Слайд 1Лекция 2.
Понятие личности в психологии
Автор лекции:
Косцова Мария
Викторовна
Слайд 2План лекции:
1. Понятия: индивид, субъект, личность, индивидуальность. Психологическая структура личности.
2. Основные подходы изучения личности в психологии.
Слайд 4«Индивид» - обозначает биологическую сущность человека
возрастно-
половые
свойства
индивидуально-
типические
свойства
Слайд 5Характеристики индивида:
возрастно-половые:
половой диморфизм;
процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции)
индивидуально-типические:
конституциональные особенности (телосложение
и биохимическая индивидуальность),
нейродинамические свойства мозга,
особенности функциональной геометрии больших полушарий
(симметрии – асимметрии).
Слайд 7Тест на определение доминирующего полушария
Сплетите пальцы рук в замок.
Если верхним
окажется большой палец левой руки, напишите на листе бумаги букву
«Л», если большой палец правой руки - букву «П».
Прицельтесь в невидимую мишень.
Если для этого Вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, напишите букву «Л», если наоборот - «П».
3. Скрестите руки на груди, приняв позу Наполеона.
Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, пометьте это буквой «Л», если правой - буквой «П».
4. Поаплодируйте.
Если Вы бьёте левой ладонью по правой, то это буква «Л», если правая ладонь активнее - буква «П».
Слайд 10Немецким психолог
Эрнстом Кречмер- «характер - телосложение».
Пикнический
тип.
Это человек приземистый, с широкой костью, с толстой шеей
и основательным туловищем.
По характеру — циклоид. Спокоен, добросердечен, радостно относится к жизни.
Астенический тип. Человек худощавый, невысокий, лептосомный (узкий). По характеру т. н. шизоид. Молчаливый и замкнутый в себе интроверт.
Атлетический, смешанный тип. Наиболее распространенный тип — следствие смешения двух разных групп гормонов. Высок и физически крепок,
по характеру может иметь черты и от циклического и от шизоидного типа.
Слайд 11Свойства индивида -
Высшая интеграция всех этих свойств представлена в
темпераменте, с одной стороны, и задатках – с другой.
Слайд 12Темперамент -
Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) —
устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не
содержательными аспектами деятельности.
Слайд 14Тест-опросник Айзенка
на темперамент пройти онлайн
Слайд 15К свойствам темперамента
относят индивидуальный темп и ритм психических процессов,
степень
устойчивости чувств, степень волевого усилия.
Тип темперамента тесно связан с
врожденными анатомо–физиологическими особенностями высшей нервной деятельности.
Слайд 19ИНДИВИД - биологическое начало личности:
К свойствам индивида относятся: возрастно- половые
и индивидуально- типические - определяет динамику психофизиологических функций:
сенсорных,
мнемических, вербально (словесно)-логических и т. д.) и структуру органических потребностей.
Слайд 20Личность («personality» - лат, анг.) – персона – маска.
«личность» как социально-психологическая
сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания
и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Слайд 21Психологическая структура личности:
Слайд 22Личность характеризуется:
1) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные
пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и
ролевых предписаний;
2) направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;
3) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);
4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр.
Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения.
Слайд 23Особенности поведения: характер:
Характер в буквальном переводе с греческого означает «чеканка»,
«зарубка», «отпечаток».
Теофраст впервые предложил термин «характер» для обозначения комплекса признаков,
отличающих одного человека от другого.
Слайд 24Характер - это
— система устойчивых отношений личности к миру,
другим людям
и
самому себе, формирующаяся под влиянием условий жизни и воспитания и
проявляющаяся в особенностях социального поведения.
Слайд 25Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей:
1. Характер человека
формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его
жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
Слайд 26Опросник Шмишека.
Акцентуации характера
Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных
личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть
разделены на основные и дополнительные.
Основные черты составляют стержень, «ядро» личности.
В случае яркой выраженности основные
черты становятся акцентуациями характера.
Соответственно, личности, у которых основные черты ярко
выражены, названы Леонгардом «акцентуированными».
Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой.
Слайд 27Характерологический опросник Леонгарда он- лайн
Слайд 34Гуманист – Карл Роджерс
Индивидуальностью назвал
«полноценно функционирующего человека,
для обозначения
людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал
и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга».
Слайд 353 группы исследования личности:
1. Методологические и самые общие теоретические
проблемы личности;
2.
Эмпирическое изучение конкретных структурных составляющих личности и личностных
феноменов;
3.
Целостные авторские теории личности.
Слайд 36Базовые черты в подходах к анализу личности:
учет биосоциальной природы
homo;
разделение психического микрокосмоса на две сферы – бессознательного и сознательного;
взаимосвязь
воли, познания и эмоций;
самость как квинтэссенция личностной структуры.
Слайд 37Психодинамические теории
описывают личность и объясняют ее поведение исходя из
ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. К. Левин предложил следующую
формулу:
В = F ( P ),
где В – поведение; F – знак функциональной зависимости;
P – внутренние субъективно-психологические свойства личности.
Слайд 38Фрейд: австрийский психолог, психиатр и невролог
«Чем безупречнее человек снаружи, тем больше
демонов у него внутри»
Слайд 40Психоанализ
Зигмунд Фрейд
(1856-1939)
Альфред Адлер
Карл
Густав Юнг
Отто Ранк
Анна Фрейд
Карен Хорни
Слайд 42ПА- «прорыв в бессознательное»
Последователи психодинамического подхода утверждают, что мысли, чувства
и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами.
Наиболее важная функция Эго
– образование защитных механизмов против тревоги и вины.
Благодаря действию защитных механизмов бессознательное становится трудным для исследования, но Фрейд разработал для этого метод – психоанализ.
Психоанализ включает толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса.
Слайд 43Социодинамическими теории
называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения
отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам
личности. Их смысл символически выглядит так:
В = F ( E ),
Где E – социальное окружение.
Слайд 44Бихевиоризм - от англ. behavior — поведение
Джон Уотсон – основоположник
(1878-1958)
СТИМУЛ – МОЗГ - РЕАКЦИЯ
Предметом научного исследования сводили психику
к различным формам поведения, рассматриваемого как совокупность реакций организма на силы внешней среды.
Психологический эксперимент
«Маленький Альберт»
Слайд 45Джон Утсон -
«Дайте мне дюжину здоровых детей,
физически хорошо развитых, и я гарантирую, что если получу для их воспитания определенные
мной внешние условия, то, выбрав наудачу любого из них, я сделаю из него по моему произволу любого специалиста: врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, его склонностей, желаний, способностей, призвания, национальности»
Слайд 46Основные положение бихейворизма: R = f S.
Предмет бихевиоризма - это
поведение человека - это все поступки, слова, действия, как приобретенные,
так и врожденные.
С точки зрения бихевиоризма, личность - это опыт, который человек приобретает в течение жизни, - это набор изучаемых моделей поведения.
На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым о классических условных рефлексов.
Слайд 47Интеракционистские теории личности
основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних
факторов в управлении актуальными действиями человека
В = F ( E,
Р )
Где E – социальное окружение,
P – внутренние субъективно-психологические свойства личности.
Слайд 48В 1920-1930 годах закладывается методологические основы советской психологии
(слева на
право): М.Я. Басов,
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн
Слайд 49Деятельностная теория:
Согласно С.Л. Рубинштейну и Б.Г. Ананьеву, исходными характеристиками человека
как субъекта деятельности являются сознание (отражение объективной действительности) и деятельность
(преобразование действительности).
Именно деятельность, понимаемая как сложная динамическая система взаимоотношений с миром, краеугольным камнем в формировании свойств личности. С.Л. Рубинштейн отмечал: «В труде, игре и учении – в них всех совместно и в каждом из них по-своему и проявляется, и формируется личность.
Слайд 50
Определение личности
С.Л. Рубинштейна
личность есть совокупность внутренних условий, через
которые преломляются все внешние воздействия.
Слайд 51Психологическая структура деятельности:
Слайд 52Гуманистическое направление
направление заключается в том, что в нем выделяются и рассматриваются
высшие психологические свойства, характерные только для человека и не присущие
животным, такие, как воля, сознание, совесть, мораль, цели и ценности, смысл жизни, и исходя из них понимаются и объясняются различные виды социального поведения человека
Слайд 57Трансперсональная психология
Трансперсональная психология —
занимается исследованием
предельных способностей
и возможностей человека,
она изучает сознание
в широком спектре его проявлений:
множественность состояний
сознания,
духовный кризис,
околосмертные переживания,
развитие интуиции,
творчества,
высшие состояния сознания,
личностные ресурсы,
парапсихологические феномены.
Слайд 58ВЫВОД:
Личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые
обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.
К
основным факторам развития личности можно отнести следующие факторы: генетический, социальный, активность самой личности, а также случай.
Слайд 60Творческое задание 1:
Джозеф Лифт и Харрингтон Инхам, 1955 г.
Слайд 61Семинар 2. Понятие личности в психологии
1. Вопросы семинара:
Соотношение понятий: индивид,
субъект, личность, индивидуальность.
Биологическое и социальное в структуре личности.
Психологическая структура личности.
Основные
подходы изучения личности.
Слайд 62Темы сообщений:
1. Психодинамический подход изучения личности.
2. Социодинамический подход изучения личности.
3.
Интерционистский подход изучения личности.
4. Гуманистический и экзистенциальный подход изучения личности.
5.
Гештальт психология.
6. Современные подходы изучения личности.