Слайд 1Кто это?
Родился в 1822 году, окончил гимназию и был пострижён
в монахи. Обучаясь в Венском университете заинтересовался естественными науками.
В
1865 году обобщил результаты своей работы в публикации «Опыты над растительными гибридами»
Слайд 3Вам интересно о чем сегодня пойдёт речь?
В книге Е. Пчелова
“Романовы. История династии” говорится: “Царевич унаследовал гемофилию от матери -
Александры Фёдоровны. Эта болезнь передаётся только через женщин, которые сами не болеют, но являются носителями вируса. А поражает гемофилия исключительно мужчин”.
Хотите узнать, допустил ли ошибки автор?
Слайд 4Как можно объяснить заболевание цесаревича Алексея?
Как данная информация связана с
темой нашего урока?
Слайд 5Тема урока: решение генетических задач
Слайд 8Правила при решении генетических задач
Каждая гамета получает
гаплоидный набор хромосом (генов). Все хромосомы (гены) имеются в гаметах.
В
каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели).
Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n – число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии.
Одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую (другой аллельный ген) – от матери.
Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.
Слайд 9Методы и приёмы для успешного решения генетических задач
Необходимо внимательно изучить условие задачи.
Определить
тип задачи.
Для этого необходимо выяснить, сколько пар признаков рассматривается в задаче.
Записать схему брака (скрещивания) на черновике, отмечая фенотипы и генотипы особей, известных по условию задачи. Для удобства неизвестные гены на черновике можно обозначать значками *, _ или ?.
Выяснение генотипов особей, неизвестных по условию, является основной методической операцией, необходимой для решения генетических задач.
Решение всегда надо начинать с особей, несущих рецессивный признак, поскольку они гомозиготны и их генотип по этому признаку однозначен – аа.
Выяснение генотипа организма, несущего доминантный признак, является более сложной проблемой, потому что он может быть гомозиготным (АА) или гетерозиготным (Аа).
Слайд 11Давайте вернёмся к третьему слайду и выясним где ошибся автор?
Ген нормальной свёртываемости крови(А) у человека наследуется по доминантному типу
и сцеплен с Х-хромосомой. Рецессивная мутация этого гена (а) приводит к гемофилии – несвёртываемости крови.
У-хромосома аллельного гена не имеет.
Слайд 14Возможно чтобы гемофилией болела женщина?
Да это видно из предыдущего слайда.
Это
заболевание передаётся по наследству.
Слайд 16КАК наследуется группа крови?
В медицине имеет большое значение различие между
четырьмя группами человеческой крови. Группа крови является наследственным признаком, зависящим
от одного гена.
Ген этот имеет не две, а три аллели, обозначаемые символами А, В, 0.
Лица с генотипом 00 имеют первую группу крови,
с генотипами АА или А0 – вторую,
BB или В0 – третью,
АВ – четвертую (мы можем сказать, что аллели А и В доминируют над аллелью 0, тогда как друг друга они не подавляют).
Слайд 17Могут ли дети иметь группу крови не ту что у
родителей?
Слайд 19Да дети могут иметь иную группу крови чем у родителей.
Дайте ответы на поставленные вопросы.
От действия какого количества аллельных генов
зависит группа крови?
Какие гены доминантные?
Какие гены рецессивные?
Какие гены не подавляют друг друга?
Три аллели формируют сколько генотипов?
Назовите генотипы гомозиготные .
Назовите генотипы гетерозиготные.
Слайд 20Генетика очень важная наука практическими расчётами можно ответить на любые
интересующие вас вопросы
Важно знать закономерности наследования.
Уметь применять полученные знания.
Ставить перед
собой цель и решать поставленные задачи.