Слайд 1Лекция 2. магистры
Что такое научное исследование ?
Слайд 2Что такое исследование?
Исследование – это научное познание предметов и явлений
окружающего мира.
Наука – это особая форма познания окружающего мира, в
результате которой возникает научное знание.
Признаки научного знания:
объективность
доказательность
логичность
проверяемость
Слайд 3Что значит «объективность»?
Объективность – независимость фактов и выводов от сознания
автора исследования, а также от сознания других людей.
Научное знание невозможно
игнорировать, с ним невозможно не считаться, его невозможно отвергать.
Научное значение может быть опровергнуто только в результате научного исследования и появления нового объективного знания.
Слайд 4Что значит «доказательность»?
Любое научное утверждение должно быть доказано.
Доказательствами могут служить:
результаты наблюдений;
результаты экспериментов;
результаты расчетов и вычислений
Научное утверждение обязательно
должно быть проверено и подтверждено на практике.
До получения доказательств любое знание – всего лишь предположение.
Слайд 5Что значит «логичность»?
Любое научное утверждение должно быть согласовано с ранее
сформулированными научными утверждениями.
Новая закономерность, новое утверждение либо включает ранее сформулированные
закономерности как частные случаи, либо объясняет причины ошибок, содержащихся в ранее сформулированных закономерностях.
Слайд 6Что значит «логичность»?
Любое научное утверждение должно быть согласовано с ранее
сформулированными научными утверждениями.
Новая закономерность, новое утверждение либо включает ранее сформулированные
закономерности как частные случаи, либо объясняет причины ошибок, содержащихся в ранее сформулированных закономерностях.
Слайд 7Что значит «проверяемость»?
Любое объективное, доказанное и логичное научное утверждение может
быть проверено на практике.
Для данного научного утверждения обязательно должен существовать
способ проверки на практике.
Результатом проверки может стать как подтверждение данного утверждения, так и его опровержение.
Если такого способа проверки не существует, то утверждение научным не является.
Слайд 8Принцип честности
В любом научном утверждении есть слабые места.
Наличие слабых мест
– результат того, что в любом исследовании нельзя «объять необъятное».
Научное утверждение должно указывать на наличие слабых мест или проблем, которые еще ждут своего исследования.
Слайд 9«Бритва Оккама»
При объяснении какого-либо факта или явления следует сначала выбирать
наиболее вероятные с точки зрения практического опыта причины.
Не следует искать
сложных и маловероятных объяснений и причин, если есть более простые и более вероятные объяснения и причины.
Сложные и маловероятные объяснения и причины следует «отрезать» как бритвой.
Автор данного принципа философ Уильям Оккам (1285—1349).
Слайд 10С чего начинается исследование?
Любое исследование начинается с определения:
объекта исследования
– процесса или явления окружающего мира, неизвестного или с неизвестными
свойствами, и потому интересное для исследователя;
предмета исследования – неизвестного свойства объекта исследования и потому интересное для исследователя.
Исследование не может не иметь объекта.
Исследование не может быть беспредметным.
Слайд 11Проблемные вопросы
Интерес к объекту и предмету исследования неизбежно порождает вопросы:
«Что это?» Вопрос возникает при обнаружении чего-то совершенно нового или
неизвестного;
«Почему так?» Вопрос возникает при отсутствии явных причин процесса или явления;
«Так ли это?» Вопрос возникает при наличии сомнений в объяснении процесса или явления
«Может ли быть иначе?» Вопрос возникает при наличии предположений о другом варианте развития процесса или существования явления.
Слайд 12Что такое «проблема»?
Наличие вопросов указывает на наличие проблемы.
Проблема – это:
задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью;
противоречие
между необходимостью узнать что-либо и отсутствием знания в данный момент.
Если проблема не определена, то проводить исследование бессмысленно.
Если проблема определена, то можно выдвигать гипотезу.
Слайд 13Что такое «гипотеза»?
Гипотеза – это предположение, которое требует доказательства.
Гипотеза должна:
опираться на факты;
проверяться опытным путем;
совмещаться с другими научными
знаниями в данной области;
объяснять факты, ставшие предметом исследования
быть простой и очевидной, не ссылаться на непонятное и недостоверное
Слайд 14Какова цель исследования?
Целью исследования является доказательство гипотезы.
Гипотезу необходимо доказывать
для того, чтобы разрешить проблему и ответить на вопросы, послужившие
причиной проведения исследования.
Результатом доказательства гипотезы является объяснение причин, свойств или условий существования предмета исследования.
Объяснение имеет признаки теории исследуемого предмета.
Слайд 15Что такое теория?
Теория – это научное знание о предмете исследования.
Признаки
теории:
результат размышлений над предметом;
система достоверных знаний о предмете;
описывает и объясняет предмет;
опирается на доказательства
Чтобы дать теоретическое объяснение предмета необходимо применить специальные методы исследования.
Слайд 16Что такое методы исследования?
Метод исследования – это способ изучения предмета
для доказательства гипотезы.
Основными методами исследования являются:
наблюдение – целенаправленное изучение
предмета в его естественной обстановке
счет и измерение – определение количественных характеристик предмета или сравнение их с эталоном
описание – фиксация признаков предмета, полученных в результате наблюдений или измерений
сравнение – сопоставление предмета с другими предметами
эксперимент – изучение свойств предмета в искусственно созданной обстановке
моделирование – изучение предмета с помощью его искусственных заменителей - моделей
Слайд 17Зачем все это нужно?
Научные исследования:
увеличивают количество знаний об окружающем
нас мире и о самих себе;
вытесняют суеверия и глупость;
делают жизнь людей лучше;
объединяют людей, которым небезразлично все, что происходит в мире.