права
и сравнительного правоведения МГИМО МИД РФ;
доцент кафедры истории
права и государства ЮИ РУДН;К.ю.н., доцент
Свод составлен в типичной манере для жанровой правовой литературы Шумера того времени: мифопоэтический пролог с описанием деяний и реформ царя, заканчивающийся переходным словом «отныне» (шум. tukum-bi) к собственно юридическим статьям (87), которые замыкались на риторическом эпилоге с перечнем проклятий и божественных кар.
* Roth M.T. Law collections from Mesopotamia and Asia Minor. 1997.
По мнению В.А. Якобсона, империя – это не просто форма правления, но совершенно новое политическое, геоэкономическое и социально-психологическое явление, и потому он не считает царство III династии Ура не только империей, но и по настоящему централизованным территориальным государством.
Якобсон В.А. Становление империи и имперской идеологии в древней Месопотамии // Государство на Древнем Востоке: Сб. ст. М., 2004. С. 124-131.
Он посвятил свою жизнь объединению городов Северного и Центрального Двуречья, на что были направлены его реформы системы управления и судоустройства, создание новой идеологии и царского имиджа, инфраструктурное строительство и активная законодательная деятельность.
В прологе «Кодекса Ур-Наммы» читаем, что царь стал лугалем-гегемоном во всём Южном Междуречье, получив титул «царя Шумера и Аккада» (шум. lugal Ki-en-gi Ki-uri-ki). Ур-Намме удалось за короткий период сосредоточить в своих руках три самых важных религиозно-политических центра всего Шумера.
* Затем его сын Шульги примет титул «царя четырёх стран света», и добьётся в итоге своего полного обожествления. В поздних царских списках Шульги и его сын Бурсин уже прямо названы «богами».
При местных храмах хранились стандарты мер и весов, с помощью которых бедняки могли проверить, не обманывает ли их богатый сосед при заключении сделки.
Само строительство храмов и каналов официально объявлялось «общенародным делом», и «весь народ должен был нести корзины строителя, которые были символом строительной повинности.
Сам правитель лично нёс первую корзину и инструменты каменщика во главе народа.
Шумеры считали бога Уту судьёй, устанавливавшим законы и строго наблюдавшим за их исполнением.
Он изображался с серповидным зубчатым ножом в руке и солнечными лучами за спиной, помогающими ему установить справедливость и отыскать истину.
Уту был представлен в виде фигуры на вершине горы, балансирующий на одной ноге. Его символом наряду с солярным знаком была также крестовина (четырёх лучевая звезда в круге, или «весы истины»), обозначавшая в шумерской астрологии зодиакальный знак весов (время осеннего равноденствия).
* Alster B. Incantation to Utu // ASJ. 1991. Vol. 13. P. 27-96.
УТУ – бог правосудия
в Шумере
Codex Urnamma
Как ярко выразился В.А. Якобсон, древняя Месопотамия является «подлинным раем для историков права», а по метафоричному определению С.Н. Крамера, жители этой древней страны были «народом сутяг», судя по обилию дошедших до нас клинописных юридических документов и царских судебников.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть