Слайд 2XVII век — переходный период русской истории от эпохи Средневековья
к Новому времени, когда, по словам современника «старина
и новизна перемешались».
Слайд 3ОБРАЗОВАНИЕ
Расширялась система начального образования: открывали школы (училища) при монастырях,
частные учебные заведения.
создано несколько государственных школ.
распространение среди
знати получило домашнее образование.
Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (Печатного двора, Аптекарского приказа и т. д.).
В 1687 г. Москве основана первая высшая школа - Славяно-греко-латинская академия.(бр. Лихуды)
Слайд 4ОБРАЗОВАНИЕ
образование по-прежнему носило религиозный характер Обязательным было заучивание наизусть церковных
книг (часослов и псалтыри).
Среди учебных курсов преобладали богословские дисциплины
со второй половины века образование постепенно приближалось к практическим нуждам практическим нуждам, более широкое распространение получили светские дисциплины
Слайд 5ПРОСВЕЩЕНИЕ
В XVII в. возникает первая библиотека в России при
Аптекарском приказе.
В 1620 вышла
первая
рукописная
газета "Куранты".
Слайд 11ЛИТЕРАТУРА
"История Сибирская" Ремезова С.У.,(О походе Ермака)
Слайд 14АРХИТЕКТУРА
Деревянное зодчество:
Дворец в Коломенском (1667-1668 гг), разобран при Екатерине II.
Современники называли его «восьмым чудом света».
архитекторы Семен Петров, Иван
Михайлов
Слайд 16АРХИТЕКТУРА
Гражданское строительство
В 1628 г. был воздвигнут шатер над Спасской башней
Московского Кремля.
Слайд 17АРХИТЕКТУРА
Гражданское строительство
Поганкины палаты в Пскове
в 70—80-х годах XVII века.
Слайд 18АРХИТЕКТУРА
Гражданское
строительство
каменные постройки, в которых также заметно увлечение декоративным
оформлением фасадов
палаты думного дьяка Аверкия Кириллова
1656—1657
Слайд 19АРХИТЕКТУРА
Дивное узорочье
церковь Рождества Богородицы в Путинках (по заказу посада).
Слайд 20АРХИТЕКТУРА
церковь Троицы
в Никитниках
по заказу купца Г. Никитникова
бесстолпный, пятикупольный храм на высоком подклете
Шатровая колокольня
Слайд 21АРХИТЕКТУРА
церковь Вознесения в Устюге (по заказу купца Н. Ревякина)
Слайд 22АРХИТЕКТУРА
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Слайд 23АРХИТЕКТУРА
Теремной дворец царя Алексея Михайловича
Зодчие Б. Огурцов, А. Константинов,
Т. Шарутин, Л. Ушаков.
«Зело пречудные палаты»: говорили современники.
отказ от аскетической
строгости и простоты,
стремление к внешней нарядности, живописности.
Слайд 24Потешный дворец
– единственный сохранившийся в Кремле архитектурный памятник боярского жилья.
Здание построено в 1652 году для боярина Милославского – тестя
царя Алексея Михайловича.
Зодчий, неизвестен. Боярин Милославский прожил здесь 16 лет, и после его смерти палаты отошли казне, а с 1679 года их переделали под театр.
Здесь устраивались различного рода «потехи» – увеселения для царской семьи.
Слайд 25Собор Казанской Иконы Божией Матери
–
построен в память исторической победы
русского народа над польскими захватчиками в 1612 году
Собор был освящен
в 1637 г.
В нем была помещена Казанской икона Божией Матери, с которой князь Пожарский шел в бой в 1612 году.
Слайд 26АРХИТЕКТУРА
Запрет возводить шатровые храмы
В 1652 г. патриарх Никон запретил возводить
шатровые храмы (как неканонические, отличающиеся от греческих образцов)
Образцом культового
строительства был провозглашён храм Гроба Господня в Иерусалиме
Слайд 27Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря .
Слайд 28АРХИТЕКТУРА
В 70-х гг родился новый стиль, получивший название «московское барокко»
(по фамилии главных заказчиков этот стиль часто называют «нарышкинским барокко»).
Барокко – причудливый, странный. Характерная черта – использование в декоре элементов, напоминающих формы западноевропейского барокко .
церковь
Покрова в Филях
архитектор Я. Бухвостов
Слайд 29ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В ФИЛЯХ
Характерные черты:
Чёткость,
симметричность,
устремление ввысь,
многоярусность,
цветные изразцы, раскраска фасадов.
Слайд 30ЖИВОПИСЬ
иконопись
Симон Ушаков – стремился добиться
сходства с реальной жизнью.
Спас нерукотворный
Тайная
вечеря
Слайд 31Строгановская школа – изящество и изысканность рисунка, малые размеры, проработка
деталей.
Слайд 32ЖИВОПИСЬ
Стремление к реализму
ХРИСТОС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ 1652 г., роспись ниши
южного портала церкви Троицы в Никитниках в Москве
Слайд 33ЖИВОПИСЬ
парсуна
Парсуна Никона
Скопин-Шуйский
царь Пётр в детстве
Слайд 34ЖИВОПИСЬ
парсуна
спас нерукотворный
Иван IV
Фёдор Иванович
Слайд 35ТЕАТР
Придворный театр Алексея Михайловича
1672 г царь издал
указ, в котором поручалось найти за границей людей, умеющих «сыграть
комедии».
В театре играли приглашённые иностранные актёры.
«Комедийная хоромина» представляла собой деревянное здание внутри были сделаны подмостки, сиденья, расположенные амфитеатром, лавки
Царское место, выступающее вперед, было обито красным сукном, а для царицы и царевича были устроены ложи с частой решеткой, сквозь которую они смотрели на сцену, оставаясь скрытыми для остальных зрителей.
Сцена, поднятая над полом, была отделена от зрителей перилами.
Слайд 36ТЕАТР
Декорации были изготовлены голландским живописцем Петром Инглисом.
«Артаксерксово действо» -
первая пьеса русского придворного театра. Представлена 17 октября 1672 в
"Комедийной хоромине" в с. Преображенском (ныне входит в Москву); поставлена немецким пастором И. Г. Грегори.
Об этом спектакле Рингутер писал в своем дневнике: «Представление состоялось 17 октября 1672 г. Пораженный им царь просидел целых десять часов, не вставая с места».
Алексей Михайлович стал частым посетителем театральных представлений.
Слайд 37ТЕАТР
В 1676 Алексей Михайлович умер.
Вдохновитель идеи театра боярин Матвеев
был сослан.
15 декабря 1677 последовал царский указ: «Над аптекарским
приказом палаты, которые заняты были на комедию, очистить и что в тех палатах было, органы и перспективы всякие комедийные припасы; все свезть во двор Никиты Ивановича Романова».