Слайд 1 Л-9 Трудовое воспитание дошкольников
Слайд 2 План
Понятие трудового воспитания дошкольников, своеобразие детского труда, его
значение
Цель, задачи, виды труда
Методы и средства труда
Компоненты
трудовой деятельности
Формы организации детского труда
Требования к организации детского труда
Содержание детского труда в разных возрастных группах
Слайд 3Понятие трудовое воспитание
Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у
детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно
ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Воспитательный характер труда отмечали (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р.С. Буре, Г.Н. Година, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова, Л.В Куцакова и др.).
Слайд 4Своеобразие детского труда:
условность, отсутствие общественно значимого результата;
не имеет материального
вознаграждения (похвала)
связь с игрой;
компоненты трудовой деятельности находятся в стадии
развития;
воспитательная значимость труда
Слайд 5 Значение труда
труд призван укрепить физические качества;
возможность адаптироваться
к миру взрослых, к окружающему миру в целом;
развить умственные
способности;
повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д.;
Овладеть трудовыми навыками, трудовой деятельностью, что позволит ребенку самостоятельно обеспечить жизненно важное функционирование;
развить личностные качества (самостоятельность, ответственный подход, инициативу, активность и т.п.)
Трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формирует умение прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека
Слайд 62. Цель и задачи, виды труда
Цель всей системы трудового воспитания
- нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к труду на общую
пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.
Слайд 7Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста
Воспитание положительного отношения к труду взрослых,
стремление оказывать им посильную помощь.
Формирование трудовых умений и навыков и
их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Слайд 8виды труда в детском саду
Самообслуживание;
хозяйственно-бытовой труд;
труд в
природе, систематически с двух лет (с первой младшей группы);
Ручной труд
Слайд 9Методы ознакомления с трудом взрослых:
наблюдение за трудом взрослых
экскурсии
( на пищеблок, в мед кабинет, в кабинет зав., в
магазин и т.п.)
беседы (о труде, трудовой деятельности, о человеке труда);
чтение худ литературы;
рассматривание картин;
рассказы воспитателя;
дидактические игры;
участие в труде взрослых
Слайд 10
Последовательность ознакомления с трудом взрослых (по Р.С.Буре):
1 этап – накопление
информации о процессе труда;
2 этап – формирование представления о человеке
труда;
3 этап – формирование представлений о коллективном характере труда
Слайд 11
Средства трудового воспитания дошкольников:
- Ознакомление детей с трудом взрослых;
- трудовое
обучение;
- самостоятельный труд детей
Слайд 12Компоненты трудовой деятельности:
- постановка цели;
- планирование действий;
- овладение трудовыми навыками
-
мотивы труда
Слайд 13Формы организации труда детей
Трудовые поручения – это возложение на ребенка конкретного
задания, которое он должен выполнить сам или с кем-нибудь из
сверстников.
Дежурства – это трудовые обязанности детей.
Коллективный труд – это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы, чаще старшими дошкольниками.
Слайд 14
Формы организации труда детей в разных возрастных группах
Выбор той или
иной формы организации трудовой деятельности зависит, прежде всего, от:
1) возрастных
и психофизиологических возможностей детей;
2) уровня трудового опыта детей;
3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, когда организовывает трудовую деятельность;
4) содержания труда.
Слайд 15Требования к организации детского труда
I. Систематичность детского труда.
2. Посильность рабочей
нагрузки.
3.Подбор оборудования для труда.
4. Создание в группе трудовой
атмосферы
Слайд 16воспитатели должны:
подчеркивать общественную значимость труда;
следить за тем, чтобы
все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;
формировать навыки и умения правильного использования инструментов и орудий труда;
строго соблюдать нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допускать их перегрузки и переутомления;
постепенно расширять самостоятельность детей;
создавать благоприятную психологическую атмосферу, формировать у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
направлять внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий;
помнить об эстетической организации обстановки, в которой осуществляется труд, оборудования и материалов.
