Слайд 1КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА В ЛПУ
Тульский государственный университет
Медицинский институт
Лечебный
факультет
Слайд 2 Виды контроля
внешний
внутренний
Внешний или Государственный:
плановый 1 раз в 2 года,
внеочередной – по эпидемическим показаниям, по жалобам, по чрезвычайным ситуациям, по выполнению предписаний.
Внутренний производственный (ответственное лицо по ППК)
Ответственность за организацию внутриведомственного контроля возлагается на руководителя ЛПУ. Производственный контроль в ЛПУ охватывает все области жизнедеятельности учреждения, включая его санитарно-техническое состояние и содержание, правильность объемно-планировочных решений, организацию питания пациентов и персонала, соблюдение противоэпидемического, в том числе дезинфекционно-стерилизационного режима, дератизационные и дезинсекционные работы, утилизацию медицинских отходов и благоустройство территории ЛПУ, условия труда медицинского персонала, защиту его от вредных физических, химических и биологических факторов внутрибольничной среды. В этот план также могут быть включены противоэпидемические мероприятия на случай заноса инфекционных заболеваний, в первую очередь острых кишечных, капельных инфекций, включая дифтерию, корь, грипп, менингит, туберкулез, парентеральных вирусных гепатитов, а также профилактику большой группы гнойно-септических инфекционных болезней, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами
Слайд 3прокурор
главный врач
проверка выявила серьезные нарушения
законодательства в связи с
осуществлением
утилизации
особо опасных мед. отходов!!
Всё!!
Допрыгался!
Слайд 4Ответственность за проведение производственного контроля отмечается в должностных инструкциях персонала.
Руководитель учреждения организует проведение специальной профессиональной подготовки должностных лиц, осуществляющих
производственный контроль. Составляются списки сотрудников на обучение и аттестацию. Ответственное лицо контролирует соблюдения сроков переаттестации.
Слайд 5 Производственный контроль основывается на объективных оценках факторов производственной
среды, следовательно, для его обеспечения необходимо предусматривать различные лабораторные и
инструментальные
исследования
Организация необходимых лабораторных исследований и испытаний осуществляется юридическим лицом с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Слайд 6Проводятся исследования следующих объектов внутрибольничной среды: изделий медицинского назначения, лекарственных
форм посредством смывов, забора материала на санитарно-бактериологические исследования и стерильность;
исследование воздуха, воды водопроводной и воды для изготовления инъекционных растворов; бактериологическое тестирование стерилизующего оборудования; замеры искусственной освещенности, параметров микроклимата, уровней шума от вентиляционных и лечебно-диагностических установок, уровней неионизирующих и ионизирующих излучений от лечебно-диагностического оборудования. Все эти исследования проводятся с кратностью, регламентированной соответствующими нормативными документами, ссылка на которые указывается в плане производственного контроля в специальной графе
Слайд 7Объекты контроля
• Помещения. Планировка. Внутренняя отделка
• Система вентиляции
• Освещение
• Вода водопроводная
• Воздух рабочей зоны
•
Инструменты, лекарственные средства
• Дезинфектанты, стерилянты, средства для обработки рук и предстерилизационной очистки
• Технологическое оборудование (эндоскопическое, стоматологическое и др.), рентгеновское и магнитно-резонансное
• Медицинские отходы
• Условия труда и защита персонала
Слайд 9В производственных помещениях необходимо контролировать:
состояние системы вентиляции, график профилактических ремонтов,
проведение очистки и дезинфекции, замену бактерицидных фильтров; освещенность (искусственная освещенность
на рабочих местах), санитарно-техническое состояние производственных помещений (состояние отделки, состояние инженерных сетей водоснабжения и канализации); организации проведения ремонтных работ (наличие сертификатов на применяемые строительные материалы с указанием области применения в ЛПУ).
Слайд 10Контроль санитарного содержания помещений
ведется по следующему плану: соблюдение периодичности генеральных
уборок (1 раз в месяц, помещения особого режима – 1
раз в неделю), соблюдение кратности протирки стекол (не реже 2 раз в год), обеспеченность уборочным инвентарем, моющими и дезсредствами и условия их хранения, наличие маркировки на уборочном инвентаре, его использование согласно функциональному назначению, правильность хранения). Кратность – 1 раз в месяц
Слайд 11Контроль изделий медицинского назначения.
1. Оборудование для стерилизации
а) Воздушный
метод (сухожары):
• температура, экспозиция, контроль измерительной аппаратуры;
• Закладка
термохиминдикаторов;
• Определение эффективности сушки – каждый цикл стерилизации осуществляют работающие с аппаратурой;
• Бактериологический контроль – ежеквартально;
Контроль за технической исправностью осуществляют специализированные организации («Медтехника»).
б) Паровой метод:
• Герметичность камеры – ежедневно проверяется работающим с аппаратурой;
• Закладка термохиминдикатора. Контроль – 1 раз в 2 недели;
• Температура, экспозиция – каждый цикл;
• Бактериологический контроль – ежеквартально
Слайд 14Контроль условий труда медицинского персонала
предполагает проверку устройства и оборудования ординаторских
и сестринских; наличия гардеробов для персонала с душевыми и санузлами,
индивидуальными шкафчиками; контроль условий приема пищи (буфет, столовая, комната приема пищи с возможностью ее подогрева), сбалансированности питания. (1 раз в 2 месяца).
Слайд 15Определяются контингенты, подлежащие предварительным и периодическим медосмотрам, составляется перечень должностей
работников, подлежащих медицинским осмотрам. Контролируется своевременность его прохождения, обеспечение необходимого
объема лабораторных исследований и перечень специалистов, участвующих в профосмотрах; наличие договора с организацией о проведении медосмотров сотрудников.
Также ведется контроль за обучением декретированных контингентов; за наличием у персонала личных медицинских книжек, правильности их оформления.
Слайд 16Помимо перечисленного в стационарах обязательно наличие плана профилактических и противоэпидемических
мероприятий на случай выявления больного с инфекционным заболеванием различной нозологии
с указанием конкретных мер, лиц ответственных за каждое мероприятие.
Слайд 17Рекомендуемый объем с/б исследований
Слайд 18Для оценки воздуха лечебных учреждений можно использовать данные из официально
рекомендованных нормативных документов
Слайд 19Допустимые уровни бактериальной обсемененности воздуха в некоторых отделениях стационаров
Слайд 20Микробиологический контроль лекарственных средств
Обсеменение лекарственного сырья возможно на всех этапах
его заготовки и при хранении. Активному размножению микроорганизмов способствует увлажнение
растений и растительного сырья. Размножившиеся микроорганизмы вызывают изменение фармакологических свойств препаратов, полученных из лекарственных растений. Микроорганизмы могут также попадать из окружающей среды, от людей и обсеменять лекарственные препараты в процессе их изготовления из растительного сырья. Для соблюдения санитарного режима изготовления лекарственных препаратов проводят санитарно-микробиологический контроль объектов окружающей среды предприятия и каждой серии выпускаемой лекарственной формы. Лекарственные средства для парентерального введения в виде инъекций, глазные капли, мази, пленки и др., в отношении которых имеются соответствующие указания в нормативно-технической документации, должны быть стерильными. Контроль стерильности лекарственных средств проводят путем посева на тиогликолевую среду для выявления различных бактерий, в том числе анаэробов; при посеве на среду Сабуро выявляют грибы, главным образом рода Candida
Слайд 21Стерильность лекарственных средств с антимикробным действием определяют путем мембранной фильтрации:
фильтр после фильтрации исследуемого препарата делят на части и вносят
для подращивания задержанных микроорганизмов в жидкие питательные среды. При отсутствии роста препарат считается стерильным. Лекарственные средства, не требующие стерилизации, обычно содержат микроорганизмы. Поэтому их испытывают на микробиологическую чистоту: проводят количественное определение жизнеспособных бактерий грибов в 1 г или 1 мл препарата, а также выявляют микроорганизмы (бактерии семейства энтеробактерий, синегнойная палочка, золотистый стафилококк), которые не должны присутствовать в нестерильных лекарственных средствах. В 1 г или 1 мл лекарственного сырья для приема внутрь должно быть не более 1000 бактерий и 100 дрожжевых и плесневых грибов; должны отсутствовать кишечные палочки и сальмонеллы. В случаях местного применения (полость уха, носа, интравагинальное использование) количество микроорганизмов не должно превышать 100 (суммарно) микробных клеток на 1 г или 1 мл препарата при отсутствии энтеробактерий, синегнойной палочки и золотистого стафилококка. В таблетированных препаратах не должно быть патогенной микрофлоры, а общая обсемененность не должна превышать 10 тыс. микробных клеток на таблетку
Слайд 22Средства гигиены полости рта, зубные пасты и элексиры, жевательные резинки
не должны содержать синегнойную палочку, бактерии семейства Enterobactericeae, плесневые грибы
и грибы рода Candida; микробное число должно быть не более 100 КОЕ/г.