и 177-181 речь идёт об устанавливании правосудия, единого

Слайд 23В шумерском обществе практиковался своего рода культ образования! Это было

рафинированное общество образованных горожан, о чём свидетельствуют сотни тысяч сохранившихся

клинописных текстов из царско-храмовых архивов и библиотек, частных архивов торговцев и большесемейных общин.
Социальный престиж писцовой  школы-эдуббы был очень высок, а особый авторитет профессии дубсара, почёт и преклонение перед ней были связаны с тем, что писцы единственные наряду с царями (и их «nam-legal») имели свою особенную судьбу (шум. nam-dubsar).
Усваивать знания и оттачивать писцовое искусство с помощью шумеро-аккадской клинописи было очень сложно, на это уходила большая часть жизни (в эдуббе учились по 15 – 20 лет)!
В шумерском обществе практиковался своего рода культ образования! Это было рафинированное общество образованных горожан, о чём свидетельствуют

Слайд 24Благодаря деятельности шумерских писцов в древневосточную юриспруденцию был привнесён такой

важный технический приём, как систематизация права в форме учёта и

архаической кодификации права!

Как ярко выразился В.А. Якобсон, древняя Месопотамия является «подлинным раем для историков права», а по метафоричному определению С.Н. Крамера, жители этой древней страны были «народом сутяг», судя по обилию дошедших до нас клинописных юридических документов и царских судебников.

Благодаря деятельности шумерских писцов в древневосточную юриспруденцию был привнесён такой важный технический приём, как систематизация права в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика