Разделы презентаций


Лекция 5 Чтение и его место в системе обучения ИЯ План 1. Чтение как вид

Содержание

1. Чтение как вид речевой деятельности, цель и средство обучения ИЯЧтение – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста Процесс чтения предполагает анализ, синтез, обобщение, умозаключение и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 5
Чтение и его место в системе обучения ИЯ
План

1. Чтение

как вид речевой деятельности, цель и средство обучения ИЯ
2. Формы

и виды чтения
3. Система работы с текстом
4. Формирование техники чтения на начальном этапе
5. Контроль сформированности навыков и умений чтения
Лекция 5Чтение и его место в системе обучения ИЯПлан1. Чтение как вид речевой деятельности, цель и средство

Слайд 21. Чтение как вид речевой деятельности, цель и средство обучения

ИЯ
Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и

понимание письменного текста

Процесс чтения предполагает анализ, синтез, обобщение, умозаключение и прогнозирование.

Чтение и аудирование (В.М.Филатов)

1. Чтение как вид речевой деятельности, цель и средство обучения ИЯЧтение – рецептивный вид речевой деятельности, направленный

Слайд 3Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае,

когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из

текста. Таким образом, задачей обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности является: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.
Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить

Слайд 42. Формы и виды чтения
Под видами чтения принято понимать набор

операций, обусловленных целью чтения и характеризующихся «специфическим сочетанием приемов смысло­вой

и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно»

Виды чтения:

аналитическое;
изучающее;
ознакомительное;
просмотровое;
поисковое

2. Формы и виды чтенияПод видами чтения принято понимать набор операций, обусловленных целью чтения и характеризующихся «специфическим

Слайд 5Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать навыки:

игнорировать неизвестное,

если оно не мешает выполнению поставленной задачи;
вычленять смысловую информацию;
читать по

ключевым словам;
работать со словарем;
использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;
интерпретировать и трансформировать текст.

Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать навыки:игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;вычленять

Слайд 6Изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание, проникновение в смысл при

помощи анализа текста.
При ознакомительном чтении целью является извлечение основной

информации.

В результате просмотрового чтения читатель получает самое общее представление о содержательно-смысловом плане текста: о чем идет в нем речь.
Изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста. При ознакомительном чтении целью

Слайд 7Правила отбора и организации чтения:

В начальной школе: стихи, рифмовки,

короткие рассказы, сказки; личное письмо ровесника из страны изучаемого языка,

письмо в газету и детский журнал, открытка, простой кулинарный рецепт, билеты (в театр, на транспорт), программы телепередач, афиши, карта страны изучаемого языка и др.
В 5-7 классах: названные выше типы текстов, а также указатели, вывески в магазинах, на вокзалах, этикетки к товарам, расписание поездов, указатели в городах, объявления, прогноз погоды, журнальные и газетные статьи страноведческого характера, отрывки из художественной литературы.
В 8-9 классах: названные в предыдущем пункте типы текстов, а также реклама, проспекты, публикации из подростковых газет и журналов различного характера (сообщения, обзор, очерки, интервью, статистика) и др.
В 10-11 классах: указанные для предыдущих классов тексты, а также инструкции, публикации в периодике страноведческого и культуроведческого характера, по проблемам межличностных отношений.
Правила отбора и организации чтения: В начальной школе: стихи, рифмовки, короткие рассказы, сказки; личное письмо ровесника из

Слайд 8Требования к текстам
Воспитательная ценность текстов, их нравственный потенциал
Познавательная ценность

текстов и научность их содержания.
Соответствие содержания текстов возрасту и

интересам учащихся
Правильность соотношения нового и известного
Мера доступности текстов
Планомерное нарастание объема текста
Требования к текстамВоспитательная ценность текстов, их нравственный потенциал Познавательная ценность текстов и научность их содержания. Соответствие содержания

Слайд 9Правила работы с текстом:

читать текст на иностранном языке - это

не значит переводить каждое слово;
для понимания любого текста важную роль

играет имеющийся у школьника жизненный опыт;
чтобы понять текст (или прогнозировать, о чем будет идти речь в этом тексте), необходимо обратиться к помощи заголовка, рисунков, схем, таблиц и т.д., сопровождающих данный текст, его структуры;
при чтении текста следует опираться в первую очередь на то, что знакомо в нем (слова, выражения), и попытаться прогнозировать со­держание текста, догадаться о значении незнакомых слов;
- обращаться к словарю рекомендуется лишь в тех случаях, когда все прочие возможности понять значение новых слов исчерпаны.
Правила работы с текстом:читать текст на иностранном языке - это не значит переводить каждое слово;для понимания любого

Слайд 10Дотекстовый этап (этап антиципации). Цели:
Определить/сформулировать речевую задачу для первого прочтения.
Создать

необходимый уровень мотивации у учащихся.
По возможности сократить уровень языковых и

речевых трудностей.
Упражнения и задания.
1. Работа с заголовком.
По заголовку можно попросить учащихся определить:
Тематику текста;
Перечень поднимаемых в нем проблем;
Ключевые слова и выражения.
2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.
К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
Кто, по-вашему, будет главным героем (профессия, национальность)?
Где и в какое время может происходить действие?
3.Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
4. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику/проблематику текста на основе
языковой догадки.
5. Просмотреть текст/первый абзац и определить, о чем этот текст.
6. Прочесть вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.

3. Система работы с текстом

Дотекстовый этап (этап антиципации). Цели:Определить/сформулировать речевую задачу для первого прочтения.Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.По возможности сократить

Слайд 11Текстовый этап. Цели:
Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых

умений.
Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Упражнения и задания.
1. Найти/выбрать/прочесть/соединить/вставить:
ответы на

предложенные вопросы;
подтверждение правильности/ложности утверждений;
подходящий заголовок к каждому из абзацев;
подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте;
описание внешности/места события/отношения кого-либо к чему-либо.
2. Догадаться:
о значении слова или слов по контексту;
какой из предложенных переводов/какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
как будут развиваться события во второй главе/следующей части текста.
Текстовый этап. Цели:Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений.Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.Упражнения и

Слайд 12Послетекстовый этап. Цель:
Использовать ситуацию текста в качестве языковой/речевой /содержательной опоры

для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания.
1.

Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
2. Доказать, что…
3. Охарактеризовать…
4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
5. Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.
6. Составить план текста, выделив его основные мысли.
7. Взять за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре.
Послетекстовый этап. Цель:Использовать ситуацию текста в качестве языковой/речевой /содержательной опоры для развития умений в устной и письменной

Слайд 134. Формирование техники чтения на начальном этапе
К речевым умениям чтения

относят владение различными технологиями извлечения информации из текста, их адекватное

использование в зависимости от поставленной задачи. В основе этих умений лежит техника чтения.

В основе формирования техники чтения лежат следующие операции:
соотнесение зрительного/графического образа речевой единицы (РЕ) с ее слухоречедвигательным образом;
соотнесение слухоречедвигательных образов РЕ с их значением.

Формы чтения: про себя (внутреннее чтение) и вслух (внешнее чтение). Чтение про себя – основная форма чтения – имеет целью извлечение информации, оно «монологично», совершается наедине с собой. Чтение вслух – вторичная форма, оно «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другому лицу.

4. Формирование техники чтения на начальном этапеК речевым умениям чтения относят владение различными технологиями извлечения информации из

Слайд 14Соотношение различных форм чтения:
На начальном этапе чтение вслух предпочтительнее, чем

чтение про себя.
На среднем этапе обучения акценты уже смещаются

в сторону развития технологий чтения.

На старшем этапе чтение становится одним из основных источников получения информации, акцент смещается в сторону активной самостоятельной работы, но это не означает, что чтение вслух полностью исчезает.

Соотношение различных форм чтения:На начальном этапе чтение вслух предпочтительнее, чем чтение про себя. На среднем этапе обучения

Слайд 15Формированию техники чтения вслух способствуют следующие упражнения:

1) на упрочение графемно-фонемных

связей:
называние букв
нахождение заданных букв в алфавите
называние букв в конкретном слове
определение

букв и звуков в слове
группировка слов по определенному звуку, букве
описание – запись – прочтение слов в соответствии с определенными признаками
2) на соотнесение формы со значением:
нахождение однокоренных слов
нахождение в ряду слов прилагательных в сравнительной степени, нахождение глаголов в прошедшем времени и т.п.
3) на развитие языковой догадки:
нахождение слов-интернационализмов
перевод слов по его структуре
Формированию техники чтения вслух способствуют следующие упражнения:1) на упрочение графемно-фонемных связей:называние буквнахождение заданных букв в алфавитеназывание букв

Слайд 164) на развитие вероятностного прогнозирования:
восстановление слов по частям
выбор существительного к

данным прилагательным
заполнение пропусков артиклями, предлогами
5) на группировку слов в смысловое

целое:
чтение по синтагмам
нахождение в ряду словосочетаний, обозначающих время, место
6) на отработку интонации:
чтение за диктором
выразительное чтение
чтение с интонационной разметкой.
4) на развитие вероятностного прогнозирования:восстановление слов по частямвыбор существительного к данным прилагательнымзаполнение пропусков артиклями, предлогами5) на группировку

Слайд 17Для развития техники чтения на начальном этапе могут использоваться следующие

упражнения:
чтение вслух выученных наизусть пословиц, поговорок, скороговорок, стихов, небольших диалогов;
нахождение

в ряду, состоящем из 6—8 примеров, слова, отличающегося по написанию (неподходящего по теме, рифмующегося с одним из приведенных образцов и др.);
составление при помощи разрезной азбуки слов и предложений по изучаемой теме;
заполнение пропусков недостающими буквами;
нахождение в каждом ряду слова, которое содержит указанный звук;
объединение слов текста в тематические группы;
нахождение в тексте и письменная фиксация синонимов/антонимов;
заполнение пропусков в предложении/тексте подходящими по смыслу словами;
подбор к словам на иностранном языке русских эквивалентов;
чтение текста в установленное время;
повторение за учителем текста по предложениям;
нахождение в тексте предложения, в котором содержится ответ на вопрос учителя;
дополнение указанных предложений;
нахождение конца каждого предложения из заданных образцов и др.
Для развития техники чтения на начальном этапе могут использоваться следующие упражнения:чтение вслух выученных наизусть пословиц, поговорок, скороговорок,

Слайд 18На данном этапе уже можно учить:
игнорированию неизвестного, если оно не

мешает выполнению поставленной задачи;
работе со словарем;
использованию сносок и комментариев, предлагаемых

в тексте;
интерпретации и трансформации текста.
Характеристики понимания текста следующие: полнота, точность и глубина.

Задания на контроль разнообразных технологий чтения: 1) Задания на множественную подстановку - соотнести содержание абзацев с предложенными заголовками. Задача в данном случае в том, чтобы проверить, насколько быстро и эффективно учащиеся могут определять основную мысль текста; 2) Задания на множественный выбор – проверяется общее понимание прочитанного; установление логических связей текста; детальное его понимание на уровне смысловых идей; 3) Восстановление текста – проверяется понимание структуры текста и умение устанавливать общий смысл и восстанавливать пропущенные детали текста – из текста изымаются любые предложения, любые абзацы, задача – восстановить в нужной последовательности; 4) Поиск конкретной информации – вопросы задаются перед текстом, но не в той последовательности, в которой информация встречается в тексте.

На данном этапе уже можно учить:игнорированию неизвестного, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;работе со словарем;использованию сносок

Слайд 195. Контроль сформированности навыков и умений чтения
На начальном этапе обучения

проверяются: узнавание и называние букв; соотнесение букв и буквосочетаний со

звуками; озвучивание слов, словосочетаний, предложений; деление предложений на ритмические группы, интонирование; полное и точное понимание текстов (для изучающего чтения); понимание общего содержания текстов (для ознакомительного и поискового чтения); правильное, обращенное чтение вслух.

Для проверки понимания на продвинутых этапах (среднем и старшем) используются разные упражнения для различных видов чтения.
Ознакомительное чтение контролируется с помощью следующих упражнений: прогнозировать содержание по заголовку и иллюстрациям; ставить вопросы к основной информации и отвечать на них; выбирать заголовок, адекватный содержанию текста; делить текст на смысловые части и озаглавливать их; делать выписки основной информации.

5. Контроль сформированности навыков и умений чтенияНа начальном этапе обучения проверяются: узнавание и называние букв; соотнесение букв

Слайд 20Для проверки изучающего чтения используются следующие упражнения: составить развернутый план

(резюме, выводы, комментарий); назвать утверждения, которые нужно подтвердить или оп­ровергнуть;

поставить вопросы ко всему тексту; выполнить выборочно или полностью адекватный перевод текста.

Поисковое чтение проверяется с помощью следующих упражнений: перечислить основные данные/факты; поставить вопросы к наиболее существенной информации; составить оценку/рецензию на весь текст/фрагмент; сравнить два текста на аналогичную тему (по сходству и различию); интерпретировать коммуникативную задачу автора; составить аннотацию/реферат; сделать выборочный перевод.

Параметры оценки техники чтения:
темп чтения (определенное количество слов в минуту);
соблюдение норм ударения (смыслового, логического, не ударять служебные слова);
соблюдение норм паузации;
использование правильных моделей интонирования;
понимание прочитанного текста.

Для проверки изучающего чтения используются следующие упражнения: составить развернутый план (резюме, выводы, комментарий); назвать утверждения, которые нужно

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика