Слайд 3Зарождение крито-микенской культуры связывают с мифом о похищении могущественным владыкой
земли и неба, главным богом Крита Зевсом финикийской царевны Европы.
Слайд 4Приняв облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зевс появился на
берегу моря, где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно
улегся у ног девы, украсившей его рога венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса — родоначальника критских царей.
Слайд 5Эпицентром критской (минойской) культуры стал Кносс — город-дворец Миноса (И
тыс. до н. э.).
Слайд 6Культуру острова Крит и островов Эгейского моря принято делить на
критскую (111 — 11 тыс. до н. э.) и микенскую
(XV —XII вв. до н. э.).
В мифах культура региона Эгейского моря до и после завоевания Крита ахейцами представлена как единая эпоха владычества Миноса и называется также эгейской.
Слайд 7Лабиринт дворца — многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами —
и его декор в виде бычьих рогов отражали миф о
соединении бога-быка (символа оплодотворяющей энергии) с богиней плодородия и миф о быке Миноса — Минотавре.
Слайд 8Воспылав страстью к белому быку, вышедшему из моря, Пасифая —
супруга Миноса соединилась с ним, спрятавшись внутри полой деревянной коровы,
которую сделал для нее прославленный критский архитектор Дедал. Родившегося Минотавра — человека с головой быка — поместили в Лабиринт — сооружение с запутанными переходами, также построенное Дедалом. Туда на съедение чудовищу каждые девять лет привозили семь афинских юношей и девушек, как следствие тяжелой дани, наложенной на Афины Миносом за убийство в этом городе его сына. Когда на Крит прибыл афинский царевич Тезей, дочь Миноса Ариадна влюбилась в него и тайно дала ему острый меч и клубок ниток. Тезей убил Минотавра, положив конец кровавой дани, и по нити, привязанной у входа, нашел обратный путь из Лабиринта.
Слайд 10Дворец возвышается на горе и как бы вырастает из нее,
располагаясь уступами на разных уровнях с перепадом в 8-10 м.
Выровненная вершина горы образует обширный прямоугольный двор, вытянутый с севера на юг. Некогда он играл роль светового колодца и своего рода легких дворца. В него по периметру выходят фасады парадных построек: тронный зал, главное святилище, бассейн для очищения, зал для культовых игр с быками, сокровищница для хранения ритуальной утвари, сосудов и статуэток богини со змеями.
Слайд 11Уровнем ниже находятся жилые комнаты царя и царицы, малый тронный
зал, ванная комната. С трех сторон покои царя предваряли колонные
портики, и когда открывались многочисленные двери,
возникало единое обширное пространство, напоенное светом и воздухом. Самый нижний уровень дворца занимали мастерские и склады сельскохозяйственной продукции.
Слайд 12Все эти парадные залы и святилища, ритуальные и жилые комнаты,
широкие веранды и открытые террасы соединяются лестницами с внезапными спусками
и подъемами, запутанными ходами и тупиками. Сохранилась планировка дворца, запутанные переходы, красные колонны, но море ушло и унесло с собой колдовское очарование морского простора.
Слайд 13Пространство дворца зыбко, неустойчиво, неопределенно. Перемещение по нему сродни покачиванию
на поверхности моря, которое шумит снаружи и как бы проникает
внутрь ласковым бризом и восхитительным орнаментом на стенах (см. цв. вкл., рис. 15). Выпрыгивающие на поверхность дельфины, снующие в разные стороны рыбы, упругий завиток и волнистые линии — основной мотив фресковой живописи в камерных покоях, на террасах, в коридорах. Все пронизано динамикой морской стихии: грозным рокотом набегающих волн, свежим ветром, надувающим паруса кораблей, розоватыми брызгами пен.
Слайд 14Не менее роскошными были дворцы ахейских владык, но они отражали
иной взгляд на мир- Так, город-дворец Микены царя Агамемнона (II
тыс. до н. э.) расположен на холме и защищен мощными стенами, сложенными из огромных каменных глыб.
Слайд 15Львиные ворота
. Дорогу к единственным воротам обрамляют высокие стены,
образующие узкий замкнутый проход. Массивная перекладина над проемом украшена треугольной
плитой с рельефом, давшим название воротам — Львиные. На нем застыли львицы,
двух сторон опирающиеся передними лапами на высокий пьедестал с колонной, — отзвук кносского изображения богини плодородия, стоящей на горной вершине с хищниками по сторонам.
Слайд 16В отличие от кносского микенский дворец имел регулярную планировку. Все
помещения группировались вокруг
мегарбна — большого
зала с очагом посередине. Дым уходил через прямоугольное отверстие в кровле, опиравшейся на четыре колонны. Именно такой тип жилища стал прообразом греческого, а затем и римского дома.
Слайд 18Суровая скупая архитектура обусловила характер декора, в котором преобладали сюжеты,
связанные с борьбой: охота на львов, травля собаками кабана, воины,
седлающие коней для похода, ахейцы в высоких шлемах с копьями и щитами. Сама тематика воплощала осно
ное кредо микенской культуры — торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев, часто совершавших грабительские набеги на соседние племена. О том же свидетельствовали погребальные маски, передающие индииидуальные черты суровых и властных ахейских владык, а также отражающие желание возвеличить царя — чувство, незнакомое критянам.
Слайд 19Динамичная линия уступила место застывшим формам и сухому орнаменту; в
красочной гамме вместо холодноватых серебристых тонов стали преобладать теплые
сочные цвета. Живописность,
подвижность, эфемерность критского искусства сменились жесткостью, статичностью, приземленностью микенского
Слайд 30Вторжение племен дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце XII в.
до н. э. означало закат крито-микенской (эгейской) цивилизации. Но именно
эта богатая и своеобразная цивилизация задолго до появления греков в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой вырос благоуханный и редкостный цветок всей античной культуры. Эгейская культура стала истоком греческой, воспринявшей религиозно-мифологические представления крито-микенской эпохи и доведшей их до совершенства.