Слайд 1Лекция 4. Исторические исследования общественного сознания и культуры.
1. История ментальностей
2.
Историческая антропология
3. Американская психоистория
Слайд 2
ИСТОРИЯ
МЕНТАЛЬНОСТЕЙ
■ История ментальностей разнообразна и с трудом поддается типологизации.
■
Сложно в ней выделить однозначно и линии преемственностиот одних ученых
к другим.
■ Представляет собой «звездный час» третьего поколения «Анналов»
■ Вероятно, самый мощный источник обновления исторической науки в России с 1990-х гг.
Слайд 3Само понятие происходит от латинского «mentalis» - умственный, от которого
и понятие «mentalité» - умонастроение, склад ума.
Слайд 4Пять типов истории ментальностей
(классификация Р. Агирре-Рохаса)
Модель автономной, и почти
идеалистической истории ментальностей (Филипп Арьес).
Модель археологии и генеалогии дискурсивных структур
и оснований (Мишель Фуко).
«Позитивистская», или чисто описательная модель, более характерная для испанской историографии.
Социологическая, или социо-экономическая («марксизирующая») модель истории ментальностей, помещающая культурное в более широкий социальный контекст (Жорж Дюби).
Сериальная модель ментальностей, «третий уровень» количественной истории, начатой Лабруссом (Мишель Вовель).
Слайд 5ШИРОКИЙ СПЕКТР ИССЛЕДОВАНИЙ
Возможности квантификации («чердак дома истории, сериальная история)
Воображаемое как
отражение социальных условий реального мира
Ментальности как независимые универсумы: большие длительности
воображаемого
Слайд 6МЕНТАЛЬНОСТИ КАК ИДЕЯ ВСЕОБЩЕГО
В дискурсе историков 1970-х «ментальное», подобно «социальному»
в 1920-х гг., стало играть роль связующего общественного эфира:
Историков-марксистов
освобождало от жестких рамок концепции исторического материализма.
Для других историков «ментальности» являлись новым способом разрабатывать исторические структуры.
Иные стремились через ментальности исторически изучать бессознательное человеческой психики в русле психоанализа.
Бессознательные, сознательные и индивидуальные вариации коллективной психологии – три уровня истории ментальностей
(П. Берк)
Слайд 7Альфонс Дюпрон (1905-1990)
«Лабрусс культурной истории»
Изучал историю «эмоциональных метаморфоз».
Диссертация
«Миф крестовых походов» (1956).
Создал идеальный образ крестовых походов.
Описал трансформации сакральных
представлений и проявлений священного,
которые привели к рождению мифа борьбы за «Господень Гроб».
Слайд 8Филипп Арьес
1914-1984
«Историк по воскресеньям»
«Родоначальник жанра»
«История французского населения» Основная идея: развитие
навыка контрацепции вызвало у французов настоящую ментальную революцию, которая выразилась
в новых напряженных поисках смысла жизни.
«Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке»
Понимание детства как особого возраста, отличного от возраста взрослых, является относительно новым (с XVIII в.) изобретением.
Слайд 9«Человек перед лицом смерти»
1) Смерть в Античности и на
заре Средневековья: закономерный этап коллективной судьбы.
2) «Прирученная смерть», «смерть
себя» среднего и позднего Средневековья: закономерный финал биографии:
ни страха, ни слез.
3) «Смерь долгая и близкая», характерная для Нового времени: дикость и неотвратимая угроза.
4) «Смерть тебя» XIX – начала ХХ вв.: трагическая потеря в культуре, ориентированной на семейные ценности.
5) «Перевернутая смерть» второй половины ХХ в.: возмутительное социальное «табу».
Слайд 10ЖОРЖ ДЮБИ
1919-1996
История ментальности как историческая псиъхология (1961).
Разделяет базовые установления
марксизма: как поведение и чувства средневековых людей соотносятся с категориями
феодализма, совмещают в себе материальные и духовные потребности общества
Книги:
«Бувинское воскресение»
«Рыцарь, женщина и священник»
«Три сословия или воображаемое феодализма»:
Orаtores, Bellatores, laboratores – легитимная модель управления при феодализме.
Слайд 11Робер Мандру
1921-1984
Стремился ввести психологическое измерение истории в перспективу «долгого времени»
и соединить ментальные процессы со структурами большей длительности (1968).
Выступал против
использования психоанализа в истории.
«Тотальная история» ментальностей
Диссертация «Магистраты и колдуны во Франции в XVII в.»:
изменение судебных практик в отношении феномена волшебства, разрушение традиции преследования ведьм.
«Введение в современную Францию: 1500-1640 гг. Эссе психологической истории»: новаторская работа (1961).
Слайд 12Жак Ле Гофф
1924-2014
Самый известный французский историк в нашей стране.
Манифест истории
ментальностей в сборнике “Faire de l’histoire” (1974)
«Цивилизация средневекового Запада»
Концепция долгого
Средневековья, которое начинается еще в Античности и длится отдельными пережитками до 18 века.
«Святой Людовик» – опыт исторической биографии
Слайд 13Ментальности – это «уровень повседневного и автоматического», внеперсонального и ускользающего
от понимания отдельных людей, «то, чем являются Цезарь и последний
солдат его легионов, Святой Людовик и крестьянин его вотчины, Христофор Колумб и моряк с его каравеллы вместе».
Слайд 14И снова Филипп Арьес
Сборник-манифест
«Новая история» (1978)
Арьес связывал успех истории ментальностей
с упадком идеологии прогресса, завещанной эпохой Просвещения, с сомнениями в
благотворности научно-технической революции.
Ментальность выражает возможность понять «дороги перехода к современности».
Для него были важнее региональные, различия.
Приветствовал психоанализ, но не как фрейдизм, а как глубинную потребность современных людей «извлечь на поверхность сознания чувства, прежде спрятанные в глубокой коллективной памяти».
Слайд 15Мишель Вовель
род. в 1933
Лучший фокус для изучения человеческого сознания это
средоточие связей синхронического и диахронического внутри эпох социального кризиса.
Системы репрезентаций
сами могут выступать фактором инноваций, и потому необходимо «говорить о реальной креативности этого воображаемого»
«Барочное благочестие и дехристианизация в Провансе в 18 веке».
Как менялись погребальные ритуалы и отношение к смерти?
Три этапа исследования:
Изучение «ожидаемой смерти», «пережитой смерти» и «дискурса о смерти»
с учетом социально-экономических и демографических факторов.
Слайд 16КЛОД ЛЕВИ-СТРОСС
1908-2009
Легендарный этнолог/
антрополог,
Теоретик структурализма в общественных науках
В основе всех культурных
практик человечества лежат общие повторяющиеся схемы — структуры, чтобы понять
отдельные детали возможно только через описание их места в общей системе.
Слайд 17ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
В 1970-х гг., параллельно развитию истории ментальностей, утверждался жанр
исторической антропологии, основанный на изучении общественных структур.
Ряд исторических исследований,
вдохновленных антропологией К. Леви-Стросса и семантикой А. Греймаса, относятся к структурной антропологии (исследование мифов как базовых структур общественного сознания).
Школа исторической антропологии античности (Ж.-П. Вернан, П.Видаль-Наке, М. Детьен).
Слайд 18Эммануэль
Ле Руа Ладюри
род. в 1929
Второе направление исторической структурной антропологии –
исследование ритуалов -_античных праздников, христианских процессий, политических
манифестаций.
«Карнавал в Романе»
«Монтайю
– окситанская деревня» - подлинный шедевр исторической антропологии.
Источник - это материалы допросов церковной инквизиции, расследующей дело о распространении катарской ереси в регионе.
Слайд 19Важным направлением структурной антропологии в истории стал анализ исторических текстов:
герменевтика Другого.
Мишель де Серто (1925-1986) «Написание истории», пятая глава «Этнография.
Словесность, или пространство Другого: Лери» повествовала о человеке, рассказавшем о своем путешествии в Бразилию и обратно.
Слайд 20Но: грань между исторической антропологией и историей ментальности условная.
В 1975
г. Жак Ле Гофф переименовал свой курс «Истории и социологии
средневекового Запада» в «Историческую антропологию средневекового мира».
Слайд 21Этнологизация редакционной политики «Анналов»
Темы номеров
Биологическая история и общество», «История и
структура», «Семья и общество», «История и сексуальность», «За антропологическую историю»,
«История потребления», «Вокруг смерти»,
«Антропология Франции», «История и антропология андских сообществ», «Исследования об исламе. История и антропология»
Слайд 22Первые сомнения…
1) внимание, уделяемое по преимуществу стабильным, «структурным» феноменам, при
котором факторы динамики в истории игнорируются;
2) сомнителен способ обоснования
групповой репрезентации в виде ссылки на чью-то единичную ментальность, «доказательство через удачный пример», тем более - литературный;
3) Слишком много обобщений и сравнений в отношении различных систем верований, вне всякой заботы о формировании корректных и исторически достоверных критериев.
Слайд 23ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Ле Руа Ладюри Э.
Монтайю, окситанская деревня (1294—1324) / Пер.
с фр. В.А. Бабинцева и Я. Ю. Старцева. — Екатеринбург : Издательство
Уральского университета, 2001. — 544 с.
Дартон Р.
Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. – Пер. с англ. Кулланда С., Добровицкая Т. – М.: НЛО, 2002. 383 с.
Слайд 24Американская психоистория
«Победный марш фрейдизма в США» (Х. Шульце).
В формировании психоисторических
концепций приняли участие и сами основоположники фрейдизма.
“Вудро Вильсон. Двадцать
восьмой президент США. Психологический портрет». (ЗЗЗ. Фрейд, У. Буллит)
Слайд 26
Эрик Эриксон – основоположник психоистории
1902-1994
Определял психоисторию как изучение истории, которое
опирается на комбинированные методы психоанализа и истории.
Адаптировал и развил
теорию Фрейда об этапах взросления личности.
“Детство и общество” (1950) “Молодой Лютер” (1958),
“Вера Ганди” (1969), “Инсайт и ответственность” (1969)
Слайд 27 ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПСИХОИСТОРИИ
Биографии известных личностей,
История революций
Феномен фашизма
Личность и общество
История
детства
Слайд 28Ллойд Демоз
род. в 1931
Основной теоретик современной психоистории.
Псиъхоистория как наука об
“исторической мотивации”, которая основана на “антихолистической философии методологического индивидуализма” и
ставит перед собой цель объяснения действий “индивидов в исторических группах”.
Книги
“Психоистория и психотерапия”, “Эволюция детства”, “Формирование американской личности”, “Новая наука”
Слайд 29 Ориентиры работы
психоисторика:
1. Исторические документы.
2. Опыт «клинической
практики».
3. “Собственный эмоциональный опыт”.
ЦЕЛЬ:
“Поиск причины мотивационных моделей в ранних событиях жизни личности и их реструктурирования в группе взрослых”.
Слайд 30 Пример: изучение истории революций
В. Блэнчард: влияние на ход
революции идей Ж.-Ж. Руссо следует объяснять его детскими годами, когда
у будущего философа якобы сформировался садо-мазохистский комплекс, взаимная “амбивалентность чувств отца и сына”.
Детские комплексы привели к формированию идей о необходимости изменения существующего порядка. Это объясняется желанием добиться справедливости лишь для себя через проекции своих детских переживаний на угнетаемые классы.
Другие психоисторики находят в Руссо черты параноидальной личности.
Слайд 31Американскую революцию и войну за независимость Л.Демоз трактует как историческое
событие, способное показать роль основного психогенетического закона: «история является “последним
пристанищем, куда мы загоняем свои детские травмы”
Ранним сиротством нескольких поколений семьи в американской психоистории объясняется тяга Джорджа Вашингтона к независимости не только для себя, но и политической независимости для колоний от Англии.
Слайд 32Психоисторическая концепция
Американской революции
1) зависимость колоний от Англии рассматривалась
колонистами как семейная зависимость детей от родителей;
2) верность Лондону
часто рассматривалась как послушание перед родителями;
3)3образы колоний и метрополии менялись;
4) образ колоний как ребенка трансформировался в образ колонии-юноши(конфликт отца с сыном);
5) колонии борются за автономию от Лондона;
6) не все колонисты были в состоянии разорвать психологическую зависимость от Англии и остались к ней лояльными;
7) англичане же смотрели на свою страну как на мать, а на колонистов как на братьев, и были шокированы их поведением.
Слайд 33Психоистория пересматривает и особенности хода исторического процесса в целом.
Демоз: главная
причина всех исторических изменений – психогенез и смена стилей воспитания
детей.
Демоз пересматривает категории социальной стратификации и представляет ее как “разделение больших групп на малые группы представителей”.
Эти группы выполняют определенные роли в «групповой фантазии общества».
Слайд 34Церковь превращена в “групповую фантазию зависимости”,
Армия – в фантазию
рождения,
Капитализм – в фантазию контроля,
Революция – в фантазию
антизависимости,
Школа – в фантазию унижения.
Вместо социальных групп Демоз выделяет «психоклассы» (группы из индивидов со сходным воспитанием).
Психоисторики пересматривают и роль личности в истории. Лидер – это “личность, способная стать объектом противоречивых проективных идентификаций групповой фантазии”.