Разделы презентаций


Лексика 10-11 класс - Урок 2 «Основные признаки текста»

Содержание

Цели урока: закрепить и обобщить знания учащихся о тексте и его признаках; систематизировать знания о средствах связи предложений в тексте.Задачи: в процессе работы с текстом повторить понятия: тема, идея текста; продолжить

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте
Гращенкова А.М.,

учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №22 имени героя

России В.Е.Едаменко
г.Приморско-Ахтарска Краснодарского края
Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в текстеГращенкова А.М., учитель русского языка и литературы МБОУ

Слайд 2Цели урока: закрепить и обобщить знания учащихся о тексте и

его признаках; систематизировать знания о средствах связи предложений в тексте.
Задачи:

в процессе работы с текстом повторить понятия: тема, идея текста; продолжить обучение конспектированию; закрепить знания в процессе работы с текстом.
Цели урока: закрепить и обобщить знания учащихся о тексте и его признаках; систематизировать знания о средствах связи

Слайд 4Основные признаки текста
Заглавие
Тема
Идея
Завершённость
Связность
Стилевое единство
Цельность
Задание 1

Средства связи предложений
Способы связи предложений
Задание

Основные признаки текстаЗаглавиеТемаИдеяЗавершённостьСвязностьСтилевое единствоЦельностьЗадание 1 Средства связи предложенийСпособы связи предложенийЗадание 3

Слайд 52,1,4,6,3,5,7,8
7,2,1,4,6, 5,3,8
3,1,2,8,6, 5,7,4

2,1,4,6,3,5,7,87,2,1,4,6, 5,3,83,1,2,8,6, 5,7,4

Слайд 6
Задание 2

Задание 2

Слайд 7Сынишку
в дом
он
обвил,
не оторвался
прижался,
прилип
так
хозяин и хозяйка, дома
им
они
А я
Сделайте вывод о

способе связи предложений в данном тексте

Сынишкув домонобвил, не оторвалсяприжался,прилиптакхозяин и хозяйка, домаимониА яСделайте вывод о способе связи предложений в данном тексте

Слайд 8Основные средства связи
между предложениями в тексте

Основные средства связи между предложениями в тексте

Слайд 91) Так и прожил десять лет и не заметил, как

они прошли. Прошли как будто во сне.
1. Лексический повтор
Лексические средства

2)

Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву.
1) Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. Прошли как будто во сне.1.

Слайд 102. Однокоренные слова
Вот в таких делах и мыслях проявляется

сущность героя. Совершая подвиг, он совсем не думает о героизме

и не считает свой поступок героическим.

Лексические средства


2. Однокоренные  словаВот в таких делах и мыслях проявляется сущность героя. Совершая подвиг, он совсем не

Слайд 113. Синонимы
За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед

войной поставили себе домишко об двух комнатах, с кладовкой и

коридорчиком. Только построился я неловко. Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе...

Лексические средства


3. СинонимыЗа десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах,

Слайд 124. Антонимы
Сколько раз смерть стояла рядом, заглядывала ему в

глаза! Но жизнь победила.
Лексические средства

4. Антонимы Сколько раз смерть стояла рядом, заглядывала ему в глаза! Но жизнь победила. Лексические средства

Слайд 135. Описательные обороты
Шофер пригнал из хутора машину, подошел к лодке


и сказал, берясь за весло:
– Если это

проклятое корыто не развалится
на воде, – часа через два приедем, раньше не ждите.

Лексические средства


5. Описательные оборотыШофер пригнал из хутора машину, подошел к лодке и сказал, берясь за весло:

Слайд 146. Слова, связанные с каким-либо словом предыдущего предложения как общее

и частное (или как разные наименования одного и того же

лица или предмета)

1) Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона.

2) Пара сытых лошадей, в струну натягивая постромки, еле тащила тяжелую бричку. Колеса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок.

3) Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери – Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом.


6. Слова, связанные с каким-либо словом предыдущего предложения как общее и частное (или как разные наименования одного

Слайд 157. Слова, ассоциативно связанные друг с другом
1. В двадцать девятом

году завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на

грузовой.

2. А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на
третий – пожалуйте в эшелон.

Лексические средства


7. Слова, ассоциативно связанные друг с другом1. В двадцать девятом году завлекли меня машины. Изучил автодело, сел

Слайд 16Грамматические средства
1. Личные местоимения
Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов

хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького

мальчика, судя по росту – лет пяти-шести, не больше.
– Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.


Грамматические средства1. Личные местоименияВскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел

Слайд 17 2. Указательные местоимения (часто в сочетании с лексическим повтором)
1)

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной

смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

2) Тут и началось: через два месяца от ста сорока двух человек нашего эшелона осталось нас пятьдесят семь. Это как, браток?

Грамматические средства


2. Указательные местоимения (часто в сочетании с лексическим повтором)1) Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом,

Слайд 183. Местоимённые наречия
(там, так, тогда и др.)
1) Норма –

четыре кубометра в день на душу, заметь, на такую душу,

какая и без этого чуть-чуть, на одной ниточке в теле держалась. Тут и началось: через два месяца от ста сорока двух человек нашего эшелона осталось нас пятьдесят семь.

2) Вскорости перебросили нас, человек триста самых крепких, на осушку болот, потом – в Рурскую область на шахты. Там и пробыл я до сорок четвертого года.

Грамматические средства


3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)1) Норма – четыре кубометра в день на душу, заметь,

Слайд 194. Союзы (чаще сочинительные)
1) Он от моего окрика вздрогнул, соскочил

с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А

вы откуда, дядя, знаете, что меня Ваней зовут?» И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу.
2) Одному мне что надо? Краюшку хлеба и луковицу с солью, вот и сыт солдат на целый день. А с ним – дело другое: то молока ему надо добыть, то яичко сварить, опять же без горячего ему никак нельзя.

Грамматические средства


4. Союзы (чаще сочинительные)1) Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо

Слайд 205. Частицы
В своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового

героизма, уходящие в национальные традиции. Жизнь Андрея Соколова постоянно требовала

от него волевых усилий, мужества, стойкости. Каждый его поступок (а по сути – подвиг) вызывает не только сострадание, но и гордость, уважение. Разве мог он поступить иначе? Он, русский человек? (Наряду с частицей, показаны другие средства связи.)

Грамматические средства


5. ЧастицыВ своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового героизма, уходящие в национальные традиции. Жизнь Андрея

Слайд 216. Вводные слова и конструкции
Из истории жизни Андрея Соколова автор

отбирает то, что позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь в связи

с трагической сущностью эпохи. Таким образом, цепь эпизодов, созданных писателем, в полной мере передает непоказное мужество, человеческую гордость и достоинство, которые были так под стать этому простому русскому человеку.

Грамматические средства


6. Вводные слова и конструкцииИз истории жизни Андрея Соколова автор отбирает то, что позволяет осмыслить отдельную человеческую

Слайд 227. Единство видо-временных форм глаголов
В гражданскую войну был в Красной

Армии. В голодный двадцать второй год подался на
Кубань, ишачить на

кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой
дома померли от голода. Остался один.
Через год вернулся с Кубани, хатенку продал,
поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на
завод, выучился на слесаря.

Грамматические средства


7. Единство видо-временных форм глаголовВ гражданскую войну был в Красной Армии. В голодный двадцать второй год подался

Слайд 238. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам
Кое-когда и

мне от него перепадало: в дороге остановится, колбасы нарежет, сыру,

закусывает и выпивает; когда в добром духе, – и мне кусок кинет, как собаке. В руки никогда не давал, нет, считал это для себя за низкое.

Грамматические средства


8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементамКое-когда и мне от него перепадало: в дороге остановится,

Слайд 249. Синтаксический параллелизм
«Судьба человека» – это повествование о судьбе человека,

в которой отразилась судьба целого поколения русских людей. «Судьба человека»

– это размышление о вечном торжестве жизни над смертью, добра — над злом.

Грамматические средства


9. Синтаксический параллелизм«Судьба человека» – это повествование о судьбе человека, в которой отразилась судьба целого поколения русских

Слайд 2510. Порядок слов в предложении
Били за то, что ты –

русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за

то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься.

Грамматические средства


10. Порядок слов в предложенииБили за то, что ты – русский, за то, что на белый свет

Слайд 26(1)Бросил машину возле ворот, нового своего сынишку
взял на руки, несу

в дом. (2)А он как обвил мою шею ручонками,
так

и не оторвался до самого места. (3)Прижался своей щекой
к моей небритой щеке, как прилип. (4) Так я его и внес.
(5)Хозяин и хозяйка в аккурат дома были. (6)Вошел я, моргаю им обоими глазами, бодро так говорю: «Вот и нашел я своего Ванюшку! Принимайте нас, добрые люди!» (7)Они, оба мои бездетные, сразу сообразили, в чем дело, засуетились, забегали. (8)А я никак сына от себя не оторву.


(1)Бросил машину возле ворот, нового своего сынишкувзял на руки, несу в дом. (2)А он как обвил мою

Слайд 27Ресурсы
Грамматические средства связи предложений в тексте http://www.saharina.ru/metod/ege/theory/les5/
С.Хан. Ткань стиха http://www.mypishem.ru:8080/stihi/stihotvornye-parodi-i-podrazhanija/tkan-stiha.html
Дейкина

А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. –

М.: Вербум-М, 2001.
Педчак Е.П. Русский язык. Серия ЕГЭ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Книга http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/k/knig/kniga22.png
На заметку http://s60.radikal.ru/i167/0809/09/2de75a8025ea.png
Справка http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/k/knig/kniga121.png
Справка http://s55.radikal.ru/i147/0902/ee/ff962c65118d.png
Мандельштам http://www.rvb.ru/mandelstam/02archive/rgali/img_72dpi/rgali_f2867op1d70l4.jpg
Ахматова http://900igr.net/datas/literatura/Urok-Rekviem-Akhmatova/0006-006-Urok-Rekviem-Akhmatova.jpg
Облака http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/594/73594673_.b4a7dfc4d896d92bd1c91eb18929b8b%20(1)
Звёзды http://irvingwaldman1.files.wordpress.com/2010/03/cluster_m1032.jpg
Дождь http://gorod.tomsk.ru/uploads/56317/1305399848/30e506bab55379c1f556173526655571.jpeg
Роса, паутина http://copypast.ru/uploads/posts/thumbs/1273385558_0_3d14_17624339_xl.jpg
Репрессии http://www.sbor.ru/news/img/5275-full.jpg
Фрагмент фильма «Судьба человека» http://img-fotki.yandex.ru/get/5300/dinka-ya.6/0_4107f_dfc103c6_L
Сосна http://vershinahome.narod.ru/lib7/page7.8.files/image003.jpg
Ткань http://www.ahkoverchik.info/images/stories/blog/other/utok.jpg
Ткань голубая http://img-fotki.yandex.ru/get/5306/44774248.136/0_68680_7edb2087_XL
Рукопись 1 http://bse.sci-lib.com/pictures/18/10/211271581.jpg
Книга, свеча http://img.liveinternet.ru/images/attach/4/18941/18941636_3web.jpg
Bob James - Earl Klugh «Miniature» ( (скачать (скачать mp3) (скачать mp3) http://www.brainmusic.ru/INSTRUM/5/Miniature.MP3
РесурсыГрамматические средства связи предложений в тексте http://www.saharina.ru/metod/ege/theory/les5/С.Хан. Ткань стиха http://www.mypishem.ru:8080/stihi/stihotvornye-parodi-i-podrazhanija/tkan-stiha.htmlДейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика