Слайд 1
Культурно-историческая концепция
Концептуальные положения Л.С. Выготского о развитии психики
в процессе освоения индивидом ценностей человеческой культуры и цивилизации
Слайд 3Диапазон исследований Выготского:
детская психология,
общая психология,
дефектология,
психология искусства,
методология
и история психологии и др.
Слайд 5Суть культурно-исторической концепции
Слайд 6Основной принцип концепции
- это принцип историзма.
Психические реалии рассматриваются в
происхождении, становлении, а также в контексте того или иного исторического
периода.
Исследование психического развития возможно в русле изучения развития человеческого сознания и культурных орудий, присущих человеческому сообществу.
Слайд 7Законы психического развития ребенка
1. Детское развитие имеет сложную организацию во
времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и
свой темп, который меняется в разные годы жизни.
2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений.
3.Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.
Слайд 8Закон развития высших психических функций
«Каждая высшая психическая функция появляется в
процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как
форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая».
Слайд 9Основной механизм развития ВПФ - интериоризация
Слайд 10Отличительные признаки высших психических функций:
опосредованность, осознанность, произвольность, системность;
они формируются
прижизненно;
они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными
в ходе исторического развития общества;
развитие высших психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий.
Слайд 11
Стадии развития отдельной психической функции:
1) стадия примитивного поведения: запоминание происходит
естественным способом;
2) стадия наивной психологии: дается средство, которое используется несовершенно;
3)
стадия внешне опосредствованных актов: ребенок правильно пользуется внешним средством для выполнения той или иной операции;
4) внешняя деятельность при помощи знака переходит во внутреннюю, внешний знак вращивается и становится внутренним, акт становится внутренне опосредствованным.
Слайд 12ВПФ возникли при помощи знака
Знак - орудие психической деятельности.
Это
искусственно созданный человеком стимул, средство для управления СВОИМ поведением и
поведением других.
Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется в культуре.
Слайд 13Ключевая идея концепции Л.С. Выготского
идея о соотношении реальной и идеальной
форм в процессе развития психики.
Слайд 15Зона ближайшего развития (ЗБР)
Зона ближайшего развития - это расстояние между
уровнем актуального развития, ребенка и уровнем возможного развития определяемым с
помощью задач, решаемых под руководством взрослых.
Слайд 16Выготский Л. С.
«Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие
еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать
не плодами развития, а почками развития, цветами развития. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день".
Слайд 17Влияние обучения на психическое развитие ребенка
"Обучение только тогда хорошо,- писал
Л. С. Выготский,- когда оно идет впереди развития".
" Один шаг
в обучении может означать сто шагов в развитии" или "обучаем на копейку, а развитие получаем на рубль".
"Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение с ориентацией на зону ближайшего развития может вести развитие вперед …"
Слайд 18По Выготскому Л. С.
среда выступает в отношении развития высших
психических функций в качестве источника развития.
В этом смысле человек
есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате развития всего человечества.
Слайд 19Роль среды в развитии ребенка
Л. С. Выготский ввел понятие ключевого
переживания. Это понятие выделило и обозначило ту важнейшую психологическую действительность,
с изучения которой надо начинать анализ роли среды в развитии ребенка.
Слайд 21Гипотеза о системном и смысловом строении сознания
Человеческое сознание -
не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна
функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает.
Слайд 22По мнению Л. С. Выготского
Процесс психического развития - перестройка системной
структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть
уровнем развития обобщений.
Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря - обобщения.
Слайд 23 Экспериментально-генетический метод
1) общий метод экспериментального исследования ВПФ человека и
2) он является не эмпирическим, а генетическим методом в том
смысле, что он направлен на экспериментальное исследование генезиса (происхождения и развития) ВПФ, т. е. на выявление закономерностей самого процесса культурного развития.
Слайд 24Выготский Л. С.
«…Применяемый нами метод может быть назван методом
экспериментально-генетическим в том смысле, что он искусственно вызывает и создает
генетически процесс психического развития».
Слайд 25Недостатки концепции
Во-первых, схема сознания, предложенная Л. С. Выготским, носила интеллектуалистический
характер.
Слайд 26Недостатки концепции
Во-вторых, Л. С. Выготский сводил процесс развития обобщений к
процессам речевого взаимодействия людей.
Слайд 27Недостатки концепции
В-третьих, детская психология во времена Л. С. Выготского была
исключительно бедна экспериментальными фактами, и его гипотеза еще не имела
экспериментального подтверждения.
Слайд 28Работы Выготского
Л. С. Выготский написал более 190 работ. Не все
они были опубликованы при жизни.
Книги Выготского по педагогике и психологии:
"Мышление
и речь" (1924)
"Инструментальный метод в педологии" (1928)
"Проблему культурного развития ребенка" (1928)
"Инструментальный метод в психологии" (1930)
"Орудие и знак в развитии ребенка" (1931)
"Педология школьного возраста" (1928)
"Педология юношеского возраста" (1929)
"Педология подростка" (1930-1931)
Слайд 29Основные публикации:
1. Педагогическая психология. — М: Работник просвещения, 1926
2. Педология
подростка. — М: МГУ, 1930
3. Основные течения современной психологии. —
М + Ленинград: Госиздат, 1930
4. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М + Ленинград: Госиздат, 1930
5. Воображение и творчество в детском возрасте. — М + Ленинград: Госиздат, 1930
6. Мышление и речь. — М + Ленинград: Соцгиз, 1934
7. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М: Госучеб педагог, 1935
8. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. — М: Эксперимент, дефектол. ин-т им. М. С. Эпштейна, 1936
9. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные педагогические исследования. — М: АПН, 1956
10. Развитие высших психических функций. — М: АПН, 1960
11. Психология искусства. Искусство. — М, 1965
12. Структурная психология. — М: МГУ, 1972
13. Собрание сочинений в 6т:М: Педагогика, 1982-1984
14. Проблемы дефектологии. — М: Просвещение, 1995
15.Лекции по педологии 1933-1934 гг. — Ижевск: Удмуртский ун-т, 1996