Разделы презентаций


Культура и искусство первобытного общества

Содержание

История человечества состоит из двух основных периодов — первобытного периода и существования сложно организованных, классовых обществ. Основным материалом, из которого первобытные люди изготавливали орудия, был камень, поэтому историки назвали этот период

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культура и искусство первобытного общества.

Культура и искусство первобытного общества.

Слайд 2История человечества состоит из двух основных периодов — первобытного периода

и существования сложно организованных, классовых обществ.
Основным материалом, из которого

первобытные люди изготавливали орудия, был камень, поэтому историки назвали этот период каменным веком. Впоследствии его сменил бронзовый век классового общества, который, в свою очередь, уступил дорогу железному веку, в котором мы до сих пор живем.


История человечества состоит из двух основных периодов — первобытного периода и существования сложно организованных, классовых обществ. Основным

Слайд 3Древние исторические эпохи
Каменный век
Бронзовый век
Железный век

Древние исторические эпохиКаменный векБронзовый векЖелезный век

Слайд 4


Основные периоды развития первобытной культуры

1. Палеолит- древний каменный век (2,5

млн.—10 000 лет назад ). В конце эпохи палеолита были

созданы первые произведения искусства.

2. Мезолит - средний каменный век (10 000 — 5 000 гг. до н.э.)

3. Неолит - новый каменный век (5 000 — 2 000 гг. до н.э.)

Самой долгой была первобытность. Она делится на три основных периода:

Основные периоды развития первобытной культуры1. Палеолит- древний каменный век (2,5 млн.—10 000 лет назад ). В конце

Слайд 5Палеолитический переворот.

35-40 тысяч лет тому назад.
На рубеже среднего и

верхнего палеолита закончилась эволюция ископаемых гоминид и появился человек современного

вида - Homo sapiens.
Скачкообразно увеличивается разнообразие каменных и других орудий, появляются составные вкладыши, наконечники, сшитая одежда.
Главная социальная инновация - экзогамия - исключение из брачных отношений ближайших родственников. Появилась общественная регуляция брака, род и семья.
Палеолитический переворот.35-40 тысяч лет тому назад. На рубеже среднего и верхнего палеолита закончилась эволюция ископаемых гоминид и

Слайд 6Неолитическая революция

10 тысяч лет назад в развитии первобытного человека

выделяют неолитический переворот(революция):
Появилось земледелие и животноводство
Появились большие постоянные поселения
Возникли союзы

племен.
Человек современного вида, являясь результатом биологической эволюции, в период верхнего палеолита, мезолита и неолита прошел большой путь социальной эволюции от человеческого стада до союза племен, от беспорядочных половых отношений к современной форме семьи.
Неолитическая революция 10 тысяч лет назад в развитии первобытного человека выделяют неолитический переворот(революция):Появилось земледелие и животноводствоПоявились большие

Слайд 7Роль мифа в первобытной культуре.

Миф - наиболее древняя система духовных

ценностей.

Специфическое миросозерцание, возникшее в первобытном обществе.

Сказание, передающее представления древних

народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.
Роль мифа в первобытной культуре.Миф - наиболее древняя система духовных ценностей.Специфическое миросозерцание, возникшее в первобытном обществе. Сказание,

Слайд 8Мифологическое сознание

Мифологичность – особенность, характерная для мировоззрения людей первобытного общества.

Подобно

всей первобытной культуре, носившей нерасчлененный характер, мифология также была единым

образованием, в котором были систематизированы все имевшиеся взгляды на мир.

В мифологии содержались зачатки науки и веры, искусства и философии.
Мифологическое сознаниеМифологичность – особенность, характерная для мировоззрения людей первобытного общества.Подобно всей первобытной культуре, носившей нерасчлененный характер, мифология

Слайд 9Ранние формы религии

Магия - вера в способность причинить вред человеку

(сглазить, навести порчу).

Анимизм - вера в существование души не только

у людей, но и у всех животных, растений, предметов.

Тотемизм - вера в происхождение всех членов рода от какого-либо животного.

Фетишизм - вера в предметы, наделенные сверхъестественными способностями. (Амулет - вера в охранительные свойства предмета, носимого на теле).
Ранние формы религииМагия - вера в способность причинить вред человеку (сглазить, навести порчу).Анимизм - вера в существование

Слайд 10Первобытный синкретизм.
Мораль (система табу и система поклонений), верования (тотемизм, анимизм,

фетишизм, ритуал), быт(обычаи, игры) искусство (ритуальный танец, песня, наскальный рисунок,

орнамент, архитектура, керамика) были взаимосвязаны и неразрывны.
«Все было во всем».
Не было деления на исполнителей и пассивных зрителей - все были участниками ритуальных действий, творцами и потребителями культуры одновременно. Танцы имитировали сцены охоты, рыболовства, собирательства, военные действия. Соединяясь с устным и изобразительным творчеством, танцы превращались в драматические представления в которых люди были и исполнителями и зрителями. Такие представления укрепляли коллективистское начало рода.
Постепенно из этой синкретичной культуры выделяется как самостоятельная ветвь - искусство.
Первобытный синкретизм.Мораль (система табу и система поклонений), верования (тотемизм, анимизм, фетишизм, ритуал), быт(обычаи, игры) искусство (ритуальный танец,

Слайд 11Первобытное искусство.

Территориально первобытное (или примитивное) искусство охватывает все континенты,

кроме Антарктиды.
По времени - всю эпоху существования человека, сохранившись

у некоторых народностей до настоящего времени.
Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.


Первобытное искусство. Территориально первобытное (или примитивное) искусство охватывает все континенты, кроме Антарктиды. По времени - всю эпоху

Слайд 12Теории происхождения искусства:

искусство - игра, в которой человек расходует накопленную

энергию (Шиллер, Хейзинга);
отражение инстинкта имитации;
отражение инстинкта украшения;
возникает как средство коммуникации;
возникает

для магических целей;
возникает в результате трудовой деятельности;
биологическая теория (Дарвин);
психоаналитическая теория (Фрейд);
возникло в результате длительного ( в течение 200-300 тысяч лет) пути развития символического мышления от натуральной формы к рисунку (А.Д.Столяр).
Теории происхождения искусства:искусство - игра, в которой человек расходует накопленную энергию (Шиллер, Хейзинга);отражение инстинкта имитации;отражение инстинкта украшения;возникает

Слайд 13Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности —

искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное

(или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.
Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности — искусству — одно из величайших событий в

Слайд 14Особенности первобытного искусства.

однородность форм искусства: сходство в деталях, технике изготовления,

тематике, манере изображения - независимо от местонахождения.
изографическая (живописная) форма и

символическое воплощение образа
внеличностный характер (не отражает индивидуальности художника и индивидуальности того, что изображается)
смешение фантазии и реальности
смешение реалистического и символического.
Особенности первобытного искусства.однородность форм искусства: сходство в деталях, технике изготовления, тематике, манере изображения - независимо от местонахождения.изографическая

Слайд 15Первые следы первобытного искусства появляются только в пору позднего палеолита,

в так называемый ориньякский период. Ему предшествовало несколько этапов, которые

длились многие тысячелетия: шелльский, ашёльский, мустьерский (этапы получили наименования по местам археологических находок).
Из поколения в поколение вырабатывалась и гибкость руки, верность оценивающего глаза и мыслительная способность к обобщению опыта. Должно было пройти свыше 900 тысяч лет, отделяющих древнейших людей от человека современного типа, прежде чем рука и мозг созрели для художественного творчества. Овладев созданием утилитарных форм, в ориньякский период человек поднялся до создания формы художественной. Об этом свидетельствуют сохранившиеся наскальные росписи, статуэтки из камня и кости, изображения и орнаментальные узоры, вырезанные на кусках оленьих рогов или на каменных плитах (все это нашли и продолжают находить в Европе, Азии и Африке).
Первые следы первобытного искусства появляются только в пору позднего палеолита, в так называемый ориньякский период. Ему предшествовало

Слайд 16Искусство палеолита.
Палеолит – период каменного века, к которому относятся первые

произведения искусства. Ритуальные танцы, мобильное искусство, наскальная живопись.
Палеолитическое искусство

состоит из двух основных групп произведений: 1) произведения малых форм и
2) монументальное наскальное искусство.
Произведения малых форм, «подвижное» или мобильное искусство (мелкая скульптура, графика, резьба, роспись на предметах хозяйственного назначения: костяные и роговые наконечники копий, копьеметалки, «жезлы начальников» и т.д.) воспроизводили главным образом фигуры животных — оленей, бизонов, диких коней, мамонтов. Они так жизненны, экспрессивны и верны натуре, что не только являются драгоценными историческими памятниками, но и сохраняют свою художественную силу до наших дней.
Материал - камень, кость.

Искусство палеолита.Палеолит – период каменного века, к которому относятся первые произведения искусства. Ритуальные танцы, мобильное искусство, наскальная

Слайд 17Произведения малых форм

Произведения малых форм

Слайд 18Очень давно появились примитивные женские фигурки. Это были скульптурные изображения

так называемых «палеолитических венер».
Всем им присущи некоторые общие черты:

увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног.
Задача первобытных скульпторов заключалась в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага, а ни воспроизвести конкретную натуру. Видимо поэтому скульпторов не интересовали черты лица. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки.
Очень давно появились примитивные женские фигурки. Это были скульптурные изображения так называемых «палеолитических венер». Всем им присущи

Слайд 19Первобытная скульптура
Женщина - это обобщенный образ хранительницы очага, символ плодородия.


Венера Валлендорфская

Первобытная скульптураЖенщина - это обобщенный образ хранительницы очага, символ плодородия. Венера Валлендорфская

Слайд 20
Виллендорфская Венера

Виллендорфская Венера

Слайд 21Монументальное наскальное искусство (чаще всего пещерное) включает росписи, барельеф

и графику.

Монументальное наскальное искусство (чаще всего  пещерное) включает росписи, барельеф и графику.

Слайд 22Наскальная живопись

Искусство верхнего палеолита:
Ориньякский период (30 тыс. до н.э.):
- «макаронный

орнамент» - серии прямых волнистых параллельных линий, проведенных пальцем по

сырой глине.
- отпечатки рук.
Мадленский период (12 тыс. до н.э.) – крупные
животные;


Наскальная живописьИскусство верхнего палеолита:Ориньякский период (30 тыс. до н.э.):- «макаронный орнамент» - серии прямых волнистых параллельных линий,

Слайд 23Первые наскальные изображения
Палеолит
руки
Нити
(макароны)
солнечные знаки; спирали

Первые наскальные изображенияПалеолитрукиНити(макароны) солнечные знаки; спирали

Слайд 24Впервые причастность первобытного человека к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым

археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1836 г. в гроте Шаффо

пластинку с гравировкой. Публикации об этих находках не вызвали особенно острой полемики.
Впервые причастность первобытного человека к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1836 г.

Слайд 25Иная судьба была у цветной наскальной живописи, открытой в пещере

Альтамира на севере Испании Марселино де Саутуола (1889 г.). Обнаруженные

им живописные изображения на потолке пещеры Альтамира являются вершиной палеолитической живописи и относятся к эпохе «мадлен», завершившей эпоху палеолита.

В 1878 г. на Всемирной выставке в Париже испанский сеньор Марселино де Саутуола увидел орудия первобытного человека, его украшения, резьбу. Саутуола вспомнил, что его слуги на охоте обнаружили большую подземную пещеру близ селения Альтамира. Саутуола решил заняться раскопками. Через год в этой пещере обнаружил каменные орудия. Пятилетняя дочь Саутуолы Мария попросила отца взять ее с собой. В низеньком боковом коридоре девочка увидела на потолке изображения красных быков. Картины казались совсем свежими. Археологи заинтересовались открытиями Саутуолы. Наступил короткий период успеха. Даже испанский король Альфонс XII спустился в пещеру.

Иная судьба была у цветной наскальной живописи, открытой в пещере Альтамира на севере Испании Марселино де Саутуола

Слайд 26Пещера
Альтамира
В этой пещере в 1879 г. впервые в Европе

была обнаружена палеолитическая живопись.

Пещера АльтамираВ этой пещере в 1879 г. впервые в Европе была обнаружена палеолитическая живопись.

Слайд 29Но через несколько месяцев обстановка резко изменилась. На конгрессе в

Лиссабоне крупнейшие авторитеты в науке заявили, что живописи Альтамира не

более двадцати лет и что здесь имеет место обман. Саутуолу перестали пускать на конгрессы. На его письма не отвечали. Распустили слух, что он безумен.
Покрытый позором, Саутуола умер.
Но через несколько месяцев обстановка резко изменилась. На конгрессе в Лиссабоне крупнейшие авторитеты в науке заявили, что

Слайд 30Только почти через 15 лет после смерти М. Саутуолы его

оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с

тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита
Только почти через 15 лет после смерти М. Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту

Слайд 31В конце 80-х — начале 90-х гг. во Франции стали

появляться вполне достоверные сведения о находках палеолитического искусства, в том

числе и пещерной живописи. Но громко об этом говорить еще не решались. Однажды молодой Анри Брейль, впоследствии прославленный археолог, зашел к Картальяку. Они вместе отправились в только что обнаруженные пещеры Фон де Гом и Комбарель. Известковые натеки — результат разрушения горных пород — много веков назад закупорили некоторые ходы в пещерах и перекрыли доступ к рисункам на их стенах. Не оставалось никакого сомнения в том, что туда никто не проникал в течение многих тысячелетий. Под вековыми отложениями оказалась наскальная живопись. Картальяк, потрясенный этим открытием, потребовал, чтобы с Брейлем немедленно поехали в Альтамиру. У входа в пещеру их встретила молодая женщина — дочь Саутуолы. В полном молчании она повела их в глубь пещеры. Картальяк сказал: «Не он, а я был безумцем». Они посетили могилу Саутуолы. А через некоторое время, в 1902 г., было опубликовано «раскаянье» Картальяка: «Vea culpa» (католическая форма повинной).

Эмиль Картальяк

Пещера Фон де Гом

Пещера Комбарель


В конце 80-х — начале 90-х гг. во Франции стали появляться вполне достоверные сведения о находках палеолитического

Слайд 32Пещера Фон де Гом

Пещера Фон де Гом

Слайд 33Пещера Ласко стала ещё более знаменитой, чем Альтамира. Её обнаружили

четыре школьника, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями

упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко — один из крупнейших комплексов палеолитической пещерной живописи. Изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных — самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита.

Пещера Ласко (Франция)

Пещера Ласко стала ещё более знаменитой, чем Альтамира. Её обнаружили четыре школьника, которые, играя, забрались в яму,

Слайд 34ПЕЩЕРА ЛАСКО
ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ
12 сентября 1940 года четверо ребят

из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью

нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру.


На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.

ПЕЩЕРА ЛАСКОФРАНЦИЯ, Верхний палеолитИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей

Слайд 35Пещера
Ласко

Пещера Ласко

Слайд 36Ротонда с быками
Пещера Ласко была открыта для осмотра в 1948

году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен

туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться плесенью. Пещера была закрыта, законсервирована и вскоре её копия была восоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ласко-2.
Ротонда с быкамиПещера Ласко была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное

Слайд 37Ротонда с быками

Самое просторное верхнее
помещение пещеры.
Рисунки на стенах


изображают купных рогатых
животных: быков,
антилоп Гну.


Ротонда с быками Самое просторное верхнее помещение пещеры.Рисунки на стенах изображают купных рогатыхживотных: быков,антилоп Гну.

Слайд 38Мадленский период (12 тыс. до н.э.)
пещеры - Альтамира, Нио, Ласко,

Фон де Гом , Ла Мадлен - Франция.

- появились цветные

рисунки животных.
- простота форм и расцветок : контуры фигур зверей, выполнены красной или черной краской.
- позже - внимание к деталям: штрихами изображали шерсть, появились оттенки красного и желтого цветов.
- большие размеры изображений, почти в натуральную величину,
- отсутствуют композиции.
- в пещере Альтамира - зубры - стоящие, лежащие, ревущий, яростный, раненый зубр.
- в пещере Ласко - бегущие животные, черным контуром изображены 4 гигантских (около 4 метров каждый) быка, вход охраняет то ли человек в маске, то ли фантастический зверь - туловище носорога, голова антилопы, во лбу рога, на боку круги.
Мадленский период (12 тыс. до н.э.)пещеры - Альтамира, Нио, Ласко, Фон де Гом , Ла Мадлен -

Слайд 39Характерные особенности
первобытного изобразительного искусства
-не соблюдены законы перспективы
-произвольное накладывание фигур одна

на другую
-нет передача глубины пространства
- есть попытка передачи объёма
- гармоничное

распределение тёмных и светлых тонов
-довольно широкая палитра красок
-почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений
-редки изображения человека
Характерные особенностипервобытного изобразительного искусства-не соблюдены законы перспективы-произвольное накладывание фигур одна на другую-нет передача глубины пространства- есть попытка

Слайд 40Особенности первобытного искусства.

- однородность форм искусства: сходство в деталях, технике

изготовления, тематике, манере изображения - независимо от местонахождения.
- внеличностный характер


- смешение фантазии и реальности
- смешение реалистического и символического
Особенности первобытного искусства.- однородность форм искусства: сходство в деталях, технике изготовления, тематике, манере изображения - независимо от

Слайд 41В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение

и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем.

Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

Капова пещера (Урал)

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические

Слайд 42Капова пещера. Южный Урал.

Капова пещера.  Южный Урал.

Слайд 43
Расположена на территории
Бурзянского
района
республики
Башкортостан
(Южный Урал).


Капова пещера. Южный Урал.

Расположена на территорииБурзянскогорайонареспубликиБашкортостан(Южный Урал). Капова пещера.  Южный Урал.

Слайд 44Зал пещеры со сталагмитами и знаменитыми наскальными
росписями.
(около 15 тыс. до

н. э.)
Капова пещера. Южный Урал.

Зал пещеры со сталагмитами и знаменитыми наскальнымиросписями.(около 15 тыс. до н. э.) Капова пещера.  Южный Урал.

Слайд 45Искусство мезолита

Искусство мезолита

Слайд 46В эпоху мезолита, или среднего каменного века , изменились климатические

условия на планете, ледник отступил. Крупные животные, на которых охотились

коллективно, исчезли; стало развиваться рыболовство. Люди создали лодку, новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы с острыми наконечниками из микролитов), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.
Прежде в центре внимания древнего худож­ника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображённые в стремительном движении. В наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охот­ников того времени. Центральное место занимало изображение охоты, когда охотники и животные связаны энергично разворачиваю­щимся действием. Но хотя главным предметом изображения становится группа людей, они изображаются условно, без лиц.
В эпоху мезолита, или среднего каменного века , изменились климатические условия на планете, ледник отступил. Крупные животные,

Слайд 47пещеры периода мезолита - грот Минатеда, грот в ущелье Гасулья

(Испания) и др.

пещеры периода мезолита - грот Минатеда, грот в ущелье Гасулья (Испания) и др.

Слайд 48Люди и животные часто изображались силуэтом или тонкими линиями. Изображения

стилизованы, абстрактны, часто миниатюрны.

Люди и животные часто изображались силуэтом или тонкими линиями. Изображения стилизованы, абстрактны, часто миниатюрны.

Слайд 49Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны.

На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность

композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры настолько условны, что скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него — это прежде всего воплощённое движение.


Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые.

Слайд 50Изображения групп людей на охоте, рыбной ловле, передающие движение (длинные

ноги, шпагатные прыжки).
В центре композиций коллектив охотников, сцены охоты, военные

столкновения племен. Чаще пользовались черной и красной красками, иногда белой.
Изображения групп людей на охоте, рыбной ловле, передающие движение (длинные ноги, шпагатные прыжки).В центре композиций коллектив охотников,

Слайд 51В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные

композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии.
Изображения, сопровождавшие устные

рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой.Фигуры животных и человека невелики по размеру.
Одна из интереснейших композиций того времени — «Сражающиеся лучники».
В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые

Слайд 52Неолитическая революция

Неолитическая революция

Слайд 53Неолит («новый каменный век») называют первой технической революцией. Именно в

это время совершается переход от собирательства и охоты к скотоводству

и земледелию. Человек начинает жить оседло. Возникает первое производство новых материалов (гончарство и ткачество).
Специфически неолитическим искусством становится художественная обработка глины. Подобно тому, как для палеолита и мезолита основным видом искусства была стенопись, для неолита им стала керамика.
Подлинный расцвет переживает орнамент. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увлечением украшали поверхность чуть ли ни всех своих глиняных сосудов. Они покрывали узорами также стены глинобитных домов, каменных и деревянных погребальных сооружений, лодки, колесницы, одежду, ковры, циновки, наконец, — собственное тело. Изменение облика искусства в неолите связано с развитием мышления наших предков, сумевших перейти от конкретно-образного восприятия жизни к сложным абстракциям.
.
Неолит («новый каменный век») называют первой технической революцией. Именно в это время совершается переход от собирательства и

Слайд 54КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТ
Расписной сосуд. Поздний БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Санкт-Петербург. Эрмитаж
Особая область

первобытного искусства – орнамент.
В эпоху палеолита появляется орнамент в

виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали орудия.
На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела. Создавая орнамент по образцам природы, человек стремился к постижению природных знаков.

КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТРасписной сосуд. Поздний БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Санкт-Петербург. ЭрмитажОсобая область первобытного искусства – орнамент. В эпоху палеолита

Слайд 55Керамическая пластика

Керамическая пластика

Слайд 56Искусство неолита.
Наскальная живопись становится все более схематичной, условной абстрактной.




Наскальное изображение женщины, собирающей

мёд. Ла Аранья. Испания.
Фрагмент наскальной живописи, изображающий процесс одомашнивания животных. Тассиль. Алжир.

Искусство неолита.Наскальная живопись становится все более схематичной, условной абстрактной.Наскальное изображение женщины, собирающей мёд.  Ла Аранья. Испания.Фрагмент

Слайд 57Первый способ передачи от человека к человеку информации – первобытное

«письмо».
Запись древних индейцев об условиях обмена 30 убитых бобров на

выдру и овцу.

Пиктограмма

Первый способ передачи от человека к человеку информации – первобытное «письмо».Запись древних индейцев об условиях обмена 30

Слайд 58Искусство неолита

Петроглифы —  (от греч. pétros — камень и glyphé — резьба, вырезывание) рисунки, выбитые

или процарапанные на каменной поверхности, высеченные на стенах и потолках пещер,

на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях.

В IVтыс. до н.э. появились петроглифы.

Искусство неолитаПетроглифы —  (от греч. pétros — камень и glyphé — резьба, вырезывание) рисунки, выбитые или процарапанные на каменной поверхности, высеченные на стенах

Слайд 59Искусство
неолита

Петроглифы Карелии


Петроглифы Тамгалы


Искусствонеолита Петроглифы КарелииПетроглифы Тамгалы

Слайд 60Искусство
неолита

Беломорские петроглифы

Заонежские петроглифы



Искусствонеолита Беломорские петроглифыЗаонежские петроглифы

Слайд 61
Искусство неолита
Петроглифы нижнего Амура. Сикачи-Алян. Личина.

Искусство неолитаПетроглифы нижнего Амура. Сикачи-Алян. Личина.

Слайд 62
Искусство неолита
Петроглифы нижнего Амура. Сикачи- Алян. Личина.

Искусство неолитаПетроглифы нижнего Амура. Сикачи- Алян. Личина.

Слайд 63
Искусство неолита
Петроглифы нижнего Амура. Сикачи-Алян. Личина.

Искусство неолитаПетроглифы нижнего Амура. Сикачи-Алян. Личина.

Слайд 64
Изображения антропоморфных фигур. Алтай.Каракол.




Изображения антропоморфных фигур. Алтай.Каракол.

Слайд 65
Изображения антропоморфных фигур на могильных плитах. Алтай. Каракол

Изображения антропоморфных фигур на могильных плитах. Алтай. Каракол

Слайд 66В конце неолита закладываются основы еще од­ного вида искусства, которого

не знала пред­шествующая эпоха, — монументальной ар­хитектуры. Это так называемые

мегалитические постройки (от греч. «мегас» — «большой» и «литос» — «камень»), сложенные из огромных грубо обработанных каменных глыб.
Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено около четырёх тысяч. Назначение этих сооружений неизвестно.
Известны три основных типа мегалити­ческих памятников: менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры.
Бретань. Франция.

В конце неолита закладываются основы еще од­ного вида искусства, которого не знала пред­шествующая эпоха, — монументальной ар­хитектуры.

Слайд 67
Наиболее распространены менгиры (men – камень, hir – длинный) —

отдельно стоящие или объединенные в группы столбы высотой от 1

до 20 м.
Их в равной мере можно считать прототипом и скульптурных, и архитектурных монументальных сооружений, что характерно для того раннего этапа, когда эти два вида искусства еще не отделились друг от друга.




Западная Европа, Северная Африка, Индия, Сибирь, Кавказ.

Наиболее распространены менгиры (men – камень, hir – длинный) — отдельно стоящие или объединенные в группы столбы

Слайд 68Менгиры

Менгиры

Слайд 69
Карнак (департамент Морбиан)
Аллея менгиров во Франции из 13 рядов, 2613

камней
первоначально насчитывалось около 10 000 монументов разной величины
Предназначение

- культ Солнца или культ мертвых.
Карнак (департамент Морбиан)Аллея менгиров во Франции из 13 рядов, 2613 камней первоначально насчитывалось около 10 000 монументов

Слайд 70
Карнак







Карнак

Слайд 71Дольмены (tol-стол, men-камень, т.е. «каменные столы»)— вертикально поставленные глыбы, перекрытые

одной или двумя плитами, — являлись чаще всего гробницами; в

некоторых случаях они скрыты внутри невысоких земляных курганов.
Дольмены (tol-стол, men-камень, т.е. «каменные столы»)— вертикально поставленные глыбы, перекрытые одной или двумя плитами, — являлись чаще

Слайд 72
Дольмены Геленджика










Дольмены Геленджика

Слайд 73
Дольмены Геленджика










Дольмены Геленджика

Слайд 74
Дольмены Геленджика










Дольмены Геленджика

Слайд 75Дольмены

Дольмены

Слайд 76Третьим, наиболее развитым типом мегалитических построек были кромлехи. Они представляли

собой концентрические окружности из гигантских вертикально стоящих столбов, поддерживавших горизонтально

положенные каменные плиты, вес которых подчас достигал нескольких тонн. Наибольшей известностью пользуется кромлех Стоунхендж в Южной Англии (ок. 1900— 1400 гг. до н. э.), имевший в диаметре около 100 м и служивший, подобно всем соору­жениям этого типа, святилищем. Он был связан с солнечным культом, о чем говорит весьма точная ориентировка его центральной оси на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния.

Третьим, наиболее развитым типом мегалитических построек были кромлехи. Они представляли собой концентрические окружности из гигантских вертикально стоящих

Слайд 77Кромлехи
crom-круг
lech-камень
Сложные сооружения из грубо отесанных каменных блоков, на которых

лежат перекрывающие их плоские каменные плиты. Расположены кругом вокруг центрального

камня (Франция, Англия).

Кромлехиcrom-круг lech-каменьСложные сооружения из грубо отесанных каменных блоков, на которых лежат перекрывающие их плоские каменные плиты. Расположены

Слайд 78
Стоунхендж
(Stonehenge)

Древнекельтский памятник из огромных каменных столбов, образующих один или несколько

кругов до 100 м в диаметре.
Капище – место, где язычники

поклонялись своим богам.
Идол – языческое божество


Стоунхендж(Stonehenge)Древнекельтский памятник из огромных каменных столбов, образующих один или несколько кругов до 100 м в диаметре.Капище –

Слайд 79Кромлехи
Стоунхендж (Солсбери, Велико­британия)

КромлехиСтоунхендж (Солсбери, Велико­британия)

Слайд 80
Мегалитическая архитектура.










Мегалитическая архитектура.

Слайд 81Зарождение архитектуры
Изменения
в образе жизни
- переход
к земледелию
Потребность
в

постройках

Зарождение архитектурыИзменения в образе жизни- переход к земледелию Потребность в постройках

Слайд 82Мегалитические постройки, сложенные из массивных каменных блоков, в эпоху бронзы были распространены на

юге Западной Европы, в особенности на Пиренейском полуострове.

Мегалитические постройки, сложенные из массивных каменных блоков, в эпоху бронзы были распространены на юге Западной Европы, в

Слайд 83Главной чертой первобытной культуры является её синкретизм, т.е. нерасторжимость практической

и духовной деятельности человека и одновременно единство всех видов духовной

культуры и искусства. В обрядовом действе использовалось не только изобразительное искусство (живопись и скульптура), в нем были заложены элементы будущего театра, танца, музыки, поэзии. Когда доисторический охот­ник исполнял перед глиняной скульптурой медведя ритуальный танец и наносил ей удары копьем, когда он надевал звериную мас­ку и подражал повадкам животного, когда он совершал обряд и произносил заклинания, он был убежден, что эти его действия принесут удачу в охоте. Связь между магическим актом и практическим результатом представлялась безусловной и нерасторжи­мой. Нет смысла выяснять, что старше религия или искусство, поскольку они возникали практически одновременно, формируясь в процессах труда. И созидание (творчество), и познание мира, его осмысление и оценка, и общение между людьми, коллективами и поколениями складывались и переплетались в единой деятельности и содержали в зачатке религию и науку, искусство и язык — словом, все формы общественного сознания.






Главной чертой первобытной культуры является её синкретизм, т.е. нерасторжимость практической и духовной деятельности человека и одновременно единство

Слайд 84Синкретизм

Синкретизм

Слайд 85музыка
танец
театр
пантомима
ритм
мелодия
жесты
движение
имитация повадок
Охотничья маскировка

Охотничья пляска

Тотемическая пляска

музыкатанецтеатрпантомимаритммелодияжестыдвижениеимитация повадокОхотничья маскировкаОхотничья пляскаТотемическая пляска

Слайд 86Домашнее задание:

1. Сочинить сказку с элементами табу и инициации

Домашнее задание:1. Сочинить сказку с элементами табу и инициации

Слайд 87Письменное задание.
Тема «Культура и искусство
первобытного общества».
Теории происхождения искусства.
-

искусство - игра, - отражение инстинкта имитации;
- отражение инстинкта украшения;
-

возникает как средство коммуникации;
- возникает для магических целей;
- возникает в результате трудовой деятельности;
- биологическая теория (Дарвин);
- психоаналитическая теория (Фрейд);
- возникло в результате длительного (в течение 200-300 тысяч лет) пути развития символического мышления от натуральной формы к рисунку (А.Д.Столяр).
Задание:
Я являюсь сторонником________________________________________
теории происхождения искусства.
Мои аргументы:_______________________________________________
*Ученые, авторы научных работ (монографий, статей, учебников), придерживавшиеся подобной точки зрения:

Письменное задание.Тема «Культура и искусство первобытного общества».Теории происхождения искусства. - искусство - игра, - отражение инстинкта имитации;-

Слайд 88ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
1. О каком периоде первобытного искусства идет речь: «Исключительное

место заняли сюжеты, отображавшие два основополагающих вида производства самой общественной

жизни — во-первых, производство основных средств существования (образ зверя) и, во-вторых, воспроизводство человека в виде определенной «телесной организации» (образ женщины): а) палеолите; б) мезолите; в) неолите.
2. О каком виде духовной деятельности говорится: «Самой ранней формой преображения человека в иное существо является охотничья маскировка»:
а) религии; б) живописи; в) мифологии; г) театре.
3. О каком периоде первобытного искусства идет речь: «По количеству изображений, по совершенству их исполнения первое место принадлежит женским фигуркам. На большинстве статуэток обозначены объемистые отвислые груди, выпуклый огромный живот, жировые валики в области таза и бедер»: а) палеолите; б) мезолите; в) неолите.
4. Какой период является вершиной палеолитической живописи:
а) солютнейский; б) ориньякский; в) мадлен.
5. Абстрактная изобразительная форма свойственна эпохе: а) палеолита; б) мезолита; в) неолита.
6. В Каповой пещере (Южный Урал) обнаружены изображения животных, на которых охотился человек. Эти пещеры служили: а) мастерской первобытного художника; б) святилищем; в) местом заседания старейшин племени; г) местом для пиров после удачной охоты; д) только жилищем.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:1. О каком периоде первобытного искусства идет речь: «Исключительное место заняли сюжеты, отображавшие два основополагающих вида

Слайд 897. Искусство палеолита связано с: а) охотой; б) рыболовством; в)

первобытной магией; г) земледелием; д) появлением орудий труда; е) верно

все указанное; ж) верно только «а» и «в».
8. О каком периоде первобытного искусства идет речь: «Природа становится более податливой для человека, который уже не только что-то выхватывает из нее силой или ухищрением, а медленно, но упорно приступает к ее преобразованию. Он сосредотачивается уже не на частном, а на целом, он более широко и организованно охватывает духовным взором видимый мир. И этот по-новому воспринимаемый мир ему надо запечатлеть, ввести в свой магический круг. Так зарождается искусство многофигурной композиции, в которой человек часто играет уже главенствующую роль»: а) палеолите; б) мезолите; в) неолите.
9. Из каких групп состоит палеолитическое искусств: а) мелкой скульптуры и монументальной наскальной живописи; б) мелкой скульптуры, резьбы и росписи на предметах и монументальных барельефов; в) произведений малых форм и монументального наскального искусства.
10. О каком периоде первобытного искусства идет речь: «В живописи, графике и мелкой пластике мы найдем солнце, луну, лодки, колесницы, отражающие уже не охотничьи мифы и обряды: а) палеолите; б) мезолите; в) неолите.
11. Одушевление природы первобытным человеком называется: а) анимизмом; б) магией; в) тотемизмом.
12. В какую эпоху женское божество олицетворяло прародительницу рода: а) в палеолите; б) в мезолите; в) в неолите.



7. Искусство палеолита связано с: а) охотой; б) рыболовством; в) первобытной магией; г) земледелием; д) появлением орудий

Слайд 9013. О каком периоде первобытного искусства идет речь: «В композиции

вносится определенный порядок: фигуры зверей выстраиваются в цепочку, друг за

другом в строго ограниченных поясах и фризах: а) палеолите; б) мезолите; в) неолите.
14. Пещера, в которой впервые была найдена палеолитическая настенная живопись: а) Рок-де-Сюр; б) Ляско; в) Альтамира.
15. О каком периоде первобытного искусства идет речь: «Для выполнения грандиозных росписей требовались месяцы работы, и один человек не был способен создать их даже по частям. Художников во время их работы должна была кормить и защищать община. Устройство освещения и подмостков, изготовление красок требовали общих усилий»: а) о палеолите; б) о мезолите; в) о неолите.
16. О каком виде духовной деятельности говорится: «Содержанием тотемических плясок становится картина жизни животного: его существование, его деятельность, приключения, происходящие с ним. Преображаясь в животное-тотем, принимая его внешний облик, охотник был убежден, что надев шкуру и маску тотема, он в действительности становится изображаемым животным»: а) религии; б) живописи; в) театре; г) мифологии.
17. У неандертальцев археологи находят погребения умерших. Это свидетельствует: а)о высоком уровне культуры в ту эпоху; б)о зарождении религии у первобытных людей; в)о высоком уровне сангигиенических знаний; г)об уважительном отношении к умершим.

13. О каком периоде первобытного искусства идет речь: «В композиции вносится определенный порядок: фигуры зверей выстраиваются в

Слайд 9118. Что является древнейшим культом предков: а)анимизм; б) тотемизм; в)

магия.
19. В какую эпоху женское божество олицетворяло силы плодородия: а)

палеолите; б) мезолите; в) неолите.
20. Какая схема точнее отражает концепцию Столяра: а) туша — натуральный макет — крупная глиняная скульптура — барельеф— полихромное изображение; б) натуральный макет — крупная глиняная скульптура — полихромное изображение; в) туша — натуральный макет — барельеф.
21. О каком периоде первобытного искусства идет речь: «Во второй половине XIX века первобытная археология обогатилась одним из самых сенсационных открытий — на стоянках были обнаружены произведения искусства как достоверное свидетельство духовной жизни древнего человека»: а)о палеолите; б) о мезолите; в) о неолите.
22. О каком периоде первобытного искусства идет речь: «Эта эпоха богата удачными примерами украшения бытовых, обиходных предметов. Расписные, штампованные, прочерченные, как бы бегущие по кругу криволинейные и сухие геометрические узоры ритмичны, выразительны, разнообразны»: а) о палеолите; б) о мезолите; в)о неолите.
23. На развитие искусства в эпоху мезолита положительно влияло: а) изобретение новых средств передвижения; б)изобретение новых орудий охоты; в) одомашнивание некоторых видов животных; г) верно все указанное; д)верно только «а» и «б».
18. Что является древнейшим культом предков: а)анимизм; б) тотемизм; в) магия.19. В какую эпоху женское божество олицетворяло

Слайд 9224. Животное или растение, почитаемое древними племенами в качестве обожествленного

«прародителя»: а) фратрия; б) тотем; в) чуринга.
25. О каком периоде

первобытного искусства идет речь: «Среди узоров на сосудах изредка помещали фигурки людей, птиц и зверей, но они никогда не становились главными элементами декора, не повторялись помногу раз и как-то терялись между завитками спиралей, между ямками и отпечатками зубчатого штампа»: а) о палеолите; б) о мезолите; в) о неолите.
26. Что отражает неолитический орнамент: а) единичное явление; б) конкретное событие из жизни людей; в) многоликость окружающего мира.
27. О каком периоде первобытного искусства идет речь: «Каждая успешная охота давала не только добычу, но и предельный нервный накал всего коллектива. Преодоление такой «срывной ситуации» осуществляется лишь внешним выражением избыточных эмоций»: а) палеолит; б) мезолит; в) неолит.

24. Животное или растение, почитаемое древними племенами в качестве обожествленного «прародителя»: а) фратрия; б) тотем; в) чуринга.25.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика