Разделы презентаций


Конспект практических занятий по дисциплине История и методология науки и

Содержание

Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Полученные

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Конспект практических занятий по дисциплине
«История и методология науки и техники

в области конструирования и технологии электронных средств»
для направления подготовки 210100


«Конструирование и технология электронных средств»
Магистерская программа — «Mentor Graphics»

Семинар 3 « Описание и систематизация эмпирических научных методов (наблюдение, эксперимент)».

Конспект практических занятий по дисциплине«История и методология науки и техники в области конструирования и технологии электронных средств»для

Слайд 2Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов

решения задач в рамках любой науки.
Метод включает в себя

способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.

Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод

Слайд 3Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки,

является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься

на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов.

Слайд 4История научного метода
Отдельные части научного метода применялись ещё философами древней

Греции. Ими были разработаны правила логики и принципы ведения спора,

вершиной которых стала софистика. Сократу приписывают высказывание о том, что в споре рождается истина. Знаменитым примером является утверждение, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху.

История научного метода Отдельные части научного метода применялись ещё философами древней Греции. Ими были разработаны правила логики

Слайд 5В XX веке была сформулирована гипотетически-дедуктивная модель научного метода (более

подробно это рассмотрено ниже), состоящая в последовательном применении следующих шагов:
Используйте

опыт: Рассмотрите проблему и попытайтесь осмыслить её. Найдите известные ранее объяснения. Если это новая для вас проблема, переходите к шагу 2.
Сформулируйте предположение: Если ничего из известного не подходит, попробуйте сформулировать объяснение, изложите его кому-то другому или в своих записях.
В XX веке была сформулирована гипотетически-дедуктивная модель научного метода (более подробно это рассмотрено ниже), состоящая в последовательном

Слайд 6Тео́рия (греч. θεωρία, «рассмотрение, исследование») — система знаний, обладающая предсказательной силой

в отношении какого-либо явления. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в

соответствии с научным методом.
Тео́рия (греч. θεωρία, «рассмотрение, исследование») — система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления. Теории формулируются, разрабатываются

Слайд 7Гипо́теза (от др.-греч. ὑπόθεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или

догадка.
Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Гипо́теза (от др.-греч. ὑπόθεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка.Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Слайд 8 Зако́н — вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое

описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве

объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с данными. Непроверенное научное утверждение называют гипотезой.
Зако́н — вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями,

Слайд 9Моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний

на оригинал. Предметное моделирование — создание моделей уменьшенных копий с определённым

дублирующими оригинальными свойствами. Мысленное моделирование — с использованием мысленных образов. Знаковое или символическое — представляет собой использование формул, чертежей. Компьютерное — компьютер является и средством, и объектом изучения, моделью является компьютерная программа.

Научное моделирование

Моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал. Предметное моделирование — создание моделей уменьшенных

Слайд 10Эмпирический научный метод
Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном

методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или

ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной возможность постановки эксперимента, прежде всеготакого, который может дать опровергающий эту теорию результат.
Эмпирический научный метод Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых

Слайд 11Эксперимент делится на следующие этапы:
-Сбор информации;
-Наблюдение явления;
-Анализ;
-Выработка

гипотезы, чтобы объяснить явление;
-Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на

предположениях, в более широком плане.

Эксперимент делится на следующие этапы: -Сбор информации; -Наблюдение явления; -Анализ; -Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление; -Разработка теории,

Слайд 12Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный

с получением научных знаний.

Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Слайд 13Виды исследований: Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые

знания независимо от перспектив применения. Прикладное исследование.

Виды исследований: Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения. Прикладное исследование.

Слайд 14Наблюдение — это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого

фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение.
Виды:
-непосредственное

наблюдение, которое осуществляется без применения технических средств;
-опосредованное наблюдение — с использованием технических устройств.

Наблюдение

Наблюдение — это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов

Слайд 15Измерение — это определение количественных значений, свойств объекта с использованием

специальных технических устройств и единиц измерения.

Измерение — это определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения.

Слайд 16Истина и предубеждение
В XX веке некоторые исследователи, в частности Людвик

Флек (1896—1961), отметили необходимость более тщательной оценки результатов проверки опытом,

поскольку полученный результат может оказаться под влиянием наших предубеждений. Следовательно, необходимо быть более точным при описании условий и результатов проведения эксперимента.
Истина и предубеждение В XX веке некоторые исследователи, в частности Людвик Флек (1896—1961), отметили необходимость более тщательной

Слайд 17Критика научного метода
Ряд постпозитивистов в своих трудах во 2-й половине

XX века сделали попытку применить критерии научного метода к самой

науке на примере исторического материала реальных открытий. В результате появилась критика этого метода, которая, по мнению постпозитивистов, указывает на расхождение между методологией научного метода и реальным развитием научных идей. Основные авторы критики научного метода в современной философской литературе: Кун Т., Лакатос И., Фейерабенд П., Полани М., Лекторский В.А., Никифоров А.Л., Степин В.С., Порус В.Н. и т.д.

Критика научного метода Ряд постпозитивистов в своих трудах во 2-й половине XX века сделали попытку применить критерии

Слайд 18Явление парадигмы
Томас Кун считает, что научное знание развивается скачкообразно. Научная

революция происходит тогда, когда учёные обнаруживают аномалии, которые невозможно объяснить

при помощи старой парадигмы, в рамках которой до этого момента происходил научный прогресс. Развитие науки соответствует смене «психологических парадигм», взглядов на научную проблему, порождающих новые гипотезы и теории. Кун относит методы, которые влияют на переход от одной парадигмы к другой, в область социологии.
Явление парадигмы Томас Кун считает, что научное знание развивается скачкообразно. Научная революция происходит тогда, когда учёные обнаруживают

Слайд 19Утончённый фальсификационизм

Имре Лакатос, развивая на основе идей фальсификационизма Поппера

свой утончённый фальсификационизм, пришёл к выводу, что одной из существенных

проблем развития науки как системы, опирающуюся на какие-то единые методы, — является существование гипотез ad hoc. Возможно говорить только о временно́м сдвиге проблем: либо прогрессивном, либо регрессивном.

Утончённый фальсификационизм Имре Лакатос, развивая на основе идей фальсификационизма Поппера свой утончённый фальсификационизм, пришёл к выводу, что

Слайд 20Знание и неявное знание
Майкл Полани считает, что научное знание можно

передать через формальные языки только частично, а оставшаяся часть будет

составлять личностное или неявное знание учёного, которое принципиально непередаваемо. Эти некритично принятые и формально непередаваемые правила (часто включают навыки, умения и культуру) и составляют неявное знание. Вследствие чего в науке присутствует сравнение только формализованной части одной теории с формализированной частью другой теории.
Знание и неявное знание Майкл Полани считает, что научное знание можно передать через формальные языки только частично,

Слайд 21Гносеологический анархизм
Пауль Фейерабенд считает, что единственным принципом, не создающим препятствий

прогрессу, является принцип «допустимо всё». Ни одна теория никогда не

согласуется со всеми известными в своей области фактами. Любой факт теоретически нагружен, то есть зависит от теории, в рамках которой он рассматривается. Поэтому теорию нельзя сравнивать с фактами. Также теории нельзя сравнивать и друг с другом из-за того, что понятия в разных теориях имеют разное содержание.

Гносеологический анархизм Пауль Фейерабенд считает, что единственным принципом, не создающим препятствий прогрессу, является принцип «допустимо всё». Ни

Слайд 22 Открытия без применения научного метода
В истории науки есть многочисленные

примеры того, как одни идеи сменяют другие без видимых рациональных

оснований: так, гелиоцентрическая система сменила геоцентрическую, теория кислородного горения сменила теорию теплорода, классическая механика Ньютона сменила аристотелевскую механику.
Открытия без применения научного метода В истории науки есть многочисленные примеры того, как одни идеи сменяют

Слайд 23ЛИТЕРАТУРА
1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: ДЕКА, 2000.
2.

Ломоносов Б.П., Мишин В.М. Исследование систем . – М.: ЗАО

«Информ-Знание», 1998.
3. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем . – М.: ГУ ВШЭ, 2002.
4. Мишин В.М. Исследование систем. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
5. Мишин В.М. Исследование систем. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.
6. Ковальчук В. В., Моисеев А. Н. Основы научных исследований. К.: Знання, 2005.
7. Филипенко А. С. Основы научных исследований. К.: Академвидав, 2004.
8. Гришенко И. М. Основы научных исследований. К.: КНЕУ, 2001.
9. Лудченко А. А, Основы научных исследований. К.: Знання, 2001
10. Стеченко Д. И., Чмир О. С. Методология научных исследований. К.: ВД «Профессионал», 2005.
ЛИТЕРАТУРА 1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: ДЕКА, 2000.2. Ломоносов Б.П., Мишин В.М. Исследование систем

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика