ч)
Тема:
Особенности научно-методической
деятельности в сфере физической культуры
Слайд 2ПЛАН
Характеристика и задачи курса НМД в физической культуре.
Взаимосвязь научной и
учебной деятельности в сфере ФКиС.
Роль науки в развитии сферы
ФКиС.
Система подготовки научно-педагогических кадров в сфере ФКиС.
НИР как фактор качественного улучшения подготовки работников ФКиС.
Факторы, сдерживающие развитие НИР студентов.
Пути развития НИР студентов в Вузах.
Характеристика труда исследователя.
Характеристика жизненного пути и научных открытий ученых внесших вклад в ТиМФК (Бернштейн, Матвеев, Курамшин, Бальсевич, Лубышева и др.) самостоятельная работа в виде презентации и доклада.
Этические проблемы научных исследований.
Финансовые ресурсы для реализации НИР.
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА
Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»
[Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. IЮ.Д.Железняк,
П.К.Петров - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 264с.
Попков, В. Н. Научно-исследовательская деятельность : учебное пособие / В. Н. Попков.— Омск : Изд-во СибГУФК, 2007http://rucont.ru/efd/275824Доступно: PDF (2,2Mb) Чтение online.
Семенов Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Семенов Л.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2011.— 200 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16818.— ЭБС «IPRbooks».
Слайд 4Вопрос 1. Характеристика и задачи курса НМД
в физической культуре
Слайд 5Наука –
сфера человеческой деятельности по выработке (получение новых)и теоретической
систематизации (обобщение известных) объективных знаний о действительности
Цель ТиМФК
производство новых
знаний, выявление закономерностей направленного использования факторов воздействия на организм человека с целью физического совершенствования, укрепления здоровья, повышения спортивных достижений, содействия гармоничному развитию личности, формирование теоретических обобщений в области физической культуры.
Вопрос 2.
Взаимосвязь научной, методической и учебной деятельностей в сфере ФКиС
Слайд 6НАУКА
(рассматриваю, рассуждаю)
логическое обобщение опыта, общественной практики, отражает закономерности развития
природы и общества;
система обобщающих положений, совокупности правил
Совокупность способов проведения
работы по ФКиС
(служит для реализации на практике научно-теоретических положений)
Это сила, качественно преобразующая другие сферы деятельности человека
МЕТОДИКА
ТЕОРИЯ
Слайд 7Функции науки
Описательная
Объяснительная
Прогнозирующая
Преобразовательная
Слайд 8Научное исследование –
это целенаправленное познание нового и его результаты
или
процесс выработки новых знаний.
Успешность научного исследования зависит от его
методологии:
постановки цели и задач;
выбора адекватных методов исследования.
Характеристики исследования:
объективность,
воспроизводимость,
доказательность,
точность
Слайд 9ПОНЯТИЕ
это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления
действительности и связи между ними, закрепляющиеся и выражающиеся в языковой
форме.
Это основа мышления
Слайд 10ЯВЛЕНИЕ
это конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности.
Оно может быть зафиксировано.
СУЩНОСТЬ
- это внутреннее содержание предмета. Она отражает
глубинные связи, отношения и внутренние законы, определяющие черты и тенденции развития любого явления
Слайд 11Виды исследований:
Фундаментальные – разработка и развитие теоретической концепции науки
Прикладные –
решают практические задачи или теоретические вопросы практического характера (носят вспомогательный
характер относительно фундаментальных)
Разработки – непосредственное обслуживание практики (учебные программы, методические пособия и рекомендации и т.д.)
Слайд 12Поиск
1. Выявление эффективных методов оздоровления и реабилитации с помощью физической
активности различных контингентов населения.
2. Рост спортивных результатов (методика, условия
и инвентарь, химическая стимуляция).
3. Изучение возможностей организма человека в
различных видах физической активности.
4. Повышение производительности труда. и т.д.
Вопрос 3
Роль науки в развитии сферы ФКиС
Слайд 13
Учебный уровень
Научный уровень
Вопрос 4. Система
подготовки научно-педагогических кадров в сфере ФКиС
Слайд 14Научная школа
Сам термин «научная школа» многозначен
– формальное объединение, научно-образовательная
организация различного статуса (университет, кафедра, факультет, научно-исследовательский институт, лаборатория);
– исследовательский
(творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению университета или научно-исследовательского института;
– направление в науке, объединившее интересы группы исследователей.
Слайд 15http://rae.ru/ru/awards/onsh.html
Почетное звание
"Основатель научной школы"
Слайд 16Уровни деятельности работника ФКиС:
1. Репродуктивный – действует копируя чужой опыт;
2.
Адаптивный – умеет приспособить свою деятельность к особенностям условий труда
и контингента;
3. Локальный – владеет стратегиями получения хороших результатов труда по отдельным направлениям (отдельным задачам, отдельным разделам программы и др.);
4. Системный – владеет стратегиями получения хороших результатов труда по всем направлениям деятельности;
Работников, которых относят к этому уровню продуктивности, можно считать достигшими вершин профессионализма.
Но мало достичь профессионализма,
нужно уметь удержаться на его вершине!!!
5. Системно-творческий – разрабатывает и внедряет
еще более эффективные стратегии получения высоких результатов труда
Слайд 17Компетенции для осуществления научно-исследовательской деятельности
ОПК-11: способность проводить научные исследования по
определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и
спорта с использованием апробированных методик;
ПК-28: способность выявлять актуальные вопросы в сфере ФКиС;
ПК-29: способность применять методы обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, формулировать и представлять обобщения и выводы;
ПК-30: способностью проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности.
Вопрос 5. НИР как фактор качественного улучшения подготовки работников ФКиС.
Слайд 18Качества человека
21 века
Изобретательное мышление
Продуктивность
Цифровая грамотность
Эффективное общение
Слайд 23Низкий уровень мотивации студента (недооценка важности НИР).
Отсутствие необходимой материальной базы.
Недостаточный
уровень научного руководства.
Низкий уровень развития исследовательских способностей у студента.
Вопрос 6.
Факторы, сдерживающие развитие НИР студентов.
Слайд 24Вопрос 6.
Пути развития НИР студентов
Оптимизация работы СНО вуза.
Организация встреч
с работодателями, учеными, изучение концепции развития отрасли, посещение научных конференций.
Организация
и развитие деятельности научных лабораторий вузов.
Организация НИРс на основе грантов.
Привлечение к руководству студенческими НИР высококвалифицированных ученых.
Развивать исследовательские способности с 1 курса обучения в вузе.
Повышение оценочных стимулов.
Слайд 25ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
ФГБОУ ВПО Дальневосточной государственной
академии
физической культуры
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с
требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, законов Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
1.2. Научно-исследовательская работа студентов является частью общего образовательного процесса и включается в содержание всех изучаемых дисциплин и видов учебных занятий.
2. Цели и задачи научно-исследовательской работы студентов
2.1. Основными целями научно-исследовательской работы студентов являются:
формирование навыков творческого профессионального мышления путём овладения научными методами познания и исследования;
обеспечение единства образовательного (учебного и воспитательного), научного и практического процессов;
создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных и т.д.), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовывать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве - полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его потребностями, целевыми установками и способностями.
Слайд 263. Формы научно-исследовательской работы студентов
3.1.Основными формами научно-исследовательской работы студентов являются:
Учебно-исследовательская работа
(УИРС), выполняемая непосредственно при изучении дисциплин учебного плана;
Индивидуальная научно-исследовательская работа
(НИРС), выполняемая в факультетских, кафедральных и межкафедральных студенческих научных обществах, клубах и кружках;
Прикладная учебно-научно-практическая деятельность (УНПД), выполняемая непосредственно при изучении дисциплин учебного плана, в составе СНО или самостоятельно.
Слайд 275. Система поощрения студенческой научной работы
5.1. Функционирование и развитие студенческой научной
работы предусматривает меры поощрения и стимулирования студентов.
Основными формами поощрения и
стимулирования являются:
- учёт результатов, полученных в процессе выполнения научной работы, при оценке знаний по дисциплинам, курсовым работам и практикам (зачёты; экзамены; засчитывание выполненных НИР как курсовых работ и отчетов по практике) на различных этапах обучения;
- оплата и поощрение за публикацию и депонирование научных работ, регистрацию интеллектуального продукта;
- выдвижение наиболее одарённых студентов на соискание государственных и именных стипендий, стипендий, учреждаемых различными организациями и фондами и т.д.;
- представление лучших студенческих работ на конкурсы, выставки и другие организационно-массовые мероприятия, предусматривающие награждение победителей;
- командирование для участия в различных отечественных и зарубежных научных форумах студентов;
5.2. За успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе, студенты могут награждаться почетными грамотами, дипломами, ценными подарками, направляться для участия в престижных выставках, конференциях, конкурсах, олимпиадах.
5.3. Студенты, сочетающие активную научно-исследовательскую работу с хорошей успеваемостью, могут быть рекомендованы Ученым советом института:
к поступлению в аспирантуру с предоставлением права преимущественного зачисления в нее при прочих равных условиях;
для замещения вакантных преподавательских должностей в институте после его окончания.
Слайд 28В действующем законодательстве под термином «грант»
понимаются целевые средства, предоставляемые
безвозмездно организациями предприятиям, организациям или физическим лицам в денежной или
натуральной форме на оговоренные сторонами цели с последующим отчетом об их использовании (цели обычно некоммерческого характера).
За счет грантов, в частности, может осуществляться научная и (или) научно – техническая деятельность. В связи с этим определение гранта содержится в статье 2 Закона о науке.
Слайд 29Выделение грантов регламентируется
Положением о грантах на проведение молодыми учеными
научных исследований в ведущих научно - педагогических коллективах высших учебных
заведений и научных организаций Министерства образования Российской Федерации,
которое утверждено Приказом Минобразования Российской Федерации от 18 декабря 2000 года №3705
Слайд 30Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Немецкое научно-исследовательское сообщество (ННИС) в соответствии
с заключенным между ними соглашением проводят международный конкурс совместных научных
исследований в области гуманитарных и общественных наук на 2016 год по следующим основным научным направлениям:
01 - история; археология; этнография;
02 - экономика;
03 - философия; социология; политология; правоведение; науковедение;
04 - филология; искусствоведение;
06 - комплексное изучение человека; психология; педагогика; социальные проблемы здоровья и экологии человека;
07 - глобальные проблемы и международные отношения.
Условия конкурсов, правила оформления заявок, формы заявок и условия финансирования поддержанных проектов размещены на веб-сайте РГНФ – http://www.rfh.ru.
На конкурс принимаются заявки по проектам следующих типов:
«а» (обозначение в ИС РГНФ - «а(м)») – совместные проекты проведения научных исследований, выполняемые научными коллективами;
Срок выполнения проекта типа а(м) – 1, 2 или 3 календарных года.
«е» (обозначение в ИС РГНФ - «е(м)») – совместные проекты экспедиций, других полевых исследований, экспериментально-лабораторных и научно-реставрационных работ.
Срок выполнения проекта типа е(м) – в течение 2016 года.
Слайд 31На конкурс принимаются заявки по проектам следующих типов:
«а» (обозначение в
ИС РГНФ - «а(м)») – совместные проекты проведения научных исследований, выполняемые научными коллективами;
Срок
выполнения проекта типа а(м) – 1, 2 или 3 календарных года.
«е» (обозначение в ИС РГНФ - «е(м)») – совместные проекты экспедиций, других полевых исследований, экспериментально-лабораторных и научно-реставрационных работ.
Срок выполнения проекта типа е(м) – в течение 2016 года.
Слайд 32Результативность НИР студента
Публикация научных и научно-практических материалов в сборнике молодых
ученых.
Планируемый карьерный рост.
Расширение профессиональных контактов в России и за границей.
Повышение
валидности Порт-фолио специалиста.
Материальное и моральное поощрение.
Развитие мышления.
Слайд 33Котелевская – Попова
Анна Владимировна (выпуск 2005)
Слайд 34ЮГОВА Мария Михайловна
(выпуск 2008)
Слайд 35МЕДВЕДЕВ Максим Юрьевич (выпуск 2012)
Слайд 36Вопрос 8. Характеристика труда исследователя
Система ценностей.
Ценность истины.
Ценность разума.
Знание предшествующих исследований,
опора на их результаты.
Творческий характер (действует без инструкций, есть неопределенность
научного поиска )
Результат зависит от личностных , интеллектуальных качеств самого ученого
Использование технических средств познания.
Способ организации деятельности.
Слайд 37Вопрос 10. Этические проблемы
Определение степени риска планируемого исследования для
жизни и здоровья испытуемого («минимальный», «допустимый», «недопустимый»).
Оценка соответствия научной и
практической значимости ожидаемых результатов исследования степени риска и дискомфорта для испытателя.
Оценка эффективности принятых мер, снижающих вероятность нанесения ущерба здоровью испытуемому и сводящих к минимуму риск при возникновении аварийных ситуаций.
Контроль за степенью осведомленности испытуемого обо всех условиях проведения исследования и добровольностью участия в нем, а также за наличием мер, обеспечивающих социальную защищенность испытуемого в случае нанесения ущерба его здоровью.
Слайд 38Вопрос 11. Финансовые ресурсы для реализации НИР
Бюджетное финансирование научных исследований.
Национальные
проекты РФ.
Научно-технические программы Минобрнауки РФ.
Гранты Минспорта РФ.
Отраслевые программы, направленные на
развитие ФКиС.
Бюджетные и внебюджетные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности, включая государственные научные фонды.
Гранты в фондах зарубежных организаций.
Гранты в целевых региональных научных программах.
Средства предприятий и организаций.
Собственные средства вуза.
Продажа объектов интеллектуальной собственности.
Продажа научно-методической литературы.
Коммерческие проекты по реализации результатов НИР.
Научно-методическое сопровождение сборных команд различного уровня.
Слайд 39Вопрос 1
Студенческие курсовые и выпускные работы являются
1. теоретической деятельностью
2. методической
деятельностью
3. учебной деятельностью
Слайд 40Вопрос 2
В результате научных разработок ТиМФК:
Изменился внешний облик спортсмена.
Изменились спортивные
результаты и рекорды.
Изменились взаимоотношения в спортивных командах.
Изменилась методика подготовки тренеров.
Слайд 41Вопрос 3
Чтобы стать ученым нужно:
Встать на учете в Российской академии
наук.
Иметь высшее образование на уровне бакалавриата.
Иметь высшее образование на уровне
магистра.
Написать и защитить диссертацию.
Слайд 42Вопрос 4
НИР в вузах нужна для того чтобы:
Все выпускники далее
занимались научной деятельностью.
Чтобы сформировать у будущих работников необходимые компетенции.
Чтобы вуз
выполнил необходимый план по НИР среди студенческих работ.
Слайд 43Вопрос 5
Главной причиной низкой активности НИР студентов является:
Низкий уровень мотивации
студента (недооценка важности НИР).
Отсутствие необходимой материальной базы.
Недостаточный уровень научного руководства.
Низкий
уровень развития исследовательских способностей у студента.
Слайд 44Вопрос 6
Что по Вашему мнению является самым важным для оптимизации
НИР студентов?
Оптимизация работы СНО вуза.
Организация встреч с работодателями, учеными, изучение
концепции развития отрасли, посещение научных конференций.
Организация и развитие деятельности научных лабораторий вузов.
Организация НИРс на основе грантов.
Привлечение к руководству студенческими НИР высококвалифицированных ученых.
Развивать исследовательские способности с 1 курса обучения в вузе.
Повышение оценочных стимулов.
Слайд 45Вопрос 7
Определите характеристики труда исследователя:
Умение настроить к занятиям обучающихся.
Умение действовать
дисциплинированно и точно по разработанным схемам.
Знать результаты предшествующих исследований.
Действовать без
инструкций.
Слайд 46Вопрос 8
Если степень ожидаемого вреда от научного исследования превышает вероятность
и степень вреда и дискомфорта в повседневной жизни, но не
создают угрозу для жизни обследуемых то это:
Минимальный риск
Допустимый, оправданный риск
Недопустимый риск
Слайд 48Вопрос 10
Перечислите качества человека 21 века:
Слайд 49Спасибо за внимание!
Приятного вам отдыха…