Разделы презентаций


Лекция 1. История как наука

Содержание

1. История: предмет, цель и задачи изучения, источники, основные методологические понятияТермин история (греч. historia – былое, произошедшее, повествование о событиях, рассказ о прошлом) – употребляется в 2-х значениях:Процесс развития природы и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 1. История как наука
1. История: предмет, цель и задачи

изучения, основные методологические понятия.
2. Формационный и цивилизационный подходы к историческому

познанию.
3. Особенности русской истории: место России в мировом историческом процессе.

Лекция 1. История как наука1. История: предмет, цель и задачи изучения, основные методологические понятия.2. Формационный и цивилизационный

Слайд 21. История: предмет, цель и задачи изучения, источники, основные методологические

понятия
Термин история (греч. historia – былое, произошедшее, повествование о событиях,

рассказ о прошлом) – употребляется в 2-х значениях:
Процесс развития природы и общества
Наука, изучающая прошлое человечества во всем его многообразии и конкретности
1. История: предмет, цель и задачи изучения, источники, основные методологические понятияТермин история (греч. historia – былое, произошедшее,

Слайд 3Цель изучения истории – формирование у людей исторического сознания –

совокупности представлений об обществе и закономерностях его развития в прошлом

для извлечения практических уроков, необходимых для профессиональной и общественной деятельности.

Historia est magistra vitae («История – наставница жизни»)

Цель изучения истории – формирование у людей исторического сознания – совокупности представлений об обществе и закономерностях его

Слайд 4Задачи (функции) исторического знания:
Познавательная.
Мировоззренческая.
Практически-политическая.
Воспитательная.


Задачи (функции) исторического знания:Познавательная.Мировоззренческая.Практически-политическая.Воспитательная.

Слайд 5 Познавательная (интеллектуально-развивающая) – изучение событий, явлений, процессов прошлого, теоретическое

их обобщение, усвоение закономерностей развития человеческого общества, выявление главных тенденций

общественного развития.

«История – свидетель прошлого, свет истины, учитель жизни, вестник старины». М.Т.Цицерон

Познавательная (интеллектуально-развивающая) – изучение событий, явлений, процессов прошлого, теоретическое их обобщение, усвоение закономерностей развития человеческого общества,

Слайд 6 Мировоззренческая – формирование научного мировоззрения, основанного на объективной реальности,

рациональном объяснении общественных явлений и процессов, познание самого себя.
«Без

знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём живем, к чему должны стремиться...». В.О.Ключевский
Мировоззренческая – формирование научного мировоззрения, основанного на объективной реальности, рациональном объяснении общественных явлений и процессов, познание

Слайд 7 Практически-политическая – извлечение положительного опыта, выработка позитивных, научно обоснованных

способов разрешения общественных и политических проблем.
«Если хочешь узнать будущее –

загляни в прошлое» Древние мудрецы
«Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем». В.О.Ключевский

Практически-политическая – извлечение положительного опыта, выработка позитивных, научно обоснованных способов разрешения общественных и политических проблем.«Если хочешь

Слайд 8 Воспитательная – формирование общественно значимых, гражданских качеств, патриотизма и

интернационализма, познание нравственных основ человеческого общества, способов государственной и национальной

самоидентификации.

«Чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти». П.И.Киреевский

Воспитательная – формирование общественно значимых, гражданских качеств, патриотизма и интернационализма, познание нравственных основ человеческого общества, способов

Слайд 9Специфика (своеобразие) предмета истории:
Воздействие текущей политической конъюнктуры, идеологического пристрастия авторов,

субъективизма.
Оценку прошлого нельзя проверить опытным путём, экспериментально.
Все наши сведения о

прошлом неполны, приблизительны, фрагментарны.
Специфика (своеобразие) предмета истории:Воздействие текущей политической конъюнктуры, идеологического пристрастия авторов, субъективизма.Оценку прошлого нельзя проверить опытным путём, экспериментально.Все

Слайд 10Исторические источники – носители информации о прошлом, объекты, непосредственно отражающие

исторический процесс и дающие изучать прошлое человечества.
Классификация источников
(принципу

носителя информации):
1. Письменные (эпиграфические) – летописи, юридические договоры, дневники, надписи на предметах и др.
Исторические источники – носители информации о прошлом, объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие изучать прошлое человечества.Классификация

Слайд 113. Этнографические (этнография – наука, изучающая материальные и духовные особенности

различных народов) – сохранившиеся с прежних времен нравы, обычаи и

традиции народов.

2. Вещественные – орудия труда, предметы быта, оружие, монеты, украшения, здания и др.

3. Этнографические (этнография – наука, изучающая материальные и духовные особенности различных народов) – сохранившиеся с прежних времен

Слайд 124. Устные источники, фольклор – былины, сказки, песни, пословицы, анекдоты

и др.
5. Лингвистические (языковые) – изменения в языке, употребляемые выражения

и слова, географические названия, личные имена.
6. Аудиовизуальные – кино-, фото-, видео-, и звукодокументы.
4. Устные источники, фольклор – былины, сказки, песни, пословицы, анекдоты и др.5. Лингвистические (языковые) – изменения в

Слайд 13Геродот (Др.Греция, V в. до н.э.) – «отец истории». Название

его труда стало названием науки о прошлом человеческого общества

В античности история считалась видом искусства; муза (богиня) истории – Клио (изображалась в виде молодой женщины со свитком пергамента в руке).
Геродот (Др.Греция, V в. до н.э.) – «отец истории». Название его труда стало названием науки о прошлом

Слайд 14Как наука сложилась в эпоху Просвещения (XVIII в.): сформировались методология,

понятийный аппарат, концепции.
Методология (от греч. methodos – путь исследования, подход

к познанию и logos – учение) – система принципов и методов исторического исследования.
Как наука сложилась в эпоху Просвещения (XVIII в.): сформировались методология, понятийный аппарат, концепции.Методология (от греч. methodos –

Слайд 15Основные принципы исторической науки:
Историзма – все факты, явления и события,

личности рассматриваются в конкретной пространственно-временной обстановке, в развитии и взаимосвязи.
Объективности

(всесторонности) – охватывать всю полноту фактов, рассматривать их в всей многогранности, противоречивости как положительных, так и отрицательных сторон.
Основные принципы исторической науки:Историзма – все факты, явления и события, личности рассматриваются в конкретной пространственно-временной обстановке, в

Слайд 16Социального (классового ) подхода – учитывать интересы тех или иных

социальных групп, классов, соотносить их с общечеловеческими.
Альтернативности – определение

степени вероятности осуществления тех или иных событий на основе анализа объективных возможностей и реальностей
Социального (классового ) подхода – учитывать интересы тех или иных социальных групп, классов, соотносить их с общечеловеческими.

Слайд 172. Формационный и цивилизационный подходы к историческому познанию
Основа исторической науки

– накопление фактов, их систематизация и обобщение. Факт (с лат.)

– «сделанное», «совершившееся» (синоним понятий «событие», «истина», «результат»).

2. Формационный и цивилизационный подходы к историческому познаниюОснова исторической науки – накопление фактов, их систематизация и обобщение.

Слайд 18Между фактом (событием прошлого) и знанием (отражением его в исторической

науке) находится совершаемое действие – интерпретация (предание фактам смысла, выявление

взаимодействия, создание обобщающей картины, т.е. создание концепции – системы взглядов и оценок исторических событий, явлений и процессов, модели (парадигмы) развития.
Между фактом (событием прошлого) и знанием (отражением его в исторической науке) находится совершаемое действие – интерпретация (предание

Слайд 19Концепции (интерпретации, модели) исторического процесса:
Религиозная (христианская, провиденциалистская).
Научные

(рационалистические):
Всемирно-историческая (однолинейная)
Культурно-историческая (многолинейная).

Концепции (интерпретации, модели) исторического процесса:Религиозная (христианская, провиденциалистская).   Научные (рационалистические):Всемирно-историческая (однолинейная)Культурно-историческая (многолинейная).

Слайд 20Религиозная (христианская) концепция:
События развиваются по воле Бога, а исторический процесс

– движение человечества от природного, животного состояния к духовному идеалу

(его воплощение – сам Бог). Различия в развитии отдельных стран объясняются временем приобщения к христианству.
Религиозная (христианская) концепция:События развиваются по воле Бога, а исторический процесс – движение человечества от природного, животного состояния

Слайд 21Всемирно-историческая концепция:
Её разновидность – формационный подход (К.Маркс, Ф.Энгельс):

Человечество в своём развитии проходит одинаковые этапы (стадии) общественно-экономические формации:

первобытная, рабовладение, феодальную, капитализм, коммунизм. Они различаются способом производства, особенностями социально-политической организации общества.

Всемирно-историческая концепция:  Её разновидность – формационный подход (К.Маркс, Ф.Энгельс): Человечество в своём развитии проходит одинаковые этапы

Слайд 22Переход к следующей формации происходит путем социальной революции (классовая борьба

– двигатель истории).
Достоинства: история предстает как закономерный поступательный процесс,

ясны его движущие силы, этапы.
Недостатки: евроцентризм, жесткий социально-экономический детерминизм, принижение роли личности, абсолютизация конфликтов, социальный утопизм.
Переход к следующей формации происходит путем социальной революции (классовая борьба – двигатель истории). Достоинства: история предстает как

Слайд 23Культурно-историческая концепция (цивилизационный подход)
История человечества – пространство, заполненное самобытными (неповторимыми) саморазвивающимися

регионально-культурными сообществами – цивилизациями (объединенных духовными ценностями и имеющими устойчивые

черты в экономике, социально-политической организации и др.
Культурно-историческая концепция (цивилизационный подход)История человечества – пространство, заполненное самобытными (неповторимыми) саморазвивающимися регионально-культурными сообществами – цивилизациями (объединенных духовными

Слайд 24О.Шпенглер (Германия), А.Тойнби (Англия), Н.Я.Данилевский, Л.Н.Гумилев
Каждая из цивилизаций проходит стадии:

зарождения, становления, расцвета, упадка, гибели (по аналогии с жизнедеятельностью природных

организмов), их место занимают другие. Цикл длится 1300-1500 лет. Причем цивилизации мало влияют (совершенно не влияют) друг на друга.

О.Шпенглер (Германия), А.Тойнби (Англия), Н.Я.Данилевский, Л.Н.ГумилевКаждая из цивилизаций проходит стадии: зарождения, становления, расцвета, упадка, гибели (по аналогии

Слайд 25Достоинства: универсальность (применимость для всех регионов), многофакторность (включая роль личности),

многовариантность
Основной недостаток: аморфность критериев выделения цивилизаций (духовно-нравственные моменты трудно уловимы,

расплывчаты.
А.Тойнби выделял сначала 100 цивилизаций, затем 21, затем свел их к 13-ти.
Достоинства: универсальность (применимость для всех регионов), многофакторность (включая роль личности), многовариантностьОсновной недостаток: аморфность критериев выделения цивилизаций (духовно-нравственные

Слайд 26Типы цивилизаций (модели, варианты развития):
Непрогрессивная форма существования.
Циклическое развитие

(восточный тип).
Прогрессивное развитие
(западный тип).

Типы цивилизаций (модели, варианты развития):Непрогрессивная форма существования.Циклическое развитие   (восточный тип).Прогрессивное развитие   (западный тип).

Слайд 27Непрогрессивная форма существования:
Народы, живущие в экстремальных природных условиях (аборигены Австралии,

Северной Америки, Севера Евразии и др.). Сохранение обычаев, приемов труда,

традиций («табу» на нововведения). Живут вне исторического времени. Язычество. Абсолютная роль коллектива (племя, род, община), отсутствуют общественные классы, государство.
Непрогрессивная форма существования:Народы, живущие в экстремальных природных условиях (аборигены Австралии, Северной Америки, Севера Евразии и др.). Сохранение

Слайд 28Жизнь подчинена природному годовому циклу. Все трудоспособные члены сообщества выполняют

соответствующие времени года хозяйственные занятия (рыбная ловля, сбор ягод, охота

и др.).
Не уместно называть «отсталыми», т.к. не стремились к прогрессу.
Богатая мифология.
Жизнь подчинена природному годовому циклу. Все трудоспособные члены сообщества выполняют соответствующие времени года хозяйственные занятия (рыбная ловля,

Слайд 29Циклическое развитие (восточный тип):
Возник в древности в странах Востока (Индия,

Китай, Индокитай и др.). Зависимость от природы большая, но не

абсолютная. Традиционализм.
Господствует коллективизм. Социальные роли в общине (клане, роду, касте, семье, государстве) регламентированы.
Отсутствуют частная собственность и общественные классы.
Циклическое развитие  (восточный тип):Возник в древности в странах Востока (Индия, Китай, Индокитай и др.). Зависимость от

Слайд 30Слабые горизонтальные связи между общинами, единство поддерживается государством. Огромная роль

государственной власти, бюрократии. Нет демократии, форма правления – деспотия. Низкий

уровень жизни народа.
Глубокая религиозность. Фатализм. Богатейшая духовная культура.
Общественные изменения происходят медленно, циклами:
Слабые горизонтальные связи между общинами, единство поддерживается государством. Огромная роль государственной власти, бюрократии. Нет демократии, форма правления

Слайд 31Укрепление централизованной власти, усиление государства.
Кризис власти, ослабление государства.
Социальная катастрофа: бунт

народа, нашествие иноземцев, привлеченных слабостью государства.
Новое усиление государственной власти.

Укрепление централизованной власти, усиление государства.Кризис власти, ослабление государства.Социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев, привлеченных слабостью государства.Новое усиление

Слайд 32Прогрессивное развитие (западный тип):
Возник в Средиземноморье в античности (Эллада, Рим).

Самая благоприятная географическая и природная среда. Приоритет личности над коллективом

(индивидуализм). Частная собственность, классовая структура, рыночная экономика, демократия, гражданское общество, правовые отношения.
Прогрессивное развитие  (западный тип):Возник в Средиземноморье в античности (Эллада, Рим). Самая благоприятная географическая и природная среда.

Слайд 33Светское общество. Сфера религии и церкви незначительна (особенно с Реформации

XVI в.). Идея прогресса, совершенствования. Общественный динамизм.Рационализм.
Технократизм. Невысокая духовность.
Обеспечивает наиболее

высокий уровень жизни населения, его свободы и защиты, однако несёт угрозу экономических кризисов, экологической катастрофы, мировых войн.

Светское общество. Сфера религии и церкви незначительна (особенно с Реформации XVI в.). Идея прогресса, совершенствования. Общественный динамизм.Рационализм.Технократизм.

Слайд 343. Особенности русской истории
Всемирно-историческая концепция: Россия движется по общему для

всех стран пути, но из-за географических и природно-климатических условий «отстаёт»

или двигается с «задержкой».
Цивилизационный подход: Россия не относится (в чистом виде) ни к одному из 3-х типов цивилизаций (моделей развития) - «евразийский вариант».
3. Особенности русской историиВсемирно-историческая концепция: Россия движется по общему для всех стран пути, но из-за географических и

Слайд 35Влияние Востока и Запада в различные периоды истории – постоянный

выбор путей развития («дрейфующее общество»: то в сторону Востока, то

Запада).

Особенности русской истории определяли следующие факторы: природно-климатический, геополитический, конфессиональный (религиозный) и социальной организации.

Влияние Востока и Запада в различные периоды истории – постоянный выбор путей развития («дрейфующее общество»: то в

Слайд 36Влияние природно-климатического фактора:
«Из века в век наша забота была не

в том, как лучше устроиться или как легче прожить; но

лишь в том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность…»
И.А.Ильин. О путях России.
Влияние природно-климатического фактора:«Из века в век наша забота была не в том, как лучше устроиться или как

Слайд 37Короткий цикл земледельческих работ, зона рискованного земледелия приводили к необходимости

отчуждать часть необходимого прибавочного продукта. В этом корни традиции деспотического

государства и корни крепостничества.
Община как социальный гарант выживаемости населения. Ценности и традиции коллективизма.

Короткий цикл земледельческих работ, зона рискованного земледелия приводили к необходимости отчуждать часть необходимого прибавочного продукта. В этом

Слайд 38Влияние геополитического фактора:
«История России есть история страны, которая колонизуется…» В.О.Ключевский.
Открытые

геополитические пространства. Постоянная колонизация. Усиление государственного контроля (еще одна причина

крепостничества).
Национальная и религиозная терпимость русского народа.
Влияние геополитического фактора:«История России есть история страны, которая колонизуется…» В.О.Ключевский.Открытые геополитические пространства. Постоянная колонизация. Усиление государственного контроля

Слайд 39Отсутствие естественной природной защиты границ (морями, горами) требовали защиты и

материальных затрат. Возрастание роли государства.
Оторванность от морской торговли. Экономические потери.

Необходимость вести напряженные войны за выход к морям. Снижение благосостояния населения и усиление роли государства.
Отсутствие естественной природной защиты границ (морями, горами) требовали защиты и материальных затрат. Возрастание роли государства.Оторванность от морской

Слайд 40Влияние конфессионального (религиозного) фактора:
Европа получила христианство из Рима, Россия –

из Византии. Влияние византийской цивилизации, где преобладал художественно-культурный элемент. Духовно-эстетическое

(не рационалистическое) восприятие действительности, коллективизм («соборность»). Сильный языческий элемент.
Влияние конфессионального (религиозного) фактора:Европа получила христианство из Рима, Россия – из Византии. Влияние византийской цивилизации, где преобладал

Слайд 41Влияние фактора социальной организации:
Все предыдущие фактора привели к созданию особой

социальной организации. Её черты: а) первичная хозяйственно-социальная ячейка – корпорация

(община, артель, товарищество, кооператив, колхоз и др.); б) государство – не надстройка над гражданским обществом, а становой хребет (создатель и руководитель);
Влияние фактора социальной организации:Все предыдущие фактора привели к созданию особой социальной организации. Её черты: а) первичная хозяйственно-социальная

Слайд 42в) неразделимость государства, общества, личности как в социально-экономической, так и

политической жизни; г) сакральный характер государственной власти (великого князя, царя,

императора, генерального секретаря и пр.); д) опора государственной власти на корпорацию служилой верхушки (дворянство, бюрократия, номенклатура).
в) неразделимость государства, общества, личности как в социально-экономической, так и политической жизни; г) сакральный характер государственной власти

Слайд 43«Антиобщественное государство и антигосударственное общество» (П.Б.Струве)
У низов синдром недоверия и

враждебности к властям, у властей – пренебрежение к нуждам общества.
Конфрантационная

политическая культура. Долготерпение, патернализм (стремление приспособиться, уповать на государственные льготы).
«Антиобщественное государство и антигосударственное общество» (П.Б.Струве)У низов синдром недоверия и враждебности к властям, у властей – пренебрежение

Слайд 44Когда долготерпение заканчивается происходит одномоментный бунт («бессмысленный и беспощадный»).
Смирение

и бунт – две формы социального и политического поведения (загадочность

«русской души»).
Данная социальная организация воссоздавалась после каждого социального потрясения в российской истории
Когда долготерпение заканчивается происходит одномоментный бунт («бессмысленный и беспощадный»). Смирение и бунт – две формы социального и

Слайд 45Вместо заключения
Отвечая тем, кто высказывался о невозможности извлечения исторических уроков

(Г.Гегель: «история никого и ничему не учит», В.О.Ключевский писал:
«Не цветы

виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».

Вместо заключенияОтвечая тем, кто высказывался о невозможности извлечения исторических уроков (Г.Гегель: «история никого и ничему не учит»,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика