Слайд 1Лекция 1.
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Лектор О.С. Сорокина
2013 год
Слайд 2План лекции
1. Культурология в системе гуманитарного знания. Предмет культурологии.
Основные
понятия культурологии
2. Понятие «культура», его происхождение, история употребления и современное
значение.
2.1. Функции культуры в обществе.
3.Культура и цивилизация
4.Структура культуры. Материально-духовный характер культуры.
4.1. Культурные ценности и нормы.
4.2. Искусство, религия, миф в культуре.
5. Типология культуры
5.1.Типология культуры по этническому и национальному принципу
5.2.Виды и формы культуры
Заключение
Слайд 3Знания о культуре необходимы современному человеку, чтобы избежать таких опасностей,
как
Культурный нигилизм
Кризис образования
Пренебрежение к культурному наследию прошлого
Неправильное решение научно-технических и
экологических проблем
Недостаточное расширение межкультурных контактов
Слайд 41.Культурология в системе гуманитарного знания.
Культурология как наука. Предмет культурологии.
Культурология
– важная составляющая гуманитарного знания.
Традиционно выделялись два типа знаний:
-
о природе (естествознание, медицина, экономика и т.п.) – наука и
о культуре и человеке – гуманистка
Культурология – относительно молодая наука.
Термин «культурология» был предложен американским исследователем Лесли Уайтом (1900 – 1975) в книге «Наука о культуре» (1949г.)
Слайд 5Культурология носит междисциплинарный характер.
Культурология возникла как интегративная отрасль научного знания
на пересечении таких наук, как философия, история, социология, антропология, этнография,
искусствоведение, психология.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ – (лат. CULTURA + греч. LOGOS) – область гуманитарного знания, охватывающая вопросы определения сущности,способах постижения, закономерностей функционирования и развития культуры.
Предметом культурологии является культура или мир культуры как более-менее целостная система.
Функции культурологии: познавательная, воспитательная, мировоззренческая.
Цель культурологического исследования – понимание как своей, так и иной культуры, понимание культуры как диалога - диалога культур.
Слайд 6 Основные понятия культурологии
2. Понятие «культура», его происхождение, история употребления
и современное значение
КУЛЬТУРА – (лат. Cultura, CULTIO - возделывание, обработка,
почитание, поклонение от глагола - colere - от него же произошло и слово "культ".
Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) римский писатель и государственный деятель написал трактат о земледелии где употребил термин - агрикультура - наука о возделывании земли, почвы.
В философии термин «культура» понимался как обработка и образование ума.
Цицерон ( 106-43г. до н.э.) римский философ и оратор - говорил о философии как культуре души (“cultura anima philosophia est” – культура души есть философия).
В Древней Греции для определения аналогичного культуре явления использовался термин пайдейя (от греч. pais– ребенок), то есть образованность, гармоничное, телесное и духовное воспитание человека, реализующее все его способности и возможности.
Слайд 7
Культурное и природное состояние человека
Начиная с эпохи античности возникло понимание
того, что Человек существует не только в природе или обществе,
но и в культуре. Противоположность культурного и природного (натурального, естественного) состояния человека.
Во второй половине XVII в. – утверждается идея о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек:
естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и
культурном состоянии (status culturalis).
Культурное состояние - более высокая ступень человеческого развития по сравнению с природным бытием – низшей ступенью человеческого развития.
Постепенно сложилось представление, что культура существует в одной-единственной форме – европейской. Весь мир, кроме Европы, таким образом, представлялся живущим во внекультурном или докультурном состоянии. Такая позиция получила название европоцентризма. Этот взгляд, по сути, стал оправданием колониальной экспансии и культурной миссии европейцев.
Слайд 8Специфичность культуры как особой формы бытия
Отличительная особенность культуры состоит в
том, что она создана деятельностью человека.
Предметы культуры отличаются от
природных объектов тем, что они наделены особым свойством – быть ценностями.
Главное назначение культурной деятельности человека заключается в том, что он создает особый мир, отличный от природного. Конкретные элементы этого мира – артефакты, деятельность по их созданию – артеакты. (От лат. Arte- искусственный).
Культурная деятельность – это деятельность по созданию нового, того, чего нет в природе, и что не могло возникнуть по ее собственным законам.
Культурная деятельность – в первую очередь творческая деятельность, создание нового.
Субъектом культуры является человек (или группа людей) – Человек культурный.
Характерная особенность культурной деятельности человека (субъекта) – свобода, свобода выбора.
Слайд 9Культуру можно рассматривать
в разных смыслах
1. Совокупность материальных и духовных
ценностей, выражающую определенный уровень исторического развития данного общества и человека.
2.
Духовное измерение всякой человеческой деятельности, в которой формируются ее ценности, принципы, правила, цели и смыслы.
3. Сфера духовной жизнедеятельности общества, объединяющая искусство, религию, науку, систему образования, воспитания, духовного творчества.
4. Уровень овладения той или иной областью знаний, умственной или физической деятельности (политическая культура, экономическая культура … - информационная культура и т.д.
Слайд 10Культуру можно рассматривать в разных смыслах
5. Просвещенность, образованность, начитанность. Воспитанность,
гуманизм.
6. Формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания, образования,
познаний в духовной сфере, искусстве – степень культурности (культурный человек).
7. Определение исторических эпох (культура античности), конкретных обществ, народностей и наций (культура египетская, русская, финская).
Слайд 11Определения культуры
Альфред Кребер и Клайд Клакхон в книге «Культура, Критический
обзор определений» (1952) подсчитали и проанализировали определения культуры с 1871
по 1950 г.
К середине XX в. их было 250, затем их число значительно увеличилось.
Первое определение культуры дано английским ученым Эдуардом Тайлором в книге «Первобытная культура», написанной в 1871 г.
«Культура или цивилизация… слагается в целом из знания, верований, искусства, нравственных законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенным человеком как членом общества».
Культура (от лат. colere-cultura - возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении - искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу».
Слайд 12Определения культуры
«Культура означает все то, что создано человеком в отличие
от того, что создано природой» Р.Ф. Итс – (Введение в
этнографию: Учеб. пос. Л.,1974. С.40).
«Культура человека есть в совокупности все то, что он не может забыть». Марилен Мид (1901-1978), американский антрополог, автор книги «Культура и мир детства» (М.,1988).
«Истинная образованность – это то, что остается, когда все выученное забыто». Немецкий культуролог – Фон Лауэ.
Слайд 132.1.Функции культуры в обществе
Функции культуры это совокупность ролей, которые выполняет
культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих её
в своих интересах.
Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей.
Основные функции культуры в обществе
Человекотворческая (основная) или преобразующая. Культура формирует миропонимание человека, воспитывает его.
Информационная - культура как форма трансляции социального опыта, обеспечивающая историческую преемственность, передачу и сохранение информации.
Познавательная (гносиологическая) функция культуры.
Коммуникативная – культура формирует средства человеческого общения; культура – условие и результат общения людей.
Нормативная (регулятивная), обеспечивающая соблюдение законов морали, этикета, традиционных форм поведения, принятых в обществе (конкретном).
Слайд 14Функции культуры в обществе
Адаптационно-охранительная – культура обеспечивает приспособление человека к
окружающей среде. Чем меньше зависимость человека от природы, тем больше
его зависимость
от культуры. Адаптация культуры к переменам в данном обществе и мировом сообществе в целом и сохранение своей собственной культурной идентичности.
Ценностная (аксиологическая) – определяющая значимость, ценность явлений материально-духовной сферы.
Потребительская - разрядки психологических напряжений, антистрессовая.
Духовно-нравственная – воспитательная роль культуры.
Знаковая (семиотическая от гр. Semioos – знак). Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение – семиотическая функция.
Слайд 15Социализация и инкультурация
Инкультурация – усвоение культурных норм и ценностей родной
культуры (или иной культуры – ценности которой человек должен усвоить).
Инкультурация – вхождение человека в культуру.
Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта - норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, т.д., а также результат воздействия на личность воспитания, формального обучения, и стихийного воздействия жизненных обстоятельств.
Социализация – вхождение человека в общество.
Слайд 163. Культура и цивилизация
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (лат.: civilis - гражданский,
государственный, городской).
Понятие ЦИВИЛИЗАЦИЯ как и культура также имеет много
смыслов (многозначно).
- Как синоним культуры.
- Как ступень культуры, следующая за варварством (дикость- варварство - цивилизация) (Л.Морган, Ф.Энгельс).
- Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры и особый тип органической целостности (античная цивилизация, западноевропейская цивилизация).
В некоторых культурологический теориях – эпоха деградации и упадка культуры , последняя стадия развития каждого типа культуры (О. Шпенглер, А. Тойнби).
Высшая стадия развития культуры.
Слайд 17Черты цивилизации и кризис культуры
Понятие «культура» – явление более древнее,
она сопровождает всю историю существования людского рода, термин «цивилизация –
определяет особое состояние культуры, характерное для ее развития на протяжении нескольких последних тысячелетий.
Цивилизация – зарождается в городах, связана с разделением труда, развитием государственности (правители, чиновничество, жречество), знания и науки, образования, армии и т.п. Постепенно появляется новый исторический тип культуры, названный впоследствии цивилизацией.
Цивилизация – предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень очеловечивания народов.
В цивилизованном обществе – гражданское общество сближается с буржуазным;
граждане объединяются по интересам; гражданское общество создает основу буржуазной демократии.
Слайд 184. Структура культуры. Материально-духовный характер культуры.
Культуру можно структурировать по
разным основаниям.
Как некую культурную совокупность (пирамиду):
от мировой до
семейной и личной.
Мировая, государственная, национальная, городская, сельская, семейная, личная.
Рассматривать как самостоятельные важнейшие элементы культуры: язык, религию, мифологию, мораль, право, науку, искусство, философию.
Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. К ним относятся мифология, религия, искусство, наука, право.
Духовную и материальную культуру.
Слайд 19Духовная и материальная культура
ДУХОВНАЯ культура - наука, мораль, право, религия,
искусство и литература, образование, институты культуры.
Это познавательная, интеллектуальная деятельность: философская,
нравственная, религиозная, правовая, художественная, педагогическая. К духовной культуре можно отнести и сферу отношений людей: межличностных, в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности и т.п.
МАТЕРИАЛЬНАЯ - орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта, человеческая телесность, здоровье, физическая культура и спорт, мода и т.д.
Слайд 20Материально-духовный характер духовной культуры
Материально-духовный характер духовной культуры проявляется в том,
что многие творения духовной культуры имеют материальное воплощение – театр,
архитектура, литература, музыкальные инструменты и др., когда трудно разделить духовную и материальную составляющие культуры
Материально-духовные виды культуры:
экономическая культура;
политическая культура;
правовая культура;
экологическая культура;
эстетическая культура;
художественная культура.
Слайд 214.1.Ценности и нормы культуры
Структура ценностей духовной культуры
Предметы культуры отличаются от
природных объектов тем, что они наделены особым свойством – быть
ценностями.
Понятия ценность, полезность, стоимость – неоднозначны.
Ценность – характеристика отношения человека к объекту.
Существуют различные варианты типологии ценностей.
Виды ценностей
Витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние т . д.
Социальные – семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.
Политические – гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.
Моральные – добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т.п.
Религиозные – Бог, Священное Писание, вера и пр.
Эстетические – красота, стиль, гармония.
Слайд 22Культурные регулятивы и нормы
Культура осуществляет в обществе нормативно-ценностную роль. Она
реализуется в следующих формах:
обычаи, нормы, правила и образцы поведения
человека, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях;
нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания.
Нормы – правила, регулирующие человеческое поведение.
«Нормальное» поведение – ожидаемая, общепринятая форма поведения, «ненормальное» – отклоняющееся от общепринятых стандартов, девиантное (от лат. Deviatio – отклонение).
Культурные нормы – передаются от поколения к поколению и превращаются в обычаи, традиции, которые могут сохраняться веками. Национальное своеобразие культур в значительной мере обусловлено действующими в них нормами поведения.
Смена норм сопровождается чаще всего различными трудностями и беспорядками и приводит к аномии.
АНОМИЯ (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.
Слайд 23Исторические формы культурных норм. Обычаи, традиции, современные нормы.
Табу —
абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Табу послужило
основой многих позднейших социальных и религиозных норм. Табу появляется в первобытном обществе. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма, оскорбление чувств верующих. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.
Обычай — привычный, мало подвергаемые осознанию целостный образец поведения. Это установившийся порядок, который основан на привычке и относится к коллективным формам действия.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
Традиция — набор представлений обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества.