Слайд 1
«Комплекс коррекционно-развивающих упражнений, с использованием здоровьесберегающих технологий».
Учитель-логопед
ГБ ОУ «Специальная(коррекционая) школа-интернат»
г.Новотроицк,
Буфетова В.В.
Слайд 2Артикуляционная гимнастика.
Требования к выполнению каждого упражнения
1. Точность и частота.
2. Плавность и легкость,
не должно быть толчков, подёргиваний.
3. Движение одного органа должно совершаться без
движения другого органа. Темп сначала медленный, потом убыстряется. Урегулировать темп можно хлопками.
4. Устойчивость конечного результата. Полученное положение должно удерживаться без изменений на счет до 10.
5. Переключение к другому движению должно совершаться плавно и достаточно быстро.
6. Упражнения выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном
Слайд 31. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны
2.
Хоботок (Трубочка)
Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении
под счет от 1 до 5-10. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2.
Упражнения для губ
Слайд 4Улыбка (Заборчик)
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и
видны. Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и
нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
Слайд 5Бублик (Рупор)
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние
и нижние резцы видны.
Слайд 6
Для щёк
1. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
Слайд 7
Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
Слайд 8
Упражнения для языка
«Чашечка»
Язычка загнем края,
Делай так же, как
и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.
Слайд 9
Упражнение «Маятник».
Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу
оближет
И подсядет к меду
ближе.
Слайд 10«Вкусный мед».
Выгни язычок, как спинку
Выгнул этот рыжий кот
Ну-ка, рассмотри картинку:
Он
по мостику идет.
Слайд 11«Грибочек».
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.. Удерживаем в таком положении 3—5
секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот.
Слайд 12«Орешек».
Белка щелкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок
Влево-вправо, на бочок.
Слайд 13Что же происходит, когда дети занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и
ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах
головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что , в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность детей.
Малыши учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределить.
Слайд 14Если дети будут выполнять упражнения, сопровождая короткими стихотворными строчками, то
их речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль
за выполняемыми движениями.
Развивается память у детей, так как они учатся запоминать определённые положения рук и последовательность движений .
У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, дети смогут «рассказывать руками»целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит владение навыком письма.
Слайд 17Упражнения для пальцев динамические.
Слайд 19
Работа над мелкой моторикой
Массаж карандашами.
Слайд 24Су Джок терапия
В переводе с корейского языка Су означает кисть,
Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это
метод лечения с использованием кистей и стоп.
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком.
Слайд 27Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я
ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым
пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Слайд 28
Развитие правильного речевого дыхания
1.«Вдох-выдох» Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох
через нос, задержать на 2—3 секунды воздух в легких, затем
произвести протяжный плавный выдох через рот. : вдох через нос — выдох через нос, вдох через рот — выдох через нос, вдох через рот — выдох через рот.
2. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.
3. Надуем шарик, не раздувая щеки.
Слайд 29Школа требует от детей не только достаточно высокого уровня восприятия,
памяти, мышления, речи, но и хорошего развития тонкой моторики рук.
Многие дети с проблемами в развитии, поступающие в первый класс, не готовы к длительным статическим нагрузкам, т.к. у них недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки.
Слайд 30У таких детей в процессе работы отмечаются:
дрожание руки, что проявляется
на письме в прерывистости линий и нестабильности графических форм;
слабость мышечного
тонуса, в результате чего замедляется темп работы, ребёнок быстро утомляется; при этом для письма характерны тонкие дрожащие линии, недописывание слов, предложений;
чрезмерно напряжённые, плохо контролируемые движения пальцев рук, из-за чего письмо неряшливое, появляются дополнительные линии, выход за рабочую строку;
нарушение обособленности движений правой и левой руки, в результате – искажение почерка, быстрая утомляемость.
Слайд 31Перечисленные нарушения могут быть вызваны различными причинами, но для их
преодоления в большинстве случаев требуется длительная систематическая работа по развитию
тонкой моторики.
Методика массажа мышц предплечья (автор Новикова Е.В.) способствует укреплению мышц предплечья, отвечающих за работу пальцев рук.
Массаж мышц ведущей руки восстанавливает ослабленные мышцы, улучшает координацию движений рабочей руки, помогает снять излишнее напряжение, приводящее к дрожанию руки.
Слайд 32
Некоторые приёмы массажа мышц предплечья.
Слайд 41После массажа мышц предплечья с детьми проводятся различные упражнения по
коррекции мелкой моторики рук.
Это может быть:
рисование
пальчиковыми красками;
После массажа мышц предплечья с детьми проводятся различные упражнения по коррекции мелкой моторики рук.
Это может быть:
рисование пальчиковыми красками;
Слайд 42разукрашивание твёрдыми карандашами;
разукрашивание твёрдыми карандашами;
Слайд 43обводка пальцем различных фигур из различных материалов;
обводка пальцем различных фигур
из различных материалов;
Слайд 45Активная пальчиковая гимнастика.
Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На
балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются;
средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам
Лодка
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Слайд 46Эта игра доступна совсем маленьким деткам. Надо сделать несколько небольших
мешочков из плотной ткани. В них насыпаем разные крупы: гречку,
горох, фасоль, пшено. Главное, чтобы мешочек не порвался. Под присмотром взрослого даётся такой мешочек малышу. Он ощупывает его, мнёт. Разные крупы дают разные ощущения.
С детками постарше можно уже пытаться угадать, что за зёрна внутри.
Мешочки с крупами.
Слайд 47Рисуем пальцами.
На поднос насыпать слой манки или песка и попробовать
пальцем нарисовать что-нибудь.
Слайд 48Игры с прищепками.
Для этой игры понадобятся прищепки разных цветов и
не слишком тугие, вырезанные из картона шаблоны тучки, елочки, ёжика.
С помощью прищепок ребёнок может сделать иголки для еда, лучики для солнца, крылья для птицы и т.д.
Бусы из макарон.
Понадобятся макароны разных размеров, но с широкими отверстиями и шнурок.
Задача ребенка – сделать бусы для мамы, нанизав макароны на шнурок. Для привлечения интереса или усложнения задания макароны можно предварительно раскрасить.
Слайд 49Лепка.
С детьми можно лепить из пластилина, солёного теста. Солёное тесто
больше подходит для первого знакомства с лепкой. Оно мягче и
безопаснее пластилина. Можно приготовить его в домашних условиях, а можно купить готовое. Первое, что показываем ребёнку – это то, как тесто мнётся, меняет форму, как отщипывать кусочек, скатывать колбаску, втыкать разные мелочи в него.
Слайд 50Пуговицы.
Множество игр можно придумать с пуговицами. Крепко пришейте пуговицы разных
цветов и размеров на кусочек ткани. Можно давать задания отыскать
одинаковые пуговицы, показать самую большую и самую маленькую, отыскать пуговицы одного цвета и т.д. Также можно вырезать из несыпучей ткани разноцветные цветочки и проделать в них отверстия – петельки. Ребенок должен будет пристегивать цветочки к пуговицам соответствующего цвета, нашитым на зеленую «полянку».
Слайд 52Список использованных источников
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое
пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2.Массаж самомассаж рук http://pandia.org/text/78/123/62403.php