Разделы презентаций


Лекция 1

Содержание

План лекции 1. Культурология в системе гуманитарного знания. Предмет культурологии.Основные понятия культурологии2. Понятие «культура», его происхождение, история употребления и современное значение. 2.1. Функции культуры в обществе.3.Культура и цивилизация4.Структура культуры. Материально-духовный характер

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 1.
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Лектор О.С. Сорокина
2013 год

Лекция 1.ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫЛектор О.С. Сорокина2013 год

Слайд 2План лекции
1. Культурология в системе гуманитарного знания. Предмет культурологии.
Основные

понятия культурологии
2. Понятие «культура», его происхождение, история употребления и современное

значение.
2.1. Функции культуры в обществе.
3.Культура и цивилизация
4.Структура культуры. Материально-духовный характер культуры.
4.1. Культурные ценности и нормы.
4.2. Искусство, религия, миф в культуре.
5. Типология культуры
5.1.Типология культуры по этническому и национальному принципу 5.2.Виды и формы культуры
Заключение

План лекции 1. Культурология в системе гуманитарного знания. Предмет культурологии.Основные понятия культурологии2. Понятие «культура», его происхождение, история

Слайд 3Знания о культуре необходимы современному человеку, чтобы избежать таких опасностей,

как
Культурный нигилизм
Кризис образования
Пренебрежение к культурному наследию прошлого
Неправильное решение научно-технических и

экологических проблем
Недостаточное расширение межкультурных контактов
Знания о культуре необходимы современному человеку, чтобы избежать таких опасностей, как Культурный нигилизмКризис образованияПренебрежение к культурному наследию

Слайд 41.Культурология в системе гуманитарного знания. Культурология как наука. Предмет культурологии.
Культурология

– важная составляющая гуманитарного знания.
Традиционно выделялись два типа знаний:
-

о природе (естествознание, медицина, экономика и т.п.) – наука и
о культуре и человеке – гуманистка
Культурология – относительно молодая наука.
Термин «культурология» был предложен американским исследователем Лесли Уайтом (1900 – 1975) в книге «Наука о культуре» (1949г.)
1.Культурология в системе гуманитарного знания.  Культурология как наука. Предмет культурологии.Культурология – важная составляющая гуманитарного знания.Традиционно выделялись

Слайд 5Культурология носит междисциплинарный характер.
Культурология возникла как интегративная отрасль научного знания

на пересечении таких наук, как философия, история, социология, антропология, этнография,

искусствоведение, психология.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ – (лат. CULTURA + греч. LOGOS) – область гуманитарного знания, охватывающая вопросы определения сущности,способах постижения, закономерностей функционирования и развития культуры.
Предметом культурологии является культура или мир культуры как более-менее целостная система.
Функции культурологии: познавательная, воспитательная, мировоззренческая.
Цель культурологического исследования – понимание как своей, так и иной культуры, понимание культуры как диалога - диалога культур.
Культурология носит междисциплинарный характер.Культурология возникла как интегративная отрасль научного знания на пересечении таких наук, как философия, история,

Слайд 6 Основные понятия культурологии

2. Понятие «культура», его происхождение, история употребления

и современное значение
КУЛЬТУРА – (лат. Cultura, CULTIO - возделывание, обработка,

почитание, поклонение от глагола - colere - от него же произошло и слово "культ".
Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) римский писатель и государственный деятель написал трактат о земледелии где употребил термин - агрикультура - наука о возделывании земли, почвы.
В философии термин «культура» понимался как обработка и образование ума.
Цицерон ( 106-43г. до н.э.) римский философ и оратор - говорил о философии как культуре души (“cultura anima philosophia est” – культура души есть философия).

В Древней Греции для определения аналогичного культуре явления использовался термин пайдейя (от греч. pais– ребенок), то есть образованность, гармоничное, телесное и духовное воспитание человека, реализующее все его способности и возможности.
Основные понятия культурологии2. Понятие «культура», его происхождение, история употребления и современное значениеКУЛЬТУРА – (лат. Cultura, CULTIO

Слайд 7
Культурное и природное состояние человека

Начиная с эпохи античности возникло понимание

того, что Человек существует не только в природе или обществе,

но и в культуре. Противоположность культурного и природного (натурального, естественного) состояния человека.
Во второй половине XVII в. – утверждается идея о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек:
естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и
культурном состоянии (status culturalis).
Культурное состояние - более высокая ступень человеческого развития по сравнению с природным бытием – низшей ступенью человеческого развития.
Постепенно сложилось представление, что культура существует в одной-единственной форме – европейской. Весь мир, кроме Европы, таким образом, представлялся живущим во внекультурном или докультурном состоянии. Такая позиция получила название европоцентризма. Этот взгляд, по сути, стал оправданием колониальной экспансии и культурной миссии европейцев.
Культурное и природное состояние человекаНачиная с эпохи античности возникло понимание того, что Человек существует не только в

Слайд 8Специфичность культуры как особой формы бытия
Отличительная особенность культуры состоит в

том, что она создана деятельностью человека.
Предметы культуры отличаются от

природных объектов тем, что они наделены особым свойством – быть ценностями.
Главное назначение культурной деятельности человека заключается в том, что он создает особый мир, отличный от природного. Конкретные элементы этого мира – артефакты, деятельность по их созданию – артеакты. (От лат. Arte- искусственный).
Культурная деятельность – это деятельность по созданию нового, того, чего нет в природе, и что не могло возникнуть по ее собственным законам.
Культурная деятельность – в первую очередь творческая деятельность, создание нового.
Субъектом культуры является человек (или группа людей) – Человек культурный.
Характерная особенность культурной деятельности человека (субъекта) – свобода, свобода выбора.
Специфичность культуры как особой формы бытияОтличительная особенность культуры состоит в том, что она создана деятельностью человека. Предметы

Слайд 9Культуру можно рассматривать в разных смыслах
1. Совокупность материальных и духовных

ценностей, выражающую определенный уровень исторического развития данного общества и человека.
2.

Духовное измерение всякой человеческой деятельности, в которой формируются ее ценности, принципы, правила, цели и смыслы.
3. Сфера духовной жизнедеятельности общества, объединяющая искусство, религию, науку, систему образования, воспитания, духовного творчества.
4. Уровень овладения той или иной областью знаний, умственной или физической деятельности (политическая культура, экономическая культура … - информационная культура и т.д.
Культуру можно рассматривать  в разных смыслах1. Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающую определенный уровень исторического развития

Слайд 10Культуру можно рассматривать в разных смыслах
5. Просвещенность, образованность, начитанность. Воспитанность,

гуманизм.
6. Формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания, образования,

познаний в духовной сфере, искусстве – степень культурности (культурный человек).
7. Определение исторических эпох (культура античности), конкретных обществ, народностей и наций (культура египетская, русская, финская).

Культуру можно рассматривать в разных смыслах5. Просвещенность, образованность, начитанность. Воспитанность, гуманизм.6. Формы социального поведения человека, обусловленные уровнем

Слайд 11Определения культуры
Альфред Кребер и Клайд Клакхон в книге «Культура, Критический

обзор определений» (1952) подсчитали и проанализировали определения культуры с 1871

по 1950 г.
К середине XX в. их было 250, затем их число значительно увеличилось.
Первое определение культуры дано английским ученым Эдуардом Тайлором в книге «Первобытная культура», написанной в 1871 г.
«Культура или цивилизация… слагается в целом из знания, верований, искусства, нравственных законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенным человеком как членом общества».
Культура (от лат. colere-cultura - возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении - искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу».

Определения культуры Альфред Кребер и Клайд Клакхон в книге «Культура, Критический обзор определений» (1952) подсчитали и проанализировали

Слайд 12Определения культуры
«Культура означает все то, что создано человеком в отличие

от того, что создано природой» Р.Ф. Итс – (Введение в

этнографию: Учеб. пос. Л.,1974. С.40).
«Культура человека есть в совокупности все то, что он не может забыть». Марилен Мид (1901-1978), американский антрополог, автор книги «Культура и мир детства» (М.,1988).

«Истинная образованность – это то, что остается, когда все выученное забыто». Немецкий культуролог – Фон Лауэ.

Определения культуры«Культура означает все то, что создано человеком в отличие от того, что создано природой» Р.Ф. Итс

Слайд 132.1.Функции культуры в обществе
Функции культуры это совокупность ролей, которые выполняет

культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих её

в своих интересах.
Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей.

Основные функции культуры в обществе
Человекотворческая (основная) или преобразующая. Культура формирует миропонимание человека, воспитывает его.
Информационная - культура как форма трансляции социального опыта, обеспечивающая историческую преемственность, передачу и сохранение информации.
Познавательная (гносиологическая) функция культуры.
Коммуникативная – культура формирует средства человеческого общения; культура – условие и результат общения людей.
Нормативная (регулятивная), обеспечивающая соблюдение законов морали, этикета, традиционных форм поведения, принятых в обществе (конкретном).

2.1.Функции культуры в обществеФункции культуры это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих

Слайд 14Функции культуры в обществе

Адаптационно-охранительная – культура обеспечивает приспособление человека к

окружающей среде. Чем меньше зависимость человека от природы, тем больше

его зависимость
от культуры. Адаптация культуры к переменам в данном обществе и мировом сообществе в целом и сохранение своей собственной культурной идентичности.

Ценностная (аксиологическая) – определяющая значимость, ценность явлений материально-духовной сферы.
Потребительская - разрядки психологических напряжений, антистрессовая.
Духовно-нравственная – воспитательная роль культуры.
Знаковая (семиотическая от гр. Semioos – знак). Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение – семиотическая функция.


Функции культуры в обществеАдаптационно-охранительная – культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Чем меньше зависимость человека от

Слайд 15Социализация и инкультурация
Инкультурация – усвоение культурных норм и ценностей родной

культуры (или иной культуры – ценности которой человек должен усвоить).

Инкультурация – вхождение человека в культуру.
Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта - норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, т.д., а также результат воздействия на личность воспитания, формального обучения, и стихийного воздействия жизненных обстоятельств.
Социализация – вхождение человека в общество.

Социализация и инкультурацияИнкультурация – усвоение культурных норм и ценностей родной культуры (или иной культуры – ценности которой

Слайд 163. Культура и цивилизация
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (лат.: civilis - гражданский,

государственный, городской).
Понятие ЦИВИЛИЗАЦИЯ как и культура также имеет много

смыслов (многозначно).
- Как синоним культуры.
- Как ступень культуры, следующая за варварством (дикость- варварство - цивилизация) (Л.Морган, Ф.Энгельс).
- Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры и особый тип органической целостности (античная цивилизация, западноевропейская цивилизация).
В некоторых культурологический теориях – эпоха деградации и упадка культуры , последняя стадия развития каждого типа культуры (О. Шпенглер, А. Тойнби).
Высшая стадия развития культуры.
3. Культура и цивилизация ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (лат.: civilis - гражданский, государственный, городской). Понятие ЦИВИЛИЗАЦИЯ как и культура

Слайд 17Черты цивилизации и кризис культуры
Понятие «культура» – явление более древнее,

она сопровождает всю историю существования людского рода, термин «цивилизация –

определяет особое состояние культуры, характерное для ее развития на протяжении нескольких последних тысячелетий.
Цивилизация – зарождается в городах, связана с разделением труда, развитием государственности (правители, чиновничество, жречество), знания и науки, образования, армии и т.п. Постепенно появляется новый исторический тип культуры, названный впоследствии цивилизацией.
Цивилизация – предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень очеловечивания народов.
В цивилизованном обществе – гражданское общество сближается с буржуазным;
граждане объединяются по интересам; гражданское общество создает основу буржуазной демократии.

Черты цивилизации и кризис культурыПонятие «культура» – явление более древнее, она сопровождает всю историю существования людского рода,

Слайд 184. Структура культуры. Материально-духовный характер культуры.
Культуру можно структурировать по

разным основаниям.
Как некую культурную совокупность (пирамиду):
от мировой до

семейной и личной.
Мировая, государственная, национальная, городская, сельская, семейная, личная.
Рассматривать как самостоятельные важнейшие элементы культуры: язык, религию, мифологию, мораль, право, науку, искусство, философию.
Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. К ним относятся мифология, религия, искусство, наука, право.
Духовную и материальную культуру.


4. Структура культуры. Материально-духовный характер культуры. Культуру можно структурировать по разным основаниям. Как некую культурную совокупность (пирамиду):

Слайд 19Духовная и материальная культура

ДУХОВНАЯ культура - наука, мораль, право, религия,

искусство и литература, образование, институты культуры.
Это познавательная, интеллектуальная деятельность: философская,

нравственная, религиозная, правовая, художественная, педагогическая. К духовной культуре можно отнести и сферу отношений людей: межличностных, в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности и т.п.

МАТЕРИАЛЬНАЯ - орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта, человеческая телесность, здоровье, физическая культура и спорт, мода и т.д.
Духовная и материальная культура ДУХОВНАЯ культура - наука, мораль, право, религия, искусство и литература, образование, институты культуры.Это

Слайд 20Материально-духовный характер духовной культуры
Материально-духовный характер духовной культуры проявляется в том,

что многие творения духовной культуры имеют материальное воплощение – театр,

архитектура, литература, музыкальные инструменты и др., когда трудно разделить духовную и материальную составляющие культуры
Материально-духовные виды культуры:
экономическая культура;
политическая культура;
правовая культура;
экологическая культура;
эстетическая культура;
художественная культура.

Материально-духовный характер духовной культурыМатериально-духовный характер духовной культуры проявляется в том, что многие творения духовной культуры имеют материальное

Слайд 214.1.Ценности и нормы культуры Структура ценностей духовной культуры
Предметы культуры отличаются от

природных объектов тем, что они наделены особым свойством – быть

ценностями.
Понятия ценность, полезность, стоимость – неоднозначны.
Ценность – характеристика отношения человека к объекту.
Существуют различные варианты типологии ценностей.

Виды ценностей
Витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние т . д.
Социальные – семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.
Политические – гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.
Моральные – добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т.п.
Религиозные – Бог, Священное Писание, вера и пр.
Эстетические – красота, стиль, гармония.


4.1.Ценности и нормы культуры Структура ценностей духовной культурыПредметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они наделены

Слайд 22Культурные регулятивы и нормы
Культура осуществляет в обществе нормативно-ценностную роль. Она

реализуется в следующих формах:
обычаи, нормы, правила и образцы поведения

человека, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях;
нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания.
Нормы – правила, регулирующие человеческое поведение.
«Нормальное» поведение – ожидаемая, общепринятая форма поведения, «ненормальное» – отклоняющееся от общепринятых стандартов, девиантное (от лат. Deviatio – отклонение).
Культурные нормы – передаются от поколения к поколению и превращаются в обычаи, традиции, которые могут сохраняться веками. Национальное своеобразие культур в значительной мере обусловлено действующими в них нормами поведения.
Смена норм сопровождается чаще всего различными трудностями и беспорядками и приводит к аномии.
АНОМИЯ (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.


Культурные регулятивы и нормыКультура осуществляет в обществе нормативно-ценностную роль. Она реализуется в следующих формах: обычаи, нормы, правила

Слайд 23Исторические формы культурных норм. Обычаи, традиции, современные нормы.
Табу —

абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Табу послужило

основой многих позднейших социальных и религиозных норм. Табу появляется в первобытном обществе. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма, оскорбление чувств верующих. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.
Обычай — привычный, мало подвергаемые осознанию целостный образец поведения. Это установившийся порядок, который основан на привычке и относится к коллективным формам действия.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
Традиция — набор представлений обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества.

Исторические формы культурных норм. Обычаи, традиции, современные нормы. Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика