Слайд 1
ЛЕКЦИЯ
ТЕМА 3:
«Факторы, влияющие на развитие таможенной инфраструктуры»
Учебные
вопросы:
1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
2.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК СЛЕДСТВИЕ РОСТА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ И ТЕРРОРИЗМА
3. ОСНОВНЫЕ СТАНДАРТЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Инфраструктура таможенных органов
Слайд 2
Вопрос 1. Глобализация и ее влияние на развитие таможенной инфраструктуры
Основные проблемы развития таможенной инфраструктуры
отсталость процедур работы;
несоответствие законодательства международным требованиям,
что затрудняет введение новых форм и методов работы;
отсутствие таможенной инфраструктуры на границе и внутри страны, способной обеспечить эффективное обслуживание международных грузопотоков с использованием новейших технологий;
недостаточное внимание организационным и кадровым вопросам;
высокий уровень коррупции;
непонимание необходимости координации работы с другими правоохранительными структурами государства.
Слайд 3
Вопрос 2. Модернизация таможенной инфраструктуры как следствие роста мировой торговли
и терроризма
Понятие «модернизация» рассматривается как процессы общественных преобразований, социальных институтов,
в результате которых менее развитые общества и их институты, приобретают черты, характерные для обществ, стоящих на более высокой ступени социального и институционального развития.
Слайд 4В России таможенная реформа проводится с 2002 г. Для этих
целей Всемирный банк реконструкции и развития выделил $140 млн.
Однако реформа
не дала пока позитивных результатов. Таможенная инфраструктура, особенно на границе, не приспособлена сегодня по ряду причин качественно и быстро обслуживать участников ВЭД, обеспечить должный уровень экономической и продовольственной безопасности страны.
Слайд 5Модернизация таможенной инфраструктуры крайне актуальна в связи с тем, что
удельный вес ТИ в объеме таможенных платежей и таможенных сборов,
перечисляемых в бюджет, составляет
от 30 до 45%
При соответствии таможенной инфраструктуры общемировым стандартам этот показатель увеличивается в 1,5 раза
Слайд 6Принципы модернизации таможенной инфраструктуры
Принцип единства, означающий, что на этапах
разработки и осуществления программ модернизации должен быть реализован системный подход
Принцип
точности, выражающий требование конкретности, степень и характер которой определяются уровнем целей, программ, мероприятий
Принцип участия, что означает, что в подготовке и осуществлении модернизации принимают участие руководство и коллективы органов и подразделений всех уровней по направлениям модернизации, которые к ним относятся
Принцип гибкости, что означает реализацию подхода "направляемой модернизации"
Принцип единства, означающий, что на этапах разработки и осуществления программ модернизации должен быть реализован системный подход
Слайд 7Принцип "баланса", выражающий требование обеспечения устойчивого функционирования таможенной системы в
период модернизации, т.е. должно поддерживаться устойчивое равновесие, "бесконфликтность" между реализацией
мероприятий модернизации и текущей деятельностью всех звеньев таможенной службы
Принцип соответствия конечных результатов модернизации ТС РФ основным установкам правительственной программы развития
Принцип "баланса", выражающий требование обеспечения устойчивого функционирования таможенной системы в период модернизации, т.е. должно поддерживаться устойчивое равновесие, "бесконфликтность" между реализацией мероприятий модернизации и текущей деятельностью всех звеньев таможенной службы
Слайд 8Комплекс программных мероприятий по модернизации ТИ включает в себя
- документальную
базу (Концепция развития таможенных органов, Концепция таможенного оформления и там.
контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к гос. границе РФ, различные программы развития) и др.
методологическая и методическая проработка общих проблем совершенствования там. службы;
непосредственная реализация положений, содержащихся в концепциях и других документах (внедрение новых ТСТК, новых информационных систем и др.)
Слайд 9повышение эффективности внешнеэкономической деятельности государства и стратегии безопасности России, выход
российской таможни на уровень международных стандартов в основных сферах ее
деятельности и завоевание ею статуса полноправного члена ВТО и других международных организаций.
Основная цель модернизации таможенной инфраструктуры
Слайд 10Для эффективной модернизации необходимо провести оценку состояния таможенной инфраструктуры по
след. алгоритму
Слайд 11
Важнейшими направлениями модернизации ТИ в ближайшем десятилетии являются:
улучшение планирования развития ТИ на
базе автоматизированной оценки её состояния и перспектив развития;
усиление контроля
со стороны органов управления за состоянием ТИ;
осуществление централизованного ежегодного финансирования развития ТИ в разумно достаточном объеме,
привлечение к строительству и содержанию на таможенной территории объектов двойного назначения взаимодействующих с ФТС России структур и отработка с ними планов взаимодействия;
приоритетное создание объектов ТИ на новых участках границы;
внедрение конкурсной основы на размещение заказов по развитию ТИ.
Слайд 12При создании проекта модернизации ТИ необходимо учитывать состояние политической обстановки
в стране и мире, военно-политической обстановки на государственной границе и
пограничном пространстве страны.
Слайд 13
«У вас проводится модернизация таможни. Наблюдая за Россией, должен сказать,
что эволюция в ней происходит постоянно, но не быстро. Сейчас
главное – это привести вашу таможенную инфраструктуру, особенно на границе, в соответствие рекомендациям рамочных стандартов. У вас граница большая. Потребуются большие инвестиции».
Мишель Дане
генеральный секретарь ВТаО
Слайд 141. Большинство таможенных операций осуществляются таможенными органами, расположенными как правило
в крупных городах. Наглядна проблема неравномерности инфраструктурного развития между внутренними
и приграничными субъектами страны, чрезмерной транспортной нагрузки на крупные города.
Как проблема решается
-Развитием транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах, за пределами городов с современным перераспределением таможенных операций между ТО внутри страны и в приграничных субъектах;
-Развитием таможенно-логистической инфраструктуры преимущественно в местах, приближенных к гос. границе.
Основные проблемы и мероприятия по модернизации ТИ
Слайд 15
путем систематических встреч представителей таможни и хозяйствующих субъектов, а также
их совместной работы. Так, например, в рамках ФТС проводились встречи
с директорским корпусом и декларантами от предприятий.
2. Отсутствие института государственно-частного партнерства в целях развития таможенной инфраструктуры приграничных субъектов
Как реализуется
Такой институт позволит частному бизнесу на возвратных условиях осуществлять инвестиционные вложения в транспортно-логистическую инфраструктуру
Слайд 163.Отсутствие особых условий хранения товаров или таможенное оформление которых требует
специальных знаний (фармацевтические, лекарственные средства, живые животные, скоропортящиеся товары питания)
-должна
развиваться специализированная таможенно-логистическая инфраструктура;
-создание соответствующего экспертно-аналитического потенциала, способствующего качественному выполнению функций таможенных органов по обеспечению ЗиО
Слайд 174. Проблема отсутствия в приграничных субъектах квалифицированных специалистов актуальна как
для участников ВЭД, так и для гос.контролирующих органов
Необходимо решить
комплекс вопросов: социального обеспечения, закрепление на законодательном уровне стимулов для привлечения в таможенные органы специалистов из внутренних таможенных органов
Слайд 185. Отсутствие эффективного таможенного контроля до и после выпуска товаров,
что создает предпосылки к криминогенности ВЭД
Должны создаваться программы развития таможенной
службы в части борьбы с коррупцией, применяться комплекс мер по повышению эффективности правоохранительной деятельности
Слайд 19Результаты модернизации ТИ на примере СЗТУ
Слайд 20Все 119 таможенных постов СЗТУ(включая пункты пропуска) правомочны принимать электронные
декларации. Доля электронных деклараций от всего декларационного массива сейчас превышает
61%.
На базе Новгородской таможни с декабря 2011 года действует центр электронного декларирования (ЦЭД), выпускающий декларации только в электронном виде без проведения процедуры таможенного досмотра
Основная цель - реализация технологии удаленного выпуска.
Слайд 21Перечень таможенных органов СЗТУ, применяющих технологии удаленного выпуска технологии, постоянно
расширяется. Сейчас в него включены 7 внутренних таможенных постов Санкт-Петербургской,
Карельской и Новгородской таможен и 10 приграничных таможенных постов Выборгской, Карельской, Кингисеппской, Псковской и Себежской таможен.
Слайд 22Параллельно в таможнях региона успешно внедряются программные средства, реализующие технологию
предварительного информирования (АС "ПП"). Они уже установлены и эксплуатируются на
5 железнодорожных, 9 морских и на 19 автомобильных пунктах пропуска.
Слайд 23
является таможенное оформление и таможенный контроль пассажиров непосредственно во время
движения скоростного поезда "Аллегро" по маршруту Санкт-Петербург - Хельсинки.
Состав,
а с ним и новая технология успешно стартовали 12 декабря 2010 года.
Также в поезде действует система оплаты таможенных платежей физическими лицами через банковские платежные терминалы с применением пластиковых карт
Принципиально новой технологией, применяемой пока только в СЗТУ
Слайд 24СЗТУ выступило инициатором создания за пределами Санкт-Петербурга так называемого сухого
порта.
Позволяет проводить оформление контейнерных грузов, прибывающих морем, не в
порту, а в находящихся в некотором удалении от него терминалах, т.о. решая проблему нехватки мощностей для перевалки контейнерных грузов, разгружается транспортный поток.
В апреле текущего года первое перемещение контейнеров в рамках реализации проекта "сухой порт" прошло всего за 50 минут.
Слайд 25Опыт СЗТУ в реализации технологии "сухого порта" уникален. Если эксперимент
пройдет успешно, то она будет тиражироваться по всей территории Российской
Федерации.
Финансирует новый проект бизнес, таможенные службы берут на себя только организационные вопросы.
Слайд 26Проведено более 20 рабочих встреч, семинаров с бизнес-сообществами, в том
числе с зарубежными коллегами.
За три месяца текущего года таможенными органами
СЗТУв автомобильных пунктах пропуска предварительная информация использовалась более чем 109 тыс. раз.
С применением технологии удаленного выпуска таможнями региона оформлено 1133 ЭДТ
Слайд 27К 2012 году удалось достичь значительных результатов в совершенствовании таможенного
оформления и таможенного контроля, развитии передовых информационных технологий, внедрении в
практику работы современных технических средств и технологий таможенного контроля.
Слайд 28
Вопрос 3. Основные стандарты безопасности
Слайд 29Международная торговля является важнейшей движущей силой экономического процветания
и сейчас
существует потребность в принятии Всемирной таможенной организацией стратегии повышения безопасности
мировой торговли таким образом
чтобы это не препятствовало торговле, а наоборот- способствовало ее развитию
Слайд 30Для того чтобы развить существующие программы и методы работы и
пойти дальше, члены ВТО разработали режим , который позволит повысить
безопасность мировой торговли.
Речь идет о Рамочных стандартах ВТО, которые представляют собой набор принципов и стандартов и предлагаются для принятия в качестве минимума того, что должно быть сделано членами ВТО.
Слайд 32
Рамочные стандарты ВТО состоят из 4-х основных элементов:
Слайд 33
Рамочные стандарты стоят на двух «опорах»:
Слайд 35Рамочные стандарты представляют собой новую прочную платформу, которая позволит
активизировать
мировую торговлю
повыть уровень ее защищенности от террористических посягательств
увеличить вклад
таможенных служб и торговых партнеров в процесс повышения социально- экономического благосостояния государств.
Слайд 36Поэтому ВТО и ее партнеры должны помочь странам, готовым применять
Рамочные стандарты.
Эффективное институциональное развитие является важным элементом обеспечения широкомасштабного
принятия и применения Рамочных стандартов.
Для того ,чтобы процесс институциональго развития был успешным, он должен опираться на политическую волю и целостный подход.
Слайд 38Настоящие Рамочные стандарты структурированы следующим образом
Слайд 39
Основная цель Рамочных стандартов
Повышение безопасности и облегчение мировой торговли
поможет
Защитить
торговлю от угроз глобального терроризма, облегчить прохождение законных торговых потоков
Повыть собираемость доходов, обеспечит надлежащее применение национальных законов и нормативных актов.
позволит
Таким образом, Рамочные стандарты усиливают социально- экономическую защиту и открывают возможности для прямых иностранных инвестиций
Слайд 40
Рамочные стандарты способствуют заключению соглашений о сотрудничестве между таможенными службами
и другими государственными ведомствами
Способствуя принятию необходимых мер, Рамочные стандарты помогают
правительствам обеспечивать комплексное управление и контроль на границах, а также дают возможности расширить полномочия и ответственность таможенных администраций в этой области
Слайд 41Основной вектор Рамочных стандартов
Создание системы соглашений между таможенными администрациями с
целью содействия непрерывному прохождению грузов по надежным международным цепям поставки
товаров
Такая система соглашений даст возможность обеспечить обмен своевременной и точной информацией, что позволит таможенным администрациям более эффективно управлять рисками
Слайд 45Рамочные стандарты обеспечивают условия, при которых УЭО выгодно вкладывать средства
в эффективные системы и мероприятия по повышению безопасности
включая
целевой отбор
досмотр
грузов незначительного риска
ускоренное оформление их грузов.
Слайд 47Основным принципом этого направления работы является
использование предварительной электронной информации
для выявления контейнеров и грузов повышенного риска
Используя инструменты автоматизированного целевого
отбора, таможенные администрации выявляют отправки повышенного риска на как можно более раннем этапе международной цепи поставок товаров- в порту отгрузки или даже ранее.
Слайд 49Стандарты «первой опоры»
Стандарт 1- Комплексное управление цепями поставок
Слайд 50
Стандарт 2- Право досмотра груза
Слайд 51
Стандарт 3- Использование современных технологий в досмотровом оборудовании
Слайд 52
Стандарт 4- Система управления рисками
Слайд 53
Стандарт 5 – Груз или контейнер повышенного риска
Слайд 54
Стандарт 6 – Предварительная электронная информация
Слайд 55
Стандарт 7- целевой отбор и коммуникация
Слайд 56
Стандарт 8- Показатели эффективности
Слайд 57Стандарт 9 – Оценка безопасности
Слайд 58
Стандарт 10- Морально- этические качества персонала
Слайд 59
Стандарт 11- Досмотр в целях безопасности при отправке
Слайд 60Все таможенные администрации должны устанавливать партнерские отношения с частным сектором
с тем
, чтобы вовлечь его в работу по обеспечению безопасного
и надежного функционирования международной цепи поставок товаров
.Основной акцент в рамках данной «опоры» делается на
создание международной системы определения тех частных компаний, которые обеспечивают высокую степень гарантий безопасности в том, что касается их роли в цепи поставок товаров
Эти бизнес- партнеры должны получать ощутимые выгоды от такого партнерства в форме ускорения оформления и других мер.
.
Слайд 61Такие программы позволяют перенести решение вопросов повышения безопасности грузов и
контейнеров «вверх» по цели поставок товаров путем вовлечения частного сектора
и выдвижения требований в отношении повышения безопасности в пункте происхождения
, например в пункте загрузки контейнеров,
на погрузочных площадках зарубежного изготовителя
,а также по мере передвижения контейнера между узлами цепи поставок товаров.
Слайд 63
Выбор факторов, которые будут иметь решающее значение, будет неизбежно зависеть
от конкретных обстоятельств.
Слайд 67Опираясь, в частности, на многочисленные инновационные программы таможенные администрации и
участники ВЭД, присоединяющиеся к Рамочным стандартам ВТО, стандартизируют стандарты по
«второй опоре».
Слайд 74Международная индустрия экспресс- перевозок в течении последних десятилетий добилась значительных
успехов в сфере достижения максимальной эффективности проведения логистических операций как
для крупных, так и для мелких компаний
что обусловило повышение уровня их конкурентноспособности на международной арене.