Разделы презентаций


Культурно-историческая концепция

Содержание

Диапазон исследований Выготского:детская психология, общая психология, дефектология, психология искусства, методология и история психологии и др.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Культурно-историческая концепция
Концептуальные положения Л.С. Выготского о развитии психики

в процессе освоения индивидом ценностей человеческой культуры и цивилизации

Культурно-историческая концепцияКонцептуальные положения Л.С. Выготского о развитии психики

Слайд 3Диапазон исследований Выготского:
детская психология,
общая психология,
дефектология,
психология искусства,
методология

и история психологии и др.

Диапазон исследований Выготского:детская психология, общая психология, дефектология, психология искусства, методология и история психологии и др.

Слайд 5Суть культурно-исторической концепции









Суть культурно-исторической концепции

Слайд 6Основной принцип концепции
- это принцип историзма.
Психические реалии рассматриваются в

происхождении, становлении, а также в контексте того или иного исторического

периода.
Исследование психического развития возможно в русле изучения развития человеческого сознания и культурных орудий, присущих человеческому сообществу.

Основной принцип концепции- это принцип историзма. Психические реалии рассматриваются в происхождении, становлении, а также в контексте того

Слайд 7Законы психического развития ребенка
1. Детское развитие имеет сложную организацию во

времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и

свой темп, который меняется в разные годы жизни.
2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений.
3.Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.


Законы психического развития ребенка1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с

Слайд 8Закон развития высших психических функций
«Каждая высшая психическая функция появляется в

процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как

форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая».
Закон развития высших психических функций«Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция

Слайд 9Основной механизм развития ВПФ - интериоризация

Основной механизм развития ВПФ - интериоризация

Слайд 10Отличительные признаки высших психических функций:
опосредованность, осознанность, произвольность, системность;
они формируются

прижизненно;
они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными

в ходе исторического развития общества;
развитие высших психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий.
 

Отличительные признаки высших психических функций:опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными

Слайд 11 Стадии развития отдельной психической функции:
1) стадия примитивного поведения: запоминание происходит

естественным способом; 2) стадия наивной психологии: дается средство, которое используется несовершенно; 3)

стадия внешне опосредствованных актов: ребенок правильно пользуется внешним средством для выполнения той или иной операции; 4) внешняя деятельность при помощи знака переходит во внутреннюю, внешний знак вращивается и становится внутренним, акт становится внутренне опосредствованным.

Стадии развития отдельной психической функции: 1) стадия примитивного поведения: запоминание происходит естественным способом; 2) стадия наивной

Слайд 12ВПФ возникли при помощи знака
Знак - орудие психической деятельности.
Это

искусственно созданный человеком стимул, средство для управления СВОИМ поведением и

поведением других.
Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется в культуре.

ВПФ возникли при помощи знакаЗнак - орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления

Слайд 13Ключевая идея концепции Л.С. Выготского
идея о соотношении реальной и идеальной

форм в процессе развития психики.

Ключевая идея концепции Л.С. Выготскогоидея о соотношении реальной и идеальной форм в процессе развития психики.

Слайд 14По Выготскому Л. С.

По Выготскому Л. С.

Слайд 15Зона ближайшего развития (ЗБР)
Зона ближайшего развития - это расстояние между

уровнем актуального развития, ребенка и уровнем возможного развития определяемым с

помощью задач, решаемых под руководством взрослых.
Зона ближайшего развития (ЗБР)Зона ближайшего развития - это расстояние между уровнем актуального развития, ребенка и уровнем возможного

Слайд 16Выготский Л. С.
«Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие

еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать

не плодами развития, а почками развития, цветами развития. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день".
Выготский Л. С. «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции,

Слайд 17Влияние обучения на психическое развитие ребенка
"Обучение только тогда хорошо,- писал

Л. С. Выготский,- когда оно идет впереди развития".
" Один шаг

в обучении может означать сто шагов в развитии" или "обучаем на копейку, а развитие получаем на рубль".
"Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение с ориентацией на зону ближайшего развития может вести развитие вперед …"

Влияние обучения на психическое развитие ребенка

Слайд 18По Выготскому Л. С.
среда выступает в отношении развития высших

психических функций в качестве источника развития.
В этом смысле человек

есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате развития всего человечества.

По Выготскому Л. С. среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. В

Слайд 19Роль среды в развитии ребенка
Л. С. Выготский ввел понятие ключевого

переживания. Это понятие выделило и обозначило ту важнейшую психологическую действительность,

с изучения которой надо начинать анализ роли среды в развитии ребенка.

Роль среды в развитии ребенкаЛ. С. Выготский ввел понятие ключевого переживания. Это понятие выделило и обозначило ту

Слайд 20Развитие ребенка

Развитие ребенка

Слайд 21Гипотеза о системном и смысловом строении сознания
Человеческое сознание -

не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна

функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает.
Гипотеза о системном и смысловом строении сознания Человеческое сознание - не сумма отдельных процессов, а система, структура

Слайд 22По мнению Л. С. Выготского
Процесс психического развития - перестройка системной

структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть

уровнем развития обобщений.

Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря - обобщения.
По мнению Л. С. ВыготскогоПроцесс психического развития - перестройка системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой

Слайд 23 Экспериментально-генетический метод
1) общий метод экспериментального исследования ВПФ человека и


2) он является не эмпирическим, а генетическим методом в том

смысле, что он направлен на экспериментальное исследование генезиса (происхождения и развития) ВПФ, т. е. на выявление закономерностей самого процесса культурного развития.
 Экспериментально-генетический метод 1) общий метод экспериментального исследования ВПФ человека и 2) он является не эмпирическим, а генетическим

Слайд 24Выготский Л. С.
«…Применяемый нами метод может быть назван методом

экспериментально-генетическим в том смысле, что он искусственно вызывает и создает

генетически процесс психического развития».

Выготский Л. С. «…Применяемый нами метод может быть назван методом экспериментально-генетическим в том смысле, что он искусственно

Слайд 25Недостатки концепции
Во-первых, схема сознания, предложенная Л. С. Выготским, носила интеллектуалистический

характер.

Недостатки концепцииВо-первых, схема сознания, предложенная Л. С. Выготским, носила интеллектуалистический характер.

Слайд 26Недостатки концепции
Во-вторых, Л. С. Выготский сводил процесс развития обобщений к

процессам речевого взаимодействия людей.

Недостатки концепцииВо-вторых, Л. С. Выготский сводил процесс развития обобщений к процессам речевого взаимодействия людей.

Слайд 27Недостатки концепции
В-третьих, детская психология во времена Л. С. Выготского была

исключительно бедна экспериментальными фактами, и его гипотеза еще не имела

экспериментального подтверждения.
Недостатки концепцииВ-третьих, детская психология во времена Л. С. Выготского была исключительно бедна экспериментальными фактами, и его гипотеза

Слайд 28Работы Выготского
Л. С. Выготский написал более 190 работ. Не все

они были опубликованы при жизни.
Книги Выготского по педагогике и психологии:
"Мышление

и речь" (1924)
"Инструментальный метод в педологии" (1928)
"Проблему культурного развития ребенка" (1928)
"Инструментальный метод в психологии" (1930)
"Орудие и знак в развитии ребенка" (1931)
"Педология школьного возраста" (1928)
"Педология юношеского возраста" (1929)
"Педология подростка" (1930-1931)

Работы Выготского	Л. С. Выготский написал более 190 работ. Не все они были опубликованы при жизни.	Книги Выготского по

Слайд 29Основные публикации:
1. Педагогическая психология. — М: Работник просвещения, 1926
2. Педология

подростка. — М: МГУ, 1930
3. Основные течения современной психологии. —

М + Ленинград: Госиздат, 1930
4. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М + Ленинград: Госиздат, 1930
5. Воображение и творчество в детском возрасте. — М + Ленинград: Госиздат, 1930
6. Мышление и речь. — М + Ленинград: Соцгиз, 1934
7. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М: Госучеб педагог, 1935
8. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. — М: Эксперимент, дефектол. ин-т им. М. С. Эпштейна, 1936
9. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные педагогические исследования. — М: АПН, 1956
10. Развитие высших психических функций. — М:  АПН, 1960
11. Психология искусства. Искусство. — М, 1965
12. Структурная психология. — М: МГУ, 1972
13. Собрание сочинений в 6т:М: Педагогика, 1982-1984
14. Проблемы дефектологии. — М: Просвещение, 1995
15.Лекции по педологии 1933-1934 гг. — Ижевск: Удмуртский ун-т, 1996      
Основные публикации: 1. Педагогическая психология. — М: Работник просвещения, 19262. Педология подростка. — М: МГУ, 19303. Основные

Слайд 31Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика