Разделы презентаций


КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Содержание

ПРЕДМЕТ КСЕ Основные проблемы, идеи, теории естественных наук Научные принципы познания, методы познания, модели Результаты современного естествознания Историческое развитие и современное состояние

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Слайд 2ПРЕДМЕТ КСЕ
Основные проблемы, идеи, теории естественных наук

Научные принципы познания, методы

познания, модели

Результаты современного естествознания

Историческое развитие и современное состояние

ПРЕДМЕТ КСЕ	Основные проблемы, идеи, теории естественных наук	Научные принципы познания, методы познания, модели	Результаты современного естествознания	Историческое развитие и современное

Слайд 3ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КАРТИНА МИРА
Знания о природе:
1) как они исторически

изменялись;
2) о конкретных видах бытия;
3) современные
представления;
4) что и как

используется человеком.

Знания о внутреннем мире человека:
1) философские, религиозные, юридические,, этические, искусствоведческие и другие;
2) ценности гуманитарного знания: гуманизм, идеалы красоты, свободы, добра и другие.

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КАРТИНА МИРАЗнания о природе:	1) как они исторически изменялись;	2) о конкретных видах бытия;	3) современные	представления; 	4)

Слайд 4«НАУКИ О ПРИРОДЕ»
И «НАУКИ О ДУХЕ»
(Г.Риккерт , вторая половина

XIX в.)
Знания о природе:
жестко связаны
(детерминированны)
причинной обусловленностью и закономерностями


Знания о

внутреннем мире человека:
даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, глубоко личные
«НАУКИ О ПРИРОДЕ» И «НАУКИ О ДУХЕ»(Г.Риккерт , вторая половина XIX в.)Знания о природе:	жестко связаны	(детерминированны)	 причинной обусловленностью

Слайд 5ОБЪЯСНЕНИЕ — ПОНИМАНИЕ
 
СВЕДЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ К ИХ ПРИЧИНАМ И ЗАКОНАМ

СУЩЕСТВОВАНИЯ ЕСТЬ ОБЪЯСНЕНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА, В КОТОРОЙ МЫ МОЖЕМ КАК БЫ

ПОСТАВИТЬ СЕБЯ НА МЕСТО ДРУГОГО И «ИЗНУТРИ» ПОЧУВСТВОВАТЬ И ПЕРЕЖИТЬ КАКОЕ-ЛИБО ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ, РЕЛИГИОЗНОЕ ОТКРОВЕНИЕ ИЛИ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВОСТОРГ ЕСТЬ ПОНИМАНИЕ
ОБЪЯСНЕНИЕ — ПОНИМАНИЕ СВЕДЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ К ИХ ПРИЧИНАМ И ЗАКОНАМ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЕСТЬ ОБЪЯСНЕНИЕПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА, В КОТОРОЙ МЫ

Слайд 6НАУКИ О ПРИРОДЕ
ИСТИНЫ В НАУКАХ О ПРИРОДЕ ДОКАЗЫВАЮТСЯ;

ОБЪЯСНЕНИЕ ОДИНАКОВО

ДЛЯ ВСЕХ И ОБЩЕЗНАЧИМО.

НАУКИ О ПРИРОДЕ	ИСТИНЫ В НАУКАХ О ПРИРОДЕ ДОКАЗЫВАЮТСЯ; 	ОБЪЯСНЕНИЕ ОДИНАКОВО ДЛЯ ВСЕХ И ОБЩЕЗНАЧИМО.

Слайд 7ИСТИНЫ ЖЕ В НАУКАХ О ДУХЕ ИСТОЛКО-ВЫВАЮТСЯ, ИНТЕРПРЕ-ТИРУЮТСЯ.

ИСТИНЫ ЖЕ В НАУКАХ О ДУХЕ ИСТОЛКО-ВЫВАЮТСЯ, ИНТЕРПРЕ-ТИРУЮТСЯ.

Слайд 8метод «генерализиру-ющий»
(выделяющий общее в вещах).

Метод
«индивидуализиру-ющий» (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления).
НАУКИ О

ПРИРОДЕ
НАУКИ О ДУХЕ

метод «генерализиру-ющий»	(выделяющий общее в вещах).Метод	«индивидуализиру-ющий» (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления).НАУКИ О ПРИРОДЕНАУКИ О ДУХЕ

Слайд 9МАЛАЯ СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ
БОЛЬШАЯ СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ

НАУКИ О ПРИРОДЕ
НАУКИ О ДУХЕ
ОТНОШЕНИЕ К

ЦЕННОСТЯМ
ПОД ЦЕННОСТЯМИ ОБЫЧНО ПОНИМАЮТ ОБЩЕСТВЕННУЮ ИЛИ ЛИЧНОСТНУЮ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

МАЛАЯ СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯБОЛЬШАЯ СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯНАУКИ О ПРИРОДЕНАУКИ О ДУХЕОТНОШЕНИЕ К ЦЕННОСТЯМПОД ЦЕННОСТЯМИ ОБЫЧНО ПОНИМАЮТ ОБЩЕСТВЕННУЮ ИЛИ ЛИЧНОСТНУЮ

Слайд 10Знания о природе отличаются высокой степенью объективности (независимости от человека)

и достоверности
(истинности)
Ценности гуманитарного знания определяются и активизируются, исходя из социальной

позиции человека

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ КУЛЬТУРА

ГУМАНИТАР-НАЯ КУЛЬТУРА

Знания о природе отличаются высокой степенью объективности (независимости от человека) и достоверности	(истинности)Ценности гуманитарного знания определяются и активизируются,

Слайд 11Имеют общую культурную основу
 
Возникновение междисциплинарных направлений
 
НАУКИ О ПРИРОДЕ
НАУКИ О ДУХЕ
ЕДИНСТВО

И ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННО­НАУЧНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУР

Имеют общую культурную основу Возникновение междисциплинарных направлений НАУКИ О ПРИРОДЕНАУКИ О ДУХЕЕДИНСТВО И ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННО­НАУЧНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУР

Слайд 12НАУКА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА
Особый способ познания мира 
Элемент духовной культуры 
Высшая

форма человеческих знаний 
Социальный институт
Система развивающихся знаний 
Система научных принципов, категорий, законов,

приемов и методов исследования
 
 

НАУКА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА Особый способ познания мира Элемент духовной культуры Высшая форма человеческих знаний Социальный институтСистема развивающихся знаний Система

Слайд 13НАУКА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА
 Наука — это специализированная система идеальной,

знаково-смысловой и вещественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимально достоверного

истинного знания о действительности.
НАУКА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА  Наука — это специализированная система идеальной, знаково-смысловой и вещественно-предметной деятельности людей, направленная

Слайд 14ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ
Наука возникает с XVI—XVII вв.
В это время наука

получает общественное признание.
Развиваются экспериментальные исследования.
Формируется специализированный язык науки- язык

математики.
Формулируются законы природной физической реальности, создается система научных знаний (И.Ньютон).
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ Наука возникает с XVI—XVII вв. В это время наука получает общественное признание.Развиваются экспериментальные исследования. Формируется

Слайд 15Естествознание
СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИХ ДОСТИЖЕНИЮ,
ОБЪЕКТОМ КОТОРЫХ ПРЕДСТАЕТ

ПРИРОДА — ЧАСТЬ БЫТИЯ, СУЩЕСТВУЮЩАЯ ПО ЗАКОНАМ,
НЕ СОЗДАННЫМ АКТИВНОСТЬЮ

ЛЮДЕЙ

ЕстествознаниеСИСТЕМА ЗНАНИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИХ ДОСТИЖЕНИЮ, ОБЪЕКТОМ КОТОРЫХ ПРЕДСТАЕТ ПРИРОДА — ЧАСТЬ БЫТИЯ, СУЩЕСТВУЮЩАЯ ПО ЗАКОНАМ,

Слайд 16Обществознание
СИСТЕМА НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ — ЧАСТИ БЫТИЯ, ПОСТОЯННО ВОССОЗДАЮЩАЯСЯ В

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

ОбществознаниеСИСТЕМА НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ — ЧАСТИ БЫТИЯ, ПОСТОЯННО ВОССОЗДАЮЩАЯСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

Слайд 17Естествознание
Физика
Космология
Геология
Химия
Биология
И т.д.


ЕстествознаниеФизикаКосмологияГеологияХимияБиологияИ т.д.

Слайд 18Обществознание
СИСТЕМЫ НАУК:
экономические, социальные, технические, гуманитарные, антропологические

ОбществознаниеСИСТЕМЫ НАУК: экономические, социальные, технические, гуманитарные, антропологические

Слайд 19Гуманитарные науки
СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ В КОТОРЫХ ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ ВЫСТУПАЮТ ЦЕННОСТИ

ОБЩЕСТВА

Гуманитарные науки СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ В КОТОРЫХ ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ ВЫСТУПАЮТ ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА

Слайд 20 Особенности научного знания  
доказательность, аргументированность;  
логически непротиворечивый характер;
систематичность, упорядоченность и согласованность;
 
 

Особенности научного знания   доказательность, аргументированность;  логически непротиворечивый характер;систематичность, упорядоченность и согласованность;  

Слайд 21 Особенности научного знания  
Объективность, универсальность, общезначимость, общеприменимость.

Объектами научного познания выступают не

сами по себе предметы и явления реального мира, а их

своеобразные аналоги — идеализированные объекты.

Осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания, фиксация и предъявление строгих требований к методам познания.
 
 

Особенности научного знания   Объективность, универсальность, общезначимость, общеприменимость.Объектами научного познания выступают не сами по себе

Слайд 22 Особенности научного знания  
Научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности

языка, четко фиксирующего смысл и значение понятий (существование научного языка). 
Повторяемость ,

поиск общих законов. 

Особенности научного знания   Научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка, четко фиксирующего

Слайд 23Наука и псевдонауки
В УФОЛОГИИ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ КРИТЕРИЙ ПОВТОРЯЕМОСТИ

Наука и псевдонаукиВ УФОЛОГИИ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ КРИТЕРИЙ ПОВТОРЯЕМОСТИ

Слайд 24Наука и псевдонауки
В ПАРАПСИХОЛОГИИ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ КРИТЕРИЙ ПОВТОРЯЕМОСТИ

Наука и псевдонаукиВ ПАРАПСИХОЛОГИИ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ КРИТЕРИЙ ПОВТОРЯЕМОСТИ

Слайд 25 СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Установленные путем наблюдений и экспериментов НАУЧНЫЕ ФАКТЫ
 
Осознанные

вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно - НАУЧНЫЕ

ПРОБЛЕМЫ

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Установленные путем наблюдений и экспериментов  НАУЧНЫЕ ФАКТЫ Осознанные вопросы, для ответа на которые

Слайд 26 СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Предположительное знание истинность или ложность которого еще не

доказана -НАУЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ
 
Наиболее общие понятия -КАТЕГОРИИ НАУКИ
 

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Предположительное знание истинность или ложность которого еще не доказана -НАУЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ Наиболее общие понятия

Слайд 27 СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Отражение в теоретическом утверждении существенных связей между явлениями

-ЗАКОНОМЕРНОСТИ и ЗАКОНЫ НАУКИ
 
Закономерность:
ОБЪЕКТИВНО существующая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь

явлений.

 


СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Отражение в теоретическом утверждении существенных связей между явлениями -ЗАКОНОМЕРНОСТИ и ЗАКОНЫ НАУКИ Закономерность: ОБЪЕКТИВНО

Слайд 28 СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
 
Закон- форма всеобщности, отражающая
необходимые, существенные, устойчивые ,

постоянные связи.

Имеет абстрактный характер
( теоретическое положение) ,
беднее явления, но глубже

раскрывает внутреннюю сущность процессов.
 
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ   Закон- форма всеобщности, отражающая		необходимые, существенные, 		устойчивые , постоянные связи.Имеет абстрактный характер( теоретическое

Слайд 29 СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
 ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА ИМЕЮТ ОБЪЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР.

Закон -

определенная сторона закономерности.

Закономерность - совокупный результат действия законов.
 
 
 
 
 


СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ  ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА ИМЕЮТ ОБЪЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР.Закон - определенная сторона закономерности.Закономерность - совокупный

Слайд 30 СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Наиболее общие и важные фундаментальные положения теории -НАУЧНЫЕ

ПРИНЦИПЫ.
 
Частные разновидности одной теории-
НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
 
 
 
 


СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Наиболее общие и важные фундаментальные положения теории -НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Частные разновидности одной теории- НАУЧНЫЕ

Слайд 31 СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
 Систематизированные знания, объясняющие посредством законов определенный фрагмент реальности

в определенной области –
НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ.
  Системы теорий , допускающие взаимное согласование


НАУЧНЫЕ КАРТИНЫ МИРА.
 
 
 
 


СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ  Систематизированные знания, объясняющие посредством законов определенный фрагмент реальности в определенной области –НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ. 

Слайд 32 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  
НАБЛЮДЕНИЕ – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ   НАБЛЮДЕНИЕ – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности

Слайд 33 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  
ОПИСАНИЕ- фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений

об объектах

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ   ОПИСАНИЕ- фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах

Слайд 34 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  
ИЗМЕРЕНИЕ – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам

или сторонам

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ   ИЗМЕРЕНИЕ – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам

Слайд 35 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  
ЭКСПЕРИМЕНТ - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых

условиях, что позволяет восстановить ход явлений при повторении условий

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ   ЭКСПЕРИМЕНТ - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет

Слайд 36 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  
СРАВНЕНИЕ – одновременное соотносительное исследование и оценка общих

свойств или признаков для двух или более объектов
 

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ   СРАВНЕНИЕ – одновременное соотносительное исследование и оценка общих свойств или признаков

Слайд 37 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  
АБСТРАГИРОВАНИЕ-
мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений

предметов и одновременное выделение одной или несколько интересующих исследователя сторон

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ   АБСТРАГИРОВАНИЕ- мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременное

Слайд 38 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  
АНАЛИЗ- совокупность приемов расчленения предмета на составные части

и
СИНТЕЗ совокупность приемов соединения частей предмета в единое целое

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ   АНАЛИЗ- совокупность приемов расчленения предмета на составные части и СИНТЕЗ совокупность

Слайд 39 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  
ДЕДУКЦИЯ– вывод от общего к частному (вывод о

некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего

множества);
ИНДУКЦИЯ – вывод от частного к общему (на основании знания части предметов множества достигается вывод о множестве в целом).
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ   ДЕДУКЦИЯ– вывод от общего к частному (вывод о некотором элементе множества

Слайд 40 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  
МОДЕЛИРОВАНИЕ – создание моделей как заменителей оригинальных объектов

познания
 

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ   МОДЕЛИРОВАНИЕ – создание моделей как заменителей оригинальных объектов познания 

Слайд 41 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  
ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
 
Историческое изучение объекта

– история изучаемого объекта воспроизводится во всей многогранности, с учетом

мелких деталей и случайностей.
 
 
Логический изучение объекта: объект освобождается от случайного, несущественного.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ   ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Историческое изучение объекта – история изучаемого

Слайд 42 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  
ФОРМАЛИЗАЦИЯ
Построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.
 

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ   ФОРМАЛИЗАЦИЯПостроение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. 

Слайд 43 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  
АКСИОМАТИЗАЦИЯ
Построение теорий на основе аксиом - таких утверждений,

доказательства истинности которых не требуется.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ   АКСИОМАТИЗАЦИЯПостроение теорий на основе аксиом - таких утверждений, доказательства истинности которых

Слайд 44 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  
ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД—
создание системы дедуктивно -связанных между собой гипотез,

из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ   ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД—создание системы дедуктивно -связанных между собой гипотез, из которых выводятся

Слайд 45 КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ (принцип верификации)  
принцип опытной проверки, согласно которому

истинность всякого утверждения должна быть в конечном счете установлена путем

его сопоставления с чувственными данными (разрабатывали позитивисты и неопозитивисты).
КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ (принцип верификации)      принцип опытной

Слайд 46 КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ (принцип фальсификации)  
научная процедура, имеющая своим результатом

установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие чувственными

данными (разработал К.Поппер).
КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ (принцип фальсификации)      научная процедура,

Слайд 47Критика принципа фальсификации И. Лакатосом
1922-1974
«Доказательство и опровержение»

Критика принципа фальсификации  И. Лакатосом 1922-1974«Доказательство и опровержение»

Слайд 48Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки
1.Принцип

фальсификации не работает. Главное - не фальсификация гипотезы, а выдвижение

научно-исследовательской программы.
2. Научно-исследовательская программа имеет ядро (основные принципы и законы) и защитные пояса, защищающие ее от столкновения с эмпирическими фактами.
Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки 1.Принцип фальсификации не работает. Главное - не фальсификация

Слайд 49Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки
3.Теория

никогда не фальсифицируется, а замещается другой, лучшей теорией.
4. Исследовательская программа

может быть либо прогрессирующей, либо регрессирующей.
Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки 3.Теория никогда не фальсифицируется, а замещается другой, лучшей

Слайд 50Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки
5.Прогресс

- если теоретический рост опережает рост эмпирический, она предсказывает новые

факты.
6.Регресс – новые факты появляются неожиданно и им дается запоздалое объяснение.
7. Прогрессирующая теория вытесняет регрессирующие теории.
Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки 5.Прогресс - если теоретический рост опережает рост эмпирический,

Слайд 51Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки
8.

В конкретной ситуации трудно определить, кто прогрессивнее.
9. Необходим «кодекс научной

честности».
10. Главное – скромность ученого.
Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки 8. В конкретной ситуации трудно определить, кто прогрессивнее.9.

Слайд 52ТОМАС КУН «Структура научных революций» 1962
ПОНЯТИЕ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ТОМАС КУН  «Структура научных революций» 1962  ПОНЯТИЕ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Слайд 53ОПРЕДЕЛЕНИЕ: парадигма есть совокупность научных достижений (теорий), признаваемых всем научным

сообществом в определенный период времени. ПРИМЕРЫ: физика Аристотеля, геоцентрическая система Птолемея,

механика и оптика Ньютона, кислородная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, теория относительности Эйнштейна, теория атома Бора

ПАРАДИГМА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: парадигма есть совокупность научных достижений (теорий), признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени. ПРИМЕРЫ: физика

Слайд 54Парадигма
Теория
Методология
исследований
Признанные всеми
Законы
(Ньютона,
Ома и т.п.)
Концептуальные
модели
Ценностные
установки
при оценке
состояния

науки
при оценке
полученных
результатов
при выборе
направлений
исследования

ПарадигмаТеорияМетодологияисследованийПризнанные всемиЗаконы(Ньютона, Ома и т.п.) Концептуальные моделиЦенностные установкипри оценке состояния науки при оценке полученных результатов при выборе

Слайд 55КАК РЕШАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ: Ньютон не только сформулировал основные положения корпускулярной теории

света, но в ряде экспериментов показал, что солнечный свет имеет

сложный состав и как можно это обнаружить. Лавуазье продемонстрировали важность точного количественного учета веществ, участвующих в химических реакциях.

МЕТОДОЛОГИЯ
ИССЛЕДОВАНИЙ

КАК РЕШАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ: Ньютон не только сформулировал основные положения корпускулярной теории света, но в ряде экспериментов показал,

Слайд 56МЕТОДОЛОГИЯ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Школьные и вузовские учебники
Набор образцов научного исследования
Реальная научная практика

МЕТОДОЛОГИЯИССЛЕДОВАНИЙШкольные и вузовские учебникиНабор образцов научного исследования Реальная научная практика

Слайд 57ТЕОРИЯ
Особое видение мира
Круг проблем
Допустимые методы решения
Какие (тип) факты могут быть

получены в эмпирическом исследовании

ТЕОРИЯОсобое видение мираКруг проблемДопустимые методы решенияКакие (тип) факты могут быть получены в эмпирическом исследовании

Слайд 58ДИСЦИПЛИНАРНАЯ
МАТРИЦА

символические обобщения(законы)
модели и онтологические интерпретации
образцы решения проблем

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАТРИЦАсимволические обобщения(законы)модели и онтологические интерпретации образцы решения проблем

Слайд 59НАУЧНЫЙ ФАКТ
,
Чувственные
впечатления
Какие чувственные впечатления получит ученый в той

или иной ситуации, какие "факты" он установит определяется его воспитанием,

образованием, той парадигмой, в рамках которой он работает.

Внешние "стимулы",

НАУЧНЫЙ ФАКТ, Чувственные впечатленияКакие чувственные впечатления получит ученый в той или иной ситуации, какие

Слайд 60Тренировка студента на образцах и примерах важна именно потому, что

в этом процессе будущий ученый учится формировать определенные данные в

ответ на воздействующие стимулы, выделять факты из потока явлений.
Тренировка студента на образцах и примерах важна именно потому, что в этом процессе будущий ученый учится формировать

Слайд 61ПАРАДИГМА — ЭТО НЕКОТОРЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР, ПРИНИМАЕМЫЙ НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ


Научное сообщество — это группа людей, принадлежащих определенной эпохе.
Люди

объединены ВЕРОЙ в одну парадигму.
Современные экстрасенсы, астрологи, уфологи не считаются учеными, не входят в научное сообщество, ибо все они либо отвергают некоторые фундаментальные принципы современной науки, либо выдвигают идеи, не признаваемые современной наукой.
ПАРАДИГМА — ЭТО НЕКОТОРЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР, ПРИНИМАЕМЫЙ НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ Научное сообщество — это группа людей, принадлежащих

Слайд 62ПОНЯТИЕ «НОРМАЛЬНОЙ НАУКИ»
Наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы – «нормальная

наука».
В реальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются в

истинности основных положений своих теорий и даже не ставят вопроса об их проверке.

ПОНЯТИЕ «НОРМАЛЬНОЙ НАУКИ»Наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы – «нормальная наука».В реальной научной практике ученые почти никогда

Слайд 63НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
Некоторые задачи-головоломки, несмотря на все

усилия ученых, так и не поддаются решению: например, предсказания теории

постоянно расходятся с экспериментальными данными.
Сначала на это не обращают внимания, ученые всегда надеются на то, что со временем противоречие будет устранено и головоломка решена.
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ Некоторые задачи-головоломки, несмотря на все усилия ученых, так и не поддаются решению:

Слайд 64НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
Происходит осознание, что средствами существующей

парадигмы проблема не может быть решена.
Такая проблема Куном называется

АНОМАЛИЕЙ.
Разработка парадигмы приводит к росту числа аномалий.
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ Происходит осознание, что средствами существующей парадигмы проблема не может быть решена. Такая

Слайд 65НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
Расхождения между предсказаниями парадигмы и

фактами, которые ранее не могли быть замечены и осознаны, теперь

фиксируются и осознаются как проблемы.
Введение в парадигму новых теоретических предположений нарушают ее дедуктивную стройность, делают ее расплывчатой.

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ 		Расхождения между предсказаниями парадигмы и фактами, которые ранее не могли быть замечены

Слайд 66НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
По мере накопления аномалий доверие

к парадигме падает.
Наступает состояние, которое Кун именует кризисом.
Ученые оказываются

перед лицом множества нерешенных проблем, необъясненных фактов и экспериментальных данных. Начинается поиск новых теоретических средств, которые, возможно, окажутся более успешными .

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ 		По мере накопления аномалий доверие к парадигме падает.		Наступает состояние, которое Кун именует

Слайд 67НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО РАСПАДАЕТСЯ НА НЕСКОЛЬКО

ГРУПП, ОДНИ ИЗ КОТОРЫХ ПРОДОЛЖАЮТ ВЕРИТЬ В ПАРАДИГМУ,
ДРУГИЕ ВЫДВИГАЮТ

ГИПОТЕЗУ, ПРЕТЕНДУЮЩУЮ НА РОЛЬ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ.

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ 		НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО РАСПАДАЕТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ГРУПП, ОДНИ ИЗ КОТОРЫХ ПРОДОЛЖАЮТ ВЕРИТЬ В

Слайд 68НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ

Период кризиса заканчивается, когда одна

из предложенных гипотез доказывает свою способность справиться с существующими проблемами,

объяснить непонятные факты и благодаря этому привлекает на свою сторону большую часть ученых.
ОНА ПРИОБРЕТАЕТ СТАТУС НОВОЙ ПАРАДИГМЫ.
Научное сообщество восстанавливает свое единство.
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ 		Период кризиса заканчивается, когда одна из предложенных гипотез доказывает свою способность справиться

Слайд 69 КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ (Рациональный принцип принимается современными учеными)  
универсальность, т.е. исключение

привязки к месту, времени, субъекту и т.п.;
согласованность или непротиворечивость, обеспечиваемая

дедуктивным способом развертывания системы знания;
КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ (Рациональный принцип принимается современными учеными)    

Слайд 70 КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ (Рациональный принцип)  
простота (хорошей считается та теория,

которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество

научных принципов);
объяснительный потенциал;
наличие предсказательной силы.
 
КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ (Рациональный принцип)     простота (хорошей считается

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика