Разделы презентаций


КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (КСЕ) Лекция № 2

Содержание

Этапы развития естествознанияМифологияНатурфилософияСхоластикаМеханическое естествознаниеКлассическое естествознаниеСовременное естествознание

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (КСЕ) Лекция № 2

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ

РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

лектор: доцент кафедры методики обучения безопасности жизнедеятельности Силакова

Оксана Владимировна
КОНЦЕПЦИИ  СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (КСЕ) Лекция № 2ИСТОРИЧЕСКИЕ  ЭТАПЫ   РАЗВИТИЯ  ЕСТЕСТВОЗНАНИЯлектор: доцент

Слайд 2Этапы развития естествознания
Мифология
Натурфилософия
Схоластика
Механическое естествознание
Классическое естествознание
Современное естествознание

Этапы развития естествознанияМифологияНатурфилософияСхоластикаМеханическое естествознаниеКлассическое естествознаниеСовременное естествознание

Слайд 3Этапы развития естествознания
1

Этапы развития естествознания1

Слайд 6Этапы развития естествознания
2

Этапы развития естествознания2

Слайд 7Система мира К. Птоломея

Система мира К. Птоломея

Слайд 8Первая, древняя, преднаучная картина мира
Геоцентризм (автор Аристотель) – мир огромная,

но не бесконечная сфера, имеющая центр (главная точка отсчета, начало

всех координат) - Землю. Она неподвижна, а все остальные объекты мира Солнце, звезды движутся вокруг нее.
Первая, древняя, преднаучная картина мираГеоцентризм (автор Аристотель) – мир огромная, но не бесконечная сфера, имеющая центр (главная

Слайд 9Она пытается увидеть мир весь, целиком, не разбивая его на

части. Это была единая наука. Ее интересовало движение небесных тел,

устройство Земли, жизнь растений и животных и др. Ею занимались натурфилософы или философы.
Картина мира – вымышленная (минимальное сходство с реальностью), но красивая и величественная – живописное полотно.

Натурфилософия – это философия природы или создание наиболее общих и умозрительных представлений, описывающих и объясняющих ее.

Она пытается увидеть мир весь, целиком, не разбивая его на части. Это была единая наука. Ее интересовало

Слайд 10Представители натурфилософии – натурфилософы милетской школы
Фалес общая основа (первоначало) –

вода, все остальное ее порождение или модификации
Анаксимандр воздух –

все вещи происходят путем сгущения или разрежения (самый разреженный – огонь, самый густой – камень)
Анаксимен неопределенность (включает все стихии в себя и называется беспредельным)
Представители натурфилософии – натурфилософы милетской школыФалес общая основа (первоначало) – вода, все остальное ее порождение или модификации

Слайд 11Научные программы античности
Первая научная программа античности – математическая (Пифагор и

Платон). Космос состоит из первоначальных сущностей – чисел. По Платону

космос - мира идеальных сущностей (Солнце, звезды, планеты)
Вторая научная программа античности – атомистическая (Левкипп и Демокрит). Мир состоит из атомов и пустоты.
Третья – первая научная картина мира – континуальная (Аристотель). Космос непрерывен - «Природа не терпит пустоты».
Научные программы античностиПервая научная программа античности – математическая (Пифагор и Платон). Космос состоит из первоначальных сущностей –

Слайд 12Представители натурфилософии
Система эпициклов и деферентов александрийского астронома Клавдия Птолемея (1-2

вв. н.э.)
Заложение основ математической физики, статики (понятие центра тяжести тел;

закона рычага), и гидростатики Архимедом (3 в. до н.э.)

Представители натурфилософииСистема эпициклов и деферентов александрийского астронома Клавдия Птолемея (1-2 вв. н.э.)Заложение основ математической физики, статики (понятие

Слайд 13Пантеизм (все бог) – всеобожествленность – некое духовное или разумное

начало Вселенной (Мировой разум, Душа Вселенной)
У Пифагора – число,

у Гераклита - Логос, у Аристотеля – ум.
Оно находится везде и во всем и нигде конкретно. Это начало ниоткуда не взялось и никуда не может деться. Оно делает мир гармоничным, красивым, упорядоченным.
У любого предмета – есть душа (мир - живой и разумный механизм, подобный человеку).
Вселенная – макрокосмос, человек – микрокосмос. Единство человека и всего что его окружает. Было бережное отношение к окружающей природе.

Пантеизм

Пантеизм (все бог) – всеобожествленность – некое духовное или разумное начало Вселенной (Мировой разум, Душа Вселенной) У

Слайд 14Циклизм
Мироздание – грандиозный и вечный круговорот вещей и предметов. (Все

вечно повторяется, проходя одни и те же этапы)
Гераклит – движение

есть единственно возможный способ существования мира
Демокрит – мир состоит из атомов, носящихся в пустоте, мир распадается на них и опять из них собирается.
ЦиклизмМироздание – грандиозный и вечный круговорот вещей и предметов. (Все вечно повторяется, проходя одни и те же

Слайд 15Рождение логики
Наука изучает формы человеческого мышления (как мы мыслим) (Возникла

в Древней Греции в 5-4 в. до н.э. Автор Аристотель.).

Где нет логики - там нет научного знания.
Три формы мышления :
Понятие – обозначение предмета, выраженное словом (планета)
Суждение – высказывание о предмете, в кот. Что-то утверждается или отрицается (все цветы - растения)
Умозаключение- выведение нового суждения из нескольких исходных (все люди смертны, Сократ- человек, Сократ - смертен)

Рождение логикиНаука изучает формы человеческого мышления (как мы мыслим) (Возникла в Древней Греции в 5-4 в. до

Слайд 16Развитие естествознания в Греции
Школа Пифагора оказало огромное влияние на

последующие поколения, в частности, на школу Сократа (470 – 379

г.г. до н.э.) и школу Платона
(427 – 348 г.г. до н.э).
Развитие естествознания в Греции Школа Пифагора оказало огромное влияние на последующие поколения, в частности, на школу Сократа

Слайд 17Школа атомистов
Атомисты впервые высказали идею об атомарном строении вещества.
Атомисты:

Демокрит; Эпикур – философ; Левкипп и Лукреций – поэты, ввели

понятие атома – неделимой мельчайшей частицы вещества.

Демокрит

Эпикур

Левкипп

Лукреций

Школа атомистов Атомисты впервые высказали идею об атомарном строении вещества.Атомисты: Демокрит; Эпикур – философ; Левкипп и Лукреций

Слайд 18Школа Аристотеля
Аристотель (384 – 322 г.г.

до н.э).
Труды: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении»,

«О метеорах», «Метафизика», «Логика» и др.
Как следует из его трудов, он исследовал вопросы философии, логики, психологии, физики, биологии, истории, этики, эстетики, политики.
Аристотеля по праву называют величайшим мыслителем древности.

Аристотель обобщил все предыдущие знания. Был во многом не согласен со своим учителем Платоном.
Учение Аристотеля во много неверно.

В дальнейшем оно было подхвачено христианской церковью, стало догмой, т.е. застывшим, неразвивающимся учением.

Школа Аристотеля   Аристотель (384 – 322 г.г. до н.э). Труды: «Физика», «О небе», «О возникновении

Слайд 19Школа Аристотеля







Аристотель ввел понятия силы и скорости; все действия

он делил на естественные и насильственные.
Аристотель придумал, что у

каждого предмета есть свое место, легкие стремятся вверх, тяжелые вниз.
Школа Аристотеля Аристотель ввел понятия силы и скорости; все действия он делил на естественные и насильственные. Аристотель

Слайд 20Архимед
Другой древнегреческий
ученый Архимед
(287 – 212 г.г. до

н.э) внес
большой вклад в развитие
механики, статики,
гидростатики;
усовершенствовал

ворот;
вычислил число  = 3,14;
подсчитал площадь круга;
построил спираль
(предполагается, что цивилизация развивается по этой спирали); решил задачу (по предположениям) движения тела, брошенного под углом к горизонту.
На его счету более 40 изобретений.
Архимед Другой древнегреческий ученый Архимед (287 – 212 г.г. до н.э) внес большой вклад в развитие механики,

Слайд 21Изобретения Архимеда

Рис. 2. Машина,
захватывающая и опрокидывающая корабли

Изобретения Архимеда Рис. 2. Машина, захватывающая и опрокидывающая корабли

Слайд 22Изобретения Архимеда
Водяные часы

Изобретения Архимеда Водяные часы

Слайд 23Евклид


Большой вклад в математику
внес Евклид:
в своем труде

«Начала»
он обобщил все
сведения в математике,
которые были ему

известны.


Он работал и в оптике,
где открыл законы отражения света.
Евклид Большой вклад в математику внес Евклид: в своем труде «Начала» он обобщил все сведения в математике,

Слайд 26Развитие естествознания в трудах ученых Востока
Ученый Бируни – математик, физик,


историк и географ – занимался
измерением удельного веса вещества

(

= P/V, где  – удельный вес;
Р – вес; V – объем тела).

Сравните:  = m/V, где  – плотность;
m – масса; V – объем тела.

Бируни изобрел весы.

Бируни

Конический прибор Бируни

Развитие естествознания в трудах  ученых ВостокаУченый Бируни – математик, физик, историк и географ – занимался измерением

Слайд 29«Весы мудрости»
Аль Хазини

«Весы мудрости» Аль Хазини

Слайд 30Развитие естествознания в трудах ученых Востока

Развитие естествознания в трудах  ученых Востока

Слайд 31Развитие естествознания в трудах ученых Востока

Развитие естествознания в трудах  ученых Востока

Слайд 33Развитие естествознания в трудах ученых Востока
Улугбек Мухаммед
Тарагай

Развитие естествознания в трудах  ученых ВостокаУлугбек Мухаммед Тарагай

Слайд 34Развитие естествознания в трудах ученых Востока

Развитие естествознания в трудах  ученых Востока

Слайд 35Черты науки в Средние века
Теоцентризм – Бог есть единственная подлинная

реальность
Иерархизм бытия – вода и земля служат растениям, те служат

скоту. Все вещи мира служат человеку, а тот – Богу.
Наука носила служебный характер (иллюстрировала истины Священного писания) и использовалась для решения практических задач
Развивались астрология, алхимия, натуральная магия.
Черты науки в Средние векаТеоцентризм – Бог есть единственная подлинная реальностьИерархизм бытия – вода и земля служат

Слайд 36Этапы развития естествознания
3

Этапы развития естествознания3

Слайд 37Естествознание в Европе
Клавдий Птоломей

Естествознание в Европе Клавдий Птоломей

Слайд 38Естествознание в Европе

Естествознание в Европе

Слайд 39Естествознание в Европе

Естествознание в Европе

Слайд 40Естествознание в Европе

Естествознание в Европе

Слайд 42ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИ Первая стадия научного естествознания - натурфилософия, зародившаяся

в позднем средневековье, относится к эпохе Возрождения (XV-XVIвв.). Этот период

характеризуется получением знаний путем наблюдения, а не эксперимента, преобладанием догадок, а не опытно воспроизводимых выводов. При этом натурфилософия несет в себе глубокую конструктивную идею необходимости союза естествознания и философии, что прослеживается во всей последующей истории естествознания.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИ Первая стадия научного естествознания - натурфилософия, зародившаяся в позднем средневековье, относится к эпохе

Слайд 43II-я картина мира – классическое естествознание
Классическое (16-17 в.) – основное,

образцовое, эталонное
Первая глобальная научная революция 16-17 веков (смена геоцентризма на

гелиоцентризм)
Представители: Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Рене Декарт, Исаак Ньютон.
Центр мироздания – неподвижное Солнце, а планеты вместе с Землей совершают петлеобразные движения вокруг Солнца. Это был удар по религиозным средневековым представлениям.
II-я картина мира –  классическое естествознаниеКлассическое (16-17 в.) – основное, образцовое, эталонноеПервая глобальная научная революция 16-17

Слайд 45Этапы развития естествознания
4

Этапы развития естествознания4

Слайд 46Особенности науки данного периода
Научная специализация (дифференциация наук) делает науку более

точной, эффективной, но сухой и безжизненной
Использование языка математики (форма, величина,

масса, движение – количественные характеристики земных тел)
Экспериментальный метод (против натурфилософского умозрения) – умозрения подтверждались или опровергались экспериментом: Он может изучать объект в «очищенном виде»

Особенности науки данного периодаНаучная специализация (дифференциация наук) делает науку более точной, эффективной, но сухой и безжизненнойИспользование языка

Слайд 47Могут создаваться искусственные условия (температура, влажность и др.)
Воспроизводимость экперимента
Экспериментатор может

вмешиваться и активно влиять на протекание эксперимента

Могут создаваться искусственные условия (температура, влажность и др.)Воспроизводимость экпериментаЭкспериментатор может вмешиваться и активно влиять на протекание эксперимента

Слайд 48Механицизм (17-18 век) Мироздание – грандиозный, неживой и неразумный механизм

(часовой механизм), действующий по законам механики И.Ньютона
(мироздание –

это физические тела и механические силы, действующие между ними)
Началась активная наступательная деятельность человека по отношению к природе (завоевание, покорение, преобразование).
Отказ от признания качественной специфики жизни и живого. Ламетри (фран. фил.) считал человека сложным неодушевленным механизмом, Декарт – животные – автоматы, механические роботы.
Механицизм (17-18 век)  Мироздание – грандиозный, неживой и неразумный механизм (часовой механизм), действующий по законам механики

Слайд 49Стационарность мира
Мироздание неподвижно.
Вселенная – грандиозный механизм, существует по неизменным

законам и создан Богом. Он совершенен и не может ни

сломаться, ни испортиться. Поэтому неизменен и существует всегда в одном и том же виде.
Открыв все механические законы, по кот. устроена Вселенная можно создать законченную картину мира, а знания о мире исчерпывающими, завершенными, абсолютными.
Реальный мир можно сравнить с черно-белой фотографией (сходство с реальностью, но неинтересная статичность)
Стационарность мираМироздание неподвижно. Вселенная – грандиозный механизм, существует по неизменным законам и создан Богом. Он совершенен и

Слайд 50Естествознание в Европе
Николай Коперник

Естествознание в Европе Николай Коперник

Слайд 51Естествознание в Европе

Естествознание в Европе

Слайд 52Естествознание в Европе
Г. Галилей

Естествознание в Европе Г. Галилей

Слайд 53Естествознание в Европе

Естествознание в Европе

Слайд 54Естествознание в Европе

Естествознание в Европе

Слайд 55Естествознание в Европе
Суд над Галилеем (картина итальянского художника Флери)

Естествознание в Европе Суд над Галилеем (картина итальянского художника Флери)

Слайд 56Естествознание в Европе
Дж. Бруно

Естествознание в Европе Дж. Бруно

Слайд 57Вторая стадия развития естествознания – аналитическое естествознание (XVII-кон.XIXвв.) - связана

с формированием и систематическим развитием экспериментально-теоретических исследований. Натурфилософское познание природы

превратилось в современное естествознание, в систематическое научное познание на базе экспериментов и математического изложения полученных результатов. На стадии аналитического естествознания была получена основная масса достижений в изучении природы.
Вторая стадия развития естествознания –  аналитическое естествознание (XVII-кон.XIXвв.) - связана с формированием и систематическим развитием экспериментально-теоретических

Слайд 58Естествознание в Европе

Естествознание в Европе

Слайд 59Естествознание в Европе

Естествознание в Европе

Слайд 60Естествознание в Европе

Естествознание в Европе

Слайд 61Естествознание в Европе
Проекты геликоптера и парашюта Леонардо да Винчи


(копии его личных рисунков)

Естествознание в Европе Проекты геликоптера и парашюта Леонардо да Винчи (копии его личных рисунков)

Слайд 62Естествознание в Европе

Естествознание в Европе

Слайд 64Детерминизм

Детерминизм

Слайд 65Естествознание в России
Начало развития естествознания приходится на эпоху Петра I,

как необходимое условие его реформ.

Развивается учение об электричестве (в трудах

Ломоносова и Рихмана).

М.В. Ломоносов

В.И. Вернадский

Ю.Р. Майер

Г. Гельмгольц

Естествознание в РоссииНачало развития естествознания приходится на эпоху Петра I, как необходимое условие его реформ.Развивается учение об

Слайд 66Естествознание в России
М.В. Ломоносов разработал учение о теплоте, работал в

области физической химии (является ее основателем) и в области геофизики,

он открыл закон сохранения энергии. Влияние его работ прослеживается до середины XIX – XX в.в.


В.И. Вернадский (основатель естествознания как науки в России): «Ломоносов как ученый неоценен до сих пор».

М.В. Ломоносов
1711 – 1765 гг.

Естествознание в РоссииМ.В. Ломоносов разработал учение о теплоте, работал в области физической химии (является ее основателем) и

Слайд 67Наука XVIII века
В механике все процессы и явления объясняются действием

приложенных к ним сил. Носителями этих сил были невесомые «материи»
Теория

теплорода – особая жидкость, обеспечивающая теплоту тела
Электрические и магнитные явления объяснились существованием «электрических и магнитных жидкостей»
Корпускулярная теория света – поток световых частиц (И. Ньютон)
Наука XVIII векаВ механике все процессы и явления объясняются действием приложенных к ним сил. Носителями этих сил

Слайд 68Наука XVIII века
В химии Роберт Бойль положил начало современному представлению

о химическом элементе как о «простом теле»; эти частицы могут

связываться друг с другом, образуя кластеры (сегодня это молекулы)
Теория флогистона – благодаря ей обеспечивается горючесть тел. Все горючие тела содержат флогистон, он при горении исчезает
Открытие А. Лавуазье кислорода и кислородной теории горения
Наука XVIII векаВ химии Роберт Бойль положил начало современному представлению о химическом элементе как о «простом теле»;

Слайд 69Наука XVIII века
Биология стремится к классификации и систематизации, поиску биологического

«атома», лежащего в основе всего живого. Карл Линней создал первую

научную классификацию видов, описав более 10 тыс. видов растений и 4 тыс видов животных.
Наука XVIII векаБиология стремится к классификации и систематизации, поиску биологического «атома», лежащего в основе всего живого. Карл

Слайд 70Таким образом, стадию аналитического естествознания характеризуют следующие особенности: - тенденция к

возрастающей дифференциации естественных наук; - преобладание эмпирических (то есть полученных посредством

эксперимента) знаний над теоретическими; - преимущественное исследование объектов природы в сравнении с исследованиями процессов; - подход к рассмотрению природы как неизменной во времени, а ее разные сферы – вне связи друг с другом.
Таким образом, стадию аналитического естествознания характеризуют следующие особенности:  - тенденция к возрастающей дифференциации естественных наук;

Слайд 71Этапы развития естествознания
5

Этапы развития естествознания5

Слайд 72Естествознание в Мире
К концу XVIII – началу XIX в. были

сформулированы законы сохранения:

1. Закон сохранения импульса (Р): Р – импульс,

P = m
В закрытой системе полный импульс сохраняется.
Закрытая система – система, которая не обменивается с окружающей средой ни энергией, ни массой, ни информацией.
2. Закон сохранения энергии.
Энергия не возникает из ничего и не исчезает, она переходит из одного вида энергии в другой.

Закон сохранения энергии был открыт не только Ломоносовым, но и Майером и Гельмгольцем.
Естествознание в МиреК концу XVIII – началу XIX в. были сформулированы законы сохранения:1. Закон сохранения импульса (Р):

Слайд 73Естествознание в Мире
3. Закон сохранения момента импульса (L):
L –

момент импульса:
L =

[r P]
В закрытой системе суммарный момент импульса сохраняется.

Законы сохранения являются фундаментальными, т.к. они связаны с симметрией пространства – времени, которая является также фундаментальным свойством природы.
Естествознание в Мире3. Закон сохранения момента импульса (L): L – момент импульса:

Слайд 74Естествознание в Мире
Л. Гальвани
М. Фарадей

Естествознание в МиреЛ. ГальваниМ. Фарадей

Слайд 75Естествознание в России
Б.С. Якоби
Д.И. Менделеев

Естествознание в РоссииБ.С. ЯкобиД.И. Менделеев

Слайд 76Спектры испускания и поглощения
О. Френель
Томас Юнг

Спектры испускания и поглощенияО. ФренельТомас Юнг

Слайд 77Естествознание в Мире
Ш. Кулон
Г. Ом
Э.Х. Ленц
Х. Лоренц
Д. Максвелл

Естествознание в МиреШ. КулонГ. ОмЭ.Х. ЛенцХ. ЛоренцД. Максвелл

Слайд 78Естествознание в Мире

Естествознание в Мире

Слайд 79Естествознание в Мире
Р. Клаузиус
Дж. Томсон (Кельвин)
Л. Больцман
Н.И. Лобачевский
А.Эйнштейн

Естествознание в МиреР. КлаузиусДж. Томсон (Кельвин)Л. БольцманН.И. ЛобачевскийА.Эйнштейн

Слайд 80Естествознание в Мире
Появились неевклидовы геометрии.
Развитием этих геометрий занимались Риман,

Лобачевский и др.

Эти геометрии послужили толчком к развитию специальной

(частной) теории относительности (СТО) и общей теории относительности (ОТО) (автор А.Эйнштейн).

В СТО и ОТО изучается движение микрообъектов со скоростями, близкими к скорости света в вакууме.
Естествознание в МиреПоявились неевклидовы геометрии. Развитием этих геометрий занимались Риман, Лобачевский и др. Эти геометрии послужили толчком

Слайд 81Естествознание в Мире
СТО рассматривает движение микрообъектов относительно инерциальных систем отсчета.

ОТО

рассматривает движение микрообъектов относительно любых систем отсчета.

Система отсчета включает:

- тело отсчета,
- систему координат, жестко связанную с телом отсчета
- и часы для отсчета времени.
Естествознание в МиреСТО рассматривает движение микрообъектов относительно инерциальных систем отсчета.ОТО рассматривает движение микрообъектов относительно любых систем отсчета.Система

Слайд 82Естествознание в Мире
Инерциальная система отсчета – это система отсчета, которая

движется прямолинейно, равномерно или покоится относительно заведомо инерциальной системы отсчета.

Строго

инерциальной является система отсчета, которая связана с Солнцем, и называется гелиоцентрической.

Практически инерциальной является система отсчета, связанная с Землей (геоцентрическая система отсчета).
Естествознание в МиреИнерциальная система отсчета – это система отсчета, которая движется прямолинейно, равномерно или покоится относительно заведомо

Слайд 83Электромагнитная картина Мира
Возникновение электромагнитной картины

мира характеризует качественно новый этап науки. Сравнение данной картины мира

с механистической выявляет некоторые важные особенности.

Механистическая картина Электромагнитная картина
Электромагнитная картина Мира     Возникновение электромагнитной картины мира характеризует качественно новый этап науки. Сравнение

Слайд 85Физика
Вторая половина XIX в. характеризуется быстрым развитием

всех сложившихся ранее и возникновением новых разделов физики. Однако особенно

быстро развиваются теория теплоты и электродинамика.

Величайшим достижение физики второй половины ХIХ века является создание теории электромагнитного поля. К середине XIX в. в тех отраслях физики, где изучались электрические и магнитные явления, был накоплен богатый эмпирический материал, сформулирован целый ряд важных закономерностей.
Так, были открыты важнейшие законы: закон Кулона, закон Ампера, закон электромагнитной индукции,

Шарль Кулон
(1736 - 1806 )

Андре Мари Ампер

(1775-1836)

Физика   Вторая половина XIX в. характеризуется быстрым развитием всех сложившихся ранее и возникновением новых разделов

Слайд 86 Конец XIX в. в истории физики отмечен рядом

принципиальных открытий, которые непосредственно привели к научной революции на рубеже

ХIХ-ХХ веков.
Важнейшие из них: открытие рентгеновских лучей, открытие электрона и установление зависимости его массы от скорости, открытие радиоактивности, фотоэффекта и его законов и др.
Конец XIX в. в истории физики отмечен рядом принципиальных открытий, которые непосредственно привели к научной

Слайд 87


В 1895 г. Вильгельм Рентген (1845 – 1923) открыл необычные

лучи, которые впоследствии получили название рентгеновских.



Важнейшим открытием в физике

конца XIX в. было открытие радиоактивности, которое помимо своего общего принципиального значения сыграло важную роль в развитии представлений об электроне. Все началось в 1896 г., когда Анри Беккерель, исследуя загадочное почернение фотографической пластинки, оставшейся в ящике письменного стола рядом с кристаллами сульфата урана, случайно открыл радиоактивность.
.

В 1895 г. Вильгельм Рентген (1845 – 1923) открыл необычные лучи, которые впоследствии получили название рентгеновских. Важнейшим

Слайд 88К великим открытиям второй половины ХIХ века должны быть отнесено:

создание

периодической системы химических элементов Д.И. Менделеевым

экспериментальное обнаружение электромагнитных волн Г.

Герцем

открытие явления фотоэффекта, тщательно проанализированное А.Г. Столетовым.

(1839—1896)

(1834-1907)

(1887-1975)

К великим открытиям второй половины ХIХ века должны быть отнесено:создание периодической системы химических элементов Д.И. Менделеевымэкспериментальное обнаружение

Слайд 89На рубеже ХIX – ХХ вв. многие ученые, пытаясь осмыслить

состояние физики, приходили к выводу о том, что само развитие

науки показывает ее неспособность дать объективное представление о природе, что истины науки носят чисто относительный характер.

На самом же деле проблема состояла в том, что концу ХIХ века методологические установки классической, ньютоновской физики уже исчерпали себя и необходимо было изменять теоретико-методологический каркас естественнонаучного познания.

Возникла необходимость расширить и углубить понимание и самой природы и процесса ее познания наукой. Как бесконечна, многообразна и неисчерпаема сама природа, так бесконечен, многообразен и неисчерпаем процесс ее познания естественными науками.

Каждая естественнонаучная картина мира является относительной и преходящей. Процесс научного познания необходимо связан с периодической крутой ломкой старых понятий, теорий, картин мира, способов познания.
На рубеже ХIX – ХХ вв. многие ученые, пытаясь осмыслить состояние физики, приходили к выводу о том,

Слайд 90Современная научная картина мира Неклассическая (Эйнштейновская) – XX в.
Вторая глобальная научная

революция конец XIX – начало XX вв.
Релятивизм - относительный –

во Вселенной вообще нет центра. Все системы отсчета во Вселенной равноправны.
Вселенная – искривленное и замкнутое трехмерное пространство, безгранична, но не бесконечна.
Математизация естествознания (изучая объекты микромира)
Антимеханицизм –механические взаимодействия – это следствие более глубоких фундаментальных взаимодействий
Современная научная картина мира Неклассическая (Эйнштейновская) – XX в.Вторая глобальная научная революция конец XIX – начало XX

Слайд 91Глобальный эволюционизм – все существующее – есть результат длительной эволюции,

грандиозного мирового развития– от физического вакуума до высокоразвитых форм жизни-

человека
Мир – цветная кинолента, каждый кадр – определенный этап в эволюции Вселенной.
Завершенную картину мира не удастся создать никогда, за вечным изменением мира, меняются наши представления о нем. Представления о неисчерпаемости материи вглубь (нет конечного предела делимости материи)
Мир – совокупность разноуровневых систем, находящихся в состоянии иерархической соподчиненности. На каждом уровне организации материи действуют свои закономерности
Интеграция науки. Системно-целостное рассмотрение предметов и явлений объективного мира.
Глобальный эволюционизм – все существующее – есть результат длительной эволюции, грандиозного мирового развития– от физического вакуума до

Слайд 92Вероятностный детерминизм, сделавший случайность фундаментом нашего мира
Невозможность получения абсолютной истины.

Истина считается относительной, существует во множестве теорий, каждая из которых

изучает свой срез реальности
Антропный принцип – познающий человек смотрит на мир не как сторонний наблюдатель, а как его неотъемлемая часть. Объект и субъект познания неотделимы друг от друга.
Человеческая природа накладывает на познание ограничение.
Человек накладывает свой отпечаток на образ мира так же, как наличие приборов и инструментов изменяет результаты исследования.
Вероятностный детерминизм, сделавший случайность фундаментом нашего мираНевозможность получения абсолютной истины. Истина считается относительной, существует во множестве теорий,

Слайд 93Этапы развития естествознания
6

Этапы развития естествознания6

Слайд 94Третья стадия – синтетическое естествознание (кон.XIX-кон.XXвв.). На стадии синтетического естествознания возрастает

роль теоретических знаний, интенсивно исследуются как природные объекты, так и

процессы. Эволюционный подход к познанию природы становится методологической основой синтетического естествознания. Этот период развития науки характеризуется ясным пониманием целостности природы и неразрывной взаимосвязи отдельных ее частей.
Третья стадия – синтетическое естествознание (кон.XIX-кон.XXвв.).  На стадии синтетического естествознания возрастает роль теоретических знаний, интенсивно исследуются

Слайд 95Необходимость комплексного изучения природных объектов и явлений, с одной стороны,

и одновременно растущая дифференциация наук, с другой, привели к необходимости

создания синтетических дисциплин. Так на стыке смежных наук – биологии, химии, физики - появились физическая химия, биохимия, физико-химическая биология. Таким образом, главной отличительной особенностью синтетического естествознания является ориентация на создание синтетических научных дисциплин.
Необходимость комплексного изучения природных объектов и явлений, с одной стороны, и одновременно растущая дифференциация наук, с другой,

Слайд 96БИОХИМИЯ

БИОХИМИЯ

Слайд 97Это подразделение условно, т.к. в составе различных объектов и в

протекающих в них биохимических процессах много общего. Поэтому результаты исследований,

проведённых на микробах, растительных или животных тканях и клетках, взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Это подразделение условно, т.к. в составе различных объектов и в протекающих в них биохимических процессах много общего.

Слайд 99Экология

Экология

Слайд 102Биофизика

Биофизика

Слайд 108В конце ХХ столетия естествознание вступило в четвертую стадию своего

развития, которую называют интегральным естествознанием. Интегральное естествознание характеризуется не столько

продолжающимися процессами синтеза двух-трех смежных наук, сколько масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований.
В конце ХХ столетия естествознание вступило в четвертую стадию своего развития, которую называют интегральным естествознанием.

Слайд 115Кибернетика - это наука об общих принципах управления в машинах,

живых организмах и обществе. Это интегральная наука, возникшая на стыке

ряда специальных дисциплин – теории автоматов, техники связи, математической логики, теории информации и других. Синергетика – новое направление междисциплинарных научных исследований процессов возникновения порядка из беспорядка (самоорганизации) в открытых системах физической, химической, биологической и другой природы.
Кибернетика - это наука об общих принципах управления в машинах, живых организмах и обществе. Это интегральная наука,

Слайд 116Ноберт Винер – «отец» кибернетики 1894-1964 гг.

Ноберт Винер – «отец» кибернетики 1894-1964 гг.

Слайд 119Таким образом, современный этап в развитии естествознания отличают ясное понимание

целостности природы, эволюционный подход к её изучению и к осмыслению

результатов исследований, интенсивно идущие процессы интеграции разных научных направлений. Усиливающая тенденция к интеграции естественных наук позволяет предположить, что в дальнейшем на какой-то более глубокой основе будут объединены все науки о неживой и живой природе. Естествознание, вероятно, будет выступать как единая и многогранная наука о природе.
Таким образом, современный этап в развитии естествознания отличают ясное понимание целостности природы, эволюционный подход к её изучению

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика