Слайд 1Лекция 25.
Планирование учебной работы по физической культуре в школе
Вопросы:
1.
Система планирования
2. Общий годовой план
3. Годовой план-график.
4. Четвертной план.
5. Пути
определения содержания общих задач на учебную четверть.
Слайд 2Система планирования
перспективное (годовой план);
текущее (четвертной план);
оперативное (конспект урока).
Слайд 3Общий план по физическому воспитанию включает следующие разделы:
организационная работа;
учебная
работа;
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
физкультурно-массовая и спортивная работа во
внеучебное время;
агитационно-пропагандистская работа;
врачебный контроль и медико-санитарный надзор;
хозяйственная работа.
Слайд 4Фрагмент общего плана работы по физическому воспитанию
Слайд 5Последовательность действий педагога при разработке годового плана-графика
Выбрать и проанализировать
программные требования для каждого класса и сопоставить их с реальными
возможностями учеников и условиями занятий
Наметить последовательность прохождения учебного материала в каждом классе в течение года с учетом методических принципов формирования физической культуры, календарем физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.
Наметить количество часов, которое будет отведено в данном учебном году на изучение материала каждого раздела программы, в соответствии с бюджетом времени
Оформить план-график
Слайд 6Фрагмент годового плана-графика распределения программного материала для 5 класса (вариант
Слайд 7Фрагмент годового плана-графика распределения программного материала для 5 класса (вариант
Слайд 8Фрагмент поурочного четвертного плана (по И.И. Должикову, 1997)
Слайд 9Фрагмент плана-графика на 2 четверть для 2 класса по гимнастике
Слайд 10Формы четвертного планирования
«Сквозное»
Общие задачи:
1…………………
2…………………
3…………………
«Тематическое» состоит из двух частей:
Набора целевых
программ решения общих задач, поставленных на учебную четверть.
Общая задача: ………………………..
2.Плана
- графика
Слайд 11Список общих задач на четверть включает :
Теоретическая - 1
Обучения двигательным
действиям – столько, сколько основных двигательных действий представлено в программе
Развития
кондиционных способностей - 2
Совершенствования координационных способностей – 2-3
Воспитательная - 1
Оздоровительная - 1
Слайд 12Пути определения теоретических задач
В параграфе «Уровень развития физической культуры учащихся,
окончивших определенную ступень образования, в части «Знать и иметь представления»
В
соответствующем пункте, посвященному виду двигательной активности, в графе «Основная направленность» - сведения на знания о физической культуре»
Например, для начальной школы:
1. Сообщить сведения о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений.
2. Сформировать знания о правилах поведения и безопасности на занятиях подвижными играми.
Слайд 13Последовательность определения задач обучения д. д.
1. Обратиться к годовому
плану и уточнить учебный материал (физические упражнения), которые намечены к
изучению.
2. Проанализировать программу с целью конкретизации этапа или шага этапа обучения.
3. Сформулировать задачу
Слайд 14Правила записи в программе физических упражнений
Если упражнения написаны через «;»
- каждое выполняется отдельно.
Если через «,» - часть одного двигательного
действия.
Если через «и» - соединение
Слайд 15Последовательность изучения кувырков в программе с 1по 11 классы
1 класс
– группировка; перекаты в группировке
2 – кувырок вперед
3 – 2-3
кувырка вперед;
4 - кувырок назад; кувырок вперед
5 – кувырок вперед и назад
6 – 2 кувырка вперед слитно
7 – кувырок вперед в стойку на лопатках
8, 9 и 10-11 – совершенствование в комбинациях
Задача для 5 класса:
Разучить последовательное и слитное выполнение кувырка вперед и назад
Слайд 16Пути определения задач психофизического развития
Изучить задачи физического воспитания в соответствующем
разделе программы.
В пункте соответствующего вида двигательной активности в графе «Основная
направленность» указаны способности, приоритетные для развития в данном возрастном периоде.
Самостоятельно определить с учетом характера двигательных действий, включенных в четвертной план, как предмета обучения.
Слайд 17Примеры задач психофизического развития
Развивать способность к ориентированию в пространстве для
эффективных действий в баскетболе (5 класс).
Развивать вестибулярную устойчивость для выполнения
двух кувырков вперед слитно (6 класс).
Развивать статический и динамический глазомер для метания в неподвижную и подвижную цель (7 класс).
Развивать способность соизмерять движения по различным параметрам для игры в волейбол (8 класс).
Слайд 18Пути определения задач воспитания
Поведение учеников, их взаимоотношения, характер коллективных взаимодействий
(вредные привычки, отношение к противоположному полу, наличие дружеских отношений, наличие
доминирующих и угнетаемых учеников и т. д.).
Возрастные особенности (младшие школьники – нормы дисциплины, личностные качества, эмоциональная устойчивость, среднего возраста – этические и эстетические нормы, коллективные взаимоотношения, профилактика асоциального поведения, старшие – волевые качества, индивидуальность).
Уровень воспитанности (нормы поведения, эмоционально-волевая сфера, социально-психологические качества).
Специфика учебного материала, условия учебной деятельности (гимнастика – смелость и решительность, баскетбол – инициативность и находчивость, подвижные игры – сообразительность и целеустремленность).
Слайд 19Примеры воспитательных задач
Воспитывать привычку соблюдать гигиенические требования на занятиях физическими
упражнениями (1 класс).
Формировать потребность соблюдать этические нормы во взаимоотношениях с
одноклассниками (8 класс).
Формировать умение соразмерять и управлять эмоциями в игровой деятельности (3 класс).
Формировать умение соразмерять самооценку действий с оценкой других (9 класс).
Слайд 20Пути определения оздоровительных задач
Состояние здоровья учащихся: анализ медицинских документов, выявление
основных и типичных отклонений здоровья для коррекции и профилактики.
Недостатки в
физическом развитии: содействие гармоничному развитию, компенсация недостаточно развитых способностей, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, навыки правильного дыхания.
Формирование здорового образа жизни: Гигиенические навыки и привычки, способы закаливания, профилактика травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах, приемы самоконтроля и т.д.
Слайд 21Примеры оздоровительных задач
Развивать силу мышц свода стопы для профилактики плоскостопия.
Совершенствовать
адаптационные возможности организма для профилактики простудных заболеваний.
Формировать навыки правильного дыхания.
Разучить
приемы закаливания с использованием водных процедур.
Развивать эластичные свойства связок и мышц голеностопных суставов для профилактики травматизма на занятиях баскетболом.