Слайд 17
Содержание труда в разных возрастных группах
Слайд 18
Первая младшая группа (от двух до трех лет)
Самообслуживание
формировать у
детей умение самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания,
еды). В процессе одевания и раздевания направлять внимание на последовательность действий. Приучать к опрятности.
Хозяйственно-бытовой труд:
Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Учить совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы.
Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым.
Труд в природе:
В помещении и на участке наблюдать, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит).
Поощрять детей к совместным со взрослым действиям по уходу за объектами природы.
Слайд 19
Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)
Знакомство с профессиями
(воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель),
расширять и обогащать их представления о трудовых операциях, результатах труда. Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий.
Воспитывать у детей желание принимать посильное участие в трудовой деятельности взрослых.
Самообслуживание:
Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).
Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Слайд 20Хозяйственно-бытовой труд:
Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы
к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры
убирать на место игрушки, строительный материал.
Приучать детей соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).
Труд в природе:
Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Учить замечать изменения, произошедшие со знакомыми растениями (зацвела сирень, появились плоды на яблоне и т. д.).
Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек.
Слайд 21Средняя группа (от четырех до пяти лет)
Знакомство с разными
профессиями( продавец, доктор, учитель, строитель,
Продолжать расширять представления детей о
труде взрослых, о разных профессиях.
Самообслуживание:
Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок – чистить, просушивать. Воспитывать у детей стремление быть всегда аккуратными, опрятными.
Приобщать к культуре поведения за столом.
Приучать самостоятельно готовить к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией свое рабочее место и убирать его после занятий (мыть баночки, кисточки, протирать стол и т. д.).
Хозяйственно-бытовой труд:
Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Слайд 22Труд в природе:
Продолжать учить детей поливать растения, кормить рыб, мыть
поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при
участии воспитателя).
Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время.
Привлекать детей к подкормке зимующих птиц.
Приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая).
Помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).
Слайд 23Старшая группа (от пяти до шести лет)
Знакомство с профессиями
(воспитатель, учить, врач, строитель, работник сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности,
торговли и др. Объяснить, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машинка и т. п.). Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Слайд 24 Самообслуживание:
Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере
необходимости мыть руки.
Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать
в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).
Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.
Развивать у детей желание помогать друг другу.
Слайд 25Хозяйственно-бытовой труд:
Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе:
протирать, мыть игрушки, строительный материал, ремонтировать книги, игрушки.
Формировать умение наводить
порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице.
Приучать самостоятельно убирать постель после сна; самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
Совершенствовать умения раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Труд в природе:
Учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы. Приучать выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д. Обращать внимание детей на то, что ухоженные растения выглядят красиво, радуют глаз.
Слайд 26Ручной труд:
Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в
разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).
Учить
создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).
Продолжать учить детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части.
Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, украшения на елку.
Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр.
Развивать творческое воображение, художественный вкус.
Учить детей экономно и рационально расходовать материалы.
Слайд 27Подготовительная группа ( 6-7лет)
Знакомство с профессиями
( своих родителей,
учить отражать содержание профессий св сюжетно-ролевых играх)
Самообслуживание:
Закреплять умение самостоятельно
аккуратно одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
Продолжать приучать относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду.
Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь, скромность, доброта.
Учить самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.
Слайд 28Хозяйственно-бытовой труд:
Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на
участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем
ремонтировать книги, игрушки (в том числе и воспитанников младших групп).
Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам (концерт для родителей, малышей, день смеха и т. п.).
Учить самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.
Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.
Продолжать учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, приводить в порядок рабочее место.
Слайд 29
Труд в природе
Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе.
Продолжать
учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы:
поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм рыбам, птицам, морским свинкам и т. п.
Слайд 30
Ручной труд
Работа с бумагой и картоном. Продолжать учить складывать бумагу прямоугольной,
квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по
фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).
Учить создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Учить детей создавать объемные игрушки в технике оригами.
Работа с тканью. Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Учить детей делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Работа с природным материалом. Учить создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).
В процессе работы развивать фантазию, воображение. Учить аккуратно, экономно использовать материалы.