Слайд 1КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Слайд 2ПРЕДМЕТ КСЕ
Основные проблемы, идеи, теории естественных наук
Научные принципы познания, методы
познания, модели
Результаты современного естествознания
Историческое развитие и современное состояние
Слайд 3ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КАРТИНА МИРА
Знания о природе:
1) как они исторически
изменялись;
2) о конкретных видах бытия;
3) современные
представления;
4) что и как
используется человеком.
Знания о внутреннем мире человека:
1) философские, религиозные, юридические,, этические, искусствоведческие и другие;
2) ценности гуманитарного знания: гуманизм, идеалы красоты, свободы, добра и другие.
Слайд 4«НАУКИ О ПРИРОДЕ»
И «НАУКИ О ДУХЕ»
(Г.Риккерт , вторая половина
XIX в.)
Знания о природе:
жестко связаны
(детерминированны)
причинной обусловленностью и закономерностями
Знания о
внутреннем мире человека:
даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, глубоко личные
Слайд 5ОБЪЯСНЕНИЕ — ПОНИМАНИЕ
СВЕДЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ К ИХ ПРИЧИНАМ И ЗАКОНАМ
СУЩЕСТВОВАНИЯ ЕСТЬ ОБЪЯСНЕНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА, В КОТОРОЙ МЫ МОЖЕМ КАК БЫ
ПОСТАВИТЬ СЕБЯ НА МЕСТО ДРУГОГО И «ИЗНУТРИ» ПОЧУВСТВОВАТЬ И ПЕРЕЖИТЬ КАКОЕ-ЛИБО ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ, РЕЛИГИОЗНОЕ ОТКРОВЕНИЕ ИЛИ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВОСТОРГ ЕСТЬ ПОНИМАНИЕ
Слайд 6НАУКИ О ПРИРОДЕ
ИСТИНЫ В НАУКАХ О ПРИРОДЕ ДОКАЗЫВАЮТСЯ;
ОБЪЯСНЕНИЕ ОДИНАКОВО
ДЛЯ ВСЕХ И ОБЩЕЗНАЧИМО.
Слайд 7ИСТИНЫ ЖЕ В НАУКАХ О ДУХЕ ИСТОЛКО-ВЫВАЮТСЯ, ИНТЕРПРЕ-ТИРУЮТСЯ.
Слайд 8метод «генерализиру-ющий»
(выделяющий общее в вещах).
Метод
«индивидуализиру-ющий» (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления).
НАУКИ О
ПРИРОДЕ
НАУКИ О ДУХЕ
Слайд 9МАЛАЯ СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ
БОЛЬШАЯ СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ
НАУКИ О ПРИРОДЕ
НАУКИ О ДУХЕ
ОТНОШЕНИЕ К
ЦЕННОСТЯМ
ПОД ЦЕННОСТЯМИ ОБЫЧНО ПОНИМАЮТ ОБЩЕСТВЕННУЮ ИЛИ ЛИЧНОСТНУЮ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Слайд 10Знания о природе отличаются высокой степенью объективности (независимости от человека)
и достоверности
(истинности)
Ценности гуманитарного знания определяются и активизируются, исходя из социальной
позиции человека
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ КУЛЬТУРА
ГУМАНИТАР-НАЯ КУЛЬТУРА
Слайд 11Имеют общую культурную основу
Возникновение междисциплинарных направлений
НАУКИ О ПРИРОДЕ
НАУКИ О ДУХЕ
ЕДИНСТВО
И ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУР
Слайд 12НАУКА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА
Особый способ познания мира
Элемент духовной культуры
Высшая
форма человеческих знаний
Социальный институт
Система развивающихся знаний
Система научных принципов, категорий, законов,
приемов и методов исследования
Слайд 13НАУКА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА
Наука — это специализированная система идеальной,
знаково-смысловой и вещественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимально достоверного
истинного знания о действительности.
Слайд 14ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ
Наука возникает с XVI—XVII вв.
В это время наука
получает общественное признание.
Развиваются экспериментальные исследования.
Формируется специализированный язык науки- язык
математики.
Формулируются законы природной физической реальности, создается система научных знаний (И.Ньютон).
Слайд 15Естествознание
СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИХ ДОСТИЖЕНИЮ,
ОБЪЕКТОМ КОТОРЫХ ПРЕДСТАЕТ
ПРИРОДА — ЧАСТЬ БЫТИЯ, СУЩЕСТВУЮЩАЯ ПО ЗАКОНАМ,
НЕ СОЗДАННЫМ АКТИВНОСТЬЮ
ЛЮДЕЙ
Слайд 16Обществознание
СИСТЕМА НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ — ЧАСТИ БЫТИЯ, ПОСТОЯННО ВОССОЗДАЮЩАЯСЯ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
Слайд 17Естествознание
Физика
Космология
Геология
Химия
Биология
И т.д.
Слайд 18Обществознание
СИСТЕМЫ НАУК:
экономические, социальные, технические, гуманитарные, антропологические
Слайд 19Гуманитарные науки
СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ В КОТОРЫХ ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ ВЫСТУПАЮТ ЦЕННОСТИ
ОБЩЕСТВА
Слайд 20
Особенности научного знания
доказательность, аргументированность;
логически непротиворечивый характер;
систематичность, упорядоченность и согласованность;
Слайд 21
Особенности научного знания
Объективность, универсальность, общезначимость, общеприменимость.
Объектами научного познания выступают не
сами по себе предметы и явления реального мира, а их
своеобразные аналоги — идеализированные объекты.
Осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания, фиксация и предъявление строгих требований к методам познания.
Слайд 22
Особенности научного знания
Научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности
языка, четко фиксирующего смысл
и значение понятий (существование научного языка).
Повторяемость ,
поиск общих законов.
Слайд 23Наука и псевдонауки
В УФОЛОГИИ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ КРИТЕРИЙ ПОВТОРЯЕМОСТИ
Слайд 24Наука и псевдонауки
В ПАРАПСИХОЛОГИИ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ КРИТЕРИЙ ПОВТОРЯЕМОСТИ
Слайд 25
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Установленные путем наблюдений и экспериментов НАУЧНЫЕ ФАКТЫ
Осознанные
вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно - НАУЧНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
Слайд 26
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Предположительное знание истинность или ложность которого еще не
доказана -НАУЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ
Наиболее общие понятия -КАТЕГОРИИ НАУКИ
Слайд 27
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Отражение в теоретическом утверждении существенных связей между явлениями
-ЗАКОНОМЕРНОСТИ и ЗАКОНЫ НАУКИ
Закономерность:
ОБЪЕКТИВНО существующая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь
явлений.
Слайд 28
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Закон- форма всеобщности, отражающая
необходимые, существенные, устойчивые ,
постоянные связи.
Имеет абстрактный характер
( теоретическое положение) ,
беднее явления, но глубже
раскрывает внутреннюю сущность процессов.
Слайд 29
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА ИМЕЮТ ОБЪЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР.
Закон -
определенная сторона закономерности.
Закономерность - совокупный результат действия законов.
Слайд 30
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Наиболее общие и важные фундаментальные положения теории -НАУЧНЫЕ
ПРИНЦИПЫ.
Частные разновидности одной теории-
НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
Слайд 31
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Систематизированные знания, объясняющие посредством законов определенный фрагмент реальности
в определенной области –
НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ.
Системы теорий , допускающие взаимное согласование
–
НАУЧНЫЕ КАРТИНЫ МИРА.
Слайд 32
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
НАБЛЮДЕНИЕ – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности
Слайд 33
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ОПИСАНИЕ- фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений
об объектах
Слайд 34
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ИЗМЕРЕНИЕ – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам
или сторонам
Слайд 35
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТ - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых
условиях, что позволяет восстановить ход явлений при повторении условий
Слайд 36
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
СРАВНЕНИЕ – одновременное соотносительное исследование и оценка общих
свойств или признаков для двух или более объектов
Слайд 37
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
АБСТРАГИРОВАНИЕ-
мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений
предметов и одновременное выделение одной или несколько интересующих исследователя сторон
Слайд 38
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
АНАЛИЗ- совокупность приемов расчленения предмета на составные части
и
СИНТЕЗ совокупность приемов соединения частей предмета в единое целое
Слайд 39
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ДЕДУКЦИЯ– вывод от общего к частному (вывод о
некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего
множества);
ИНДУКЦИЯ – вывод от частного к общему (на основании знания части предметов множества достигается вывод о множестве в целом).
Слайд 40
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МОДЕЛИРОВАНИЕ – создание моделей как заменителей оригинальных объектов
познания
Слайд 41
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Историческое изучение объекта
– история изучаемого объекта воспроизводится во всей многогранности, с учетом
мелких деталей и случайностей.
Логический изучение объекта: объект освобождается от случайного, несущественного.
Слайд 42
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ФОРМАЛИЗАЦИЯ
Построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.
Слайд 43
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
АКСИОМАТИЗАЦИЯ
Построение теорий на основе аксиом - таких утверждений,
доказательства истинности которых не требуется.
Слайд 44
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД—
создание системы дедуктивно -связанных между собой гипотез,
из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
Слайд 45
КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ
(принцип верификации)
принцип опытной проверки, согласно которому
истинность всякого утверждения должна быть в конечном счете установлена путем
его сопоставления с чувственными данными (разрабатывали позитивисты и неопозитивисты).
Слайд 46
КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ
(принцип фальсификации)
научная процедура, имеющая своим результатом
установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие чувственными
данными (разработал К.Поппер).
Слайд 47Критика принципа фальсификации
И. Лакатосом
1922-1974
«Доказательство и опровержение»
Слайд 48Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки
1.Принцип
фальсификации не работает. Главное - не фальсификация гипотезы, а выдвижение
научно-исследовательской программы.
2. Научно-исследовательская программа имеет ядро (основные принципы и законы) и защитные пояса, защищающие ее от столкновения с эмпирическими фактами.
Слайд 49Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки
3.Теория
никогда не фальсифицируется, а замещается другой, лучшей теорией.
4. Исследовательская программа
может быть либо прогрессирующей, либо регрессирующей.
Слайд 50Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки
5.Прогресс
- если теоретический рост опережает рост эмпирический, она предсказывает новые
факты.
6.Регресс – новые факты появляются неожиданно и им дается запоздалое объяснение.
7. Прогрессирующая теория вытесняет регрессирующие теории.
Слайд 51Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки
8.
В конкретной ситуации трудно определить, кто прогрессивнее.
9. Необходим «кодекс научной
честности».
10. Главное – скромность ученого.
Слайд 52ТОМАС КУН
«Структура научных революций»
1962
ПОНЯТИЕ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Слайд 53ОПРЕДЕЛЕНИЕ: парадигма есть совокупность научных достижений (теорий), признаваемых всем научным
сообществом в определенный период времени.
ПРИМЕРЫ: физика Аристотеля, геоцентрическая система Птолемея,
механика и оптика Ньютона, кислородная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, теория относительности Эйнштейна, теория атома Бора
ПАРАДИГМА
Слайд 54Парадигма
Теория
Методология
исследований
Признанные всеми
Законы
(Ньютона,
Ома и т.п.)
Концептуальные
модели
Ценностные
установки
при оценке
состояния
науки
при оценке
полученных
результатов
при выборе
направлений
исследования
Слайд 55КАК РЕШАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ:
Ньютон не только сформулировал основные положения корпускулярной теории
света, но в ряде экспериментов показал, что солнечный свет имеет
сложный состав и как можно это обнаружить.
Лавуазье продемонстрировали важность точного количественного учета веществ, участвующих в химических реакциях.
МЕТОДОЛОГИЯ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Слайд 56МЕТОДОЛОГИЯ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Школьные и вузовские учебники
Набор образцов научного исследования
Реальная научная практика
Слайд 57ТЕОРИЯ
Особое видение мира
Круг проблем
Допустимые методы решения
Какие (тип) факты могут быть
получены в эмпирическом исследовании
Слайд 58ДИСЦИПЛИНАРНАЯ
МАТРИЦА
символические обобщения(законы)
модели и онтологические интерпретации
образцы решения проблем
Слайд 59НАУЧНЫЙ ФАКТ
,
Чувственные
впечатления
Какие чувственные впечатления получит ученый в той
или иной ситуации, какие "факты" он установит определяется его воспитанием,
образованием, той парадигмой, в рамках которой он работает.
Внешние "стимулы",
Слайд 60Тренировка студента на образцах и примерах важна именно потому, что
в этом процессе будущий ученый учится формировать определенные данные в
ответ на воздействующие стимулы, выделять факты из потока явлений.
Слайд 61ПАРАДИГМА — ЭТО НЕКОТОРЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР, ПРИНИМАЕМЫЙ НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ
Научное сообщество — это группа людей, принадлежащих определенной эпохе.
Люди
объединены ВЕРОЙ в одну парадигму.
Современные экстрасенсы, астрологи, уфологи не считаются учеными, не входят в научное сообщество, ибо все они либо отвергают некоторые фундаментальные принципы современной науки, либо выдвигают идеи, не признаваемые современной наукой.
Слайд 62ПОНЯТИЕ «НОРМАЛЬНОЙ НАУКИ»
Наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы – «нормальная
наука».
В реальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются в
истинности основных положений своих теорий и даже не ставят вопроса об их проверке.
Слайд 63НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
Некоторые задачи-головоломки, несмотря на все
усилия ученых, так и не поддаются решению: например, предсказания теории
постоянно расходятся с экспериментальными данными.
Сначала на это не обращают внимания, ученые всегда надеются на то, что со временем противоречие будет устранено и головоломка решена.
Слайд 64НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
Происходит осознание, что средствами существующей
парадигмы проблема не может быть решена.
Такая проблема Куном называется
АНОМАЛИЕЙ.
Разработка парадигмы приводит к росту числа аномалий.
Слайд 65НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
Расхождения между предсказаниями парадигмы и
фактами, которые ранее не могли быть замечены и осознаны, теперь
фиксируются и осознаются как проблемы.
Введение в парадигму новых теоретических предположений нарушают ее дедуктивную стройность, делают ее расплывчатой.
Слайд 66НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
По мере накопления аномалий доверие
к парадигме падает.
Наступает состояние, которое Кун именует кризисом.
Ученые оказываются
перед лицом множества нерешенных проблем, необъясненных фактов и экспериментальных данных. Начинается поиск новых теоретических средств, которые, возможно, окажутся более успешными .
Слайд 67НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО РАСПАДАЕТСЯ НА НЕСКОЛЬКО
ГРУПП, ОДНИ ИЗ КОТОРЫХ ПРОДОЛЖАЮТ ВЕРИТЬ В ПАРАДИГМУ,
ДРУГИЕ ВЫДВИГАЮТ
ГИПОТЕЗУ, ПРЕТЕНДУЮЩУЮ НА РОЛЬ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ.
Слайд 68НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
Период кризиса заканчивается, когда одна
из предложенных гипотез доказывает свою способность справиться с существующими проблемами,
объяснить непонятные факты и благодаря этому привлекает на свою сторону большую часть ученых.
ОНА ПРИОБРЕТАЕТ СТАТУС НОВОЙ ПАРАДИГМЫ.
Научное сообщество восстанавливает свое единство.
Слайд 69
КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ
(Рациональный принцип
принимается современными учеными)
универсальность, т.е. исключение
привязки к месту, времени, субъекту и т.п.;
согласованность или непротиворечивость, обеспечиваемая
дедуктивным способом развертывания системы знания;
Слайд 70
КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ
(Рациональный принцип)
простота (хорошей считается та теория,
которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество
научных принципов);
объяснительный потенциал;
наличие предсказательной силы.