Разделы презентаций


Лекция 4. Методы художественной деятельности в традиционном и

Содержание

Архитектурно-строительный канон Каноны - это следующий шаг в развитии профессиональных методов архитектурно-строительного творчества.Сложение архитектурно-строительного канона происходит параллельно с функционированием (проектного) объектного образца. Архитектурно-строительные каноны не исключали метод работы по объектному образцу,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 4. Методы художественной деятельности в традиционном и корпоративно-ремесленном типе

организационной культуры. Допроектный этап
Архитектурно-строительный канон.
Определение. Основные понятия 2. Развитие профессионального знания

как способа осмысления работы предшественника, решавшего нетиповую задачу . 3. Новация – как способ совершенной организации зрительного впечатления.
Лекция 4.  Методы художественной деятельности  в традиционном и корпоративно-ремесленном типе организационной культуры.  Допроектный этапАрхитектурно-строительный

Слайд 2Архитектурно-строительный канон
Каноны - это следующий шаг в развитии профессиональных методов

архитектурно-строительного творчества.
Сложение архитектурно-строительного канона происходит параллельно с функционированием (проектного) объектного

образца.
Архитектурно-строительные каноны не исключали метод работы по объектному образцу, а лишь включали его как один из частных принципов формирования пространства по заданной программе.
Вплоть до эпохи Возрождения процесс формирования архитектурного объекта был вплетен в процесс строительства этого объекта,
Процесс формирования происходил как корректировка и уточнение исходного образца и его модели сообразно с конкретными условиями места возведения сооружения на основе принятой системы канонических пропорций.
Ведущее значение пропорций в архитектурно-строительных канонах различных архитектурных культур:
В древнем Египте
В античной культуре есть даже отождествление канона с пропорциями и их распространение не только на архитектуру, но и на художественную культуру в целом.

Архитектурно-строительный канон Каноны - это следующий шаг в развитии профессиональных методов архитектурно-строительного творчества.Сложение архитектурно-строительного канона происходит параллельно

Слайд 3ГРЕЦИЯ. Канонические пропорции древнегреческой архитектуры связаны с системой античного ордера,

имеющего особое значение в мировой и европейской архитектурной культуре. Основу

древнегреческого ордера составляет колонна, являющаяся характернейшим архитектурным элементом всех древнейших культур.
1.В профессиональном творчестве древних греков ордер еще не существует как самостоятельная художественно-тектоническая система архитектуры.
2. Греческий ордер неразрывно связан с конкретным сооружением и потому применяется сообразно его структуре. Это обеспечило процесс совершенствования пропорционального строя ордера вплоть до второй половины 1У в. до н.э.
ГРЕЦИЯ. Канонические пропорции древнегреческой архитектуры связаны с системой античного ордера, имеющего особое значение в мировой и европейской

Слайд 4РИМ. Канонизация ордера как образца красоты в архитектуре происходит в

профессиональном творчестве древнего Рима и находит отражение в трактате Витрувия.

Методы построения дорического ордера, излагаемые Витрувием, представляют собой доктрину, основанную на композиции отдельных «произведений аттической дорики».

РИМ. Канонизация ордера как образца красоты в архитектуре происходит в профессиональном творчестве древнего Рима и находит отражение

Слайд 5Архитектурно-строительный канон
Профессиональное формирование архитектурного объекта и в эпоху античности, и

в эпоху средневековья заключалось в определении следующих трех обязательных составляющих

всех архитектурно-строительных канонов.:
типологическая схема здания,
его исходные размеры,
приемы пропорционального построения .

1. Общекультурные принципы построения пространства фиксировали в схематичных или масштабных геометрических моделях (будь то чертеж планов или макеты зданий), реализация которых в натуре осуществлялась непосредственно в процессе строительства как геометрическая конкретизация типовой структуры пространства на основе соответствующего канона.

2. В древнем Египте и древней Греции, в средневековой Европе и России сооружение зданий начинали с разметки его плана на предварительно выровненной площадке. Соотношение сторон плана и его частей определяли в соответствии с принятым каноном пропорций, затем из плана "выводились" вертикальные проекции здания опять же в соответствии с принятой системой пропорций. "Вычерчивание" плана на земле выступает как основное средство конструирования и реализации идеального образца в действительности.

3. Пропорции оказывались тем рабочим инструментом «натурного» формообразования здания, с помощью которого культивируемые в профессиональном сознании образцы пространства обрели конкретные, количественно определенные формы.

Архитектурно-строительный канон Профессиональное формирование архитектурного объекта и в эпоху античности, и в эпоху средневековья заключалось в определении

Слайд 6В пластике Древнего Египта
утвердился Канон пропорций взаимосвязи частей

и целого, основанных на делении отрезка в среднем и крайнем

отношении
В пластике  Древнего Египта утвердился Канон пропорций взаимосвязи частей и целого, основанных на делении отрезка в

Слайд 9Египетский канон был был переосмыслен древне-греческой классикой,
Теоретически канон был

закреплен скульптором Поликлетом (5 в. до н.э.) в трактате «Канон»

и практически воплощен в его статуе «Дорифор», также получившей название «Канон».
Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и с некоторыми изменениями для художников Ренессанса и классицизма
Египетский канон был был переосмыслен древне-греческой классикой, Теоретически канон был закреплен скульптором Поликлетом (5 в. до н.э.)

Слайд 11Свой идеал атлета-гражданина Поликлет воплотил в бронзовой скульптуре юноши с

копьем, отлитой около 450—440 годов до н. э.
Могучий обнаженный

атлет — Дорифор («Копьеносец») — изображен в спокойной и величественной позе. Он держит в руке копье, которое лежит на левом плече, и слетка повернув голову, смотрит в даль.  Красота человека становится мерой ценности разумно устроенною мира.
Безукоризненное совершенство «Дорифора» сделало его в глазах греков непревзойденным образцом человеческой красоты -- каноном
Свой идеал атлета-гражданина Поликлет воплотил в бронзовой скульптуре юноши с копьем, отлитой около 450—440 годов до н.

Слайд 14Скульптор Поликлет математически точно рассчитал размеры всех частей тела и

их соотношение между собой. За единицу измерения он принял рост

человека. По отношению к росту - голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки — одну десятую, ступня — одну шестую.
Скульптор Поликлет написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило»), где изложил свои мысли о наиболее гармоничных пропорциях человеческой фигуры, как бы установленных для нее самой природой.
Скульптор Поликлет математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение между собой. За единицу измерения

Слайд 15Дорифор или канон Поликлета

Дорифор или канон Поликлета

Слайд 16Эпоха классической Греции.
«Для грека характерно очеловечивание сил природы —

антропоморфизм.
Греческие боги — это те же люди, но несколько

больших размеров и обладающие большей силой, большим умом и ловкостью.
Они так же, как люди, сердятся и обманывают, любят и страдают...
Ордер классического греческого храма является также главным носителем человеческого начала: он осуществляет на языке архитектуры монументализированного человека-героя».

Эпоха классической Греции. «Для грека характерно очеловечивание сил природы — антропоморфизм. Греческие боги — это те же

Слайд 17Сама форма дорической колонны вызывает ассоциации, связанные
с человеческим телом.


Ассоциации с телесностью ордерных форм, в частности ствола колонны, особенно

усиливается благодаря энтазису, неравномерному утончению самого ствола, которое окончательно лишает его абстрактной математичности и придает ему характер органической материи.
Ствол колонны благодаря
этому становится родственным
человеческому телу, как
порождению органической
природы.

Сама форма дорической колонны вызывает ассоциации, связанные с человеческим телом. Ассоциации с телесностью ордерных форм, в частности

Слайд 22Антропоморфизм греческой архитектуры

Антропоморфизм греческой архитектуры

Слайд 25Аналогия храм — человек последовательно доведена до конца тем, что

закреплена в абсолютном размере постройки. Античные греки, как и египтяне,

пользовались десятиричной системой исчисления, и числа 10, 100, 1000 представлялись им структурными единицами разного порядка. Поэтому храм (образ богочеловека) есть десятикратный человек. Ширина стилобата (100 футов) есть 10 стоп гиганта. Храм поднят на основание в рост человека (1 оргия, или 6 футов), т.е. 0,1 роста гиганта. Высота храма от скалы до венчающего ордер карниза примерно равна 50 футам (10-кратная высота тела), а включая поле
Аналогия храм — человек последовательно доведена до конца тем, что закреплена в абсолютном размере постройки. Античные греки,

Слайд 26В профессиональном творчестве древних греков
ордер еще не существует как

самостоятельная художественно-тектоническая система архитектуры.

Он неразрывно связан с конкретным сооружением и потому применяется сообразно его структуре.

Это обеспечило процесс совершенствования пропорционального строя ордера вплоть до второй половины 1У в. до н.э.
В профессиональном творчестве древних греков ордер еще не существует как самостоятельная художественно-тектоническая система архитектуры.

Слайд 27Рис. 8.6. Акрагант. Храм Зевса (ок. 480 г. до н.

э.).
Сравнительная схема фасадов: и — храм Зевса; б — храм

Конкордии (там же); в — Парфенон
Рис. 8.6. Акрагант. Храм Зевса (ок. 480 г. до н. э.).Сравнительная схема фасадов: и — храм Зевса;

Слайд 29В греческой архитектуре используется возникшее на основе ордера пропорционирование, которое

приобретает абстрактно геометрический характер, вполне согласующийся с мистическим пониманием красоты

и гармонии в рамках религиозного сознания.

В греческой архитектуре используется возникшее на основе ордера пропорционирование, которое приобретает абстрактно геометрический характер, вполне согласующийся с

Слайд 30Три обязательных составляющих всех архитектурно-строительных канонов:
типологическая схема здания,
исходные

размеры здания,
приемы пропорционального построения .

Три обязательных составляющих всех архитектурно-строительных канонов: типологическая схема здания, исходные размеры здания, приемы пропорционального построения .

Слайд 31Общекультурные
принципы построения
пространства фиксировали в схематичных или масштабных геометрических

моделях (будь то чертеж планов или макеты зданий), реализация которых

в натуре осуществлялась непосредственно в процессе строительства как геометрическая конкретизация типовой структуры пространства на основе соответствующего канона.

Общекультурные принципы построения пространства фиксировали в схематичных или масштабных геометрических моделях (будь то чертеж планов или макеты

Слайд 32Пропорции оказывались тем рабочим инструментом «натурного» формообразования здания, с помощью

которого культивируемые в профессиональном сознании образцы пространства обрели конкретные, количественно

определенные формы

Пропорции оказывались тем рабочим инструментом «натурного» формообразования здания, с помощью которого культивируемые в профессиональном сознании образцы пространства

Слайд 33Расчет восприятия архитектурной формы

Расчет восприятия архитектурной формы

Слайд 66Храм Аполлона в Дидиме

Храм Аполлона в Дидиме

Слайд 72ДРЕВНИЙ РИМ

ДРЕВНИЙ РИМ

Слайд 73РИМ. Канонизация ордера как образца красоты в архитектуре происходит в

профессиональном творчестве древнего Рима и находит отражение в трактате Витрувия.


Методы построения дорического ордера, излагаемые Витрувием, представляют собой доктрину, основанную на композиции отдельных «произведений аттической дорики».
РИМ. Канонизация ордера как образца красоты в архитектуре происходит в профессиональном творчестве древнего Рима и находит отражение

Слайд 89Форум Рабирия

Форум Рабирия

Слайд 95византия

византия

Слайд 96ДРЕВНЯЯ РУСЬ

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Слайд 97Архитектурно-строительный канон.
Русское православное храмовое строительство

Архитектурно-строительный канон.Русское православное храмовое строительство

Слайд 99пропорции, фиксировались в своеобразных образцовых моделях, так называемых "вавилонах"- символических

схемах плана священного жилища, которые связаны с древнейшими представлениями и

непосредственно восходят к культуре Древнего Двуречья.

"Вавилоны" получили распространение и в древнерусское зодчестве, здесь они считались "символом зодческой мудрости"
пропорции, фиксировались в своеобразных образцовых моделях, так называемых

Слайд 101Антропометричность зданий в границах эргономики – есть неотъемлемая часть в

композиции архитектурного объекта. Наряду с этим существует мнение, что при

решении фасадов и планов антропометричность должна быть учтена не только в деталях, предполагается, что антропометричность, в определенной степени антропоморфность, является естественным состоянием архитектурного памятника. По утверждению исследователя древнеегипетских храмов Курциуса, в здании мы воспринимаем гигантский, претворенный в иной материал, образ человека [11].

В чертежах и рисунках теоретиков пропорционирования данное положение отражает совмещение фасадов и планов с изображением совершенного, по мнению теоретиков, человека. К числу теоретиков пропорционирования, авторов подобных совмещений, можно отнести Франческо ди Джорджио [15] с его знаменитым фасадом церкви, совмещенным с изображением человека; проф. Г.Гримма [5], объединившего изображение статуи Дорифора с частью фасада палаццио; И.Ш.Шевелева [21], разместившего на фасаде Парфенона десятикратно увеличенное изображение Посейдона; Г.М.Скуратовского [18], совмещение изображения совершенного человека которого с фасадами древнегреческих храмов подобно работе И.Ш.Шевелева.

Антропометричность зданий в границах эргономики – есть неотъемлемая часть в композиции архитектурного объекта. Наряду с этим существует

Слайд 102В результате аналитического расчета равновесие площадей достигнуто благодаря замене круга,

диаметр которого равен росту человека на логарифмическую спираль, пересекающую верхнюю

и нижнюю точки изображения человека. Радиус указанной спирали в четверти изменяется в 0,786 раз, что соответствует квадратному корню из 0,618. Это значение пропорции «золотое сечение» (рис. 6).
В результате аналитического расчета равновесие площадей достигнуто благодаря замене круга, диаметр которого равен росту человека на логарифмическую

Слайд 103обобщающим элементом для геометрии, размещенной теоретиками пропорционирования на канонизированных изображениях

человека, как «меры всех вещей», является логарифмическая спираль, построенная по

значениям пропорциональной закономерности «золотое сечение». Данная геометрическая фигура является отражением физических составляющих тела человека земли, воды, воздуха и огня. В соответствии с антропометричностью (антропоморфностью) зданий, логарифмическая спираль – есть геометрическое отражение физических составляющих памятника архитектуры.
обобщающим элементом для геометрии, размещенной теоретиками пропорционирования на канонизированных изображениях человека, как «меры всех вещей», является логарифмическая

Слайд 104В изобразительном искусстве восточного и европейского Средневековья, особенно в культовом,

утвердился иконографический Канон. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные

композиционные схемы и соответствующие им элементы изображения тех или иных персонажей, их одежд, поз, жестов, деталей пейзажа или архитектуры уже с 9 в. были закреплены в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточнохристианского ареала до 17 в
В изобразительном искусстве восточного и европейского Средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический Канон. Выработанные в процессе многовековой

Слайд 105Роль К. в процессе исторического бытия искусства двойственна. Будучи носителем

традиций определенного художественного мышления и соответствующей художественной практики, К. выражает

эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного направления и т.п. В этом его продуктивная роль в истории культуры. Когда же со сменой культурно-исторических эпох меняется эстетический идеал и вся система художественного мышления, К. ушедшей эпохи становится тормозом в развитии искусства, мешает ему адекватно выражать духовно-практическую ситуацию своего времени. В процессе культурно-исторического развития этот К. преодолевается новым творческим опытом. В конкретном произведении искусства каноническая схема не является носителем собственно художественного значения, возникающего на ее основе (в «канонических» искусствах — благодаря ей) в каждом акте художественного творчества или эстетического восприятия.
Роль К. в процессе исторического бытия искусства двойственна. Будучи носителем традиций определенного художественного мышления и соответствующей художественной

Слайд 106Художественно-эстетическая значимость К. заключается в том, что каноническая схема, закрепленная

как-то материально или существующая только в сознании художника (и реципиентов

данной культуры), являясь конструктивной основой художественного символа, как бы провоцирует талантливого мастера на конкретное преодоление ее изнутри, посредством системы малозаметных, но художественно значимых отклонений от схемы в нюансах всех элементов изобразительно-выразительного языка. В психике реципиента каноническая схема возбуждает устойчивый комплекс традиционной для его времени и культуры информации, а конкретные художественно организованные вариации элементов формы побуждают его к углубленному всматриванию во вроде бы знакомый, но в чем-то новый образ, к стремлению проникнуть в его сущностные, архетипические основания, к открытию каких-то еще неизвестных его духовных истин.
Художественно-эстетическая значимость К. заключается в том, что каноническая схема, закрепленная как-то материально или существующая только в сознании

Слайд 107Средневековье
Архитектурные решения на основе архитектурно-строительного канона вырабатывали коллективно, через индивидуальный

вклад каждого участника строительства.
Мастер-ремесленник был продолжателем традиции, основанной на

опыте и выраженной в каноне. Архитектурное творчество средневековья было вплетено в различные виды ремесла.
Коллективный труд каменщиков, плотников, кровельщиков, резчиков по камню и дереву, художников-иконописцев синтезировался в архитектурном сооружении, каноны формирования которого разделяли все участники строительства.

Творчество заключается в конкретном применении эталонов деятельности (канонов) и индивидуально-коллективной трактовке образцов под руководством дирижера-мастера.

Трансформация метода.
Но уже в позднее средневековье мастера начинают все больше ориентироваться:
не на авторитеты и образцы, а на собственные умения,
уверенность в истинности которых черпают из теоретических знаний, в частности, законов геометрии.*

*Альбрехт Дюрер, один из тех мастеров средневековья, которые непосредственно шагнули в эпоху Возрождения, не делает ссылок на "древних", а, изучая природу, ищет приводящую все в движение, закономерность. "Искусство, действительно, скрыто в природе, кто может его у природы взять, тот им владеет. Если ты им овладеешь, то избавишься от многих ошибок в твоей работе. И, освоив геометрию, ты во многом сможешь показать свое умение... Кто же, пользуясь законами геометрии, показывает свое искусство и демонстрирует истинную правду, тому должен верить весь мир" [26, с. 73 ] .
СредневековьеАрхитектурные решения на основе архитектурно-строительного канона вырабатывали коллективно, через индивидуальный вклад каждого участника строительства. Мастер-ремесленник был продолжателем

Слайд 1082.2. Проектный этап
Накануне эпохи Возрождения возрастает практическая необходимость в методах

и средствах эффективного формирования принципиально новых типов пространства, в новых

способах передачи накопленного опыта, в развитии собственно профессионального образования.

Причины трансформации метода:
Появление в эпоху Возрождения новой социальной задачи профессионального архитектурного творчества - задачи отражения духовной жизни индивида.
Необходимость выражения в искусстве человеческой личности определила первостепенное значение отражательных функций архитектуры.
Индивидуализация заказчика и связанное с этим процессом возросшее значение визуально воспринимаемой архитектурной формы, обусловили необходимость проверки визуального воздействия объективной объемно-пространственной формы до ее реального возведения, что в свою очередь, определило возникновение и становление визуальных моделей (в виде перспективных изображений), как важного средства идеального формообразования.
Направление трансформации
В архитектуре уникальных сооружений начинают превалировать изобразительные аспекты, которые становятся главной творческой задачей профессиональной деятельности, а живопись - ведущим искусством эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения профессия архитектора впервые становится деятельностью по идеальному формированию пространства, т.е. архитектурным проектированием,
канон превращается лишь в художественное средство, обеспечивающее только эту сферу архитектурно-строительной деятельности.


2.2. Проектный этап Накануне эпохи Возрождения возрастает практическая необходимость в методах и средствах эффективного формирования принципиально новых

Слайд 109Становление композиционного моделирования
в качестве самостоятельной сферы профессиональной деятельности явилось

качественным моментом в процессе выделения процесса проектирования по отношению
к

строительству.
Становление композиционного моделирования в качестве самостоятельной сферы профессиональной деятельности явилось качественным моментом в процессе выделения процесса проектирования

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика