Слайд 1Лекция 22
Построение перспективы фронтального интерьера
Выбор картинной плоскости
Выбор точки зрения
Построение точек
схода прямых линий
Построение глубины помещения
Построение перспективы мебели
Слайд 2Перспектива интерьера
В творческом процессе архитектурного и дизайнерского проектирования построение перспективы
интерьера играет важную роль.
Перспектива интерьера является необходимым дополнением к ортогонально-проекционным
чертежам- плану, разрезам, разверткам, которые представляют собой метрически точные изображения, однако недостаточно наглядны и не всегда позволяют представить реальные условия восприятия интерьера.
Слайд 3Применение перспективы является более эффективным по сравнению с макетами, т.к.
на макете весьма сложно создать аналогичные условия восприятия внутреннего пространства
здания и передать общий вид интерьера в цвете, фактуру отделочных материалов, а также мебель и оборудование.
Полное представление о качестве архитектурного решения интерьера дает совокупность ортогонально-проекционных чертежей и перспективных изображений
Слайд 4Выбор точки зрения
При построении перспективы интерьера правильный выбор положения точки
зрения имеет важное значение. Если при построении перспективы внешнего вида
здания обычно могут быть использованы достаточно удаленные видовые точки при сравнительно небольших углах зрения, то при построении перспективы интерьера подобные ограничения угла зрения α=30° связано с тем, что в поле зрения попадает лишь небольшая его часть, примерно половина.
При этом глубина внутреннего пространства выявляется слабо, пропорции помещения по глубине воспринимаются укороченными.
Слайд 6Выбор точки зрения
При близком положении точки зрения и большом угле
зрения (α=90°) глубина внутреннего пространства воспринимается преувеличенной. Перспективные сокращения членений
резко убывают, предметы первого плана получают сильные искажения формы.
Оптимальными горизонтальными углами зрения при построении перспективы интерьера следует считать углы 40-60°
Слайд 7Фронтальная перспектива интерьера
Перспективное изображение интерьера, у которого одна из стен
расположена параллельно картине, а другие – перпендикулярно, называется фронтальной перспективой
Фронтальные
перспективы получили большое распространение. Они значительно проще по построению, чем угловые. Перспектива помещения строится с одной точкой схода: (.)Р- главной точкой картины
Картинная плоскость на плане может быть расположена в любом месте по глубине помещения.
Слайд 8Положение точки зрения
Большое значение имеет положение точки зрения относительно поверхностей,
ограничивающих внутреннее пространство , и предметов переднего плана
При симметричном положении
точки зрения относительно боковых стен помещения создается впечатление композиционного безразличия в изображении интерьера.
Однако и приближение к одной из боковых сторон нежелательно, т.к. она кажется чрезмерно сокращенной и вместо фронтальной перспективы должна быть построена угловая перспектива
При незначительном смещении точки зрения относительно оси симметрии интерьера изображение воспринимается более естественным, чем угловая перспектива, построенная с той же точки зрения. Допускается устанавливать точку зрения в пределах средней трети ширины пространства интерьера
Слайд 10Выбор положения точки зрения
Рассмотрим два изображения:
Фронтальная перспектива, построенная с точки
зрения S1- внутреннее пространство достаточно хорошо выявлено.Однако положение точки зрения
выбрано неудачно, т.к. не видно просветов между колоннами в результате сильного перспективного сокращения правой стороны помещения.
Угловая перспектива интерьера, построенная с точки зрения S2 . Главный луч зрения по направлению 2. Хорошо просматривается смежное пространство, однако перспектива оказалась невыразительной, глубина пространства основного помещения выявлена слабо
Слайд 12При фронтальном расположении картины при построении из точки зрения S2
(главный луч зрения 3) устранены недостатки двух первых эскизов
Картина расположена
в плане в месте, где крайние проецирующие лучи ограничивают изображаемую часть интерьера.
Масштаб увеличения при построении перспективы принят М2:1
K
Слайд 13В плоскости картины нанесены высота горизонта, толщины стен и колонн.
Разбивка
плоскости пола на квадраты построена с помощью дистанционной точки
Перспектива колонн
на правой стороне построена с применением теоремы Фалеса – пропорциональным делением
Слайд 14Примеры построения фронтальной перспективы интерьера
Задача 3.1 стр.24:
Построить фронтальную
перспективу комнаты
Слайд 15Масштаб увеличения перспективного изображения принят М 3:1
Слайд 16Выбираем положение наблюдателя: асимметричное по отношению к боковым стенам. Дистанция
РS приблизительно равна диагонали помещения. Строим (.)Р на перспективе (измеряем
расстояние от (.)1 до Р на плане и откладываем на основании картины с учетом масштаба увеличения)
Р1
М3:1
Слайд 17Строим перспективу боковых стен, перпендикулярных картине (точка схода- (.)Р)
Р1
Слайд 18Определяем глубину помещения с помощью дробной дистанционной точки. Расстояния глубины
до и после картины не увеличиваем. От (.)Р на линии
горизонта откладываем вправо и влево не увеличенное расстояние РS- получаем (..)D/3. На основании картины от (.)1 откладываем глубину комнаты У также без увеличения (У/3) и строим перспективу(.)3 как пересечение двух прямых
°
Перспектива угла 45°
Перспектива угла 90°
Слайд 19Определяем положение торцевой стены в перспективе
Слайд 20К вопросу о выборе дистанционного расстояния: при уменьшении дистанции (положение
наблюдателя(.)S1) задняя торцевая плоскость удаляется от зрителя –сильные деформации помещения
Слайд 21При увеличении дистанции (положение наблюдателя в (.) S2) торцевая плоскость
приближается к наблюдателю. Учитывая, что угол зрения выбран оптимальным, пропорции
помещения в перспективе выглядят более реальными
Слайд 22Для построения перспективы (.)А проведем через нее перпендикуляр к картине
и найдем перспективу ближайшей точки перпендикулярной прямой Ак
Отложим расстояние Ха
на основании картины, увеличив его в масштабе 3:1.
Построим перспективу перпендикулярной прямой
Ха
Ха
Слайд 23На основании картины от (.)Ак отложим глубину Уа без увеличения
и построим перспективу прямой , уходящей в дробную дистанционную (.)D/3
(прямая расположена в пространстве под углом 45° к картине). Получим перспективу вторичной проекции (.)А1
Слайд 24По аналогии определяем положение (.)В как результат пересечения в пространстве
двух прямых (перпендикулярной картине и проходящей под углом 45° к
картине). Проведем через (.)В перпендикуляр к картине и найдем его картинный след Вк. Построим перспективу этой прямой
Слайд 25Используя глубину (.)В – Ув, определим перспективу вторичной проекции (.)В1
как пересечение перспектив перпендикулярной прямой и прямой под углом 45°
к картине
Слайд 26Строим перспективу стороны А1В1. Повторяем операцию. Определяем положение (.)С1
Слайд 27Определяем положение (.)Е1. Соединяем все полученные точки А1, В1, С1
и Е1 и получает перспективу плана объекта
Слайд 28Высоту объекта откладываем с учетом масштаба увеличения на правой боковой
стене на ребре 2 (hc) и определяем перспективу горизонтальной прямой,
ограничивающей высоту объекта
Слайд 29С помощью боковой стены определяем высоту ребра СС1
Слайд 30Повторяем операцию, находим высоты остальных ребер и получаем перспективу объекта,
стоящего в помещении
Слайд 31Если можно построить точку схода параллельных прямых, построение перспективы объекта
ускоряется (достаточно определить высоты ребер АА1 и СС1)
F
Слайд 32Построение лестниц и подиумов
Задача 3.1 б) стр.25:
Построить фронтальную перспективу интерьера
Слайд 33Принимаем масштаб увеличения перспективного изображения М3:1. Определяем положение наблюдателя
Слайд 34Строим перспективу боковых сторон
Слайд 35Вар.1: С помощью дробной дистанционной точки определяем глубину помещения в
перспективе
Размеры глубин до (дистанционное расстояние) и после (У)картины берут
без
увеличения
Слайд 36Вар.2: Можно для определения глубины использовать дистанционную точку. В этом
случае дистанционное расстояние и глубина помещения У увеличиваются в 3
раза.
Как видно из построений, в результате и 1-ого и 2-ого варианта получим перспективу точки С.
Слайд 37Строим перспективу торцевой стены , проходящей на глубине точки С
Слайд 38Для построения лестницы продолжаем прямую 1-2 до пересечения с картиной,
определяем картинный след этой прямой (1к≡2к). Ширину лестницы с учетом
масштаба увеличения откладываем на основании картины от (.)А и строим перспективу перпендикулярной прямой
°
°
Слайд 39Определяем глубину точек 1 и 2 (У1 и У2) и,
не увеличивая, откладываем на основании картины от (.)1к≡2к (т.к. будем
использовать дробную дистанционную точку)
°
°
Слайд 40С помощью дробной дистанционной точки D/3 строим перспективы прямых, проходящих
под углом 45° к картине. На пересечении с перспективой перпендикулярной
прямой определяем перспективы точек 1и 2
°
°
Слайд 42Для построения подиума в картине на ребре А отложим высоту
лестницы hл с учетом масштаба увеличения
Слайд 43На ребре А откладываем натур. величину высоты ступеней лестницы (5
подступенков) и определяем перспективы горизонтальных прямых с помощью точки Р
Слайд 44Второй вариант : высота ступеней по ребру А может быть
определена пропорциональным делением на 5 частей
Слайд 45Чтобы построить в перспективе лестницу, независимо от количества ступеней, необходимо
определить на боковой стене высоту первой и последней ступени
Слайд 46Соединив полученные точки , получим прямую, проходящую касательно к ребрам
ступеней
Слайд 48Определяем проступи и подступенки лестницы в перспективе . Высоту подиума
откладываем и на правой стене на ребре В
Слайд 50Строим перспективу точки 3 плана, пеленгуя ее в пространстве двумя
пересекающимися прямыми: перпендикулярной картине , проходящей через картинный след (3к)
и горизонтальной прямой, проходящей под углом 45° к картине
Слайд 51От точки 3к откладываем на основании картины глубину У3 без
увеличения и строим перспективу прямой, проходящей под углом 45° к
картине, с помощью дробной дистанционной точки D/3. Определяем (.)3'
Слайд 52По аналогии строим перспективу (.)4'
У4
Слайд 54Соединяем найденные точки плана подиума в перспективе
Слайд 55С помощью боковой стены определяем высоту
точек 4 и 5
подиума
Слайд 56Определяем высоту
точки 3 подиума. Завершаем построения
Слайд 57Рассмотрим еще один пример построения фронтальной перспективы интерьера
Примем масштаб увеличения
М3:1
Н
Н
h
а
а
в
в
Слайд 58P1
Построим точку Р и дробные дистанционные точки
°
D/3
D/3
Р
М 3:1
Слайд 59Определим перспективу боковых стен
Р1
М 3:1
D3
D3
P
°
°
Слайд 60Р1
у
у
Определяем перспективу торцевой стены. Глубину помещения (У) без увеличения откладываем
на основании картины и строим перспективу прямой, проходящей под углом
45°к картине, с помощью дробной дистанционной точки
D/3
M3:1
D/3
Р
°
°
°
Слайд 62Для построения дивана используем прямую, перпендикулярную картине
(натуральную величину ширины
дивана откладываем на основании картины
с учетом масштаба увеличения М3:1
и строим перспективу данной прямой)
D/3
P
D/3
°
°
1
1
Слайд 63D/3
P
h
D/3
b
a
b
a
Размеры глубины а и b откладываем на основании картины от
точки 1 без увеличения (т.к. используем дробную дистанционную точку) и
строим перспективы прямых, проходящих под углом 45° к картине. При пересечении данных прямых с перспективой перпендикулярной прямой получим точки 2 и 3
1
°
1
b
a
2
3
2
3
°
°
Слайд 64D3
Р
D3
1
2
3
Далее на боковой стене откладываем высоту дивана и строим её
перспективное
сокращение
Нд
Нд
Слайд 65D3
Р
D3
1
2
3
Определяем высоту спинки дивана в перспективе
Нд
°
Нд
4
4
°
Слайд 66D3
Р
D3
1
2
3
Нд
Нд
4
4
Определяем толщину спинки дивана
Слайд 68D3
Р
D3
1
2
3
Определяем высоту сидения дивана в перспективе.
4
4
Нс
Нс
Слайд 69D3
Р
D3
1
2
3
Определяем уровень высоты сиденья на заданной глубине и завершаем построения
Нд
4
4
°
Нс
Нс
Слайд 71D3
P
Нп
Но
Нп
Но
Строим перспективу окна. На боковой стене отложим натуральную высоту
подоконника Нп и окна Но и построим перспективные сокращения высот.
На основании картины отложим натуральную величину ширины окна и построим перспективы перпендикулярных прямых
5
6
5
6
Р
Слайд 72Определяем оконный проем на торцевой стене
5
6
Р
D3
D3
5
6
Слайд 73Определяем толщину простенка в оконном проеме. Для этого размер глубины
а
откладываем от (.) 6 без увеличения и строим перспективу прямой,
расположенной под углом 45° к картине. При пересечении с перспективой перпендикулярной прямой получим (.)7
а
6
D3
D3
а
5
6
5
°
7
°
°
Слайд 74Завершаем построение простенков в оконном проеме.
а
6
D3
D3
а
5
6
5
°
7
°
°
Слайд 75Определяем параметры шкафа. Для этого размер ширины Х откладываем на
основании картины (увеличив в 3 раза) и строим перспективу перпендикулярной
прямой. Размер высоты Н откладываем на боковой стене (увеличив в 3 раза) и строим перспективу горизонтальной прямой, определяющей сокращение высоты шкафа.
6
D3
D3
5
6
5
°
7
°
°
Х
Н
Х
Н
Слайд 76Определяем параметры глубины шкафа. Для этого размер глубины расстояния до
шкафа у1 и глубину шкафа Уш откладываем на основании картины
(без увеличения) от точки 8 и строим перспективы прямых, расположенных под углом 45° к картине.
6
D3
D3
5
6
5
°
7
°
°
Х
Н
Н
Уш
у1
8
8
у1
Уш
°
°
Слайд 77Определяем торцевую плоскость шкафа. Завершаем построения объема.
6
D3
D3
5
6
5
°
7
°
°
Х
Н
Н
Уш
у1
8
8
у1
Уш
°
°
Слайд 78Для определения размера полок по высоте используем пропорциональное деление отрезка
9-10. С помощью теоремы Фалеса переносим пропорцию на прямую 9-10
в перспективе: а)через (.) 9 проводим произвольную прямую, б) откладываем заданную пропорцию , в)соединяем конец пропорции (.) А с концом отрезка (.) 10 – получим прямую пропорционального переноса, г)параллельно ей перенесем пропорцию на отрезок прямой 9-10.
6
D3
D3
5
6
5
°
7
°
°
8
8
°
°
9
11
10
9
10
А
Слайд 79Строим горизонтальные прямые, определяющие толщину полок по высоте
6
D3
D3
5
6
5
°
7
°
°
8
8
°
°
9
10
9
10
А
Слайд 80Определяем пропорцию по ширине шкафа. Переносим её в перспективу с
помощью теоремы Фалеса о пропорциональном делении отрезка: а)через (.) 9
проводим прямую, параллельную основанию картины б) откладываем заданную пропорцию , в)соединяем конец пропорции (.) В с концом отрезка (.) 11 – получим прямую пропорционального переноса, г)определим её точку схода F, д) перенесем пропорцию на отрезок прямой 9-11.
6
D3
D3
5
6
5
°
7
°
°
8
8
°
°
9
10
9
10
°
°
F
°
11
9
11
В
Слайд 81Завершаем построение шкафа в перспективе
6
D3
D3
5
6
5
°
7
°
°
8
8
°
°
9
10
9
10
°
°
F
°
11
9
11
В
Слайд 82уо
О
°
D/3
D/3
12
°
13
14
уо
°
О
Для построения перспективы круглого коврика сначала построим перспективу
квадрата. Определим картинные
следы сторон квадрата и оси, перпендикулярных картине, с плоскостью картины-
(..)13,12,14. Построим перспективу перпендикулярных прямых. Определим положение (.)О в перспективе, используя уо и дробную дистанционную точку D/3
Р
Р
13
14
°
°
12
°
°
R
R
Слайд 83уо
О
°
D/3
D/3
12
°
13
14
уо
°
О
С помощью размера а определим переднюю параллельную картине сторону квадрата.
Р
Р
13
14
°
°
12
°
°
R
R
а
°
а
R
Слайд 84уо
О
°
D/3
D/3
12
°
13
14
уо
°
О
Построим перспективу диагонали и определим дальнюю параллельную сторону
Р
Р
13
14
°
°
12
°
°
R
R
а
°
а
R
Слайд 85уо
О
°
D/3
D/3
12
°
13
14
уо
°
О
Завершаем построение второй диагонали и оси, параллельной картине.
Р
Р
13
14
°
°
12
°
°
R
R
а
°
а
R
Слайд 86Завершаем построение перспективы окружности.
D/3
D/3