Разделы презентаций


Лекция 4. Исторические исследования общественного сознания и культуры

Содержание

ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ■ История ментальностей разнообразна и с трудом поддается типологизации.■ Сложно в ней выделить однозначно и линии преемственностиот одних ученых к другим.■ Представляет собой «звездный час» третьего поколения «Анналов»■

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 4. Исторические исследования общественного сознания и культуры.
1. История ментальностей
2.

Историческая антропология
3. Американская психоистория

Лекция 4. Исторические исследования общественного сознания и культуры.1. История ментальностей2. Историческая антропология3. Американская психоистория

Слайд 2 ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ
■ История ментальностей разнообразна и с трудом поддается типологизации.

Сложно в ней выделить однозначно и линии преемственностиот одних ученых

к другим.

■ Представляет собой «звездный час» третьего поколения «Анналов»
■ Вероятно, самый мощный источник обновления исторической науки в России с 1990-х гг.

ИСТОРИЯ  МЕНТАЛЬНОСТЕЙ■ История ментальностей разнообразна и с трудом поддается типологизации.■ Сложно в ней выделить однозначно

Слайд 3Само понятие происходит от латинского «mentalis» - умственный, от которого

и понятие «mentalité» - умонастроение, склад ума.

Само понятие происходит от латинского 	«mentalis» - умственный, от которого и 	понятие «mentalité» - умонастроение, 	склад ума.

Слайд 4Пять типов истории ментальностей
(классификация Р. Агирре-Рохаса)
Модель автономной, и почти

идеалистической истории ментальностей (Филипп Арьес).
Модель археологии и генеалогии дискурсивных структур

и оснований (Мишель Фуко).
«Позитивистская», или чисто описательная модель, более характерная для испанской историографии.
Социологическая, или социо-экономическая («марксизирующая») модель истории ментальностей, помещающая культурное в более широкий социальный контекст (Жорж Дюби).
Сериальная модель ментальностей, «третий уровень» количественной истории, начатой Лабруссом (Мишель Вовель).

Пять типов истории ментальностей (классификация Р. Агирре-Рохаса)Модель автономной, и почти идеалистической истории ментальностей (Филипп Арьес).Модель археологии и

Слайд 5ШИРОКИЙ СПЕКТР ИССЛЕДОВАНИЙ
Возможности квантификации («чердак дома истории, сериальная история)
Воображаемое как

отражение социальных условий реального мира
Ментальности как независимые универсумы: большие длительности

воображаемого
ШИРОКИЙ СПЕКТР ИССЛЕДОВАНИЙВозможности квантификации («чердак дома истории, сериальная история)Воображаемое как отражение социальных условий реального мираМентальности как независимые

Слайд 6МЕНТАЛЬНОСТИ КАК ИДЕЯ ВСЕОБЩЕГО
В дискурсе историков 1970-х «ментальное», подобно «социальному»

в 1920-х гг., стало играть роль связующего общественного эфира:
Историков-марксистов

освобождало от жестких рамок концепции исторического материализма.

Для других историков «ментальности» являлись новым способом разрабатывать исторические структуры.

Иные стремились через ментальности исторически изучать бессознательное человеческой психики в русле психоанализа.

Бессознательные, сознательные и индивидуальные вариации коллективной психологии – три уровня истории ментальностей
(П. Берк)

МЕНТАЛЬНОСТИ КАК ИДЕЯ ВСЕОБЩЕГОВ дискурсе историков 1970-х «ментальное», подобно «социальному» в 1920-х гг., стало играть роль связующего

Слайд 7Альфонс Дюпрон (1905-1990) «Лабрусс культурной истории»
Изучал историю «эмоциональных метаморфоз».
Диссертация

«Миф крестовых походов» (1956).
Создал идеальный образ крестовых походов.
Описал трансформации сакральных

представлений и проявлений священного,
которые привели к рождению мифа борьбы за «Господень Гроб».
Альфонс Дюпрон (1905-1990)  «Лабрусс культурной истории» Изучал историю «эмоциональных метаморфоз».Диссертация «Миф крестовых походов» (1956).Создал идеальный образ

Слайд 8Филипп Арьес 1914-1984 «Историк по воскресеньям» «Родоначальник жанра»
«История французского населения» Основная идея: развитие

навыка контрацепции вызвало у французов настоящую ментальную революцию, которая выразилась

в новых напряженных поисках смысла жизни.

«Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке»
Понимание детства как особого возраста, отличного от возраста взрослых, является относительно новым (с XVIII в.) изобретением.

Филипп Арьес 1914-1984 «Историк по воскресеньям» «Родоначальник жанра»«История французского населения» Основная идея: развитие навыка контрацепции вызвало у

Слайд 9«Человек перед лицом смерти»
1) Смерть в Античности и на

заре Средневековья: закономерный этап коллективной судьбы.
2) «Прирученная смерть», «смерть

себя» среднего и позднего Средневековья: закономерный финал биографии:
ни страха, ни слез.
3) «Смерь долгая и близкая», характерная для Нового времени: дикость и неотвратимая угроза.
4) «Смерть тебя» XIX – начала ХХ вв.: трагическая потеря в культуре, ориентированной на семейные ценности.
5) «Перевернутая смерть» второй половины ХХ в.: возмутительное социальное «табу».
«Человек перед лицом смерти» 1) Смерть в Античности и на заре Средневековья: закономерный этап коллективной судьбы. 2)

Слайд 10ЖОРЖ ДЮБИ 1919-1996
История ментальности как историческая псиъхология (1961).
Разделяет базовые установления

марксизма: как поведение и чувства средневековых людей соотносятся с категориями

феодализма, совмещают в себе материальные и духовные потребности общества


Книги:
«Бувинское воскресение»
«Рыцарь, женщина и священник»
«Три сословия или воображаемое феодализма»:
Orаtores, Bellatores, laboratores – легитимная модель управления при феодализме.

ЖОРЖ ДЮБИ 1919-1996 История ментальности как историческая псиъхология (1961). Разделяет базовые установления марксизма: как поведение и чувства

Слайд 11Робер Мандру 1921-1984
Стремился ввести психологическое измерение истории в перспективу «долгого времени»

и соединить ментальные процессы со структурами большей длительности (1968).
Выступал против

использования психоанализа в истории.
«Тотальная история» ментальностей

Диссертация «Магистраты и колдуны во Франции в XVII в.»:
изменение судебных практик в отношении феномена волшебства, разрушение традиции преследования ведьм.
«Введение в современную Францию: 1500-1640 гг. Эссе психологической истории»: новаторская работа (1961).

Робер Мандру 1921-1984Стремился ввести психологическое измерение истории в перспективу «долгого времени» и соединить ментальные процессы со структурами

Слайд 12Жак Ле Гофф 1924-2014
Самый известный французский историк в нашей стране.
Манифест истории

ментальностей в сборнике “Faire de l’histoire” (1974)
«Цивилизация средневекового Запада»
Концепция долгого

Средневековья, которое начинается еще в Античности и длится отдельными пережитками до 18 века.
«Святой Людовик» – опыт исторической биографии

Жак Ле Гофф 1924-2014Самый известный французский историк в нашей стране.Манифест истории ментальностей в сборнике “Faire de l’histoire”

Слайд 13Ментальности – это «уровень повседневного и автоматического», внеперсонального и ускользающего

от понимания отдельных людей, «то, чем являются Цезарь и последний

солдат его легионов, Святой Людовик и крестьянин его вотчины, Христофор Колумб и моряк с его каравеллы вместе».
Ментальности – это «уровень повседневного и автоматического», внеперсонального и ускользающего от понимания отдельных людей, «то, чем являются

Слайд 14И снова Филипп Арьес
Сборник-манифест
«Новая история» (1978)
Арьес связывал успех истории ментальностей

с упадком идеологии прогресса, завещанной эпохой Просвещения, с сомнениями в

благотворности научно-технической революции.
Ментальность выражает возможность понять «дороги перехода к современности».

Для него были важнее региональные, различия.
Приветствовал психоанализ, но не как фрейдизм, а как глубинную потребность современных людей «извлечь на поверхность сознания чувства, прежде спрятанные в глубокой коллективной памяти».

И снова Филипп АрьесСборник-манифест«Новая история» (1978)Арьес связывал успех истории ментальностей с упадком идеологии прогресса, завещанной эпохой Просвещения,

Слайд 15Мишель Вовель род. в 1933
Лучший фокус для изучения человеческого сознания это

средоточие связей синхронического и диахронического внутри эпох социального кризиса.
Системы репрезентаций

сами могут выступать фактором инноваций, и потому необходимо «говорить о реальной креативности этого воображаемого»

«Барочное благочестие и дехристианизация в Провансе в 18 веке».
Как менялись погребальные ритуалы и отношение к смерти?
Три этапа исследования:
Изучение «ожидаемой смерти», «пережитой смерти» и «дискурса о смерти»
с учетом социально-экономических и демографических факторов.

Мишель Вовель род. в 1933 Лучший фокус для изучения человеческого сознания это средоточие связей синхронического и диахронического

Слайд 16КЛОД ЛЕВИ-СТРОСС 1908-2009
Легендарный этнолог/
антрополог,
Теоретик структурализма в общественных науках

В основе всех культурных

практик человечества лежат общие повторяющиеся схемы — структуры, чтобы понять

отдельные детали возможно только через описание их места в общей системе.
КЛОД ЛЕВИ-СТРОСС 1908-2009Легендарный этнолог/антрополог,Теоретик структурализма в общественных наукахВ основе всех культурных практик человечества лежат общие повторяющиеся схемы

Слайд 17ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
В 1970-х гг., параллельно развитию истории ментальностей, утверждался жанр

исторической антропологии, основанный на изучении общественных структур.
Ряд исторических исследований,

вдохновленных антропологией К. Леви-Стросса и семантикой А. Греймаса, относятся к структурной антропологии (исследование мифов как базовых структур общественного сознания).
Школа исторической антропологии античности (Ж.-П. Вернан, П.Видаль-Наке, М. Детьен).
ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯВ 1970-х гг., параллельно развитию истории ментальностей, утверждался жанр исторической антропологии, основанный на изучении общественных структур.

Слайд 18Эммануэль Ле Руа Ладюри род. в 1929
Второе направление исторической структурной антропологии –

исследование ритуалов -_античных праздников, христианских процессий, политических
манифестаций.
«Карнавал в Романе»
«Монтайю

– окситанская деревня» - подлинный шедевр исторической антропологии.
Источник - это материалы допросов церковной инквизиции, расследующей дело о распространении катарской ереси в регионе.
Эммануэль Ле Руа Ладюри род. в 1929Второе направление исторической структурной антропологии – исследование ритуалов -_античных праздников, христианских

Слайд 19Важным направлением структурной антропологии в истории стал анализ исторических текстов:

герменевтика Другого.
Мишель де Серто (1925-1986) «Написание истории», пятая глава «Этнография.

Словесность, или пространство Другого: Лери» повествовала о человеке, рассказавшем о своем путешествии в Бразилию и обратно.
Важным направлением структурной антропологии в истории стал анализ исторических текстов: герменевтика Другого.Мишель де Серто (1925-1986) «Написание истории»,

Слайд 20Но: грань между исторической антропологией и историей ментальности условная.
В 1975

г. Жак Ле Гофф переименовал свой курс «Истории и социологии

средневекового Запада» в «Историческую антропологию средневекового мира».
Но: грань между исторической антропологией и историей ментальности условная.В 1975 г. Жак Ле Гофф переименовал свой курс

Слайд 21Этнологизация редакционной политики «Анналов»
Темы номеров
Биологическая история и общество», «История и

структура», «Семья и общество», «История и сексуальность», «За антропологическую историю»,

«История потребления», «Вокруг смерти»,

«Антропология Франции», «История и антропология андских сообществ», «Исследования об исламе. История и антропология»

Этнологизация редакционной политики «Анналов»Темы номеровБиологическая история и общество», «История и структура», «Семья и общество», «История и сексуальность»,

Слайд 22Первые сомнения…
1) внимание, уделяемое по преимуществу стабильным, «структурным» феноменам, при

котором факторы динамики в истории игнорируются;
2) сомнителен способ обоснования

групповой репрезентации в виде ссылки на чью-то единичную ментальность, «доказательство через удачный пример», тем более - литературный;

3) Слишком много обобщений и сравнений в отношении различных систем верований, вне всякой заботы о формировании корректных и исторически достоверных критериев.

Первые сомнения…1) внимание, уделяемое по преимуществу стабильным, «структурным» феноменам, при котором факторы динамики в истории игнорируются; 2)

Слайд 23ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Ле Руа Ладюри Э.  
Монтайю, окситанская деревня (1294—1324) / Пер.

с фр. В.А. Бабинцева и Я. Ю. Старцева. — Екатеринбург : Издательство

Уральского университета, 2001. — 544 с. 

Дартон Р.
Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. – Пер. с англ. Кулланда С., Добровицкая Т. – М.: НЛО, 2002. 383 с.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Ле Руа Ладюри Э.  Монтайю, окситанская деревня (1294—1324) / Пер. с фр. В.А. Бабинцева и Я.

Слайд 24Американская психоистория
«Победный марш фрейдизма в США» (Х. Шульце).
В формировании психоисторических

концепций приняли участие и сами основоположники фрейдизма.
“Вудро Вильсон. Двадцать

восьмой президент США. Психологический портрет». (ЗЗЗ. Фрейд, У. Буллит)
Американская психоистория«Победный марш фрейдизма в США» (Х. Шульце).В формировании психоисторических концепций приняли участие и сами основоположники фрейдизма.

Слайд 25Фрейдизм

Фрейдизм

Слайд 26 Эрик Эриксон – основоположник психоистории 1902-1994
Определял психоисторию как изучение истории, которое

опирается на комбинированные методы психоанализа и истории.
Адаптировал и развил

теорию Фрейда об этапах взросления личности.

“Детство и общество” (1950) “Молодой Лютер” (1958),
“Вера Ганди” (1969), “Инсайт и ответственность” (1969)

Эрик Эриксон – основоположник психоистории 1902-1994Определял психоисторию как изучение истории, которое опирается на комбинированные методы психоанализа

Слайд 27 ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПСИХОИСТОРИИ
Биографии известных личностей,
История революций
Феномен фашизма
Личность и общество
История

детства

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПСИХОИСТОРИИБиографии известных личностей,История революцийФеномен фашизмаЛичность и обществоИстория детства

Слайд 28Ллойд Демоз род. в 1931
Основной теоретик современной психоистории.
Псиъхоистория как наука об

“исторической мотивации”, которая основана на “антихолистической философии методологического индивидуализма” и

ставит перед собой цель объяснения действий “индивидов в исторических группах”.

Книги
“Психоистория и психотерапия”, “Эволюция детства”, “Формирование американской личности”, “Новая наука”

Ллойд Демоз род. в 1931Основной теоретик современной психоистории.Псиъхоистория как наука об “исторической мотивации”, которая основана на “антихолистической

Слайд 29 Ориентиры работы

психоисторика:
1. Исторические документы.
2. Опыт «клинической

практики».
3. “Собственный эмоциональный опыт”.
ЦЕЛЬ:
“Поиск причины мотивационных моделей в ранних событиях жизни личности и их реструктурирования в группе взрослых”.


Ориентиры работы         психоисторика:1. Исторические документы.

Слайд 30 Пример: изучение истории революций
В. Блэнчард: влияние на ход

революции идей Ж.-Ж. Руссо следует объяснять его детскими годами, когда

у будущего философа якобы сформировался садо-мазохистский комплекс, взаимная “амбивалентность чувств отца и сына”.
Детские комплексы привели к формированию идей о необходимости изменения существующего порядка. Это объясняется желанием добиться справедливости лишь для себя через проекции своих детских переживаний на угнетаемые классы.
Другие психоисторики находят в Руссо черты параноидальной личности.
Пример: изучение истории революцийВ. Блэнчард: влияние на ход революции идей Ж.-Ж. Руссо следует объяснять его

Слайд 31Американскую революцию и войну за независимость Л.Демоз трактует как историческое

событие, способное показать роль основного психогенетического закона: «история является “последним

пристанищем, куда мы загоняем свои детские травмы”

Ранним сиротством нескольких поколений семьи в американской психоистории объясняется тяга Джорджа Вашингтона к независимости не только для себя, но и политической независимости для колоний от Англии.

Американскую революцию и войну за независимость Л.Демоз трактует как историческое событие, способное показать роль основного психогенетического закона:

Слайд 32Психоисторическая концепция
Американской революции
1) зависимость колоний от Англии рассматривалась

колонистами как семейная зависимость детей от родителей;
2) верность Лондону

часто рассматривалась как послушание перед родителями;
3)3образы колоний и метрополии менялись;
4) образ колоний как ребенка трансформировался в образ колонии-юноши(конфликт отца с сыном);
5) колонии борются за автономию от Лондона;
6) не все колонисты были в состоянии разорвать психологическую зависимость от Англии и остались к ней лояльными;
7) англичане же смотрели на свою страну как на мать, а на колонистов как на братьев, и были шокированы их поведением.
Психоисторическая концепция Американской революции 1) зависимость колоний от Англии рассматривалась колонистами как семейная зависимость детей от родителей;

Слайд 33Психоистория пересматривает и особенности хода исторического процесса в целом.
Демоз: главная

причина всех исторических изменений – психогенез и смена стилей воспитания

детей.

Демоз пересматривает категории социальной стратификации и представляет ее как “разделение больших групп на малые группы представителей”.
Эти группы выполняют определенные роли в «групповой фантазии общества».

Психоистория пересматривает и особенности хода исторического процесса в целом.Демоз: главная причина всех исторических изменений – психогенез и

Слайд 34Церковь превращена в “групповую фантазию зависимости”,
Армия – в фантазию

рождения,
Капитализм – в фантазию контроля,
Революция – в фантазию

антизависимости,
Школа – в фантазию унижения.

Вместо социальных групп Демоз выделяет «психоклассы» (группы из индивидов со сходным воспитанием).
Психоисторики пересматривают и роль личности в истории. Лидер – это “личность, способная стать объектом противоречивых проективных идентификаций групповой фантазии”.
 

Церковь превращена в “групповую фантазию зависимости”, Армия – в фантазию рождения, Капитализм – в фантазию контроля, Революция

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика