Слайд 1Лекция 1. Сущность, содержание и основные понятия менеджмента
Выполнила: ст.
преподаватель кафедры
инженерной экономики
Рощупкина Инна Валериевна
ВГТУ, 2010. ®
Слайд 21. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ
"МЕНЕДЖМЕНТ"
Слайд 3МЕНЕДЖМЕНТ и УПРАВЛЕНИЕ
С развитием рыночной экономики термины “менеджмент” и “менеджер”,
быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш
словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”.
Слайд 4МЕНЕДЖМЕНТ и УПРАВЛЕНИЕ
Однако термины “менеджмент” и “управление”
нельзя рассматривать как
синонимы.
Слайд 5Понятие «управление»
Управление - это воздействие
управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с
целью перевода управляемой системы в требуемое состояние.
Слайд 6Понятие «управление»
Субъект управления
Объект управления
МЕНЕДЖЕР
ПРЕДПРИЯТИЕ
Слайд 7МЕНЕДЖМЕНТ ≠ УПРАВЛЕНИЕ
Термин «управление» применяется к разным видам деятельности (управление
самолётом, государством, оркестром).
Слайд 8МЕНЕДЖМЕНТ ≠ УПРАВЛЕНИЕ
Управление в социально-экономических системах в настоящее время зачастую
называют английским словом "менеджмент" (management - руководство, управление).
Слайд 9Понятие «менеджмент»
Термин «менеджмент» относится к управлению социально-экономическими процессами предприятий
по производству товаров и услуг.
Менеджмент применим к предприятиям разных
сфер производства, деятельность которых направлена на получение прибыли.
Слайд 10Понятие «Менеджмент»
Менеджмент – искусство обеспечения выполнения работы другими людьми (Мари
Фоллет).
Слайд 11Понятие «Менеджмент»
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных
на формирование и обеспечение достижения целей предприятия путем рационального использования
имеющихся ресурсов.
Слайд 12Содержание менеджмента
Содержание менеджмента можно рассматривать как:
науку управления;
искусство управления;
вид деятельности;
аппарат управления
деятельностью организации.
Слайд 13Менеджмент как наука
В XX веке менеджмент выделился в самостоятельную область
знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и
подходы к их решению.
Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за долгую историю человечества.
Слайд 14Менеджмент как искусство
В общем смысле искусство – это умение,
мастерство, знание дела.
Искусство менеджмента – умение, способность руководителя
творчески использовать на практике приобретенные знания и накопленный опыт.
Слайд 15Менеджмент как практическая деятельность
Менеджмент является особым видом профессиональной деятельности,
направленной
на достижение организацией, ограниченной в ресурсах, оптимальных результатов хозяйственной деятельности,
основываясь на принципах и реализуя функции, методы и формы управления.
Слайд 16Менеджмент как практическая деятельность
Менеджмент как практическая деятельность состоит из двух
взаимосвязанных частей:
управления деятельностью предприятия в целом,
управления персоналом.
Слайд 17Менеджмент как практическая деятельность
Управление предприятием в целом включает три направления:
постановка
целей предприятия;
определение методов, средств и способов реализации целей;
контроль и координацию
деятельности в процессе реализации поставленных целей и задач.
Слайд 18Менеджмент как практическая деятельность
Управление персоналом в большей степени связано с
установлением отношений между людьми в процессе работы, налаживанием коммуникационных связей.
В то же время, в процессе управления персоналом значительное место занимают формальные аспекты: распределение задач, ответственности, полномочий, а также контроль и мотивация.
Слайд 19Менеджмент как аппарат управления
Менеджмент как аппарат управления представляет собой руководство
предприятием («высший менеджмент», «верхушка менеджмента»).
Менеджмент - специфический орган современных
организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него предприятие, организация как целостное образование не могут существовать и работать эффективно.
Слайд 20Менеджер
Человек, в задачу которого входит организация конкретной работы в
рамках определенного числа сотрудников, является менеджером.
Слайд 212. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Слайд 22Современный менеджмент
Для современного менеджмента характерны:
постоянное стремление к повышению эффективности деятельности
организации;
изменение целей в зависимости от состояния внешней и внутренней среды;
ориентация
на достижение намеченных результатов;
использование новейших информационных технологий;
использование нововведений в работе подразделений и организации в целом;
участие всех работников организации в управлении.
Слайд 23Понятие «цели»
Цели - это конкретные конечные состояния или желаемый результат,
которого стремится достичь предприятие или его подразделения.
Слайд 24Цель менеджмента
Основной целью менеджмента является достижение конечных состояний, намеченных результатов
посредством прогнозирования, планирования и реализации планов предприятия.
Цели менеджмента осуществляются
в ходе решения задач.
Слайд 25Задачи менеджмента
Задача в менеджменте рассматривается как предписанная работа, серия работ
или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом
в заранее оговоренные сроки.
С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности.
Слайд 26Ключевые задачи
В процессе функционирования предприятия менеджментом решаются следующие ключевые задачи:
установление
целей функционирования;
определение приоритетных задач, их очередности и последовательности решения;
разработка стратегии
достижения целей;
обеспечение необходимыми ресурсами;
эффективное управление людьми и предприятием в целом.
Слайд 28Иерархические уровни
Вертикальное разделение труда
в менеджменте предполагает выделение трех иерархических
уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера.
Слайд 30Должностное положение менеджеров в структуре предприятия
Слайд 314. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РОЛИ МЕНЕДЖЕРА
Слайд 32Каждый руководитель, по мнению американского специалиста в области менеджмента Генри
Минцберга, выполняет в рамках своей повседневной деятельности определенные управленческие роли.
РОЛИ
Роль – это набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или должности.
Слайд 33Генри Минцберг выделил 10 ролей,
которые можно сгруппировать по трем типам. Все эти роли взаимозависимы
и образуют общее содержание работы руководителя.
РОЛИ
Слайд 34В реальной жизни «смена масок»
происходит практически мгновенно.
Слайд 35Информационные роли
Описывают виды управленческой деятельности,
направленные на создание и развитие информационной
сети
«Проводник»
«Наблюдатель»
«Оратор»
Слайд 36Информационные роли
поиск и получение информации из множества источников,
просмотр периодической печати
и отчетов,
обработка почты,
осуществление личных контактов
1. «Наблюдатель» («приемник» информации)
Слайд 37Информационные роли
передача информации другим сотрудникам,
рассылка напоминаний и отчетов,
телефонные звонки.
2.
«Проводник» («распределитель» информации)
Слайд 38Информационные роли
передача информации во внешнюю среду (речи, отчеты)
3. «Оратор» («представитель»)
Слайд 39Межличностные роли
Акцент на взаимоотношения с другими людьми
«Глава»
«Лидер»
«Связующее
звено»
Слайд 40Межличностные роли
Обязанности первого лица организации, подразделения:
(проведение церемониальных и символических мероприятий,
встреча гостей,
подписание юридических документов).
4. «Глава» («символ власти»)
Слайд 41Межличностные роли
увлекающий сотрудников на достижение целей – ответственный за мотивацию
сотрудников и активизацию подчиненных, за набор и подготовку кадров
5.
«Лидер»
Слайд 42Межличностные роли
менеджер, обеспечивающий устойчивость информационных связей как внутри организации, так
и за ее пределами.
6. «Связующее звено»
Слайд 43Роли, связанные с принятием решений
Важны, когда менеджер встает перед выбором
или
необходимостью действий
«Предприниматель»
«Распределитель ресурсов»
«Ведущий переговоры»
«Пожарный»
Слайд 44Роли, связанные с принятием решений
инициация новых проектов,
поиск новых идей,
завоевание сторонников.
7. «Предприниматель»
Слайд 45Роли, связанные с принятием решений
урегулирование споров и иных проблем,
разрешение
конфликтов между подчиненными, отделами и подразделениями.
8. «Пожарный» («устраняющий нарушения»)
Слайд 46Роли, связанные с принятием решений
принятие решений о наиболее целесообразном использовании
людей, времени, оборудования, денежных средств и прочих ресурсов для достижения
планируемых результатов (составление графиков, бюджетов, расстановка приоритетов).
9. «Распределитель ресурсов»
Слайд 47Роли, связанные с принятием решений
осуществление коммуникаций и заключение сделок (участие
в переговорах о контрактах, зарплатах, закупках, бюджетах; представление интересов отделов)
10.
«Ведущий переговоры»