Слайд 1Лекция 2. Структура и содержание системы управления организацией (СУО)
Слайд 2Вопрос 1. Структура системы управления организацией (СУО)
Слайд 3В соответствии с сущностью системного подхода система управления организацией (система
менеджмента) должна состоять из внешнего
окружения (за ≪черным ящиком≫) и внутренней
структуры (внутри ≪черного ящика≫).
Слайд 5К внешнему окружению СУО относятся ≪вход≫
≪выход≫
связи с внешней средой и
обратная связь макросреда
инфраструктура региона (мезосреда) микросреда организации
Слайд 6Внутренняя структура СУО
1.Подсистема научного обоснования системы
1.1.изучение механизмов действия экономических
законов и законов организации ;
1.2.применение научных подходов к управлению;
1.3.применение принципов управления различными объектами;
1.4.применение современных методов и моделей управления .
Слайд 71.4. методы и модели управления
методы:
• анализа;
• прогнозирования;
• управления персоналом;
•
управления качеством;
• организации процессов.
Слайд 8методы анализа:
• метод сравнения;
• индексный метод;
• балансовый метод;
• метод цепных
подстановок;
• метод элиминирования;
• графо-аналитические методы;
• функционально-стоимостный анализ;
• экономико-математические методы;
• SWOT-анализ;
•
системный анализ и др.
Слайд 9методы прогнозирования:
• нормативный;
• экспериментальный;
• параметрический;
• экстраполяции;
• индексный;
• экспертный и др.
Слайд 10методы управления персоналом:
• методы принуждения (административные);
• методы побуждения ( экономические);
•
методы убеждения ( социально-психологические).
Слайд 11инструменты повышения качества:
• матричные диаграммы;
• сетевые графики;
• контрольный листок;
• мозговая
атака;
• диаграмма Парето;
• диаграмма Исикавы;
• гистограммы;
• корреляционное поле;
• контрольная карта
и др.
Слайд 122.Целевая подсистема СУО
2.1.повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;
2.2.ресурсосбережение
по стадиям жизненного цикла выпускаемых товаров ;
2.3.расширение рынка сбыта
товаров;
Слайд 132.4.организационно-техническое развитие производства;
2.5.повышение качества сервиса потребителей товаров;
2.6. социальное развитие
коллектива и охрана окружающей природной среды.
Слайд 153.Обеспечивающая подсистема
3.1.методическое обеспечение;
3.2.ресурсное обеспечение;
3.3.информационное обеспечение;
3.4.правовое обеспечение .
Слайд 164.Управляемая подсистема
4.1.стратегический маркетинг;
4.2. инновационный менеджмент;
4.3.финансовый менеджмент;
4.4.организация производства;
4.5.тактический маркетинг;
4.6.организация сервиса потребителей товаров.
Слайд 175.Управляющая подсистема
5.1.управление персоналом;
5.2.разработка рациональных управленческих решений;
5.3.оперативное управление
реализацией решений.
Слайд 182 вопрос. Сущность и классификация функций управления
Слайд 19Функция— выполнение конкретных операций по решению определенных управленческих задач.
Функции управления
делятся на
всеобщие,
общие
и специальные (по стадиям жизненного цикла
объекта).
Слайд 20Общие функции управления:
1. стратегический маркетинг, или нормирование (в условиях
ужесточения конкуренции, усиления экономии ресурсов);
2. планирование;
3. организация процессов;
Слайд 214. учет (в связи с вводом международных стандартов по бухгалтерскому
учету и финансовой отчетности);
5. контроль;
6. мотивация;
7.координация.
Слайд 22Цикл принятия управленческого решения по каждой общей функции состоит из
всеобщих функций:
1. Организация работ по разработке управленческого решения по каждой
общей функции управления.
2. Анализ и синтез проблемы по данной общей функции управления.
Слайд 233. Прогнозирование параметров объекта, которые необходимо выполнить (достичь) на данной
общей функции.
4. Оптимизация и оценка решения по данной общей функции.
5.
Оформление управленческого решения по данной общей функции.
Слайд 243 вопрос. Оценка уровня качества системы управления
Слайд 26Весомость внутренних факторов качества системы управления организацией (Р. А. Фатхутдинов)
:
1. удельный вес управленческого персонала и специалистов организации, имеющих ученую
степень по данной сфере деятельности, - 0,30;
2. количество и глубина применяемых к управлению научных подходов — 0,25;
3. средняя образованность всего персонала организации — 0,20;
4. текучесть управленческого персонала — 0,15;
5. уровень автоматизации управления организацией — 0,10.
Слайд 27Результаты оценки качества управления организацией используются при разработке комплексной программы
ее реструктуризации или реформирования, перехода организации на антикризисное управление.
Слайд 28Реформирование организации — это диагностика структуры и всех направлений деятельности
с целью разработки комплексной программы ее
развития и функционирования, ориентированной на
повышение конкурентоспособности, эффективности и финансовой устойчивости организации.
Реформирование, как правило, осуществляется по инициативе внешних субъектов управления при их финансовой, правовой, научно-методической и информационной поддержке.
Слайд 29Реструктуризация — это реформирование находящейся в кризисном состоянии организации, осуществляемое
ею самостоятельно, изнутри, по собственной инициативе, самообеспечением.
Слайд 30Антикризисное управление — это управление по новым инновационным, наиболее приемлемым
и эффективным для данных целей, структуры и ситуации принципам, методам
и моделям управления, учитывающим экономические законы, законы организации и научные подходы, исключающим кризисное состояние организации.
Слайд 31Основные разделы комплексной программы реструктуризации организации:
• разработка и внедрение системы
управления организацией, ориентированной на повышение конкурентоспособности специалистов, технологий, оборудования, комплектующих
(≪вход≫ организации), систем управления, выпускаемой продукции и новшеств, организации в целом;
.
Слайд 32• внедрение современных методов стратегического маркетинга и инновационного менеджмента;
• повышение
качества выпускаемой продукции на основе бенчмаркинга, внедрения научных методов управления,
инжиниринга и др. методов;
.
Слайд 33• повышение организационно-технического уровня производства на основе инжиниринга, реинжиниринга и
других методов;
Слайд 34• внедрение финансовых новшеств (инноваций), обеспечивающих повышение эффективности производства и
финансовой устойчивости организации;
Слайд 35• налаживание постоянных контактов с консалтинговыми организациями для решения сложных
управленческих и других проблем.
Слайд 36Лекция 3. Планирование производства
Слайд 37Вопрос 1. Сущность и принципы планирования
Слайд 38Планирование — это общая функция управления:
1.анализ ситуаций и факторов
внешней среды;
2.прогнозирование, оценка и оптимизация альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных
на стадии стратегического маркетинга;
3.разработка плана;
4.его реализация.
Планы по содержанию:
1.проблемные, комплексные или локальные;
2.стратегические, тактические (как правило, годовыми) или оперативные.
Слайд 39Основные задачи планирования деятельности:
1. выбор оптимальной стратегии на перспективу на
основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;
2. обеспечение устойчивости функционирования и
развития фирмы;
3. формирование с применением научных подходов оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций;
4. структуризация целей инновационной деятельности;
5. комплексное обеспечение выполнения планов;
Слайд 406. формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;
7. координация
выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству
работ;
8. стимулирование выполнения планов.
Слайд 41Основные принципы планирования:
1.преемственность стратегического и тактического планов;
2. социальная ориентация плана;
3.
ранжирование объектов планирования;
4. адекватность плановых показателей;
5. согласованность плана с параметрами
внешней среды системы управления;
6.вариантность плана;
7. сбалансированность плана;
8. экономическая обоснованность плана;
9. автоматизация системы планирования;
10. обеспечение обратной связи системы планирования.
Слайд 42Вопрос 2. Методы организации работ по планированию.
Слайд 43Сетевое планирование и управление (СПУ) — это графо-аналитический метод управления
процессами создания (проектирования) любых систем.
Сетевой график — полная графическая
модель комплекса работ, направленных на выполнение единого задания, в которой определяются логические взаимосвязи и последовательность работ.
Основными элементами сетевого графика являются работа (изображается стрелкой) и событие (изображается кружком).
Слайд 44Работа — это процесс или действие, которые нужно совершить, чтобы
перейти от одного события к другому, характеризуется затратами труда и
времени. Если для перехода от одного события к другому не требуется затрат, то
взаимная связь таких событий изображается пунктирной стрелкой и называется фиктивной работой.
Событие — это фиксированный момент времени, который представляет собой одновременно окончание предыдущей работы, т. е. ее результат (исключение — начальное событие) и начало последующей работы (исключение — конечное событие).
Слайд 45Любая непрерывная последовательность взаимосвязанных событий и работ носит название путь.
Путь от начального до конечного события называется полным.
Путь от
данного события до завершающего называется последующим за данным событием, а от исходного события до данного — предшествующим.
Слайд 46На практике пользуются всеми тремя методами организации и контроля выполнения
комплекса работ:
сетевые модели — для оптимизации сроков и затрат
ресурсов;
оперограммы — для стыковки работ с ответственными исполнителями и соисполнителями;
ленточные графики —для стыковки работ, исполнителей и сроков выполнения работ.
Слайд 47Сетевые модели — для оптимизации
сроков и затрат ресурсов
Слайд 48Оперограммы — для стыковки работ с ответственными исполнителями и соисполнителями
Слайд 49Ленточные графики —для стыковки работ, исполнителей и сроков выполнения работ
Слайд 50Вопрос 3. Содержание и порядок разработки стратегических планов организации
Слайд 51≪Стратегии фирмы≫ -комплексный плановый документа
1. Оглавление.
2. Предисловие (исполнительное резюме).
3.
Описание фирмы.
4. Стратегия маркетинга.
5. Стратегия использования конкурентных преимуществ фирмы.
6. Стратегия
обновления выпускаемой продукции.
7. Стратегия развития производства.
Слайд 528. Стратегия обеспечения производства.
9. Стратегический финансовый план фирмы.
10. Стратегия международной
деятельности фирмы.
11. Стратегия развития системы менеджмента.
12. Организация реализации стратегии фирмы.
13.
Приложения.
Слайд 53Предисловие
• значимость выпускаемой фирмой продукции в международном масштабе, в
масштабе страны и данного региона с точки зрения конкурентоспособности, качества
и безопасности использования, ресурсосбережения у потребителя;
• имидж фирмы, полученные ею дипломы и призы на международных конкурсах, выставках и т. п., число полученных патентов и изобретений;
• основные технико-экономические показатели фирмы за прошлые 5 лет и на планируемый период, краткая характеристика фондов,
капиталов, кадров;
Слайд 54• показатели конкурентоспособности товаров и фирмы по конкретным рынкам и
периодам, номера и даты получения сертификатов;
• основные показатели технологии, организации,
менеджмента фирмы в динамике за прошлые годы и на перспективу;
• основные методы, подходы, принципы, применяемые в системе менеджмента компании;
• факты, подтверждающие надежность деятельности фирмы, юридические и экономические гарантии.
Слайд 55≪Описание фирмы≫
• цели фирмы;
• ее организационно-правовая форма;
• особенности устава;
•
связи с внешней средой, авторитетными партнерами, компаниями;
• организационная структура фирмы;
•
характеристика выпускаемых товаров, их конкурентоспособность на конкретных рынках;
• технико-экономические показатели деятельности фирмы за прошлый период и на будущее и другие сведения, не представляющие коммерческой тайны.
Слайд 56≪Стратегия маркетинга≫
• концепция стратегического маркетинга;
• функции и задачи отдела
маркетинга;
• технология и результаты стратегической сегментации рынка;
• стратегия ценообразования, прогнозы
цен на товары фирмы;
• стратегии охвата рынков;
• стратегии разработки новых товаров;
• выбор ресурсной стратегии;
• выбор методов и способов распространения товаров;
Слайд 57• стратегии стимулирования сбыта товаров;
• выбор стратегии рекламы товара;
• выбор
стратегии развития фирмы на перспективу;
• нормативы конкурентоспособности товаров.
Слайд 58≪Стратегия использования конкурентных преимуществ фирмы»
• анализ факторов макросреды, инфраструктуры региона
и микросреды фирмы;
• анализ состояния техники, технологии, организации, кадров, системы
менеджмента фирмы;
• анализ раздела ≪Стратегия маркетинга≫;
• выявление конкурентных преимуществ фирмы;
• выбор и обоснование стратегических факторов конкурентного преимущества фирмы;
• адаптация стратегических факторов конкурентного преимущества к стратегии фирмы.
Слайд 59≪Стратегия обновления выпускаемой продукции≫ • результаты экспертизы раздела ≪Стратегия маркетинга≫;
•
построение дерева эффективности товаров;
• стратегия повышения качества товаров;
• стратегия ресурсосбережения
на фирме;
• прогноз показателей конкурентоспособности товаров фирмы и основных конкурентов;
• описание научных подходов, систем, принципов, методов, технологий при разработке стратегии;
• технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов, их согласование.
Слайд 60≪Стратегия развития производства≫
• анализ организационно-технического уровня производства;
• анализ социального развития
коллектива;
• анализ деятельности фирмы в области охраны окружающей среды;
• анализ
стратегий развития производства;
• анализ организационной структуры фирмы;
• анализ параметров входа системы и ее выхода;
• прогнозирование перечисленных аспектов стратегии развития производства;
• технико-экономическое обоснование прогнозов;
• согласование стратегии развития производства.
Слайд 61≪ Стратегия обеспечения производства≫
• анализ качества методического, ресурсного, информационного, правового
обеспечения производства и выявление узких мест;
• налаживание оптимальных связей с
поставщиками ресурсов, информации, документации;
• выявление новых требований производства к входу системы;
• разработка новой стратегии обеспечения производства документами, ресурсами, информацией;
• технико-экономическое обоснование и согласование мероприятий
Слайд 62≪Стратегический финансовый план фирмы≫
• экономические показатели (цена, рентабельность, эффективность)
конкретных
товаров на конкретных рынках;
• экономические показатели функционирования фирмы (объем продаж,
прибыль, устойчивость фирмы и др.);
• прогноз изменения финансовых показателей по товарам, рынкам, фирме в целом;
• обоснование и согласование стратегического финансового плана фирмы.
Слайд 63≪Стратегия международной деятельности фирмы≫
• стратегические цели экспортера;
• стратегические цели импортера;
•
прогнозирование и выбор стратегии международной деятельности фирмы;
• обоснование и согласование
стратегии международной деятельности фирмы.
Слайд 64≪Стратегия развития системы менеджмента≫
• анализ качества и эффективности функционирования
системы менеджмента фирмы за прошлые годы (желательно не менее чем
за
5 лет);
• выявление узких мест в структуре, содержании и взаимосвязях компонентов системы менеджмента фирмы;
• обоснование и согласование стратегии развития системы менеджмента.
Слайд 65≪Организация реализации стратегии фирмы≫
• анализ организации реализации стратегии фирмы
за прошлые 5 лет;
• выявление узких мест в организации процессов,
контроле и учете выполнения стратегических планов, системе мотивации, регулирования;
• обоснование и согласование раздела
Слайд 66≪Приложения≫
• характеристика конкурентов (более подробная, чем в разделе ≪Стратегия
маркетинга≫);
• инструкции, методики, стандарты, описания технологий, программы и другие вспомогательные
материалы;
• исходные данные для расчетов;
• пояснительные записки и др.
Слайд 67Вопрос 4. Бизнес-план (годовой) организации
Слайд 68 Бизнес-план — документ, определяющий тактические действия организации, как правило, на
ближайший год в развитие его стратегии.
Функции:
• инструмент, с помощью которого
можно оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
• разработка концепции ведения бизнеса в перспективе;
• инструмент привлечения новых инвестиций;
• инструмент реализации стратегии предприятия.
Слайд 69Инвесторы обращают внимание на ≪четыре Д≫ предпринимателя:
-деловая репутация;
-денежный поток
по обслуживанию долга;
-дополнительное обеспечение гарантий;
- доля собственного капитала, которая должна
быть не менее 50 %.
Для непредпринимательских организаций вместо бизнес-плана может разрабатываться комплексный тактический план.
Слайд 70Состав бизнес-плана
1. Оглавление.
2. Предисловие.
3. Описание фирмы.
4. Стратегия маркетинга.
5. План
обновления выпускаемой продукции.
6. План производства и реализации продукции.
7. План обеспечения
производства.
8. План обслуживания производства.
9. План развития производства.
Слайд 7110. Финансовый план предприятия.
11. Международная деятельность предприятия.
12. Развитие системы менеджмента.
13.
Организация реализации бизнес-плана.
14. Приложения.
Слайд 72При определении содержания разделов бизнес-плана за основу принимаются соответствующие разделы
≪Стратегии фирмы≫.
Разделы 1-4 в бизнес-план переносятся из ≪Стратегии фирмы≫.
Слайд 73План обновления выпускаемой продукции≫
• показатели конкурентоспособности, качества и ресурсоемкости
продукции предприятия на конкретных рынках за отчетный период и нормативы
на плановый период;
• показатели конкурентоспособности, качества и ресурсоемкости продукции основных конкурентов;
• план НИОКР, содержащий перечень конкретных исследований и разработок, обеспечивающих достижение запланированных показателей обновления продукции;
Слайд 74• план ОТПП (организационно-технологической подготовки производства) новой продукции;
• план ресурсного,
методического и информационного обеспечения НИОКР и ОТПП;
• технико-экономическое обоснование инвестиционных
проектов по реализации плана обновления выпускаемой продукции.
Слайд 75≪План производства и реализации продукции≫
• расчет производственной мощности подразделений
предприятия;
• формирование номенклатурно-календарных планов выпуска сборочных единиц и деталей для
обрабатывающих и заготовительных цехов;
• формирование производственных программ для обрабатывающих цехов;
• оперативно-календарные планы;
• организация контроля и регулирования хода производства;
.
Слайд 76• план реализации продукции;
• анализ выполнения показателей, характеризующих принципы рациональной
организации производства;
• анализ использования производственной мощности предприятия.
Слайд 77≪План обеспечения производства≫
• анализ эффективности использования различных видов ресурсов;
• расчет
потребности в различных видах ресурсов;
• план материально-технического обеспечения производства;
• информационное
обеспечение управления производством;
• нормативно-методическое обеспечение производства;
• план организационно-технических мероприятий по совершенствованию обеспечения производства.
Слайд 78≪План обслуживания производства≫
• план работы энергетического хозяйства предприятия и организация
его выполнения;
• план работы инструментального хозяйства предприятия и организация его
выполнения;
• план работы транспортного хозяйства предприятия и организация его выполнения;
• план работы ремонтного хозяйства предприятия и организация его выполнения;
• план работы складского хозяйства предприятия и организация его выполнения;
• план организационно-технических мероприятий по совершенствованию обслуживания производства.
Слайд 79≪План развития производства≫
• план повышения технического уровня производства;
• план
повышения организационного уровня производства;
• план социального развития коллектива;
• план мероприятий
по охране окружающей среды;
• показатели организационно-технического уровня производства (уровень автоматизации, средний возраст технологического оборудования и т. п.);
• инвестиционные проекты по развитию производства.
Слайд 80≪Финансовый план предприятия≫
• конкурентоспособность и эффективность товаров предприятия на
конкретных рынках за отчетный и плановый периоды;
• операционный бюджет предприятия
(бюджеты производства, реализации, прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда, производственных накладных расходов, общих и административных расходов, прогнозный отчет о прибыли);
• финансовый бюджет предприятия (бюджеты денежных средств и прогнозного баланса);
Слайд 81• эффективность использования различных видов ресурсов;
• управление ценными бумагами, рисками,
страхованием;
• план мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия.
Слайд 82≪Международная деятельность предприятия≫
• цели экспортера на плановый период;
• цели
импортера на плановый период;
• формы международной интеграции на плановый период;
•
мероприятия по повышению эффективности международной деятельности предприятия.
Остальные разделы бизнес-плана должны развивать и конкретизировать соответствующие разделы ≪Стратегии фирмы≫.
Слайд 83Вопросы 5. Основы оперативно-календарного планирования (ОКП)
Слайд 84На уровне цеха (производственного подразделения организации) и участка (бригады) разрабатываются
оперативно-календарные планы, в которых месячные программы (задания) разбиваются на более
короткие промежутки времени: декаду, сутки, смену.
Слайд 85Цель ОКП
Выполнение производственной программы по критериям количества, качества, сроков и
затрат.
Основные задачи ОКП
Обеспечение ритмичности выполнения производственной программы
Снижение производственного брака
Оптимальная загрузка
технологического оборудования, производственных мощностей и рабочих
Охрана труда работников и окружающей среды
Экономное расходование ресурсов
Слайд 86Этапы оперативно-календарного планирования