Разделы презентаций


Лекция 1. Методы социологических исследований

Содержание

Структура социологического знания это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе;это совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 1. Методы социологических исследований
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Московской

области
«Технологический университет»
Преподаватель дисциплины:
Ткалич М.А.

Дисциплина «Методология и методы в социологии»

Лекция 1. Методы социологических исследованийГосударственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования Московской области«Технологический университет»Преподаватель дисциплины: Ткалич М.А.Дисциплина «Методология и

Слайд 2Структура социологического знания
это определенная упорядоченность знаний об обществе как

динамично функционирующей и развивающейся социальной системе;

это совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов,

теорий о социальных процессах разных уровней.


Структура социологического знания это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе;это совокупность взаимосвязанных

Слайд 3Научное знание (социологическое знание)

Научное знание  (социологическое знание)

Слайд 4Уровни социологического знания
Общетеоретическая  (фундаментальная) социология - макросоциологические исследования. Выясняются общие

закономерности функционирования и развития социума как целого;

Теории среднего уровня (частные,

специальные социологические теории, отраслевые социологии). Изучаются закономерности действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы;

Прикладная (эмпирическая) социология. И исследует социальную реальность с помощью инструментальных технологий, специфических социологических методов (опросы, анкетирование, социометрия и т.д.). Изучает поведение людей в различных сферах социальной жизни.

Уровни социологического знанияОбщетеоретическая  (фундаментальная) социология - макросоциологические исследования. Выясняются общие закономерности функционирования и развития социума как целого;Теории

Слайд 5- это комплекс исследований, где особую роль играют разработка социологического

исследования, его организация, методы и техника сбора, обработки и анализа

полученной социальной информации.

Эмпирическая социология

- это комплекс исследований, где особую роль играют разработка социологического исследования, его организация, методы и техника сбора,

Слайд 6Прикладное социологическое исследование
Это совокупность действий по сбору, обработке и анализу

информации для получения сведений об объекте исследований

Прикладное социологическое исследованиеЭто совокупность действий по сбору, обработке и анализу информации для получения сведений об объекте исследований

Слайд 7Классификация социологических исследований
2. По времени получения информации
1. По типам

задач
3. Повторные исследования
Разведывательное исследование
Описательное исследование
Аналитическое исследование
Разовое исследование
Повторное исследование


Трендовые (на примере одной группы)
Панельные (исследуются определенные люди через одинаковые периоды времени)
Лонгитюдные (одна и та же социальная группа в развитии)

Классификация социологических исследований2. По времени получения информации 1. По типам задач3. Повторные исследования Разведывательное исследованиеОписательное исследованиеАналитическое исследование

Слайд 8Методы социологических исследований
Неопросные методы
Опросные методы
Наблюдение
Анализ документов
Научный эксперимент

в прикладной социологии
Анкетирование
Интервьюирование
Метод социометрии

Методы социологических исследований Неопросные методы Опросные методы НаблюдениеАнализ документовНаучный эксперимент в прикладной социологииАнкетирование ИнтервьюированиеМетод социометрии

Слайд 9Неопросные методы
Наблюдение – метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе

их протекания.
Применяется:
- на начальном этапе исследования;
- при исследовании

поведения, форм общения индивидов или групп.
Неопросные методыНаблюдение – метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Применяется: - на начальном этапе

Слайд 10Примеры
Изучение поведения:
забастовщиков;
уличной толпы;
подростковой группировки;
бригады рабочих;
группы студентов.
Изучение: собраний, концертов.

ПримерыИзучение поведения:забастовщиков;уличной толпы;подростковой группировки;бригады рабочих;группы студентов. Изучение: собраний, концертов.

Слайд 11Виды наблюдения
Структурализованное/ неструктурализованное
Включенное/ невключенное
Осознанное/ неосознанное
Полевое/ лабораторное
Систематическое/ случайное

Виды наблюденияСтруктурализованное/ неструктурализованное Включенное/ невключенное Осознанное/ неосознанноеПолевое/ лабораторное Систематическое/ случайное

Слайд 12Структурализованное/ неструктурализованное наблюдение
Структурализованное (контролируемое) имеет четкий план, систему показателей,

бланк наблюдения;
Неструктурализованное (неконтролируемое) наблюдение не имеет четкого плана, системы показателей,

в бланке наблюдения велика доля избыточной информации.
Структурализованное/ неструктурализованное наблюдение Структурализованное (контролируемое) имеет четкий план, систему показателей, бланк наблюдения;Неструктурализованное (неконтролируемое) наблюдение не имеет четкого

Слайд 13Включенное/ невключенное наблюдение
Невключенное (внешнее) – исследователь находится вне объекта и

старается не вмешиваться в ход событий (а только регистрирует события);
Включенное

наблюдение – социолог участвует в изучаемых процессах, взаимодействует и вмешивается в ход событий. При этом постоянно фиксирует наблюдаемые процессы. (Например, журналисты на Украине)
Включенное/ невключенное наблюдениеНевключенное (внешнее) – исследователь находится вне объекта и старается не вмешиваться в ход событий (а

Слайд 14Примеры включенного наблюдения
Вильям Уайт – сотрудник Гарвардского университета.
В 1936-1939 гг.

провел включенное наблюдение по изучению образа жизни итальянских эмигрантов.
Левис Яблонски

– американский социолог.
В 60-е годы провел включенное наблюдение по изучению бандитские формирований.
А. Горяновский – в 1989 г. полтора месяца изучал действия механизмов теневой экономики на примере деятельности строительного кооператива.
Журнал «СОЦИС» 1990 г. №2.
Гюнтер Вальраф  — немецкий журналист и писатель. Один из основоположников журналистского расследования в современном виде.
В своих репортажах Вальраф, используя метод включённого наблюдения и эксперимента, предстаёт рабочим завода, гастарбайтером, пациентом, шофёром, журналистом жёлтой прессы и т. п., тем самым обнажая проблемы общества.
В 70-80-е годы Вальраф приобрёл широкую известность в СССР. Его репортажи публиковались в «Литературной газете», еженедельнике «За рубежом», журнале «Иностранная литература».
На основе своих репортажей Вальраф написал несколько книг, из которых на русский переведены «Нежелательные репортажи» (1982) и «Репортёр обвиняет» (1988).
В 2003 году ему был запрещён въезд в Российскую Федерацию.

Примеры включенного наблюденияВильям Уайт – сотрудник Гарвардского университета.В 1936-1939 гг. провел включенное наблюдение по изучению образа жизни

Слайд 15Осознанное/ неосознанное наблюдение
Осознанное наблюдение – группа знает, что ведется наблюдение;
Неосознанное -

группа не осознает, что является объектом наблюдения.

Осознанное/ неосознанное наблюдениеОсознанное наблюдение – группа знает, что ведется наблюдение;Неосознанное - группа не осознает, что является объектом

Слайд 16Полевое/ лабораторное наблюдение
Полевое наблюдение – проводится в естественной среде (деревня,

город, производство и т.д.);
Лабораторное наблюдение – создается экспериментальная ситуация, моделирующая

какие-то условия (деловая игра).
Полевое/ лабораторное  наблюдениеПолевое наблюдение – проводится в естественной среде (деревня, город, производство и т.д.);Лабораторное наблюдение –

Слайд 17Систематическое/ случайное наблюдение
Систематические наблюдения – проводятся с определенной периодичностью и спецификой

целей исследования. Позволяют выявить динамику изучаемых процессов;
Случайные наблюдения – не

планируется как самостоятельный метод сбора информации. Изучается заранее незапланированное явление.
Систематическое/ случайное наблюдениеСистематические наблюдения – проводятся с определенной периодичностью и спецификой целей исследования. Позволяют выявить динамику изучаемых

Слайд 18Процедура наблюдения
Что наблюдать?
Как наблюдать (технические средства?)
Как регистрировать результаты?
Правила:
1. Стремиться

видеть, не будучи видимым и не становясь участником наблюдаемого события;
2.

Стать инкогнито, уметь принимать новый облик (надеть маску).

Процедура наблюденияЧто наблюдать?Как наблюдать (технические средства?)Как регистрировать результаты?Правила: 1. Стремиться видеть, не будучи видимым и не становясь

Слайд 19Анализ документов
Один из способов получения информации.

Документ в соц. исследовании

– предмет специально созданный человеком для хранения и передачи информации

(не включая предметы материальной культуры и быта).

Анализ документов Один из способов получения информации.Документ в соц. исследовании – предмет специально созданный человеком для хранения

Слайд 20 Классификация документов
В жизни реальные документы сочетают в себе разные

формы фиксации содержания
Письменные документы
Фонетические документы
Иконографические документы
По форме изложения

Классификация документов В жизни реальные документы сочетают в себе разные формы фиксации содержанияПисьменные документыФонетические документы Иконографические

Слайд 21Письменные документы
вербальные (книги, переписка организаций, пресса). Описывают социальные явления и

процессы в форме текста;
статистические (данные переписи населения, соц.опросов, показатели

экономического и социального развития). Содержат данные в числовой форме.
Письменные документывербальные (книги, переписка организаций, пресса). Описывают социальные явления и процессы в форме текста; статистические (данные переписи

Слайд 22Фонетические документы
Рассчитаны на слуховое восприятие
- магнитофонные записи
- лазерные диски
- радио

эфир

Фонетические документыРассчитаны на слуховое восприятие- магнитофонные записи- лазерные диски- радио эфир

Слайд 23Иконографические документы
Фиксируют обратную информацию, воспринимаемую визуально.
картины
фотографии
документальное и художественное кино

Иконографические документыФиксируют обратную информацию, воспринимаемую визуально. картиныфотографиидокументальное и художественное кино

Слайд 24Классификация документов:
Письменные документы
Фонетические документы
Иконографические документы
По форме изложения
По статусу

источника
Личные документы - все, что создается частными лицами по собственной

инициативе
письма;
дневники
семейные альбомы

Официальные документы – те, что исходят от какой-то организации и отражают общественные связи, коллективную точку зрения.
договоры
соглашения
приказы
официальная переписка

Классификация документов:   Письменные документыФонетические документы Иконографические документыПо форме изложенияПо статусу источникаЛичные документы - все, что

Слайд 25Этапы исследования методом анализа документов
Обозначаем круг документов, которые нужно

исследовать;
Отбираем документы, которые можно исследовать (в первую очередь те, которые

имеют непосредственное отношение к проблеме);
Для отбора документов привлекается исследовательская группа;
К работе привлекаются документы, получившие одобрение более 50% экспертов.


Этапы исследования методом анализа документов Обозначаем круг документов, которые нужно исследовать;Отбираем документы, которые можно исследовать (в первую

Слайд 26Методы анализа документов
Неформализованные (качественные) методы – основаны на общих логических

операциях (анализ, синтез, сравнение, определение, оценивание):
чтение документа
понимание и интерпретация содержания

документа

Формализованные (качественно-количественные) – основаны на алгоритме выделения в тексте определенных содержательных элементов в соответствии с целями и задачами исследования

Контент-анализ – формализованный анализ документов, больших объемов информации. Часто используется для исследований СМИ.

Методы анализа документовНеформализованные (качественные) методы – основаны на общих логических операциях (анализ, синтез, сравнение, определение, оценивание):чтение документапонимание

Слайд 27Контент-анализ
Это метод сбора данных и анализа содержания текста.
Используется для

описания событий или процессов в обществе, изучения социальных изменений.
Контент-анализ средств

массовой коммуникации, частных документов, позволяет изучить изменения в системе ценностей, установках и мотивах поведения людей.
Например, индекс дискриминации национальных групп можно измерить подсчетом частоты появления негативных этнических стереотипов (установок) на обложках журналах, телевизионных передачах, Интернете, газетах и др. СМИ.
Можно использовать для проверки гипотез. Например, об изменении социального поведения, ценностных установок людей или групп.
Контент-анализЭто метод сбора данных и анализа содержания текста. Используется для описания событий или процессов в обществе, изучения

Слайд 28Техника проведения контент-анализа
Постановка проблемы, целей и задач исследования;
Выбор эмпирического материала

для исследования, конкретного источника коммуникаций (журналы, газеты, худ. литература, официальные

документы, радио, телепередачи и т.п.);
Правильно выбрать временной период: ситуационный (мгновенный) срез – одна неделя; динамика развития социального явления – несколько лет.
Операционализация понятий;
Кодирование текста.




Техника проведения контент-анализаПостановка проблемы, целей и задач исследования;Выбор эмпирического материала для исследования, конкретного источника коммуникаций (журналы, газеты,

Слайд 29Операционализация понятий в контент-анализе
Выбрать в текстовой информации смысловую единицу анализа

(категорию анализа): слово, словосочетание, целый материал, сообщение, поведенческий акт;
Определить единицу

счета (количественную характеристику единицы анализа, фиксирующую регулярность с которой встречается в тексте смысловая единица);
Установить соотношение различных элементов друг с другом, с общим смыслом, объемом информации, назначением;
Обеспечить объективность и систематичность исследования;
Разработать классификатор контент-анализа – методический документ, предназначенный для выделения и регистрации признаков текстовой информации.


Операционализация понятий в контент-анализеВыбрать в текстовой информации смысловую единицу анализа (категорию анализа): слово, словосочетание, целый материал, сообщение,

Слайд 30Хрестоматийный пример контент-анализа – исследование Г. Лacсуэлла и
Н. Лейтеса

на материалах газеты «Истинный американец» в 1940-х гг.

Цель –

получить доказательства профашистской ориентации редакции газеты «Истинный американец».

Число суждений в газете «Истинный американец»

Хрестоматийный пример контент-анализа – исследование Г. Лacсуэлла и Н. Лейтеса на материалах газеты «Истинный американец» в 1940-х

Слайд 31Научный эксперимент
Метод познания при помощи которого в контролируемых и управляемых

условиях исследуются явления природы и общества;
Специфический метод, основанный на контролируемом

взаимодействии исследователя с исследуемым объектом в заранее заданных условиях. В эксперименте можно получить информацию в искусственно созданной обстановке, что отличает этот метод от обычного наблюдения.
Научный экспериментМетод познания при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества;Специфический метод,

Слайд 32Пять стадий эксперимента
1. Создаются две группы:
- экспериментальная (в группу вмешивается

ученый)
контрольная (в группу никто не вмешивается)
2. Подбор испытуемых -

на основе случайной выборки, что обеспечивает эквивалентность;
3. Обе группы проходят претест (pretest) – у них измеряют несколько переменных, которые будут изменяться в ходе эксперимента;
4. Вводятся независимые переменные, т.е. планируемые изменения;
5. Измеряются зависимые переменные, т.е. последствия нововведений – посттест (posttest).
Пять стадий эксперимента1. Создаются две группы:- экспериментальная (в группу вмешивается ученый)контрольная (в группу никто не вмешивается) 2.

Слайд 33Трудности эксперимента
Возникновение побочных факторов, влияющих на изучаемую ситуацию;
Нравственно-этические проблемы (затрагиваются

интересы конкретных людей);
Трудности в обеспечении репрезентативности экспериментальной группы и дальнейшего

распространения выводов на всю генеральную совокупность.


Трудности экспериментаВозникновение побочных факторов, влияющих на изучаемую ситуацию;Нравственно-этические проблемы (затрагиваются интересы конкретных людей);Трудности в обеспечении репрезентативности экспериментальной

Слайд 34Формы экспериментов
Лабораторный – проводится в закрытых лабораторных условиях
Полевой –

с выездом на место поселения(групп, людей) или на место действия

группы в реальных условиях.
Полевые эксперименты используют этнографы, антропологи, социологии.

Социологический эксперимент – применяется как:
самостоятельный метод сбора социальной информации;
дополнительный метод в комплексе с методами наблюдения и различных видов опросов.

Формы экспериментовЛабораторный – проводится в закрытых лабораторных условиях Полевой – с выездом на место поселения(групп, людей) или

Слайд 35Опросные методы
Анкетирование – опосредованный письменный опрос
Интервью – непосредственный устный опрос

Опросные методыАнкетирование – опосредованный письменный опросИнтервью – непосредственный устный опрос

Слайд 36Что такое опрос?
Это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте

в ходе опосредованного (анкетирования) или непосредственного (интервью) социально-психологического общения социолога

и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования
Что такое опрос?Это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного (анкетирования) или непосредственного (интервью)

Слайд 37Анкетирование
Это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее

подготовленных бланков.
Респондент сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или

без него.
Анкета - основной инструмент опроса. Представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования.

АнкетированиеЭто процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Респондент сам заполняет вопросник в

Слайд 38Формы анкетирования
У анкетера нет непосредственного контакта с респондентом
Очное (раздаточное) анкетирование
Заочное

анкетирование
Анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет или раздатчика

анкет. Однако анкета заполняется респондентом самостоятельно.

Анкета рассылается (почтовый опрос)
Анкета публикуется в печатных СМИ, Интернете (прессовый опрос)

У анкетера есть непосредственный контакт с респондентом

Формы анкетированияУ анкетера нет непосредственного контакта с респондентомОчное (раздаточное) анкетированиеЗаочное анкетированиеАнкетер выступает в качестве инструктора по заполнению

Слайд 39Достоинства метода анкетирования
высокая оперативность получения информации;
возможность организации массового опроса;
отсутствие влияния

личности и поведения анкетера на работу респондентов.

Достоинства метода анкетированиявысокая оперативность получения информации;возможность организации массового опроса;отсутствие влияния личности и поведения анкетера на работу респондентов.

Слайд 40Недостатки анкетирования
трудности с определением достоверности получаемой информации;
ошибки при заполнении анкеты;
длительность

ожидания ответов, неполный возврат анкет (число безответных анкет достигает нередко

более 90%).
Недостатки анкетированиятрудности с определением достоверности получаемой информации;ошибки при заполнении анкеты;длительность ожидания ответов, неполный возврат анкет (число безответных

Слайд 41Интервьюирование
Интервью - от англ. interview - деловая встреча; беседа.

Предполагает личное

общение интервьюера с респондентом. Интервьюер сам задает вопросы и фиксирует

ответы.
ИнтервьюированиеИнтервью - от англ. interview - деловая встреча; беседа.Предполагает личное общение интервьюера с респондентом. Интервьюер сам задает

Слайд 42Виды интервью по степени свободы интервьюера
Формализованное (стандартизированное)
Полуформализованное
(полустандартизованное)
Неформализованное (открытое)
вопросник строго регламентирован

варианты

ответов формализованы

проводится при опросе больших масс людей
вопросник не строго регламентирован



порядок вопросов и их формулировка могут меняться в течение интервью

проводится при опросе малых групп

может проводиться без вопросника

порядок вопросов и их формулировка могут меняться в течение интервью

проводится при индивидуальном или групповом опросах

Виды интервью по степени свободы интервьюераФормализованное (стандартизированное)Полуформализованное(полустандартизованное)Неформализованное (открытое)вопросник строго регламентированварианты ответов формализованыпроводится при опросе больших масс людейвопросник

Слайд 43Виды интервью по форме проведения
Прямое
«лицом к лицу»
Опосредованное
(по телефону)
Массовый опрос

населения
Специализированные опросы

Виды интервью по форме проведенияПрямое«лицом к лицу»Опосредованное (по телефону)Массовый опрос населенияСпециализированные опросы

Слайд 44Массовый опрос населения
источником информации является население, представители различных социальных групп,

профессиональная деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа;
проводится виде

формализованного (стандартизированного) интервью;
отбор респондентов осуществляется в соответствии с выборкой.

Массовый опрос населенияисточником информации является население, представители различных социальных групп, профессиональная деятельность которых непосредственно не связана с

Слайд 45Специализированные опросы
источником информации являются компетентные лица (их деятельность, знания

или жизненный опыт позволяют давать взвешенную оценку)

Специализированные опросы источником информации являются компетентные лица (их деятельность, знания или жизненный опыт позволяют давать взвешенную оценку)

Слайд 46Виды специализированных опросов
Индивидуальное интервью
«с глазу на глаз»
Экспертный опрос

Фокусированное-групповое интервью
Социометрический опрос

Виды специализированных опросовИндивидуальное интервью«с глазу на глаз»Экспертный опросФокусированное-групповое интервьюСоциометрический опрос

Слайд 47Индивидуальное интервью «с глазу на глаз»
способ получения эмпирической социологической информации,

который осуществляется интервьюером в его индивидуальной беседе "с глазу на

глаз" с опрашиваемым лицом.
Прямое, личное интервью: интервьюер опрашивает одного респондента с целью определения его убеждений по определенной теме
между интервьюером и респондентом устанавливается прочный контакт и возникают доверительные отношения, способствующие подробному и тщательному обсуждению всех необходимых вопросов
за достаточно короткий промежуток времени удаётся обсудить большое количество вопросов



Индивидуальное интервью  «с глазу на глаз»способ получения эмпирической социологической информации, который осуществляется интервьюером в его индивидуальной

Слайд 48 Экспертный опрос
разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются

эксперты.
эксперт - компетентное лицо, имеющее специальные знания и опыт

работы в области, непосредственно связанной с объектом исследования
особенность метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов при анализе и решении исследуемой проблемы
Экспертный опросразновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты. эксперт - компетентное лицо, имеющее специальные

Слайд 49Классификация экспертного опроса
По характеру взаимодействия интервьюера с экспертами
По численности экспертов
По

процедуре согласования экспертных оценок
Очный опрос – устная форма, личное общение,

неформализованное интервью

Заочный опрос – письменная форма, формализованная и неформализованная

Индивидуальный опрос – взаимодействие с одним экспертом

Групповой опрос – несколько экспертов (мозговой штурм, метод-Дельфи)

Однотуровый опрос

Многотуровый опрос
эксперты комментируют результаты предыдущего тура

Классификация экспертного опросаПо характеру взаимодействия интервьюера с экспертамиПо численности экспертовПо процедуре согласования экспертных оценокОчный опрос – устная

Слайд 50Фокусированное-групповое интервью (фокус-группа)
Метод групповой дискуссии, в ходе которой выясняется отношение участников

к объекту и предмету исследования.
Фокус-группа – особый тип группы с

точки зрения ее проведения, количества и состава ее участников и методики проведения.
Цель – в том, чтобы выслушать участников и собрать информацию.
Фокусированное-групповое  интервью (фокус-группа)Метод групповой дискуссии, в ходе которой выясняется отношение участников к объекту и предмету исследования.Фокус-группа –

Слайд 51Особенности фокусированного-группового интервью
участников выбирают по определенным параметрам, необходимых для обсуждения

заданной темы;
создается атмосфера свободного общения (нет давления);
участники делятся мыслями и

высказывают свою точку зрения;
исследователь получает качественную (не количественную) информацию, отвечающую на вопросы: где? когда? какой? почему?


Особенности фокусированного-группового интервьюучастников выбирают по определенным параметрам, необходимых для обсуждения заданной темы;создается атмосфера свободного общения (нет давления);участники

Слайд 52Выборочный метод исследования
Большинство социологических исследований имеют не сплошной, а выборочный

характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по

социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта.
Такое исследование именуется выборочным.

Выборочный метод исследованияБольшинство социологических исследований имеют не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество

Слайд 53 Основная идея выборки – в том, чтобы по части судить

о целом

Основная идея выборки – в том, чтобы по части судить о целом

Слайд 54 Основные вопросы перед началом исследования
Какое наименьшее число людей необходимо обследовать,

чтобы исследование было научно-обоснованным?
Каким образом отбирать этот минимум?
Как выяснить причины

и интервал неизбежных ошибок выборки?
Можно ли снизить процент ошибки в исследовании?

Основные вопросы перед началом исследованияКакое наименьшее число людей необходимо обследовать, чтобы исследование было научно-обоснованным?Каким образом отбирать

Слайд 55Выборочное обследование
Это способ систематического сбора данных о поведении и установках

людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о

себе и своем мнении.
Основа выборочного обследования – выборочная совокупность, которая составляется на базе своей уменьшенной копии, генеральной совокупности
Выборочное обследованиеЭто способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов,

Слайд 56Генеральная и выборочная совокупность
Генеральная совокупность:
это множество тех людей, сведения о

которых стремится получить социолог в своем исследовании.
это все население

или какая-то часть населения, которую социологу необходимо изучить (Например, население РК, население МО; или молодежь РК, молодежь МО и т.п.)
Выборочная совокупность:
уменьшенная модель генеральной совокупности;
множество людей, которых социолог опрашивает по обозначенным параметрам

Генеральная и выборочная совокупностьГенеральная совокупность:это множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании.

Слайд 57Правило определения основы выборки:
Определиться, кого относить к генеральной совокупности и

кого включать в выборочную совокупность?
___________________________________
Генеральная совокупность определяется целью исследования
Выборочная совокупность

определяется математическими методами
Правило определения основы выборки:Определиться, кого относить к генеральной совокупности и кого включать в выборочную совокупность?___________________________________Генеральная совокупность определяется

Слайд 58Типы выборки
Сплошные выборки – опрашиваются все единицы из генеральной совокупности

(переписи, референдумы)
Случайные выборки:
- вероятностная,
систематическая,
районированная,
гнездовая
Неслучайные выборки:
- стихийная,
-

квотная,
- метод «основного массива»
Типы выборкиСплошные выборки – опрашиваются все единицы из генеральной совокупности (переписи, референдумы)Случайные выборки:-  вероятностная,систематическая, районированная, гнездовая

Слайд 59Объем выборки
Это количество единиц выборочной совокупности;
Это часть генеральной совокупности, отобранной

с помощью специальных методов;
Объем выборочной совокупности всегда меньше объема генеральной

совокупности
Главный принцип:
часть не должна искажать представления о целом
Объем выборкиЭто количество единиц выборочной совокупности;Это часть генеральной совокупности, отобранной с помощью специальных методов;Объем выборочной совокупности всегда

Слайд 60Репрезентативность исследования
Репрезентативная выборка означает представительство того минимума состава обследуемых по

выделенным параметрам (критериям), который должен приближаться к соответствующим пропорциям в

генеральной совокупности и без которого исследование сводится на нет.
Допустимо отклонение от базовых характеристик генеральной совокупности в пределах 5%.

Репрезентативность исследованияРепрезентативная выборка означает представительство того минимума состава обследуемых по выделенным параметрам (критериям), который должен приближаться к

Слайд 61Выборочная совокупность должна обеспечивать репрезентативность
Репрезентативная выборка означает представительство того минимума

состава обследуемых по выделенным параметрам (критериям), который должен приближаться к

соответствующим пропорциям в генеральной совокупности и без которого исследование сводится на нет.
Если статистическая структура выборки отклоняется от базовых характеристик генеральной совокупности (по выделенным параметрам), то существует ошибка репрезентативности
Допустимо отклонение от базовых характеристик генеральной совокупности в пределах 5%.

Выборочная совокупность  должна обеспечивать репрезентативностьРепрезентативная выборка означает представительство того минимума состава обследуемых по выделенным параметрам (критериям),

Слайд 62Ошибка репрезентативности (ошибка выборки)
Ошибка репрезентативности - это расхождение между двумя совокупностями

– генеральной и выборочной
Количественно более точное понятие - ошибка выборки

– отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности
В качестве контрольных статистических параметров обычно применяются социально-демографические признаки (пол, возраст, территория проживания
Ошибка репрезентативности (ошибка выборки)Ошибка репрезентативности - это расхождение между двумя совокупностями – генеральной и выборочнойКоличественно более точное

Слайд 63Этапы социологического исследования
Подготовительный (разработка программы исследования)
Основной (проведение исследования)
Завершающий (обработка и

анализ данных, формирование выводов и рекомендаций)

Этапы социологического исследованияПодготовительный (разработка программы исследования)Основной (проведение исследования)Завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика