Разделы презентаций


Когнитивное направление

Содержание

основное внимание уделяется познавательным структурам психики, упор делается на личность, личностные конструкты и в целом на логические способности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Когнитивное направление

Когнитивное направление

Слайд 2основное внимание уделяется познавательным структурам психики, упор делается на личность,

личностные конструкты и в целом на логические способности.

основное внимание уделяется познавательным структурам психики, упор делается на личность, личностные конструкты и в целом на логические

Слайд 3Особенности
1. Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему

-мыслям о себе и о мире. Не обязательным является выявление

причин нарушений.
2. В основе коррекции лежит научение новым способам мышления.
3. Широкое применение системы домашних заданий, направленных на перенос полученных новых навыков в среду реального взаимодействия.
4. Основная задача коррекции - изменения в восприятии себя и окружающей действительности, при этом признается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.

Особенности1. Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему -мыслям о себе и о мире. Не

Слайд 4Направления в когнитивном подходе

Направления в когнитивном подходе

Слайд 5Когнитивно-аналитическое направление
В основе: работы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, теория Д.

Келли, работы А. Риле.
Основная задача - создание модели психологической проблемы,

которая была бы понятна клиенту и с которой он мог бы работать самостоятельно.

Когнитивно-аналитическое направление В основе: работы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, теория Д. Келли, работы А. Риле.Основная задача -

Слайд 6Модель строится на основе метода репертуарных решеток Д. Келли и

представляет собой набор согласованных и логически взаимосвязанных гипотез (так называемый

модуль процедурной последовательности), в котором взаимодействуют восприятие, эмоции, действия и мысли. Элементы модуля находятся в зависимости: каждый элемент вызывает следующий, а последний вновь вызывает запускающий элемент, который часто воспринимается клиентом как основная проблема.

Модель строится на основе метода репертуарных решеток Д. Келли и представляет собой набор согласованных и логически взаимосвязанных

Слайд 7Задача коррекции
Выяснение неосознаваемых категорий мышления (которые являются источником негативных

переживаний) и обучение клиента новым способам мышления.

Задача коррекции Выяснение неосознаваемых категорий мышления (которые являются источником негативных переживаний) и обучение клиента новым способам мышления.

Слайд 8Основные понятия в когнитивно-поведенческом направлении
Ловушки - сложные, повторяемые поведенческие шаблоны.


Например, имеющееся у клиента чувство неуверенности порождает стремление демонстрировать уверенное

поведение. Это стремление приводит к наблюдению за проявлениями уверенности у других и копированию подобного поведения, что ведет к еще большему дистанцированию от окружающих и порождает страх одиночества. Со страхом одиночества связан отказ от уверенной модели поведения, что, в свою очередь, способствует осознанию неуспешности и усилению чувства неуверенности.

Основные понятия в когнитивно-поведенческом направленииЛовушки - сложные, повторяемые поведенческие шаблоны. Например, имеющееся у клиента чувство неуверенности порождает

Слайд 9Дилеммы - это стратегии поведения, построенные на альтернативном мышлении и

предполагающие две взаимоисключающие формы поведения.
Например, у клиента есть выраженное

стремление к близости с другим человеком. Однако возникающая форма близости такова, что при этом клиент теряет самостоятельность, возникает ощущение зависимости. Самостоятельность же означает полную противоположность близости и вызывает чувство одиночества. Таким образом у клиента возникает дилемма: либо он самостоятелен, но одинок, либо он близок с любимым человеком, но зависим.
Дилеммы - это стратегии поведения, построенные на альтернативном мышлении и предполагающие две взаимоисключающие формы поведения. Например, у

Слайд 10Препятствия - вариант поведения, при котором, ставя цель, клиент не

осознает и не учитывает ее серьезности. Примером может служить попытка

фрустрированного клиента бросить курить. При этом цель - попытка бросить курить - недостижима, поскольку при ее постановке клиент осознает только некоторые (видимые) аспекты курения (наносимый вред своему здоровью, окружающим, неприятный запах, расходы и т.д.), но не осознает, что курение для него является важным элементом копинг-поведения, и встроена в стратегию борьбы со стрессом. При любой попытке бросить курить нарастает дискомфорт и резко снижается толерантность к фрустрации и стрессу, что усиливает желание закурить.

Препятствия - вариант поведения, при котором, ставя цель, клиент не осознает и не учитывает ее серьезности. Примером

Слайд 11Основные этапы работы с клиентом:

Основные этапы работы с клиентом:

Слайд 12Диагностический этап
Знакомство с проблемами клиента, глубокое изучение его биографии, совместное

с клиентом формулирование его проблем.
Завершается этап передачей клиенту письма, в

котором излагаются эпизоды его биографии, по мнению психолога, имеющие отношение к настоящей проблеме, раскрывается психологический смысл этих эпизодов, суммируются представления психолога о причинах проблемы, раскрывается связь ситуации, в которой возникает симптоматика, с имеющимися "невротическими способами поведения" и сильными эмоциональными переживаниями.
Письмо клиент читает вначале самостоятельно, а затем в присутствии психолога. После прочтения уточняются формулировки и причины проблемы, обсуждаются с клиентом и принимаются цели и план коррекции.
Этап составляет 3-5 встреч.

Диагностический этапЗнакомство с проблемами клиента, глубокое изучение его биографии, совместное с клиентом формулирование его проблем.Завершается этап передачей

Слайд 13Активный этап
Задача этапа - научить клиента видеть неадаптивные формы собственного

поведения. Наблюдая за собой (используя для этого различные приемы -

ведение домашнего дневника, заполнение когнитивных карт и др.) и обсуждая с психологом результаты наблюдений, клиент начинает понимать, какие процессы управляют его жизнью. Этот этап состоит из 9-12 встреч.

Активный этапЗадача этапа - научить клиента видеть неадаптивные формы собственного поведения. Наблюдая за собой (используя для этого

Слайд 14Перерыв
В течение 2-3 мес. клиент самостоятельно (не встречаясь с психологом)

использует освоенные формы поведения в повседневной жизни.

ПерерывВ течение 2-3 мес. клиент самостоятельно (не встречаясь с психологом) использует освоенные формы поведения в повседневной жизни.

Слайд 15Заключительный этап
Клиент и психолог обсуждают прогресс в ситуации клиента, новые

формы поведения, проблемное поведение клиента с целью доработки самых сложных

его элементов.
Этап составляет 3-4 встречи.

Заключительный этапКлиент и психолог обсуждают прогресс в ситуации клиента, новые формы поведения, проблемное поведение клиента с целью

Слайд 16Показания для когнитивно-аналитической коррекции : клиенты с личностными нарушениями, депрессивными

реакциями, страхами, нарушениями влечений, страдающих зависимостями разного вида (алкоголь, наркотики

и др.), психосоматическими заболеваниями.
Цели коррекции:·
- исправления ошибочной переработки информации;
- помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции.



Показания для когнитивно-аналитической коррекции : клиенты с личностными нарушениями, депрессивными реакциями, страхами, нарушениями влечений, страдающих зависимостями разного

Слайд 17Основная формула воздействия:
психолог помогает клиенту отыскать искажение в мышлении и

научиться альтернативным, более реалистичным способам формулирования своего опыта.

Основная формула воздействия:психолог помогает клиенту отыскать искажение в мышлении и научиться альтернативным, более реалистичным способам формулирования своего

Слайд 18Техники
Поведенческий эксперимент - проверка искаженных убеждений или страхов в ситуации

реальной жизни. Когнитивный психолог не говорит клиенту, что его убеждения

иррациональны или неправильны, или что ему необходимо принять убеждения психолога. Вместо этого психолог задает вопросы для извлечения информации о значении функций и последствиях убеждений клиента. В конце концов клиент сам решает, отвергать, модифицировать или сохранять ли ему свои убеждения, предварительно осознав их эмоциональные или поведенческие последствия.
ТехникиПоведенческий эксперимент - проверка искаженных убеждений или страхов в ситуации реальной жизни. Когнитивный психолог не говорит клиенту,

Слайд 19Метод "Фиксированной роли". (Д. Келли)
В ходе коррекционного взаимодействия клиенту

предлагают посмотреть на мир глазами другого человека и вести себя

соответственно. Клиент с помощью психолога активно экспериментирует с принимаемыми ролями гипотетических персонажей.
Разыгрывая различные ситуации со значимыми людьми, клиент начинает осознавать, что он может успешнее экспериментировать с межличностными отношениями, используя свое собственное поведение как "независимую переменную", т.е. его поведение может выступать как переменная в любой ситуации, которая потенциально находится под контролем и может систематически управляться. Постепенно клиент может обнаружить, что он способен вызывать у своего социального окружения именно те реакции, которые и намеревался вызвать.


Метод

Слайд 20
"Подъем по лестнице". Обсуждение конструктов с помощью вопросов,

начинающихся со слова "почему", похоже на своеобразный подъем вверх по

лестнице.("Почему? Чем лучше для вас играть подчиняющие роли?" )
. "Складывание пирамиды". Техника похожа на технику "Подъем по лестнице", но психолог вместо вопроса "почему?" задает вопрос "как?". Процедура складывания пирамиды представляет собой своеобразное движение "вниз", к конкретизации описания поведения вследствие действия того или иного конструкта.
"ABC-модель". Клиента просят охарактеризовать каждый полюс исследуемого конструкта. Например, у женщины имеется избыточный вес. Психолог задает ей следующие вопросы: "Какие преимущества у нее есть вследствие избыточного веса? Какие минусы привносит в ее жизнь большой вес?»

Слайд 21РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ (РЭТ) А. ЭЛЛИСА
"Людям мешают не вещи, а

то, какими они их видят"

РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ (РЭТ) А. ЭЛЛИСА

Слайд 22Особенности

человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий.
каждый человек рождается с

определенным потенциалом, и этот потенциал имеет две стороны: рациональную и

иррациональную; конструктивную и деструктивную и т.д.
выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение.
Особенностичеловек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий.каждый человек рождается с определенным потенциалом, и этот потенциал имеет две

Слайд 23Виды когниций
Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что

человек воспринял в мире, это "чистая»информация о реальности.
Оценочные когниции

отражают отношение человека к этой реальности.
Виды когницийДескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это

Слайд 24Источник психологических нарушений - иррациональные установки - это система индивидуальных

иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от

значимых взрослых.
У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниций, которая представляет собой систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями.
Источник психологических нарушений - иррациональные установки - это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило,

Слайд 25“Кодекс невротика”
1. Существует жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым

человеком в значимом окружении.
2. Каждый должен быть компетентным во всех

областях знаний.
3. Большинство людей подлые, испорченные и достойны презрения.
4. Произойдет катастрофа, если события пойдут иным путем, чем запрограммировал человек.
5. Человеческие несчастья обусловлены внешними силами, и у людей мало возможности их контролировать.
6. Если существует опасность, то не следует ее преодолевать.
7. Легче избежать определенных жизненных трудностей, чем соприкасаться с ними и нести за них ответственность.
8. В этом мире слабый всегда зависит от сильного.
9. Прошлая история человека должна влиять на его непосредственное поведение "сейчас".
10. Не следует беспокоиться о чужих проблемах.
11. Необходимо правильно, четко и отлично решать все проблемы, а если этого нет, то произойдет катастрофа.
12. Если кто-либо не контролирует свои эмоции, то ему невозможно помочь.

“Кодекс невротика”1. Существует жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым человеком в значимом окружении.2. Каждый должен быть

Слайд 26АВС-теория. Структура личности по Эллису
А - активирующее событие;
B мнение

клиента о событии;
С - эмоциональные или поведенческие последствия события;

D - последующая реакция на событие в результате мыслительной переработки;
Е - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).

АВС-теория. Структура личности по ЭллисуА - активирующее событие; B мнение клиента о событии; С - эмоциональные или

Слайд 27Этапы коррекционной работы
Первый этап - прояснение параметров события (A), в

том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него

неадекватные реакции.
А = (А0 + Аc) => В,
где A0- объективное событие (описанное группой наблюдателей);
Аc - субъективно воспринятое событие (описанное клиентом);
В - система оценки клиента, определяющая, какие параметры объективного события будут восприняты и будут значимы.
Цель этапа – осознание клиентом системы оценочных когниций, затрудняющих решение конфликта.

Этапы коррекционной работыПервый этап - прояснение параметров события (A), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента,

Слайд 28Второй этап
Идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С).

Цель этого этапа - выявление всего диапазона эмоциональных реакций на

событие (так как не все эмоции легко дифференцируются человеком, а некоторые подавляются и не осознаются из-за включения рационализации и других механизмов защиты).
Цель этапа достигнута, когда в проблемной области выявлены иррациональные установки

Второй этап Идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С). Цель этого этапа - выявление всего диапазона

Слайд 29Иррациональные установки
1. Катастрофические установки.
2. Установки обязательного долженствования.
3. Установки обязательной реализации

своих потребностей.
4. Глобальные оценочные установки.

Иррациональные установки1. Катастрофические установки.2. Установки обязательного долженствования.3. Установки обязательной реализации своих потребностей.4. Глобальные оценочные установки.

Слайд 30Третий этап: реконструкция иррациональных установок:
На когнитивном уровне (доказательство)
На уровне воображения

(мысленное погружение в психотравмиующую ситуацию

Третий этап: реконструкция иррациональных установок: На когнитивном уровне (доказательство)На уровне воображения (мысленное погружение в психотравмиующую ситуацию

Слайд 31Четвертый этап
Закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом

самостоятельно. Они также могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении

или на уровне прямых действий.

Четвертый этапЗакрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно. Они также могут проводиться на когнитивном

Слайд 32Цели коррекции
оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений.


Частная цель - освобождение от идеи самообвинения.
Формирование определенных качеств: социальный

интерес, интерес к себе, самоуправление, терпимость, гибкость, принятие неопределенности, научное мышление, самопринятие, способность к риску, реализм.

Цели коррекцииоказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель - освобождение от идеи самообвинения.Формирование

Слайд 33Позиция психолога
Директивная.
Он разъясняет, убеждает.
Он авторитет, который опровергает ошибочные суждения,

указывая на их неточность, произвольность и т.д.
Он апеллирует к

науке, к способности мыслить и, по выражению Эллиса, не занимается отпущением грехов, после которого клиент может быть и чувствует себя легче, но неизвестно, легче ли ему на самом деле.

Позиция психологаДирективная.Он разъясняет, убеждает. Он авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.д.

Слайд 34Требование и ожидание от клиента
Клиенту отводится роль ученика, и соответственно

его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации с

ролью учащегося.
Предполагается, что клиент проходит три уровня инсайта:
1. Поверхностный - осознание проблемы.
2. Углубленный - распознавание собственных интерпретаций.
3. Глубинный - на уровне мотивации к изменению.

Требование и ожидание от клиентаКлиенту отводится роль ученика, и соответственно его успех трактуется в зависимости от мотивации

Слайд 35Психологические предпосылки РЭТ:
признание личной ответственности клиента за свои проблемы;
принятие

идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы
признание того,

что эмоциональные проблемы клиента проистекают из его иррациональных представлений о себе и о мире;
обнаружение (осознавание) клиентом у себя этих представлений;
признание клиентом полезности серьезного обсуждения этих представлений;
согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями;
согласие клиента на использование РЭТ.

Психологические предпосылки РЭТ: признание личной ответственности клиента за свои проблемы;принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на

Слайд 36Техники
1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов.
Психолог активно дискутирует с клиентом,

опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и

т.д. Большое внимание уделяется смягчению категоричности клиента: вместо "Я должен" - "Мне бы хотелось»; вместо "Будет ужасно, если..." - "Наверно, не совсем удобно будет, если...» и др.;
2. Когнитивное домашнее задание связано с самоанализом по "ABC-модели» и переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций.
3. Рационально-эмотивное воображение. Клиента просят вообразить трудную для него ситуацию и свои чувства в ней. Затем предлагается изменить самоощущения в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.
4. Ролевая игра. Проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, особенно несущие в себе самообвинение и самоуничижение.
5. "Атака на страх". Техника состоит в домашнем задании, смысл которого в том, чтобы выполнить действие, которое обычно вызывает страх или психологические затруднения у клиента.
Техники1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов.Психолог активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика