Разделы презентаций


Концепция современной уголовной политики России и система субъектов ее

Содержание

Рекомендуется к прочтениюБабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Российская уголовная политика и уголовный закон: опыт критического анализа: монография. – М.: Юрлитинформ, 2017. – 696 с.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Концепция современной уголовной политики России и система субъектов ее реализации
Лектор

– доцент кафедры уголовного права и процесса Санкт-Петербургского института (филиала)

Всероссийского государственного университета юстиции Степанова Елена Евгеньевна
Концепция современной уголовной политики России и система субъектов ее реализацииЛектор – доцент кафедры уголовного права и процесса

Слайд 2Рекомендуется к прочтению
Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Российская уголовная политика и

уголовный закон: опыт критического анализа: монография. – М.: Юрлитинформ, 2017.

– 696 с.
Рекомендуется к прочтениюБабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Российская уголовная политика и уголовный закон: опыт критического анализа: монография. –

Слайд 3Что такое «уголовная политика»?
История уголовной политики как научной категории насчитывает

приблизительно 200 лет. За это время она – поначалу скромное

«дитя» уголовного права, постепенно превратилась в самостоятельную комплексную отрасль научного знания, а в практическом отношении – в одно из самых актуальных направлений социальной политики любого государства.
Что такое «уголовная политика»?История уголовной политики как научной категории насчитывает приблизительно 200 лет. За это время она

Слайд 4Уголовная политика
является фундаментальной базой нормативного и практического регулирования отношений

между преступностью и обществом.
Уголовная политика – социальная политика борьбы с

преступностью, которую можно характеризовать как продиктованную интересами общества систему правил осуществления специфического взаимодействия государства и преступного мира. Иными словами, уголовная политика – это концентрированная, социально обусловленная, концептуальная реакция государства на существующую совокупность криминальных угроз.
Уголовная политикаявляется фундаментальной базой нормативного и практического  регулирования отношений между преступностью и обществом.Уголовная политика – социальная

Слайд 5Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. – М., 2003. –

С. 49.
Преобладающее значение среди стратегии борьбы с преступностью имеют две

основные их группы, ориентированные на то, чтобы: а) воздействовать на личность преступника и б) повлиять на объективные общественные условия, в которых формировалась, живёт и действует эта личность. Другими словами: речь идёт, с одной стороны, об уголовном наказании и о том, что процедурно с ним связано, с другой стороны – о системе социальных профилактических мероприятий различного масштаба».
Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. – М., 2003. – С. 49.Преобладающее значение среди стратегии борьбы с

Слайд 6Уголовная политика: дорожная карта (2017-2025)/ Г.А. Есаков, Р.О. Долотов, М.А.

Филатова. – М., 2017. – С. 10.
В стране отсутствует единая,

признанная хотя бы в общих концептуальных положениях всеми акторами политико-правового процесса (судейским корпусом, правоохранительными органами, адвокатурой, органами законодательной власти и академическим сообществом) и отвечающая потребностям общества на современном этапе его развития уголовная политика. Это выражается в отсутствии понимания границ сферы преступного и наказуемого, несбалансированностью уголовных наказаний и их чрезмерной репрессивностью, неразвитости соответствующих уголовному правосудию механизмов контроля за преступностью и иных, ненаказательных мер воздействия на преступное поведение.
Уголовная политика: дорожная карта (2017-2025)/ Г.А. Есаков, Р.О. Долотов,  М.А. Филатова. – М., 2017. – С.

Слайд 7Бабаев М.М. и Ю.Е. Пудовочкин видят и «плюсы» реализации уголовной

политики:
В стране принят и действует весь необходимый «джентльменский набор» кодексов.

Они непрерывно корректируются, дополняются, а это – свидетельство реализации уголовно-политических решений.
Исправно (в смысле безостановочно) вершит свое дело механизм законотворчества, задавая уголовно-политический вектор деятельности правоохранительной и судебной системам. Всем осуждённым найдется место там, где предписано быть приговором.
СМИ оперативно помогают доводить уголовно-политические идеи до населения и тем самым формируют его правосознание.
Принят ряд уголовно-политических решений, имеющих принципиально важное значение. Достаточно сослаться лишь на один пример, относящийся к практике борьбы с коррупцией.
Многие десятилетия эта борьба велась только на уровне «низового звена»… В последние годы уголовная политика государства решительно изменилась: кара обрушилась и на головы прежде неприкасаемых. Уже десятки мэров, депутатов, заместителей министров, генералов МВД, ФСБ, ФСИН были осуждены за коррупционные преступления
Бабаев М.М. и Ю.Е. Пудовочкин видят и «плюсы» реализации уголовной политики:В стране принят и действует весь необходимый

Слайд 8Инфраструктура уголовной политики – «плюсы»
- на конституционной основе – с

учетом принципов разделения властей и двухуровневой организации государственной власти –

создана адекватная уголовно-правовой основе противодействия преступлениям структура органов дознания, следствия и суда (дифференцированная по видам и тяжести преступлений)
- отделение следствия от суда
- работающий механизм «сдержек и противовесов», в том числе за счет системы проверки конституционности положений нормативных правовых актов
- работающая система «проверки» качества приговоров (апелляция, кассация, надзор)
Инфраструктура уголовной политики – «плюсы»- на конституционной основе – с учетом принципов разделения властей и двухуровневой организации

Слайд 9Инфраструктура уголовной политики – «минусы»
- затянувшиеся, непрекращающиеся реформы правоохранительных органов

и судов;
- непомерная нагрузка на правоохранительную и судебную систему, создающая

угрозу качеству выполнения ими своих функций
- практически полное отсутствие среди субъектов уголовной политики институтов гражданского общества
- слабый контроль общественности над работой субъектов уголовной политики;
- неурегулированность лоббистской деятельности;
- неадекватность критериев оценки качества работы субъектов уголовной политики
- отсутствие координирующего центра уголовной политики

Инфраструктура уголовной политики – «минусы»- затянувшиеся, непрекращающиеся реформы правоохранительных органов и судов;- непомерная нагрузка на правоохранительную и

Слайд 10Нормативное обеспечение уголовной политики – «плюсы»
- наличие нормативных актов –

УК РФ, УПК РФ, УИК РФ – которые обеспечивают возможность

реагирования на преступления
- отраслевая «чистота» законов
- способность системы оперативно реагировать на криминальные угрозы принятием необходимых норм
- сохраняющаяся «работоспособность» нормативных актов
- в целом адекватная криминальной ситуации криминализация
Нормативное обеспечение уголовной политики – «плюсы»- наличие нормативных актов – УК РФ, УПК РФ, УИК РФ –

Слайд 11Нормативное обеспечение уголовной политики – «минусы»
Недостаточное, а в ряде случаев

отсутствующее аналитическое, прогностическое, экспертное сопровождение нормативных правовых актов;
Несбалансированность нормативных предписаний:

одновременная избыточность и недостаточность, абстрактность и казуистичность
Наличие «нормативного сора» – «мертвых норм»
Отсутствие системности в законодательстве
Криминализационные ошибки – в содержании и по форме принимаемых решений
Недостатки (пробелы, неопределенность, избыточность) в конструировании отдельных правовых институтов
Многочисленные просчеты в дифференциации ответственности и пенализационной практике
Нормативное обеспечение уголовной политики – «минусы»Недостаточное, а в ряде случаев отсутствующее аналитическое, прогностическое, экспертное сопровождение нормативных правовых

Слайд 12Ресурсы уголовной политики – «плюсы»
Действующая система подготовки, аттестации и продвижения

кадров
Стабильное бюджетное финансирование
Развитая система сбора информации о положении дел в

стране и состоянии преступности
Ресурсы уголовной политики – «плюсы»Действующая система подготовки, аттестации и продвижения кадровСтабильное бюджетное финансированиеРазвитая система сбора информации о

Слайд 13Ресурсы уголовной политики – «минусы»
Недостаточный уровень профессиональной подготовки
Низкая мотивация сотрудников

правоохранительных органов и суда
Коррупция
Невостребованность имеющихся информационных и интеллектуальных ресурсов

Ресурсы уголовной политики – «минусы»Недостаточный уровень профессиональной подготовкиНизкая мотивация сотрудников правоохранительных органов и судаКоррупцияНевостребованность имеющихся информационных и

Слайд 14Научное сопровождение уголовной политики – «плюсы»
Наличие системы подготовки научных кадров,

научных и учебных учреждений
Преемственность
Не спадающая исследовательская активность
Обилие печатных изданий для

обсуждения проблем уголовной политики
Наличие консенсуса в оценках текущего состояния уголовной политики


Научное сопровождение уголовной политики – «плюсы»Наличие системы подготовки научных кадров, научных и учебных учрежденийПреемственностьНе спадающая исследовательская активностьОбилие

Слайд 15Научное сопровождение уголовной политики – «минусы»
Откровенный недостаток внимания к новым

методологическим принципам
Отсутствие прогностических исследований
Подчеркнуто отраслевая ограниченность исследований
Сохраняющаяся изолированность от мировой

научной мысли
Научное сопровождение уголовной политики – «минусы»Откровенный недостаток внимания к новым методологическим принципамОтсутствие прогностических исследованийПодчеркнуто отраслевая ограниченность исследованийСохраняющаяся

Слайд 16Идеология уголовной политики – «плюсы»
Признание конституционных ценностей основой формирования и

реализации уголовной политики
Высокий уровень поддержки населением реализуемого уголовно-политического (и в

целом политического) курса
Концентрация политики на значимых стратегических направлениях – защита суверенитета, экономики, безопасности детства, борьба с коррупцией
Идеология уголовной политики – «плюсы»Признание конституционных ценностей основой формирования и реализации уголовной политикиВысокий уровень поддержки населением реализуемого

Слайд 17Идеология уголовной политики – «минусы»
Отсутствие ясных целей уголовной политики
Несовпадение декларируемых

(личность) и реальных (государство) приоритетов уголовно-правовой охраны
Давление политических интересов над

правом
Репрессивность мышления и ставка на насилие в решении социальных проблем
Идеология уголовной политики – «минусы»Отсутствие ясных целей уголовной политикиНесовпадение декларируемых (личность) и реальных (государство) приоритетов уголовно-правовой охраныДавление

Слайд 18Соответствие уголовной политики России международным стандартам - плюсы
Сохраняющееся участие в

Конвенции 1950 г и возможность обращения в ЕСПЧ
В целом соответствие

уголовной политики РФ признанным принципам и нормам международного права
Наличие работающего механизма коррекции нормативных актов и практики с учетом требований международного права
Соответствие уголовной политики России международным стандартам - плюсыСохраняющееся участие в Конвенции 1950 г и возможность обращения в

Слайд 19Соответствие уголовной политики РФ международным стандартам – минусы (по мнению

М.М. Бабаева и Ю.Е. Пудовочкина)
- политически ангажированная оценка (субъектами уголовной

политики) международных институтов и норм
- неумелое заимствование зарубежных правовых институтов и норм
Сознательное построение системы защиты от международного влияния***
Соответствие уголовной политики РФ международным стандартам – минусы (по мнению М.М. Бабаева и Ю.Е. Пудовочкина)- политически ангажированная

Слайд 20Средства уголовно-правового воздействия - плюсы
Наличие в РФ системы наказаний, позволяющей

воздействовать на преступления различного уровня опасности
Нормативное закрепление и развитие категории

«меры уголовно-правового характера»
Дифференциация мер воздействия в отношении взрослых и несовершеннолетних
Опыт применения мер уголовно-правового характера в рамках уголовной ответственности и за её рамками, вместе с наказанием и вместо наказания
Апробированная система критериев индивидуализации мер уголовно-правового воздействия
Средства уголовно-правового воздействия - плюсыНаличие в РФ системы наказаний, позволяющей воздействовать на преступления различного уровня опасностиНормативное закрепление

Слайд 21Средства уголовно-правового воздействия – минусы
Неоправданно широкая система уголовных наказаний
Наличие дублирующих,

неработающих, ограниченных в применении наказаний
Ставка на судебную депенализацию при сохранении

высоких санкций и широкого круга преступных деяний
Несогласованность уголовных и административных наказаний
Несамостоятельный и несистемный характер «иных» мер уголовно-правового характера
Неадекватное целеполагание уголовных наказаний
Средства уголовно-правового воздействия – минусыНеоправданно широкая система уголовных наказанийНаличие дублирующих, неработающих, ограниченных в применении наказанийСтавка на судебную

Слайд 22Предупреждение преступлений - плюсы
Признание приоритетности идеи предупреждения преступлений в реализации

уголовной политики
Создание нормативных актов предупредительного характера, соответствующих им структур, их

ресурсное и иное обеспечение
Реализация отдельных программ предупредительного характера – «Безопасный город» и др.
Предупреждение преступлений - плюсыПризнание приоритетности идеи предупреждения преступлений в реализации уголовной политикиСоздание нормативных актов предупредительного характера, соответствующих

Слайд 23Предупреждение преступлений – минусы уголовной политики России
Организационно-штатная необеспеченность криминологической работы
Отсутствие

надлежащей системы предупреждения преступлений

Предупреждение преступлений – минусы уголовной политики РоссииОрганизационно-штатная необеспеченность криминологической работыОтсутствие надлежащей системы предупреждения преступлений

Слайд 24Потерпевший – «плюсы»
Признание и расширение процессуального статуса потерпевшего от преступления
Создание

основ нормативной защиты прав и интересов потерпевших
Наличие уголовно-правовых и гражданско-правовых

механизмов компенсации причиненного вреда
Потерпевший – «плюсы»Признание и расширение процессуального статуса потерпевшего от преступленияСоздание основ нормативной защиты прав и интересов потерпевшихНаличие

Слайд 25Потерпевший – «минусы» уголовной политики
Отсутствие потерпевшего в числе главных приоритетов

реализации уголовной политики
Отсутствие системы государственного возмещения вреда от преступления
Пробельность

нормативной основы защиты потерпевших
Потерпевший – «минусы» уголовной политикиОтсутствие потерпевшего в числе главных приоритетов реализации уголовной политикиОтсутствие системы государственного возмещения вреда

Слайд 26Основные направления уголовной политики – её составные части
Уголовно-правовое направление
Уголовно-исполнительное направление
Уголовно-процессуальное

направление
Криминалистическое направление
Криминологическое направление
Правоприменительное направление

Основные направления уголовной политики – её составные частиУголовно-правовое направлениеУголовно-исполнительное направлениеУголовно-процессуальное направлениеКриминалистическое направлениеКриминологическое направлениеПравоприменительное направление

Слайд 27Субъекты уголовно-правовой политики
Представительный и законодательный орган РФ – Федеральное Собрание,

работающее в составе двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

На эти палаты возлагается обязанность принимать федеральные законы, в том числе уголовные. В число субъектов уголовно-правовой политики следует включить и Президента РФ, от которого зависит решение вопроса о подписании и обнародовании принятого закона
Уголовное право. Части общая и особенная: учебник / под ред.
А.В. Бриллиантова. – М.: Проспект, 2008. – С. 39.
Субъекты уголовно-правовой политикиПредставительный и законодательный орган РФ – Федеральное Собрание, работающее в составе двух палат: Совета Федерации

Слайд 28Субъекты уголовно-исполнительной политики
Законодательные органы РФ и Президент РФ, создающие и

промульгирующие уголовно-исполнительное законодательство
Правительство РФ – разрабатывает мероприятия по осуществлению уголовно-исполнительного

законодательства
Субъекты уголовно-исполнительной политикиЗаконодательные органы РФ и Президент РФ, создающие и промульгирующие уголовно-исполнительное законодательствоПравительство РФ – разрабатывает мероприятия

Слайд 29Субъекты уголовно-процессуальной политики
Законодательные органы, осуществляющие создание уголовно-процессуального законодательства
Высшие органы судебной

власти и прокуратура РФ – осуществляющие применение уголовно-процессуального законодательства

Субъекты уголовно-процессуальной политикиЗаконодательные органы, осуществляющие создание уголовно-процессуального законодательстваВысшие органы судебной власти и прокуратура РФ – осуществляющие применение

Слайд 30Субъекты криминалистической политики
Руководящие инстанции судебных и следственных органов, а также

органов дознания

Субъекты криминалистической политикиРуководящие инстанции судебных и следственных органов, а также органов дознания

Слайд 31Субъекты криминологической политики
Законодательные органы власти
Правительство РФ в силу ст 114

КРФ осуществляет меры по борьбе с преступностью

Субъекты криминологической политикиЗаконодательные органы властиПравительство РФ в силу ст 114 КРФ осуществляет меры по борьбе с преступностью

Слайд 32Рудая Т.Ю. Проблемы и перспективы совершенствования уголовно-правовой политики Российской

Федерации // Уголовная политика Российской Федерации: проблемы формирования и реализации:

материалы Всероссийской научно-практической конференции, 4 февраля 2016 года / отв. ред. А.П. Бохан, Н.Г. Осадчая. – Ростов-на-Дону, 2016. – С. 175 – 181.

Основные проблемы:
Отсутствие эффективной системы выбора специалистов для разработки законопроектов
Преобладание неработоспособных законопроектных рабочих групп
Разработка законопроектов осуществляется преимущественно на общественных началах на основании поручения руководства учреждения, в котором трудится разработчик
Отсутствие реальной основанной на законе конкурсной системы разработки законопроектов
Отсутствие урегулированной правовым актом координации взаимосвязанных законопроектных работ

Рудая Т.Ю. Проблемы и перспективы совершенствования уголовно-правовой  политики Российской Федерации // Уголовная политика Российской Федерации: проблемы

Слайд 33Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Российская уголовная политика и уголовный закон:

опыт критического анализа: монография. – М., 2017. – С. 676

– 678.

Общим местом практически всех значимых дискуссий о состоянии современной уголовной политики может служить вывод о глубоком и затяжном кризисе, в котором она пребывает
Выход – в нормативном закреплении и последовательной реализации Концепции уголовно-правовой политики
Работу по созданию Концепции вели
Центр правовых и экономических исследований
Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции
Ассоциация юристов России
Институт государства и права РАН и др.

Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Российская уголовная политика и уголовный закон: опыт критического анализа: монография. – М., 2017.

Слайд 34О концепции уголовно-правовой политики
в 2012 году площадкой для обсуждения

проблем уголовной политики стала Общественная палата РФ
Общественная палата РФ в

декабре 2011 года создала экспертную рабочую группу по содействию реформам правосудия при Комиссии по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы
В состав группы вошли М.М. Бабаев, О.Н. Костина, А.Г. Кучерена и др.
В мае 2012 г Концепция уголовно-правовой политики была представлена Общественной палатой на VII Российском конгрессе уголовного права, открыта для широкого обсуждения
Проблема – до сих пор Концепция НЕ утверждена нормативно.
О концепции уголовно-правовой политики в 2012 году площадкой для обсуждения проблем уголовной политики стала Общественная палата РФОбщественная

Слайд 35Из проекта Концепции уголовно-правовой политики РФ
Концепция уголовно-правовой политики РФ представляет

собой систему официально принятых в государстве положений, определяющих сущность, цель,

направления, приоритеты и критерии эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в области защиты личности, общества и государства от преступных посягательств средствами уголовного законодательства
Из проекта Концепции уголовно-правовой политики РФКонцепция уголовно-правовой политики РФ представляет собой систему официально принятых в государстве положений,

Слайд 36Критерии эффективности уголовно-правовой политики
Эффективность определяется
Уровнем защищенности личности, общества и государства

от угроз, связанных с преступностью
Качеством восстановления нарушенных преступлением частных и

публичных интересов
Критерии эффективности уголовно-правовой политикиЭффективность определяетсяУровнем защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с преступностьюКачеством восстановления нарушенных

Слайд 37Эффективность уголовно-правовой политики оценивается на основе комплекса данных, отражающих
Соотношение объема

преступности, установленного на основании регулярных виктимологических опросов, с данными правоохранительных

органов о числе зарегистрированных и расследованных преступлений
Качество работы Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ в части своевременного, обоснованного и результативного реагирования на угрозы криминологической безопасности
Результативность судебной практики рассмотрения уголовных дел (с учетом разумных сроков)
Общественную оценку уровня криминологической безопасности
Эффективность уголовно-правовой политики оценивается на основе комплекса данных, отражающихСоотношение объема преступности, установленного на основании регулярных виктимологических опросов,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика