Слайд 21. Архитектура и скульптура
В архитектуре и скульптуре сохранял свои позиции
классицизм.
В архитектуре его вершиной стал стиль ампир, который выражался в
массивных формах с наличием скульптур, дополнявших архитектурное оформление зданий
Наиболее крупные достижения архитектуры связаны с творчеством
О. Монферрана,
А.Н. Воронихина,
А.Д. Захарова,
К.Росси
Слайд 3
А.Д. Захаров. Адмиралтейство
Здание Адмиралтейства было построено в Санкт-Петербурге
в 1806-1823 годах русским архитектором А.Д. Захаровым. Основой для здания
послужило строение, заложенное в 1704 году царем Петром I и затем много раз перестраивавшееся, но сохранившее черты первоначального замысла. Стены здания Адмиралтейства, сооруженного Захаровым, украсили скульптуры русских мастеров.
Слайд 4Воронихин Андрей Никифорович. Казанский собор
Выдающимся творением Воронихина-архитектора является собор Казанской
Божьей Матери в Петербурге, сооружение которого было закончено в 1811
году. В числе других построек Воронихина колоннады и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине, Павловске.
Слайд 5Монферран Август Августович
(Огюст Рикар де Монферран),
русский архитектор, декоратор
и рисовальщик.
Слайд 6
Основные работы, осуществленные мастером в России, – это Исаакиевский собор,
Александровская колонна, дом Лобанова-Ростовского (1817-1820 годы), отделка Фельдмаршальского, Петровского и
строительство Круглого залов Зимнего дворца (1827-1830 годы), перестройка дома Гагариной (40-е годы XIX века).
Слайд 8
Бове Осип (Иосиф) Иванович, архитектор, представитель стиля ампир.
(1784-1834)
О.И. Бове родился
в Петербурге в семье художника, итальянца по происхождению. В 1802-1807
годах Бове учился в Москве, в архитектурной школе при Экспедиции кремлевского строения. С 1807 года Бове работал помощником у М.Ф. Казакова и К.И. Росси в Москве и Твери.
После 1812 года Бове был главным архитектором "фасадической части" Комиссии для строения Москвы, где проводил идею создания целостных городских ансамблей. При его непосредственном участии была реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром (1821-1824 годы), Александровский сад. Бове был автором архитектурной отделки Манежа.
По проекту Бове в Москве в 1827-1834 годах были воздвигнуты Триумфальные ворота в память войны 1812 года, а также 1-я Градская больница. Среди церковных построек Бове известны купольная ротонда церкви "Всех скорбящих радости" на Большой Ордынке в Москве (1833 год) и церковь в селе Архангельском под Москвой со своеобразным решением иконостаса в виде Триумфальной арки.
Слайд 10Александровский сад в Москве
В древности на месте Александровского сада у
стен Московского Кремля протекала река Неглинка, являвшаяся естественной водной преградой
на подступах к крепости. Через нее были переброшены мосты: Боровицкий и первый в Москве каменный – Троицкий. Со временем Кремль утратил значение крепости, и в 1817 году воды реки Неглинки заключили в подземную трубу. В 1821-1823 годах над прежним ее руслом по проекту архитектора О.И. Бове был разбит сад, названный Александровским.
Слайд 13
Оружейная палата в Московском Кремле
В 1511 году по велению Великого
князя Василия III Иоанновича в Московском Кремле была учреждена Оружейная
палата во главе с оружейным боярином. Она стала местом изготовления и хранения боевого и парадного оружия, драгоценных украшений, предметов дворцового обихода, военных трофеев.
В 1806 году Оружейная палата, сохранив свое название, была преобразована в музей, а здание для уникальной коллекции построил в 1844 -1851 годах архитектор Константин Андреевич Тон. Оружейная палата в Московском Кремле – старейший русский музей, где собраны замечательные произведения мастеров России, Запада и Востока.
Слайд 14
Памятник Минину и Пожарскому в Москве
Слайд 15В 1818 году в Москве на Красной площади состоялось торжественное
открытие первого в городе скульптурного памятника, сооруженного на средства, собранные
по общественной подписке. "Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия лета 1818 года", – гласила надпись на пьедестале монумента.
Созданный в 1804-1818 годах русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом памятник запечатлел руководителей национального сопротивления 1611-1613 годов – Кузьму Минича Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского. Пьедестал монумента украсили барельефы "Нижегородские граждане" и "Изгнание поляков". Произведению суждено было стать шедевром русского монументального искусства.
Слайд 17 В.А. Тропинин.
"Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна
с видом на Кремль", написанный русским художником Василием Андреевичем Тропининым
в 1846 году, по живописным приемам и композиционному построению был своеобразной попыткой мастера выйти за границы портретного жанра. Художник, подробно остановившись на бытовых деталях, основное внимание уделил внутреннему миру человека.
Слайд 21
Кипренский Орест Адамович, живописец, график, представитель романтизма.
(1782-1836)
Орест Адамович Кипренский был
внебрачным сыном крепостной. В 1788 году он получил вольную и
был отправлен в Воспитательное училище при петербургской Академии Художеств. В 1805 году Кипренскому присудили золотую медаль за картину "Дмитрий Донской на Куликовом поле".
Но свое призвание художник нашел в портрете, который стал для него средством утверждения в искусстве нового, отвечавшего романтическим устремлениям эпохи взгляда на человека, как на внутренне независимую личность.
С 1816 по 1822 годы Кипренский жил в Италии. В эти годы он предпринял ряд попыток создания исторических полотен. По возвращении в Россию в 1827 году художник написал знаменитый портрет А.С. Пушкина.
Слайд 23А. С. Пушкин"
Написанная в 1827 году русским художником Орестом Адамовичем
Кипренским картина
"А. С. Пушкин" – самое значительное
произведение мастера. Использовав общепринятую схему парадного портрета, художник сумел раскрыть богатство внутреннего мира своего выдающегося современника.
Слайд 24Брюллов Карл Павлович
(1799-1852)
Карл Павлович Брюллов окончил петербургскую Академию Художеств и
был отправлен для продолжения образования в Италию. С 1823 по
1835 год жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю жизненности, романтизма.
Произведения художника отмечены утверждением чувственно-пластичной красоты человека ("Вирсавия", 1832 год), драматической напряженностью образов ("Последний день Помпеи", 1830-1833 годы), реалистическими тенденциями, тонким психологизмом (портрет М. Ланчи, 1851 год, автопортрет, 1848 год). Брюллов был также великолепным мастером парадного портрета, примером которого является его знаменитая "Всадница" (1832 год).
Слайд 25«Последний день Помпеи"
Отправленный петербургской Академией Художеств на учебу в Италию
Карл Павлович Брюллов посетил античный город Помпеи, разрушенный во время
извержения вулкана Везувий.
Под впечатлением увиденного художник написал картину "Последний день Помпеи" (1830-1833 годы). Появление этого полотна явилось событием художественной жизни того времени и принесло известность автору. Картина выставлялась в Милане, в Париже, а в 1834 году была привезена в Россию.
Слайд 29П.А. Федотов - основоположник реализма. «Сватовство майора»
За созданную в 1848
году картину "Сватовство майора" художник Павел Андреевич Федотов получил звание
академика петербургской Академии Художеств. Картину автор сопроводил стихотворным комментарием собственного сочинения, который немало способствовал популярности полотна:
"...И вот, извольте посмотреть:
Как хозяин-купец,
Невестин отец,
Не сладит с сюртуком...
Он бьется, пыхтит,
Застегнуться спешит...
...И наша невеста
Не найдет сдуру места:
"Мужчина! Чужой!
Ой, стыд-то какой!..
Слайд 32Венецианов Алексей Гаврилович,
русский живописец.
А.Г. Венецианов был одним из
основоположников бытового жанра в русской живописи. Он создал отмеченный чертами
идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы. Им созданы полотна, отражающие бытовые сцены жизни крестьян: картины "На пашне" (20-е годы XIX века), "Знахарка" (1825 год). Вопреки установкам Академии Художеств Венецианов много писал с натуры.
Во второй четверти XIX века ряд учеников Венецианова (Н.С. Крылов, Л.К. Плахов, Г.В. Сорока и другие) образовали так называемую Венециановскую школу. Художники этой школы с поэтической непосредственностью изображали жизнь демократических кругов общества, писали горные и сельские пейзажи, интерьеры и натюрморты.
Слайд 39С.Ф. Щедрин – основоположник пейзажа
Слайд 40«Пейзаж
в окрестностях Петербурга»
Слайд 42Русская культура второй половины XIX века.
Слайд 43 Основное художественное направление-критический реализм. Это отображение реальной жизни на
основе её критического восприятия.
Слайд 44«Губернские очерки».
«История одного города».
«Господа Головлёвы».
М.Е. Салтыков – Щедрин (1826-1889).
Слайд 45Ф. М. Достоевский (1821 – 1881).
«Преступление и наказание»,
«Братья Карамазовы».
«Идиот».
Слайд 46Л. Н. Толстой (1828-1910).
«Война и мир».
«Анна Каренина».
«Воскресение».
Слайд 47А. П. Чехов (1860-1904).
«Дама с собачкой».
«Лошадиная фамилия».
Слайд 48«Отцы и дети».
И. С. Тургенев (1818 – 1883).
Слайд 49Н. А. Некрасов (1821-1878).
«Кому на Руси жить хорошо».
Слайд 50Василий Григорьевич Перов (1834-1882).
«Сельский крестный ход на Пасхе».
«Чаепитие в Мытищах».
«Приезд
гувернантки в купеческий дом».
«Тройка».
Слайд 55Портрет А. Н. Островского 1871 год.
Слайд 56 1863 – «Бунт 14». Артель художников (1870 Товарищество передвижных
художественных выставок) . Художники - передвижники: Н.Ге, А.Саврасов, И.Шишкин, В.Перов,
В.Васнецов, Н. Ярошенко, К. Савицкий. Теоретик передвижничества –
И. Крамской.
Слайд 57ИваниНиколаевич Крамской (1837 – 1887).
«Неизвестная».
«Неутешное горе».
Слайд 60«Бурлаки на Волге».
«Не ждали».
« Отказ от исповеди».
« Царевна Софья».
«Иван
Грозный и его сын 16 ноября 1581 года».
« Запорожцы пишут
письмо турецкому султану».
Илья Ефимович Репин
(1844-1930).
Слайд 64Крамской писал Репину, когда этот холст прибыл на очередную Передвижную
выставку: «Я очень был тронут Вашей картиной. После «Бурлаков» это
наиболее значительное произведение. Даже больше – я думаю, что эта картина еще лучше. Софья производит впечатление запертой в клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории».
Слайд 66Запорожцы пишут письмо
турецкому султану.
Слайд 67«Утро стрелецкой казни».
« Покорение Сибири Ермаком».
« Боярыня Морозова».
«Взятие снежного городка»
Василий
Иванович Суриков (1848-1916).
Слайд 68«Утро стрелецкой казни» —эта картина посвящена казни стрельцов после неудачного бунта
1698 года.
Слайд 69 Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Движение
войска направляет легендарный Ермак; его фигура сразу выделяется и в
то же время она не отделима от казаков. Цельность, сплоченность - отличительная черта казацкого войска.
Слайд 70 Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в
1887 году. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни
Морозовой. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в жесте клятвы рука, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе — все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Образ Морозовой на картине предстает победоносным: народ смотрит на неё с благоговением и кланяется ей, а сама она выражает готовность идти до конца за свои убеждения.
Слайд 71Картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном городе
Красноярске, куда он уехал из Москвы, тяжело переживая смерть любимой
жены Елизаветы Шарэ. Здесь живописец вновь ожил, увлекся традициями края и событиями местной истории. Художник воплотил свои представления о характере казаков, народной жизни Сибири.
Сурикову, имевшему в роду казацкие корни, были близки местные нравы и забавы праздничных гуляний. Композиция картины динамична, полна движения, зритель словно вовлечен во всеобщее действо, чувствует морозный воздух и разлетающийся по сторонам снег.
В шуточном взятии снежной крепости художник изобразил молодецкий задор преодолевающего преграду удалого наездника. Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище, исполнены жизненной силы. В санях повернутым к зрителю предстает брат художника - Александр.
За это полотно Суриков получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900.
Слайд 72Виктор Михайлович Васнецов (1848- 1926).
«Алёнушка».
«Витязь на распутье».
«Богатыри».
«После побоища Игоря Святосла-вовича
с половцами».
Слайд 75После побоища Игоря Святославовича с половцами.
Слайд 76Иван Иванович Шишкин
(1832- 1898).
«Рожь».
« Рубка леса».
«Сосновый бор».
Слайд 80« Грачи прилетели».
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897).
Слайд 81 На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка.
К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но
уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. "Грачи прилетели" назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе.
Слайд 82Архип Иванович Куинджи
(1842 – 1910).
«Украинская ночь».
«Берёзовая роща».
«Лунная ночь на Днепре».
Слайд 86Марк Матвеевич Антокольский (1843 – 1902).
«Иван Грозный».
«Пётр I».
«Ярослав Мудрый».
«Ермак».
Слайд 88Михаил ОсиповичМикешин. (1835 – 1896).
«Тысячелетие России».
Слайд 89 Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте;
общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, был призван «благовестить
потомкам о героическом прошлом России»[1]). Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м).
Всего памятник содержит 128 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня:
Группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».
Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей[3], воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей[4]. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо.
Средний ярус • Призвание варягов на Русь (862 год): фигуры — первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом (надпись «Лета 6370» — по византийскому летоисчислению, разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно получается 6370-5508=862 год н. э.), в звериной шкуре, наброшенной на плечи. За ним справа находится языческий бог Велес (см. фото) (обращены на юг, к Киеву)
• Крещение Руси (988—989 годы): Великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, славянка, протягивающая ему ребёнка для крещения, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна (обращены на юг)
• Начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год): Дмитрий Донской, в правой руке держит шестопер, а в левой — бунчук, попирает ногой побежденного татарского мурзу (обращены на восток, к Москве)
• Основание самодержавного царства Русского (1491 год): Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого татарина знак власти — бунчук. Рядом лежат побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом (обращены на восток). На заднем плане фигура сибиряка — символ грядущего освоения Сибири.
• Начало династии Романовых (1613 год): Михаил Федорович, князь Пожарский, защищающий его обнажённым мечом, и коленопреклонённый Кузьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр.
• Образование Российской империи (1721 год): Пётр I в порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий своё разорванное знамя (обращены на север, к Петербургу)
Слайд 90Эклектика – это смешение разных художественных стилей.
Александр Иванович Кракау
(1817 – 1888).
«Балтийский вокзал».