Слайд 2основное внимание уделяется познавательным структурам психики, упор делается на личность,
личностные конструкты и в целом на логические способности.
Слайд 3Особенности
1. Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему
-мыслям о себе и о мире. Не обязательным является выявление
причин нарушений.
2. В основе коррекции лежит научение новым способам мышления.
3. Широкое применение системы домашних заданий, направленных на перенос полученных новых навыков в среду реального взаимодействия.
4. Основная задача коррекции - изменения в восприятии себя и окружающей действительности, при этом признается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.
Слайд 4Направления в когнитивном подходе
Слайд 5Когнитивно-аналитическое направление
В основе: работы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, теория Д.
Келли, работы А. Риле.
Основная задача - создание модели психологической проблемы,
которая была бы понятна клиенту и с которой он мог бы работать самостоятельно.
Слайд 6Модель строится на основе метода репертуарных решеток Д. Келли и
представляет собой набор согласованных и логически взаимосвязанных гипотез (так называемый
модуль процедурной последовательности), в котором взаимодействуют восприятие, эмоции, действия и мысли. Элементы модуля находятся в зависимости: каждый элемент вызывает следующий, а последний вновь вызывает запускающий элемент, который часто воспринимается клиентом как основная проблема.
Слайд 7Задача коррекции
Выяснение неосознаваемых категорий мышления (которые являются источником негативных
переживаний) и обучение клиента новым способам мышления.
Слайд 8Основные понятия в когнитивно-поведенческом направлении
Ловушки - сложные, повторяемые поведенческие шаблоны.
Например, имеющееся у клиента чувство неуверенности порождает стремление демонстрировать уверенное
поведение. Это стремление приводит к наблюдению за проявлениями уверенности у других и копированию подобного поведения, что ведет к еще большему дистанцированию от окружающих и порождает страх одиночества. Со страхом одиночества связан отказ от уверенной модели поведения, что, в свою очередь, способствует осознанию неуспешности и усилению чувства неуверенности.
Слайд 9Дилеммы - это стратегии поведения, построенные на альтернативном мышлении и
предполагающие две взаимоисключающие формы поведения.
Например, у клиента есть выраженное
стремление к близости с другим человеком. Однако возникающая форма близости такова, что при этом клиент теряет самостоятельность, возникает ощущение зависимости. Самостоятельность же означает полную противоположность близости и вызывает чувство одиночества. Таким образом у клиента возникает дилемма: либо он самостоятелен, но одинок, либо он близок с любимым человеком, но зависим.
Слайд 10Препятствия - вариант поведения, при котором, ставя цель, клиент не
осознает и не учитывает ее серьезности. Примером может служить попытка
фрустрированного клиента бросить курить. При этом цель - попытка бросить курить - недостижима, поскольку при ее постановке клиент осознает только некоторые (видимые) аспекты курения (наносимый вред своему здоровью, окружающим, неприятный запах, расходы и т.д.), но не осознает, что курение для него является важным элементом копинг-поведения, и встроена в стратегию борьбы со стрессом. При любой попытке бросить курить нарастает дискомфорт и резко снижается толерантность к фрустрации и стрессу, что усиливает желание закурить.
Слайд 11Основные этапы работы с клиентом:
Слайд 12Диагностический этап
Знакомство с проблемами клиента, глубокое изучение его биографии, совместное
с клиентом формулирование его проблем.
Завершается этап передачей клиенту письма, в
котором излагаются эпизоды его биографии, по мнению психолога, имеющие отношение к настоящей проблеме, раскрывается психологический смысл этих эпизодов, суммируются представления психолога о причинах проблемы, раскрывается связь ситуации, в которой возникает симптоматика, с имеющимися "невротическими способами поведения" и сильными эмоциональными переживаниями.
Письмо клиент читает вначале самостоятельно, а затем в присутствии психолога. После прочтения уточняются формулировки и причины проблемы, обсуждаются с клиентом и принимаются цели и план коррекции.
Этап составляет 3-5 встреч.
Слайд 13Активный этап
Задача этапа - научить клиента видеть неадаптивные формы собственного
поведения. Наблюдая за собой (используя для этого различные приемы -
ведение домашнего дневника, заполнение когнитивных карт и др.) и обсуждая с психологом результаты наблюдений, клиент начинает понимать, какие процессы управляют его жизнью. Этот этап состоит из 9-12 встреч.
Слайд 14Перерыв
В течение 2-3 мес. клиент самостоятельно (не встречаясь с психологом)
использует освоенные формы поведения в повседневной жизни.
Слайд 15Заключительный этап
Клиент и психолог обсуждают прогресс в ситуации клиента, новые
формы поведения, проблемное поведение клиента с целью доработки самых сложных
его элементов.
Этап составляет 3-4 встречи.
Слайд 16Показания для когнитивно-аналитической коррекции : клиенты с личностными нарушениями, депрессивными
реакциями, страхами, нарушениями влечений, страдающих зависимостями разного вида (алкоголь, наркотики
и др.), психосоматическими заболеваниями.
Цели коррекции:·
- исправления ошибочной переработки информации;
- помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции.
Слайд 17Основная формула воздействия:
психолог помогает клиенту отыскать искажение в мышлении и
научиться альтернативным, более реалистичным способам формулирования своего опыта.
Слайд 18Техники
Поведенческий эксперимент - проверка искаженных убеждений или страхов в ситуации
реальной жизни. Когнитивный психолог не говорит клиенту, что его убеждения
иррациональны или неправильны, или что ему необходимо принять убеждения психолога. Вместо этого психолог задает вопросы для извлечения информации о значении функций и последствиях убеждений клиента. В конце концов клиент сам решает, отвергать, модифицировать или сохранять ли ему свои убеждения, предварительно осознав их эмоциональные или поведенческие последствия.
Слайд 19Метод "Фиксированной роли". (Д. Келли)
В ходе коррекционного взаимодействия клиенту
предлагают посмотреть на мир глазами другого человека и вести себя
соответственно. Клиент с помощью психолога активно экспериментирует с принимаемыми ролями гипотетических персонажей.
Разыгрывая различные ситуации со значимыми людьми, клиент начинает осознавать, что он может успешнее экспериментировать с межличностными отношениями, используя свое собственное поведение как "независимую переменную", т.е. его поведение может выступать как переменная в любой ситуации, которая потенциально находится под контролем и может систематически управляться. Постепенно клиент может обнаружить, что он способен вызывать у своего социального окружения именно те реакции, которые и намеревался вызвать.
Слайд 20
"Подъем по лестнице". Обсуждение конструктов с помощью вопросов,
начинающихся со слова "почему", похоже на своеобразный подъем вверх по
лестнице.("Почему? Чем лучше для вас играть подчиняющие роли?" )
. "Складывание пирамиды". Техника похожа на технику "Подъем по лестнице", но психолог вместо вопроса "почему?" задает вопрос "как?". Процедура складывания пирамиды представляет собой своеобразное движение "вниз", к конкретизации описания поведения вследствие действия того или иного конструкта.
"ABC-модель". Клиента просят охарактеризовать каждый полюс исследуемого конструкта. Например, у женщины имеется избыточный вес. Психолог задает ей следующие вопросы: "Какие преимущества у нее есть вследствие избыточного веса? Какие минусы привносит в ее жизнь большой вес?»
Слайд 21РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ (РЭТ) А. ЭЛЛИСА
"Людям мешают не вещи, а
то, какими они их видят"
Слайд 22Особенности
человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий.
каждый человек рождается с
определенным потенциалом, и этот потенциал имеет две стороны: рациональную и
иррациональную; конструктивную и деструктивную и т.д.
выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение.
Слайд 23Виды когниций
Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что
человек воспринял в мире, это "чистая»информация о реальности.
Оценочные когниции
отражают отношение человека к этой реальности.
Слайд 24Источник психологических нарушений - иррациональные установки - это система индивидуальных
иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от
значимых взрослых.
У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниций, которая представляет собой систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями.
Слайд 25“Кодекс невротика”
1. Существует жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым
человеком в значимом окружении.
2. Каждый должен быть компетентным во всех
областях знаний.
3. Большинство людей подлые, испорченные и достойны презрения.
4. Произойдет катастрофа, если события пойдут иным путем, чем запрограммировал человек.
5. Человеческие несчастья обусловлены внешними силами, и у людей мало возможности их контролировать.
6. Если существует опасность, то не следует ее преодолевать.
7. Легче избежать определенных жизненных трудностей, чем соприкасаться с ними и нести за них ответственность.
8. В этом мире слабый всегда зависит от сильного.
9. Прошлая история человека должна влиять на его непосредственное поведение "сейчас".
10. Не следует беспокоиться о чужих проблемах.
11. Необходимо правильно, четко и отлично решать все проблемы, а если этого нет, то произойдет катастрофа.
12. Если кто-либо не контролирует свои эмоции, то ему невозможно помочь.
Слайд 26АВС-теория. Структура личности по Эллису
А - активирующее событие;
B мнение
клиента о событии;
С - эмоциональные или поведенческие последствия события;
D - последующая реакция на событие в результате мыслительной переработки;
Е - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).
Слайд 27Этапы коррекционной работы
Первый этап - прояснение параметров события (A), в
том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него
неадекватные реакции.
А = (А0 + Аc) => В,
где A0- объективное событие (описанное группой наблюдателей);
Аc - субъективно воспринятое событие (описанное клиентом);
В - система оценки клиента, определяющая, какие параметры объективного события будут восприняты и будут значимы.
Цель этапа – осознание клиентом системы оценочных когниций, затрудняющих решение конфликта.
Слайд 28Второй этап
Идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С).
Цель этого этапа - выявление всего диапазона эмоциональных реакций на
событие (так как не все эмоции легко дифференцируются человеком, а некоторые подавляются и не осознаются из-за включения рационализации и других механизмов защиты).
Цель этапа достигнута, когда в проблемной области выявлены иррациональные установки
Слайд 29Иррациональные установки
1. Катастрофические установки.
2. Установки обязательного долженствования.
3. Установки обязательной реализации
своих потребностей.
4. Глобальные оценочные установки.
Слайд 30Третий этап: реконструкция иррациональных установок:
На когнитивном уровне (доказательство)
На уровне воображения
(мысленное погружение в психотравмиующую ситуацию
Слайд 31Четвертый этап
Закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом
самостоятельно. Они также могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении
или на уровне прямых действий.
Слайд 32Цели коррекции
оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений.
Частная цель - освобождение от идеи самообвинения.
Формирование определенных качеств: социальный
интерес, интерес к себе, самоуправление, терпимость, гибкость, принятие неопределенности, научное мышление, самопринятие, способность к риску, реализм.
Слайд 33Позиция психолога
Директивная.
Он разъясняет, убеждает.
Он авторитет, который опровергает ошибочные суждения,
указывая на их неточность, произвольность и т.д.
Он апеллирует к
науке, к способности мыслить и, по выражению Эллиса, не занимается отпущением грехов, после которого клиент может быть и чувствует себя легче, но неизвестно, легче ли ему на самом деле.
Слайд 34Требование и ожидание от клиента
Клиенту отводится роль ученика, и соответственно
его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации с
ролью учащегося.
Предполагается, что клиент проходит три уровня инсайта:
1. Поверхностный - осознание проблемы.
2. Углубленный - распознавание собственных интерпретаций.
3. Глубинный - на уровне мотивации к изменению.
Слайд 35Психологические предпосылки РЭТ:
признание личной ответственности клиента за свои проблемы;
принятие
идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы
признание того,
что эмоциональные проблемы клиента проистекают из его иррациональных представлений о себе и о мире;
обнаружение (осознавание) клиентом у себя этих представлений;
признание клиентом полезности серьезного обсуждения этих представлений;
согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями;
согласие клиента на использование РЭТ.
Слайд 36Техники
1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов.
Психолог активно дискутирует с клиентом,
опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и
т.д. Большое внимание уделяется смягчению категоричности клиента: вместо "Я должен" - "Мне бы хотелось»; вместо "Будет ужасно, если..." - "Наверно, не совсем удобно будет, если...» и др.;
2. Когнитивное домашнее задание связано с самоанализом по "ABC-модели» и переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций.
3. Рационально-эмотивное воображение. Клиента просят вообразить трудную для него ситуацию и свои чувства в ней. Затем предлагается изменить самоощущения в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.
4. Ролевая игра. Проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, особенно несущие в себе самообвинение и самоуничижение.
5. "Атака на страх". Техника состоит в домашнем задании, смысл которого в том, чтобы выполнить действие, которое обычно вызывает страх или психологические затруднения у клиента.