Слайд 1Лекция 2
по дисциплине
«Основы мехатроники»
тема: «Мехатронные модули движения.»
http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/s/STEPTE
Слайд 2Моторы-редукторы
Моторы - редукторы являются исторически первыми по принципу своего построения
мехатронными модулями, которые стали серийно выпускаться и нашли очень широкое
применение в приводах различных машин и механизмов. Мотор-редуктор представляет собой компактный конструктивный модуль, объединяющий электродвигатель и редуктор.
Слайд 3По сравнению с традиционным соединением двигателя и редуктора через муфту
моторы- редукторы обладают целым рядом существенных преимуществ:
- сокращение габаритных размеров
;
- снижение стоимости за счет сокращения количества присоединительных деталей, уменьшения затрат на установку, наладку и запуск изделия;
- улучшенные эксплуатационные свойства (пыле- и влагозащищенность, минимальный уровень вибраций, безопасность и надежность работы в неблагоприятных производственных условиях).
Слайд 4Конструктивное исполнение модуля определяется типами используемых редуктора и электродвигателя. В
зависимости от технических требований задачи применяются цилиндрические, насадные, конические, червячные
и другие виды редукторов. В качестве электродвигателей наиболее часто используются асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором и регулируемыми преобразователями частоты вращения, однофазные двигатели и двигатели постоянного тока.
Слайд 6Мехатронные модули вращательного движения на
базе высокомоментных двигателей
Слайд 7Следующим шагом в развитии приводной техники стало появление высокомоментных двигателей
вращательного движения, применение которых позволило вообще исключить механический редуктор из
состава электроприводов постоянного тока, работающих на низких скоростях.
Слайд 8Высокомоментными называются двигатели постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов
и электронной коммутацией обмоток, которые допускают многократную перегрузку по моменту.
Для определения положения полюсов на роторе вентильного ВМД устанавливают дополнительные технические средства (например, датчики Холла, индуктивные и фотоэлектрические датчики).
Обычно высокомоментные двигатели (ВМД) устойчиво работают на частотах вращения 0.1-1 1/мин, которые типичны для металлорежущих станов и промышленных роботов.
Слайд 9Основные преимущества ВМД определяются отсутствием в приводе редуктора:
- снижение материалоемкости,
компактность и модульность конструкции;
- повышенные точностные характеристики привода благодаря отсутствию
зазоров;
- исключение трения в механической трансмиссии позволяет существенно уменьшить погрешности позиционирования и нелинейные динамические эффекты на ползучих скоростях;
- повышение резонансной частоты.
Слайд 10Основные преимущества вентильных двигателей по сравнению
с коллекторными:
- высокая надежность, большой срок службы, минимальные
затраты на обслуживание ( вследствие исключения искрения и износа щеток);
- улучшенные тепловые характеристики (так как тепло рассеивается на обмотках статора, а на роторе тепловыделяющие элементы отсутствуют), отсюда возможность использования проводов малого сечения;
- высокое быстродействие за счет высокого соотношения развиваемый момент/ момент инерции ротора;
- большая перегрузочная способность по моменту (типично Мщах/Мно,, = 8 ) в широком диапазоне регулирования скорости;
- близкие к линейным механические и регулировочные характеристики.
Слайд 11По сравнению с синхронными двигателями вентильные ВМД позволяют регулировать скорость
вращения с помощью обратной связи, частота вращения не зависит от
напряжения питания, нет проблемы выпадения из синхронизма.
Основной недостаток вентильных двигателей - наличие дорогостоящих магнитов и блока управления коммутацией обмоток, отсюда пониженный показатель мощность/цена и повышенные габариты. В современных модификациях эта проблема решается путем построения этих блоков на базе относительно дешевых интегральных микросхем.
Слайд 12В состав современных мехатронных модулей движения на основе ВМД обязательно
входят также датчики обратной связи и иногда управляемые тормоза, что
позволяет отнести такие ММД ко второму поколению. В качестве датчиков наиболее часто применяются фотоимпульсные датчики (инкодеры), тахогенераторы, резольверы и кодовые датчики положения. Принципиально важно, что модуль "двигатель-датчик" имеет единый вал, что позволяет сочетать высокие технические параметры и низкую стоимость.
Также модули данного типа могут применяться в нетрадиционных транспортных средствах: электромобилях, электровелосипедах, инвалидных колясках и т.п.
Слайд 13Мехатронные модули линейного движения
Мехатронный подход к построению модулей вращательного движения
на базе высокомоментных двигателей получил в последние годы свое развитие
и в модулях линейного перемещения. Цель проектирования аналогична - исключить механическую передачу из состава ММД.
Мехатронные модули движения на основе линейных высокомоментных двигателей (ЛВМД) находят все большее применение в гексаподах, высокоскоростных станках (многоцелевых, фрезерных, шлифовальных), комплексах для лазерной и водоструйной резки, вспомогательном оборудовании (крестовых столах, транспортерах).
Слайд 15Традиционные электроприводы линейных перемещений включают в себя двигатель вращательного движения
и механическую передачу для преобразования вращения в поступательное движение (шарико-винтовую
передачу (ШВП), зубчатую рейку, ленточную передачу и т.п.).
С начала 80-х годов известны разработки собственно линейных двигателей, однако из-за низких удельных силовых показателей они имели ограниченную область применения (графопостроители, координатно-измерительные машины) и в автоматизированном оборудовании не могли быть использованы.
Слайд 16Основные преимущества модулей на базе ЛВМД по сравнению с традиционными
линейными приводами:
- повышение в несколько раз максимальной скорости движения
(до 150-210 м/мин) и ускорения (в перспективе до 5g);
- высокая точность реализации движения;
- высокая статическая и динамическая жесткость.
Слайд 17Вместе с тем имеется ряд проблем при проектировании и внедрении
ЛВМД: более высокая стоимость, необходимость использования систем охлаждения ММД (жидкостной
или воздушной), относительно невысокий к.п.д. модуля.
Слайд 18Мехатронные модули типа "двигатель - рабочий орган"
Важным этапом развития мехатронных
модулей движения стали разработки модулей типа "двигатель-рабочий орган". Такие конструктивные
модули имеют особое значение для технологических мехатронных систем, целью движения которых является реализация целенаправленного воздействия рабочего органа на объект работ.
В станках с относительно небольшим крутящим моментом (токарных малых размеров, консольно-фрезерных, высокоскоростных фрезерных станках) применяются так называемые "моторы-шпиндели". Отличительной конструктивной особенностью этих электромеханических узлов приводов главного движения является монтаж шпинделя непосредственно на роторе двигателя.
Слайд 19Модули типа "двигатель - рабочий орган" нашли широкое распространение также
в электроприводах различных самоходных средств (электровелосипедов и электромобилей, робокаров и
мобильных роботов и т.п.).