Слайд 1Культура Северо-Восточной Руси
в XIV-XV вв.
Слайд 2Особенности культуры 14 – 15 вв.
Русские земли подверглись опустошительному нашествию.
2)Погибли
памятники зодчества.
3) На 5о лет прекратилось каменное строительство.
Слайд 31. Литература XIV-XV вв.
Произведения о победе на Куликовом поле: «Задонщина»,
«Сказание о Мамаевом побоище».
Жития святых – А.Невского, Сергия Радонежского.
«Повесть о
разорении Рязани Батыем» (Евпатий Коловрат).
Хождения - «Хождения А.Никитина за 3 моря»(побывал в Индии в 1468 -1474)
Слайд 41. Литература XIV-XV вв.
-?-Основные жанры и произведения?
-?- Какие идеи пронизывали
эти произведения? (с. 117)
Слайд 52. Архитектура
XIV-XV вв.
Оборонительные постройки
Культовые постройки
Слайд 62. Архитектура
XIV-XV вв.
Оборонительные постройки:
- КРЕМЛЬ
- внутренняя городская крепость.
↑ Московский кремль - укрепление + образец
русской архитектуры 14-15вв.
Слайд 7Московский кремль
XIV-XV вв.
Иван Калита - дубовые стены и
5 кам. Храмов в Кремле.
Дмитрий Донской - белокаменные стены
в Кремле.
Иван III – стены и башни из красного кирпича в Кремле.
Постройки Кремля – Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы и Грановитая палата.
Слайд 8Белокаменный Кремль – I каменная крепость в Северо-Восточной Руси.
Слайд 9Успенский собор Московского Кремля
По велению Великого князя Иоанна III Васильевича,старая
церковь Успения Богоматери XIV в. была разобрана, а на ее
месте зодчие Кривцов и Мышкин начали сооружение нового храма, но она обрушилась. Строительство храма по образцу Успенского собора во Владимире было поручено приглашенному из Италии архитектору Аристотелю Фиораванти. Он закончил строительство собора, названного Успенским, в 1479 году. По словам летописца, "церковь чудна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством". Успенский собор Московского Кремля стал местом венчания на царство русских престолонаследников.
Слайд 10
Благовещенский собор Московского Кремля
Первый белокаменный собор был построен при Великом
князе Василии Дмитриевиче.
При Великом князе Иоанне III Васильевиче возвели
новый
3-хглавый Благовещенский собор из кирпича. В 1405 году храм расписали прославленные русские мастера Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца.
При Иоанне IV был перестроен. Он стал 9-тиглавым. Купола и кровлю храма покрыли медными листами и позолотили, за что он получил в народе название "Златоверхий".
Слайд 11Архангельский собор
По приказу Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, в
1333 году на Соборной площади Московского Кремля была построена
В
1505 году Великий князь Иоанн III архитектору Алевизу Новому построить новый храм значительно большего размера из красного кирпича стены собора, названного Архангельским, мастер украсил белокаменной отделкой в итальянском стиле.
Еще за год до окончания строительства в собор вернули останки русских государей, которых, начиная с Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, хоронили в церкви Архангела Михаила. Погребения в Архангельском соборе Московского Кремля, ставшем правительственной усыпальницей, продолжались до начала XVIII века.
Слайд 12
Грановитая палата в Московском Кремле
В 1487-1491 годах итальянские зодчие возвели
на Соборной площади Московского Кремля палату, названную Грановитой из-за облицовки
ее наружных стен гранеными плитами.
Двухэтажная Грановитая палата – древнейшее из сохранившихся каменных гражданских зданий Москвы. Она служила парадным залом старого Кремлевского дворца. Здесь проходили приемы послов, государственные совещания, торжественные церемонии.
Слайд 133. Живопись.
Живопись XIV-XV вв. представлена творчеством таких замечательных иконописцев, как:
Феофан Грек
Андрей Рублёв
.
Слайд 14
Феофан Грек, живописец.
(ок.1340-после 1405гг.)
Расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405 год).
Епифаний Премудрый упоминает три работы Феофана Грека в Благовещенском Соборе:
росписи Святой Богородицы, Святого Михаила, название последней работы не приводится.
Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, мрачность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.
Слайд 15
Успение и Богоматерь Донская 1392 г.
Слайд 16 Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор.
Слайд 17
Андрей Рублев
(ок.1360/70-1427)
Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца
Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле (1405 год).
Самая
известная работа Андрея Рублева – "Троица" из иконостаса Троицкого собора. Ее отличает глубокая одухотворенность образов, идея объединения Руси.
Андрей Рублев считается создателем московской школы иконописи.
Слайд 18«Троица» 1422-1427 гг.
В начале ХХ века в России произошло чрезвычайное
событие. Известный реставратор Василий Гурьянов приступил к расчистке иконы Пресвятой
Троицы XV века. Заговорили об открытии – и иконы, и самого ее автора…