Слайд 2Классификация цистерн
По наличию дополнительных устройств у котла цистерны бывают:
1. Без
дополнительных устройств;
2. С подогревательным кожухом (паровой рубашкой), которые применяются для
затвердевающих грузов;
3. С термоизоляцией, для перевозки скоропортящихся жидкостей (молоко, вино, фруктовые соки);
4. С устройствами аэропневмовыгрузки, для порошкообразных грузов;
5. С термоизоляцией и ТЭНами (трубчатыми электронагревателями);
6. С теневой защитой, для сжиженных газов.
Слайд 3Классификация цистерн
По способу загрузки цистерны бывают
с верхним открытым способом загрузки
и нижним сливом;
с верхним закрытым способом загрузки и выгрузки.
Последний применяется для грузов, случайная утечка которых нанесёт большой вред окружающей среде.
Слайд 4Классификация цистерн
По конструкции несущих элементов цистерны бывают
рамные с боковыми
балками;
рамные без боковых балок;
безрамные.
Слайд 5Универсальная цистерна
Универсальными принято считать цистерны для перевозки светлых нефтепродуктов (бензин,
керосин, дизельное топливо)
Рассмотрим 4-осную цистерну для светлых нефтепродуктов модели15-1443.
Г/п 60 тонн, тара 23,2 т, длина по осям сцепления – 12 м.
Слайд 7Кузов цистерны называется КОТЁЛ. Котел состоит из двух днищ толщиной
10 мм и цилиндрической обечайки. Она сверена из 5 продольных
листов. Нижний – толщиной 11 мм, его называет броневым, два боковых и два верхних толщиной 9 мм. Внутренний диаметр котла 3000 мм, наружная длина 10,77 м.
Слайд 9Для налива нефтепродуктов, осмотра котла внутри и его очистки используется
люк, диаметром 570 мм, герметически закрываемый крышкой. Вблизи люка есть
патрубок для предохранительного клапана. Котел имеет нижний слив, оборудован универсальный сливным прибором, привод которого расположен в люке. Броневой лист имеет уклон к сливному прибору 20-30 мм. Для подъема на цистерну вблизи от люка с обеих сторон есть лестницы, а наверху площадка. Внутри котла также есть лестница, опирающаяся на нижний лист.
Слайд 11Рама цистерн до 1995 года делалась без боковых балок между
шкворневыми. Концевые балки короче шкворневых, соединены с ними боковыми обвязками.
Рамы цистерн нового поколения имеют замкнутую прямоугольную конструкцию с боковыми балками.
Слайд 14Котел на раме крепится в средней и концевых частях. В
средней части к колу приварены фасонные лапы, крепящиеся болтами к
лапам хребтовой балки.
В концевых частях к шкворневым балкам приварены опоры с желобами, в которых установлены деревянные бруски. На них свободно лежат концевые части котла. С помощью стяжных хомутов с винтовыми муфтами котел фиксируется от перемещений.
Некоторые котлы имеют усиливающие шпангоуты.
Слайд 16Восьмиосная цистерна модели 15-871 (Азовмаш) г/п 120 тонн не имеет
хребтовой балки и продольных боковых балок. Цистерна имеет 2 опоры,
состоящие из шкворневой, укороченной хребтовой балки и обвязки. К ним крепится опорный лист, приваренный к нижнему листу котла. Такая цистерна имеет два загрузочных люка и два сливных прибора.
Слайд 19Специализированные цистерны
Специализированные цистерны применяются для перевозки кислот, сжиженных газов под
давлением и пищевых продуктов, пылевидных и затвердевающих грузов.
Слайд 20Цистерны для перевозки кислот отличаются от универсальных цистерн меньшим диаметром
котла (2,0—2,6 м) и меньшим объемом из-за большего удельного веса
кислот ( при этом их г/п 58-65 тонн). Котлы кислотных цистерн изготавливаются из стойких к агрессивным свойствам грузов металлов (нержавеющие стали, алюминиевые сплавы, углеродистые стали, облицованные с внутренней стороны котла резиной или специальными синтетическими материалами).
Слайд 22Цистерны имеют специальные устройства для верхнего налива и слива кислот,
а иногда и для защиты рамы и других частей цистерны
от возможного разбрызгивания кислот. Из-за повышенной опасности перевозки кислот предусматривается окраска котлов, резко отличная от окраски других типов вагонов.
Слайд 23Вдоль котла кислотной цистерны нанесены желтые полосы шириной 0,5 м
с обеих сторон цилиндрической части и квадраты размером 1 х
1 м на днищах котла, на которых указано назначение цистерны и опасность перевозимой кислоты.
Слайд 24Цистерны для перевозки сжиженного газа для защиты от солнечных лучей имеют
теневые кожухи, окрашенные в светлый цвет и расположенные над верхней
частью котла. Большое давление внутри котла (2,5—3,0 Мпа) обуславливает значительную толщину стенок котла (24—30 мм).
Слайд 28Котлы газовых цистерн снабжены яркими отличительными полосами на цилиндрической части
и кругами на днищах. Например, полосы шириною 0,3 м красного
цвета имеют цистерны для перевозки пропана, желтого аммиака, хлора и т.п.
Слайд 29Цистерна-термос для перевозки молока им
Имеет котел из алюминиевых сплавов, разделенный на три
секции объемом по 10 м3 с люками и откидными крышками.
Котел покрыт теплоизоляционным слоем толщиной 300 мм из мипоры или стекловолокна МРТ-75. Теплоизоляция защищена стальным кожухом.
Слайд 32Цистерны для перевозки пылевидных грузов (цемента и кальцинированной соды) имеют
аэролотки, с помощью которых сжатым воздухом под давлением 0,2 Мпа
взрыхляют груз перед выгрузкой.
Слайд 33Цистерна для перевозки затвердевающих грузов (жидкая сера, пек) имеет электрические
нагреватели и наружную изоляцию котла, изготовленного из листов двухслойной стали.
Серу заливают в котел при температуре 150 °С. Изоляция котла позволяет сохранять серу в жидком состоянии в течение четырех суток при температуре наружного воздуха 25 °С. Перед сливом серу разогревают до температуры 120 °С.