Слайд 1Концепция современной уголовной политики России и система субъектов ее реализации
Лектор
– доцент кафедры уголовного права и процесса Санкт-Петербургского института (филиала)
Всероссийского государственного университета юстиции Степанова Елена Евгеньевна
Слайд 2Рекомендуется к прочтению
Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Российская уголовная политика и
уголовный закон: опыт критического анализа: монография. – М.: Юрлитинформ, 2017.
– 696 с.
Слайд 3Что такое «уголовная политика»?
История уголовной политики как научной категории насчитывает
приблизительно 200 лет. За это время она – поначалу скромное
«дитя» уголовного права, постепенно превратилась в самостоятельную комплексную отрасль научного знания, а в практическом отношении – в одно из самых актуальных направлений социальной политики любого государства.
Слайд 4Уголовная политика
является фундаментальной базой нормативного и практического регулирования отношений
между преступностью и обществом.
Уголовная политика – социальная политика борьбы с
преступностью, которую можно характеризовать как продиктованную интересами общества систему правил осуществления специфического взаимодействия государства и преступного мира. Иными словами, уголовная политика – это концентрированная, социально обусловленная, концептуальная реакция государства на существующую совокупность криминальных угроз.
Слайд 5Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. – М., 2003. –
С. 49.
Преобладающее значение среди стратегии борьбы с преступностью имеют две
основные их группы, ориентированные на то, чтобы: а) воздействовать на личность преступника и б) повлиять на объективные общественные условия, в которых формировалась, живёт и действует эта личность. Другими словами: речь идёт, с одной стороны, об уголовном наказании и о том, что процедурно с ним связано, с другой стороны – о системе социальных профилактических мероприятий различного масштаба».
Слайд 6Уголовная политика: дорожная карта (2017-2025)/ Г.А. Есаков, Р.О. Долотов,
М.А.
Филатова. – М., 2017. – С. 10.
В стране отсутствует единая,
признанная хотя бы в общих концептуальных положениях всеми акторами политико-правового процесса (судейским корпусом, правоохранительными органами, адвокатурой, органами законодательной власти и академическим сообществом) и отвечающая потребностям общества на современном этапе его развития уголовная политика. Это выражается в отсутствии понимания границ сферы преступного и наказуемого, несбалансированностью уголовных наказаний и их чрезмерной репрессивностью, неразвитости соответствующих уголовному правосудию механизмов контроля за преступностью и иных, ненаказательных мер воздействия на преступное поведение.
Слайд 7Бабаев М.М. и Ю.Е. Пудовочкин видят и «плюсы» реализации уголовной
политики:
В стране принят и действует весь необходимый «джентльменский набор» кодексов.
Они непрерывно корректируются, дополняются, а это – свидетельство реализации уголовно-политических решений.
Исправно (в смысле безостановочно) вершит свое дело механизм законотворчества, задавая уголовно-политический вектор деятельности правоохранительной и судебной системам. Всем осуждённым найдется место там, где предписано быть приговором.
СМИ оперативно помогают доводить уголовно-политические идеи до населения и тем самым формируют его правосознание.
Принят ряд уголовно-политических решений, имеющих принципиально важное значение. Достаточно сослаться лишь на один пример, относящийся к практике борьбы с коррупцией.
Многие десятилетия эта борьба велась только на уровне «низового звена»… В последние годы уголовная политика государства решительно изменилась: кара обрушилась и на головы прежде неприкасаемых. Уже десятки мэров, депутатов, заместителей министров, генералов МВД, ФСБ, ФСИН были осуждены за коррупционные преступления
Слайд 8Инфраструктура уголовной политики – «плюсы»
- на конституционной основе – с
учетом принципов разделения властей и двухуровневой организации государственной власти –
создана адекватная уголовно-правовой основе противодействия преступлениям структура органов дознания, следствия и суда (дифференцированная по видам и тяжести преступлений)
- отделение следствия от суда
- работающий механизм «сдержек и противовесов», в том числе за счет системы проверки конституционности положений нормативных правовых актов
- работающая система «проверки» качества приговоров (апелляция, кассация, надзор)
Слайд 9Инфраструктура уголовной политики – «минусы»
- затянувшиеся, непрекращающиеся реформы правоохранительных органов
и судов;
- непомерная нагрузка на правоохранительную и судебную систему, создающая
угрозу качеству выполнения ими своих функций
- практически полное отсутствие среди субъектов уголовной политики институтов гражданского общества
- слабый контроль общественности над работой субъектов уголовной политики;
- неурегулированность лоббистской деятельности;
- неадекватность критериев оценки качества работы субъектов уголовной политики
- отсутствие координирующего центра уголовной политики
Слайд 10Нормативное обеспечение уголовной политики – «плюсы»
- наличие нормативных актов –
УК РФ, УПК РФ, УИК РФ – которые обеспечивают возможность
реагирования на преступления
- отраслевая «чистота» законов
- способность системы оперативно реагировать на криминальные угрозы принятием необходимых норм
- сохраняющаяся «работоспособность» нормативных актов
- в целом адекватная криминальной ситуации криминализация
Слайд 11Нормативное обеспечение уголовной политики – «минусы»
Недостаточное, а в ряде случаев
отсутствующее аналитическое, прогностическое, экспертное сопровождение нормативных правовых актов;
Несбалансированность нормативных предписаний:
одновременная избыточность и недостаточность, абстрактность и казуистичность
Наличие «нормативного сора» – «мертвых норм»
Отсутствие системности в законодательстве
Криминализационные ошибки – в содержании и по форме принимаемых решений
Недостатки (пробелы, неопределенность, избыточность) в конструировании отдельных правовых институтов
Многочисленные просчеты в дифференциации ответственности и пенализационной практике
Слайд 12Ресурсы уголовной политики – «плюсы»
Действующая система подготовки, аттестации и продвижения
кадров
Стабильное бюджетное финансирование
Развитая система сбора информации о положении дел в
стране и состоянии преступности
Слайд 13Ресурсы уголовной политики – «минусы»
Недостаточный уровень профессиональной подготовки
Низкая мотивация сотрудников
правоохранительных органов и суда
Коррупция
Невостребованность имеющихся информационных и интеллектуальных ресурсов
Слайд 14Научное сопровождение уголовной политики – «плюсы»
Наличие системы подготовки научных кадров,
научных и учебных учреждений
Преемственность
Не спадающая исследовательская активность
Обилие печатных изданий для
обсуждения проблем уголовной политики
Наличие консенсуса в оценках текущего состояния уголовной политики
Слайд 15Научное сопровождение уголовной политики – «минусы»
Откровенный недостаток внимания к новым
методологическим принципам
Отсутствие прогностических исследований
Подчеркнуто отраслевая ограниченность исследований
Сохраняющаяся изолированность от мировой
научной мысли
Слайд 16Идеология уголовной политики – «плюсы»
Признание конституционных ценностей основой формирования и
реализации уголовной политики
Высокий уровень поддержки населением реализуемого уголовно-политического (и в
целом политического) курса
Концентрация политики на значимых стратегических направлениях – защита суверенитета, экономики, безопасности детства, борьба с коррупцией
Слайд 17Идеология уголовной политики – «минусы»
Отсутствие ясных целей уголовной политики
Несовпадение декларируемых
(личность) и реальных (государство) приоритетов уголовно-правовой охраны
Давление политических интересов над
правом
Репрессивность мышления и ставка на насилие в решении социальных проблем
Слайд 18Соответствие уголовной политики России международным стандартам - плюсы
Сохраняющееся участие в
Конвенции 1950 г и возможность обращения в ЕСПЧ
В целом соответствие
уголовной политики РФ признанным принципам и нормам международного права
Наличие работающего механизма коррекции нормативных актов и практики с учетом требований международного права
Слайд 19Соответствие уголовной политики РФ международным стандартам – минусы (по мнению
М.М. Бабаева и Ю.Е. Пудовочкина)
- политически ангажированная оценка (субъектами уголовной
политики) международных институтов и норм
- неумелое заимствование зарубежных правовых институтов и норм
Сознательное построение системы защиты от международного влияния***
Слайд 20Средства уголовно-правового воздействия - плюсы
Наличие в РФ системы наказаний, позволяющей
воздействовать на преступления различного уровня опасности
Нормативное закрепление и развитие категории
«меры уголовно-правового характера»
Дифференциация мер воздействия в отношении взрослых и несовершеннолетних
Опыт применения мер уголовно-правового характера в рамках уголовной ответственности и за её рамками, вместе с наказанием и вместо наказания
Апробированная система критериев индивидуализации мер уголовно-правового воздействия
Слайд 21Средства уголовно-правового воздействия – минусы
Неоправданно широкая система уголовных наказаний
Наличие дублирующих,
неработающих, ограниченных в применении наказаний
Ставка на судебную депенализацию при сохранении
высоких санкций и широкого круга преступных деяний
Несогласованность уголовных и административных наказаний
Несамостоятельный и несистемный характер «иных» мер уголовно-правового характера
Неадекватное целеполагание уголовных наказаний
Слайд 22Предупреждение преступлений - плюсы
Признание приоритетности идеи предупреждения преступлений в реализации
уголовной политики
Создание нормативных актов предупредительного характера, соответствующих им структур, их
ресурсное и иное обеспечение
Реализация отдельных программ предупредительного характера – «Безопасный город» и др.
Слайд 23Предупреждение преступлений – минусы уголовной политики России
Организационно-штатная необеспеченность криминологической работы
Отсутствие
надлежащей системы предупреждения преступлений
Слайд 24Потерпевший – «плюсы»
Признание и расширение процессуального статуса потерпевшего от преступления
Создание
основ нормативной защиты прав и интересов потерпевших
Наличие уголовно-правовых и гражданско-правовых
механизмов компенсации причиненного вреда
Слайд 25Потерпевший – «минусы» уголовной политики
Отсутствие потерпевшего в числе главных приоритетов
реализации уголовной политики
Отсутствие системы государственного возмещения вреда от преступления
Пробельность
нормативной основы защиты потерпевших
Слайд 26Основные направления уголовной политики – её составные части
Уголовно-правовое направление
Уголовно-исполнительное направление
Уголовно-процессуальное
направление
Криминалистическое направление
Криминологическое направление
Правоприменительное направление
Слайд 27Субъекты уголовно-правовой политики
Представительный и законодательный орган РФ – Федеральное Собрание,
работающее в составе двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
На эти палаты возлагается обязанность принимать федеральные законы, в том числе уголовные. В число субъектов уголовно-правовой политики следует включить и Президента РФ, от которого зависит решение вопроса о подписании и обнародовании принятого закона
Уголовное право. Части общая и особенная: учебник / под ред.
А.В. Бриллиантова. – М.: Проспект, 2008. – С. 39.
Слайд 28Субъекты уголовно-исполнительной политики
Законодательные органы РФ и Президент РФ, создающие и
промульгирующие уголовно-исполнительное законодательство
Правительство РФ – разрабатывает мероприятия по осуществлению уголовно-исполнительного
законодательства
Слайд 29Субъекты уголовно-процессуальной политики
Законодательные органы, осуществляющие создание уголовно-процессуального законодательства
Высшие органы судебной
власти и прокуратура РФ – осуществляющие применение уголовно-процессуального законодательства
Слайд 30Субъекты криминалистической политики
Руководящие инстанции судебных и следственных органов, а также
органов дознания
Слайд 31Субъекты криминологической политики
Законодательные органы власти
Правительство РФ в силу ст 114
КРФ осуществляет меры по борьбе с преступностью
Слайд 32Рудая Т.Ю. Проблемы и перспективы совершенствования уголовно-правовой политики Российской
Федерации // Уголовная политика Российской Федерации: проблемы формирования и реализации:
материалы Всероссийской научно-практической конференции, 4 февраля 2016 года / отв. ред. А.П. Бохан, Н.Г. Осадчая. – Ростов-на-Дону, 2016. – С. 175 – 181.
Основные проблемы:
Отсутствие эффективной системы выбора специалистов для разработки законопроектов
Преобладание неработоспособных законопроектных рабочих групп
Разработка законопроектов осуществляется преимущественно на общественных началах на основании поручения руководства учреждения, в котором трудится разработчик
Отсутствие реальной основанной на законе конкурсной системы разработки законопроектов
Отсутствие урегулированной правовым актом координации взаимосвязанных законопроектных работ
Слайд 33Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Российская уголовная политика и уголовный закон:
опыт критического анализа: монография. – М., 2017. – С. 676
– 678.
Общим местом практически всех значимых дискуссий о состоянии современной уголовной политики может служить вывод о глубоком и затяжном кризисе, в котором она пребывает
Выход – в нормативном закреплении и последовательной реализации Концепции уголовно-правовой политики
Работу по созданию Концепции вели
Центр правовых и экономических исследований
Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции
Ассоциация юристов России
Институт государства и права РАН и др.
Слайд 34О концепции уголовно-правовой политики
в 2012 году площадкой для обсуждения
проблем уголовной политики стала Общественная палата РФ
Общественная палата РФ в
декабре 2011 года создала экспертную рабочую группу по содействию реформам правосудия при Комиссии по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы
В состав группы вошли М.М. Бабаев, О.Н. Костина, А.Г. Кучерена и др.
В мае 2012 г Концепция уголовно-правовой политики была представлена Общественной палатой на VII Российском конгрессе уголовного права, открыта для широкого обсуждения
Проблема – до сих пор Концепция НЕ утверждена нормативно.
Слайд 35Из проекта Концепции уголовно-правовой политики РФ
Концепция уголовно-правовой политики РФ представляет
собой систему официально принятых в государстве положений, определяющих сущность, цель,
направления, приоритеты и критерии эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в области защиты личности, общества и государства от преступных посягательств средствами уголовного законодательства
Слайд 36Критерии эффективности уголовно-правовой политики
Эффективность определяется
Уровнем защищенности личности, общества и государства
от угроз, связанных с преступностью
Качеством восстановления нарушенных преступлением частных и
публичных интересов
Слайд 37Эффективность уголовно-правовой политики оценивается на основе комплекса данных, отражающих
Соотношение объема
преступности, установленного на основании регулярных виктимологических опросов, с данными правоохранительных
органов о числе зарегистрированных и расследованных преступлений
Качество работы Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ в части своевременного, обоснованного и результативного реагирования на угрозы криминологической безопасности
Результативность судебной практики рассмотрения уголовных дел (с учетом разумных сроков)
Общественную оценку уровня криминологической безопасности