Слайд 1Лекция 1 Тема 1 «Профессиональная этика и служебный этикет как
область прикладного гуманитарного знания»
Автор-составитель доцент Т.И. Бессонова
Слайд 2Введение в дисциплину.
Исторические аспекты становления ПЭСЭ.
Основные понятия.
Основные принципы профессиональных сообществ.
Слайд 3Вопрос 1
Необходимо внимательно прочитать аннотацию курса, список литературы.
Конспект лекции должен
включать тему, дату, план,
литературу, резюме 3 вопросов,
выводы.
3. Литература к данной теме №4,5,8 из таблицы в аннотации. Впишите в конспект лекции.
4.Базовый учебник – Протанская, Е. С.
Профессиональная этика психолога (подчеркните!).
Слайд 4Вопрос 2. Исторические аспекты становления профессиональной этики
Впервые термин «этика» применил
Аристотель, который понимал ее как философию морального поведения людей.
Древние греки ценили главные 4 добродетели: мудрость, мужество, умеренность, ответственность.
Методологической основой профессиональной этики выступает философия и идеи греческих и римских философов.
Слайд 5Вопрос 2.
У Аристотеля связываются три сочинения по этике: «Никомахова этика»,
«Евдемова этика» и «Большая этика».
В профессиональной этике особе место занимает
раздел профессиональной деонтологии (от др.-греч. δέον «должное»), изучающей проблемы деятельности и долга. Термин был введён английским философом И. Бентамом (1748-1832), родоначальником утилитарной этики, в его работе «Деонтология, или наука о морали» для обозначения теории нравственности как науки о морали.
Исторические труды, ставшие теоретическими основами профессиональной этики
Слайд 6Вопрос 3.
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и
правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и
конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
Основным содержанием профессиональной этики выступают нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионального долга, а также обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.
Слайд 9Вопрос 3.
Профессиональная этика психолога закреплена в мега Этическом кодексе
психолога России (2012г.) и многочисленных подкодексах психологов – военного психолога,
психолога-педагога, психолога силовых структур, клинического психолога, спортивного психолога, социального психолога. психолога МЧС, психолога-учёного, психолога-диагноста, психолога-консультанта и т.д.
Предметом профессиональной этики выступают: 1) качества личности, участника профессиональной деятельности;
2) все виды взаимоотношений в профессиональной деятельности;
3) методы воспитания и контроля поведения человека в профессии.
Слайд 10Вопрос 3. Запомните это два разных понятия: мораль профессии и
учреждения!!!
Этика профессиональная - термин, используемый для обозначения системы профессиональных моральных
норм (например, «профессиональная этика психолога») и направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности. Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.
Этика служебная – совокупность норм и принципов, регулирующих отношения (формальные и неформальные, горизонтальные и вертикальные) внутри учреждения или организации. Наряду со служебной этикой руководителя, его моральными принципами и нравственными качествами служебная этика включает в себя этические стороны исполнительной дисциплины.
Слайд 11Вопрос 3. Понятие этикета
Этикет – это область гуманитарного познания, претендующая
на самостоятельность как и профессиональная этика
Правила этикета, облаченные в
конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической:
Первая сторона — это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения,
защиты и т.д.
2. Вторая сторона — эстетическая — свидетельствует о красоте, и изяществе форм поведения.
Слайд 12Вопрос 3. Этикет – составная часть внешней культуры человека и
общества
Этикет – совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям
(обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда и др.). Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества.
Слайд 13Вопрос 3. Этикет подразделяется на светский, гражданский, служебный или деловой,
дипломатический и ряд других…
Безусловно, этикет – это раздел этики, науки
о морали, в её внешнем проявлении: правилах поведения в обществе.
Но этикет – это и раздел эстетики и практики воспитания. «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой» ( А. П. Чехов, 1860-1904).
Французский писатель-гуманист А. Франс (1844-1924) утверждал: «Благородство манер воспитывается на примерах».
Слайд 14Вопрос 3. В тетрадь впишите глоссарий 7 важных понятий. Они
включены в оценочный контроль
Профессиональная этика.
Служебная этика или деловая этика.
Деловой этикет
Профессиональный
долг
Профессиональная честь
Профессиональная ответственность
Профессиональные принципы.
Источники: учебник или словарь по этике – 4,5,8.
Слайд 15Вопрос 4. Дополнение к выше указанным принципам гуманизма и беспристрастности
Общие
принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
а)
профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
б) особое понимание долга и чести;
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.
Слайд 16Выводы:
1. Профессиональная этика и служебный этикет – это область гуманитарного
прикладного знания, т.е. знания о человеке и его достойном поведении
в профессии.
2. ПЭСЭ – это научная область, учебная дисциплина и практика многочисленных кодексов в профессии.
3. Понятийное поле науки черпает свои понятия из философии, педагогики, эстетики, права и т.д. и вырабатывает свои научные понятия и принципы.
Слайд 17Запомните и следуйте этим фразам по жизни
Величайший писатель-моралист А. П.
Чехов дал нам высказывания, которые могут быть вечными ценностно-смысловыми координатами
нашего поведения:
«Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» (Рассказ «Крыжовник», 1899).
«Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления как праздника» (Из записных книжек, 1899).
«Встав из-за стола голодным – вы наелись; если вы встаете, наевшись – вы переели; если встаете, переевши – вы отравились» (Из записных книжек). «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы» (Из письма брату Николаю Антоновичу Чехову, 1886). Все рассказы Чехова вызывают у читателя глубокий эмоциональный отклик, ведь каждое произведение списано с натуры.
Слайд 19Спасибо, что Вы прочитали и выполнили задание лекции…
Это шаг к
Вашему успеху!!!
До встречи на практическом занятии
4 сентября.
Данные вопросы включены в экзаменационный контроль, а материалы будут проверены при очных встречах избирательно.