(английский экономист и статистик Роберт Гиффен (умер в 1910 году);
эффект Веблена (американский социолог и экономист);
эффект «сноба».
«Парадокс Гиффена» - в условиях экономического кризиса и инфляции рост цен на товары первой жизненной необходимости (хлеб, молоко, картофель) не приводит к сокращению спроса, а даже увеличивает его. Поскольку население меняет структуру спроса в пользу более дешевых продуктов питания и вещей.
«Эффект Веблена» в условиях экономического кризиса и инфляции рост цен на предметы роскоши (золото, бриллианты, антиквариат и т.п.) не приводит к сокращению спроса, а даже увеличивает его. Таким способом люди пытаются спасти деньги от обесценивания.
«Эффект сноба» - если потребители ожидают дальнейшего роста цен, то они закупают «впрок», несмотря на рост цен.