Слайд 2Материальная и духовная культура
«Культура - совокупность генетически ненаследуемой информации в
области поведения человека» (Ю. Лотман);
Культура как «вторая природа», как воплощение
человеческого духа
Культура обеспечивает наличие "социальной памяти" – особого надбиологического механизма передачи от поколения к поколению норм и опыта совместной жизни, знаний, навыков трудовой деятельности, языка в отличии от памяти генетической.
Люди руководствуются в своих действиях внебиологически наработанными и социально закрепленными средствами и механизмами деятельности, которые и образуют культуру.
два аспекта – с одной стороны – готовый опыт (не надо начинать сначала)
с другой стороны – готовые стереотипы, мифы и т.п.
.
Слайд 3Опредмечивание и распредмечивание в культуре
Процесс опредмечивания мыслится не только как
создание предметных продуктов культуры, например картин художника, но и как
объективация культуры с помощью знаков и знаковых систем. Знаком может быть любой чувственно воспринимаемый объект, замещающий другой объект в качестве носителя его значения и смысла.
Распредмечивание - это превращение заложенного в предметах культуры содержания в достояние субъекта, его внутреннего мира. Усвоение текстов, овладение накопленными знаниями и умением оперировать с предметами в соответствии с приданными им функциями - все это различные способы распредмечивания.
Слайд 4Преемственность и изменчивость в культуре
Каждое поколение приобщается к имеющейся культуре,
осваивает ее, живет в ней, развивает ее и передает дальше.
В этой преемственной эстафете поколений что-то меняется в культуре, но что-то остается неизменным.
Слайд 5От чего может наступить гибель культуры?
Истории известно немало случаев
гибели процветающих культур и цивилизаций в результате завоеваний. Однако завоевания
– не единственная причина разрыва преемственности в культуре
Так, была нарушена преемственность в развитии культуры в Западной Европе, что привело к ее запустению и одичанию в период раннего средневековья.
«Пролетарская культура», пришедшая на смену культуре буржуазной в Cоветской России.
Культурная революция в Китае
Проблема в том, как сохранить баланс между изменением и сохранением
Слайд 6Проблема в том, как сохранить баланс между изменением и сохранением
Культура
как память, традиция,
наследие
Культура как живая практика
Слайд 7Многообразие культур
региональные (европейская, латиноамериканская и т.д.),
национальные (немецкая, белорусская)
этнические
культуры (баварская, полесская)
Различия в культуре образуются также под влиянием
социальных, демографических и других факторов (молодежная культура, массовая
культура, элитарная культура и т.д.).
Слайд 8Культура и цивилизация
Цивилизованность противопоставляется варварство (евроцентризм).
цивилизованное=высокораз-витое общество
два способа словоупотребления
1)понятие «культуры»
является синонимом «цивилизации», и антиподом понятия «природа»
2) Цивилизация возникает
там, где умирает культура.( Освальд Шпенглер «Закат Европы»)
Слайд 9Национальное и общечеловеческое в культуре, культура и глобализация
Два подхода:
культурный
релятивизм и
культурный универсализм
Слайд 10культурный релятивизм
Его теоретической основой является цивилизационный подход
У истоков культурного релятивизма
– М. Монтень. Неповторимость, самобытность, запрет какую бы то ни
было иерархию в сфере культуры. Все культуры равноценны.
Философ и этнограф Леви-Стросс – восприпятствовать размыванию культур можно только ограничением их контактов и обменов.
Слайд 11культурный универсализм
Сторонники универсализма признают не только возможность, но и реальность
мировой культуры.
Руссо, Кант, Гете, разумеется Гегель с его мировым
духом (кочующий разум)
Кант –категорический императив – поступок считается хорошим, если он может стать универсальным, приемлемым для всех.
Гете ставил мировую художественную культуру выше национальной , «мировой уровень».
Мировая культура – как совокупность лучших достижений национальных культур, но не их слияние, растворение.
Слайд 12Культура и глобализация
Глобальное массмедийное пространство, где доминирует отнюдь не национальная
культура
Культурная индустрия как сектор экономики. коммерческая культура
«Фольклоризация» национальных культур
(местная экзотика для туристов)
Соотношение культурного и экономического доминирования
Слайд 13Мультикультурализм
как политическая и социальная стратегия
идеология, теория, практика решение проблемы связанной
с культурной, этнической, расовой, религиозной разнородностью. Лишь 10% государств этнически
однородны
Слайд 14Стратегии взаимодействия представителей различных культур в рамках национального (?) государства
1)ассимиляция – растворение меньшинств в доминирующей культуре
(Франция, построить светскую и
гражданскую республику, нивелировать различия)
2) интегративная модель –строгое разделение общественно-политической и частной (культурной, этнической) сфер.
(Германия)
3)мультикультурализм – отвергает какое-либо общее, центральное ядро культуры, требует полного равенства всех культурных, религиозных и т.п. меньшинств (Канада, США)
В прошлом - попытки создать единое сплоченное общество и государство
Концепция «плавильного тигля» - единая американская нация.
Исключение по расовому принципу сменила «тирания меньшинства» (политика льгот и компенсаций).
Слайд 15Техника и ее роль в истории цивилизации
Техника в широком смысле
- совокупность искусственно созданных предметных артефактов для осуществления
преобразовательно-конструктивной деятельности человека
Слайд 16 Мы живем и действуем не в первозданном мире природы,
а в «техносфере». Современный мир — это
«технизированное» пространство и
«технологизированное» время.
Назначение техники - достижение прагматического результата (польза, эффективность)
Цивилизационный смысл техники – ориентация на прагматику (техники тела, социальные технологии и т.п)
Слайд 17Этапы развития техники
Техника, усиливающая мускульную силу
Механическая техника
Автоматическая техника