Разделы презентаций


Лекция 6: Введение в Pascal ABC. Операции и выражения

Содержание

СокращенияОС – операционная системаЯП – язык программирования

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 6: Введение в Pascal ABC. Операции и выражения
«Не волнуйтесь,

если что-то не работает. Если бы все работало, вас бы

уволили»
Mosher’s Law of Software Engineering
Лекция 6: Введение  в Pascal ABC. Операции и выражения«Не волнуйтесь, если что-то не работает. Если бы

Слайд 2Сокращения
ОС – операционная система
ЯП – язык программирования

СокращенияОС – операционная системаЯП – язык программирования

Слайд 3Содержание лекции
Язык Pascal и система программирования Pascal ABC
Алфавит языка и

структура программы
Идентификаторы и зарезервированные слова
Константы, переменные, метки и типы
Типы данных,

стандартные функции и выражения
Операнды и операции. Оператор присваивания
Комментарии к программе
Ввод/вывод данных
Первая программа
Содержание лекцииЯзык Pascal и система программирования Pascal ABCАлфавит языка и структура программыИдентификаторы и зарезервированные словаКонстанты, переменные, метки

Слайд 4Язык Pascal и система программирования Pascal ABC

Язык Pascal и система программирования Pascal ABC

Слайд 5История языка Pascal
Язык был создан швейцарским ученым Никлаусом Виртом в 1968-69 годах.


Язык назван в честь французского математика, физика и философа Блеза Паскаля.
Pascal ‒

один из наиболее известных ЯП, используется для обучения программированию в старших классах и на первых курсах вузов, является базой для ряда других языков.

Особенностями языка являются строгая типизация и наличие средств процедурного программирования. Синтаксис языка интуитивно понятен даже при первом знакомстве.

В 1985 г. был создан диалект Object Pascal, поддерживащий объектно-ориентированное программирование. 

История языка PascalЯзык был создан швейцарским ученым Никлаусом Виртом в 1968-69 годах. Язык назван в честь французского математика, физика

Слайд 6Система программирования
Для написания программы в принципе можно использовать обычный текстовый

редактор (Блокнот), затем с помощью компилятора перевести ее в машинный

код, т.е. получить исполняемую программу. Но проще и удобней использовать специально разработанную систему программирования.

Система программирования ‒ это система для разработки программ на конкретном ЯП.

Популярные системы программирования:

Система программированияДля написания программы в принципе можно использовать обычный текстовый редактор (Блокнот), затем с помощью компилятора перевести

Слайд 7Система программирования
В них входят:
компилятор или интерпретатор
интегрированная среда разработки
средства создания и редактирования текстов

программ
обширные библиотеки стандартных программ и функций
средства отладки, помогающие устранять ошибки в программе
«дружественная»

к пользователю диалоговая среда;
многооконный режим работы
мощные графические библиотеки
встроенный ассемблер
встроенная справочная служба

Современные системы программирования обычно предоставляют пользователям мощные и удобные средства разработки программ. 

Система программированияВ них входят:компилятор или интерпретаторинтегрированная среда разработкисредства создания и редактирования текстов программобширные библиотеки стандартных программ и функцийсредства отладки, помогающие устранять

Слайд 8Система программирования Pascal ABC
Раньше для программирования на ЯП Pascal широко

использовалась система программирования Turbo (Borland) Pascal. Существовали различные версии –

от Turbo Pascal 1.0 (1983) до Borland Pascal 7.1 (1994).

Система обладала многими достоинствами (удобной средой разработки, высокая скорость компиляции и выполнения программ, возможность использования вставок на языке ассемблера), но имела также ряд недостатков, основной из которых – работа в устаревшей ОС MS DOS.

Поэтому в 2003 году в Южном Федеральном Университете (г. Ростов-на-Дону) была создана учебная среда программирования PascalABC.NET. Система представляет собой интегрированную оболочку со встроенным интерпретатором языка Паскаль. Она стала удачной заменой системе Turbo Pascal.

Система программирования Pascal ABCРаньше для программирования на ЯП Pascal широко использовалась система программирования Turbo (Borland) Pascal. Существовали

Слайд 9Система программирования PascalABC
Система PascalABC является мультипарадигменной, т.е. в ней можно

программировать в процедурном, объектно-ориентированном и функциональном стилях.
В состав системы входят следующие

стандартные модули:

GraphABC ‒ растровая графика
ABCObjects ‒ векторная графика
FormsABC ‒ создание простых оконных приложений
Arrays ‒ работа с одно- и двумерных динамическими массивами
Collections ‒ содержит упрощенные классы коллекций
исполнители Робот и Чертёжник (школьная информатика)

Система программирования PascalABCСистема PascalABC является мультипарадигменной, т.е. в ней можно программировать в процедурном, объектно-ориентированном и функциональном стилях.В состав

Слайд 10Установка и запуск системы PascalABC
Скачать программу PascalABC можно, перейдя по

ссылке:
http://pascalabc.net/ssyilki-dlya-skachivaniya
Дважды кликнув по этому ярлыку, запускаем программу:

Установка и запуск системы PascalABCСкачать программу PascalABC можно, перейдя по ссылке:http://pascalabc.net/ssyilki-dlya-skachivaniyaДважды кликнув по этому ярлыку, запускаем программу:

Слайд 11Алфавит языка и структура программы

Алфавит языка  и структура программы

Слайд 12Алфавит языка Pascal
Алфавит языка Pascal включает в себя следующие символы:
Алфавит

ЯП ‒ это совокупность всех допустимых символов, которые можно использовать

в этом языке.

прописные и строчные буквы латинского алфавита от А до z, а также символ подчеркивания _, который тоже считается буквой.
Прописные и строчные буквы равнозначны!

арабские цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

специальные одиночные знаки + - * / = < > . , : ; ^ $ # @

специальные парные знаки ( ) [ ] { } ‘ ‘

составные знаки <= >= <> .. (* *) ( .. )

Также используются буквы русского алфавита, но только при вводе/выводе текста, заключенного в апострофы (‘ ‘) или в комментариях к программе.

Алфавит языка PascalАлфавит языка Pascal включает в себя следующие символы:Алфавит ЯП ‒ это совокупность всех допустимых символов,

Слайд 13Структура программы на языке Pascal
program имя программы;{заголовок программы}
uses {раздел подключения

модулей}
Label {раздел описания меток}
Const {раздел описания констант}
Type {раздел описания типов}
Var

{раздел описания переменных}
Function …; {раздел описания функций}
Procedure …; {раздел описания процедур}
BEGIN

END.

Блок описаний

Раздел операторов

Структура программы на языке Pascalprogram имя программы;{заголовок программы}uses	 {раздел подключения модулей}Label	 {раздел описания меток}Const {раздел описания констант}Type

Слайд 14Структура программы на языке Pascal
Первая строка – это заголовок программы,

не обязателен.
Далее следует раздел подключения модулей, где указываются через запятую

подключаемые к программе модули. Также может отсутствовать.

Далее идет блок описаний, состоящий из пяти разделов:
описание меток
описание констант
описание типов
описание переменных
описание процедур и функций
В этом списке только раздел описания переменных является обязательным, остальные могут отсутствовать.

Структура программы на языке PascalПервая строка – это заголовок программы, не обязателен.Далее следует раздел подключения модулей, где

Слайд 15Структура программы на языке Pascal
Далее со служебного слова BEGIN начинается

раздел операторов, которые отделяются друг от друга точкой с запятой

«;».

Конструкция begin … end называется операторными скобками, операторы, находящиеся внутри этой конструкции, считаются одним составным оператором.

Вся программа завершается словом END с точкой.

Структура программы на языке PascalДалее со служебного слова BEGIN начинается раздел операторов, которые отделяются друг от друга

Слайд 16Идентификаторы и служебные слова

Идентификаторы  и служебные слова

Слайд 17Идентификаторы
Имена задает разработчик программы.
Идентификаторы ‒ это имена переменных, констант, меток,

типов, модулей, процедур и функций.
На идентификаторы накладываются ограничения:
нельзя использовать служебные

слова
имя должно начинаться с буквы и может содержать латинские буквы, цифры и знаки подчеркивания

Желательно выбирать имена, несущие смысловую нагрузку, например, result, summa, price. Это делает программу проще для понимания.

Пример:
a1, b_2, k123, _d ‒ идентификаторы
1a, и2, @ru, integer, var – не идентификаторы

ИдентификаторыИмена задает разработчик программы.Идентификаторы ‒ это имена переменных, констант, меток, типов, модулей, процедур и функций.На идентификаторы накладываются

Слайд 18Служебные слова языка Pascal
and
array as
auto
begin
case
class
const
constructor
destructor
div
do
downto
else
end
event
except
file
finalization
finally
for
foreach
function
goto
if
implementation
in
inherited initialization
interface
is
label
lock
mod
nil
not
of
operator
or
procedure
program property
raise
record
repeat
sealed
set
sequence
shl
shr
sizeof
template
then
to
try
type
typeof
until
uses
using
var
where
while
with
xor

Служебные слова языка Pascaland array asautobegincaseclassconstconstructordestructordivdodowntoelseendeventexceptfilefinalizationfinallyforforeachfunctiongotoifimplementationininherited initializationinterfaceislabellockmodnilnotofoperatororprocedureprogram propertyraiserecordrepeatsealedsetsequenceshlshrsizeoftemplatethentotrytypetypeofuntilusesusingvarwherewhilewithxor

Слайд 19Константы, переменные, метки и типы

Константы, переменные, метки и типы

Слайд 20Константы
Раздел описания констант начинается со служебного слова const, после которого

следуют элементы описания:
имя константы = значение;
или
имя константы :

тип = значение;

Константа (постоянная) ‒ это величина, значение которой не изменяется при исполнении программы.

Пример:
const
Pi = 3.14;
Number = 10;
Name = 'Victor';
Cifra = ['0'..'9'];
Mass: array [1..5] of integer = (1,3,5,7,9);

Компьютер "знает", чему равны константы е и π.

КонстантыРаздел описания констант начинается со служебного слова const, после которого следуют элементы описания:имя константы = значение; или

Слайд 21Переменные
Переменная – одно из главных понятий в программировании.
Переменная ‒ это

величина, значение которой меняется при исполнении программы.
После объявления переменных программа

выделяет определенное (в зависимости от типа данных) количество ячеек в памяти для хранения этих переменных.

В ЯП Pascal обязательное объявление переменных защищает программы от ошибок и повышает их надежность.

Имена переменных присваиваются этим ячейкам, в которых затем хранятся значения переменных.

Храниться они могут или до конца выполнения программы или до тех пор, пока переменной не присвоится другое значение.

Имя переменной не изменяется до конца программы, а значение переменной может меняться.

ПеременныеПеременная – одно из главных понятий в программировании.Переменная ‒ это величина, значение которой меняется при исполнении программы.После

Слайд 22Переменные
Раздел описания переменных начинается со служебного слова var, после которого

следует описание:
Пример:
var
a,b: integer;
c,d: real;
m,n:

byte;
s,s1: string;
ch,ch1: char;
f: boolean;
ПеременныеРаздел описания переменных начинается со служебного слова var, после которого следует описание:Пример:var  a,b: integer;  c,d:

Слайд 23Переменные
Переменные могут описываться как в начале программы, так и непосредственно

внутри любого блока begin … end. Внутриблочные описания переменных имеют

тот же вид, что и в разделе описаний.

Пример:
begin
var a1,a2,a3: integer;
end.

Кроме того, переменные ‒ параметры цикла могут описываться в заголовке оператора for.

ПеременныеПеременные могут описываться как в начале программы, так и непосредственно внутри любого блока begin … end. Внутриблочные

Слайд 24Метки
Метки используются в инструкциях безусловного перехода goto для передачи управления

помеченным операторам.
Перед употреблением метки должны быть описаны в начале

программы в блоке описаний. Раздел описания меток начинается с зарезервированного слова Label, после которого следует список меток, перечисляемых через запятую.
В качестве меток могут использоваться идентификаторы и положительные целые числа:

Пример:
label a1,l2,777777;

МеткиМетки используются в инструкциях безусловного перехода goto для передачи управления помеченным операторам. Перед употреблением метки должны быть

Слайд 25Типы
Раздел описания типов начинается со служебного слова type, после которого

следуют строки вида
имя типа = тип;
Пример:
type   arr10 = array [1..10]

of integer;   myint = integer;   pinteger = ^integer;   IntFunc = function(x: integer): integer;

Обычно описание используется для составных типов (статические массивы, процедурные переменные, записи, классы) чтобы дать имя сложному типу.

ТипыРаздел описания типов начинается со служебного слова type, после которого следуют строки видаимя типа = тип;Пример:type  

Слайд 26Типы данных, стандартные функции и выражения

Типы данных, стандартные функции и выражения

Слайд 27Стандартные типы данных
Тип данных определяет возможные значения констант, переменных, форму

представления, а также возможные операции над данными этого типа.

Стандартные типы данныхТип данных определяет возможные значения констант, переменных, форму представления, а также возможные операции над данными

Слайд 28Типы данных
простые
целые
логические
символьные
перечислимые
диапазонные
вещественные
строковые
структурированные
массивы
записи

множества
файлы
указатели
процедурные типы
классы
порядковые

Типы данныхпростые целые логические символьные перечислимые диапазонные вещественныестроковыеструктурированные массивы записи множества файлыуказателипроцедурные типыклассыпорядковые

Слайд 29Целый тип
Это целые положительные (и отрицательные) числа.

Целый типЭто целые положительные (и отрицательные) числа.

Слайд 30Целый тип
Над целыми числами можно выполнять следующие арифметические операции:
сложение +
вычитание


умножение *
В результате также получается целое число.
деление с отбрасыванием дробной

части DIV

получение целого остатка от деления MOD

Целый типНад целыми числами можно выполнять следующие арифметические операции:сложение +вычитание ‒умножение *В результате также получается целое число.деление

Слайд 31Целый тип
Пример:
Даны переменные А, В и N целого типа integer.
A

= 25; B = 2; N = 17;

Операция Результат
А + 50 75
В

– А -23
В * N -34
A DIV B 12
A MOD B 1
Целый типПример:Даны переменные А, В и N целого типа integer.A = 25; B = 2; N =

Слайд 32Вещественный тип
Данные вещественного (действительного) типа могут быть представлены в двух

формах:
с фиксированной точкой
с плавающей точкой.
Пример:
Числа с фиксированной точкой: 35.62; -12.05.
Числа

с плавающей точкой:
Математическая запись Запись на языке Pascal
2∙10-4 2E-4
0,32∙104 0.32E+4
-12,75∙1011 -12,75E11
Вещественный типДанные вещественного (действительного) типа могут быть представлены в двух формах:с фиксированной точкойс плавающей точкой.Пример:Числа с фиксированной

Слайд 33Вещественный тип

Вещественный тип

Слайд 34Логический тип
Данные типа boolean занимают 1 байт, могут принимать одно

из двух значений:
True (истина, 1)
False (ложь, 0)
Над логическими

данными выполняются следующие операции:
OR – логическое сложение «или»
AND – логическое умножение «и»
NOT – логическое отрицание «не»

Операции OR и AND являются бинарными, т.е. выполняются над двумя величинами, операция NOT – унарная, над одной величиной.

Логический типДанные типа boolean занимают 1 байт, могут принимать одно из двух значений: True (истина, 1) False

Слайд 35Логический тип
Результаты операций над логическими данными
Каждая логическая операция имеет ранг

старшинства.
Самой старшей является операция отрицания. Далее в порядке убывания старшинства

следуют умножение и сложение.
Логический типРезультаты операций над логическими даннымиКаждая логическая операция имеет ранг старшинства.Самой старшей является операция отрицания. Далее в

Слайд 36Символьный тип
Символьная (литерная) величина CHAR – это любой символ языка,

заключенный в апострофы.
Символьная величина занимает 1 байт.
Пример: ’B’, ’:’, ’+’,

’5’– символьные величины.

Для задания апострофа вводят ’’’. При этом внешние апострофы не входят в символьную величину, а являются ее признаком.

Все символы языка Pascal упорядочены, к ним можно применять операции сравнения <, >, =, <=, >=.

Пример: ’A’ < ’B’= True, т.к. сравниваются их порядковые номера, а они равны 66 и 67 соответственно.

Символьный типСимвольная (литерная) величина CHAR – это любой символ языка, заключенный в апострофы.Символьная величина занимает 1 байт.Пример:

Слайд 37Строковый тип
Строки имеют тип string, состоят из набора последовательно расположенных

символов char и используются для представления текста.
По умолчанию под переменную

типа string отводится 256 байт, при этом в нулевом байте хранится длина строки. Т.е. строки состоят не более чем из 255 символов.
Можно явно указать количество символов в строке.

Пример описания строковых данных:
s: string; //Наибольшая длина строки 255 символов
s: string[50]; //Наибольшая длина строки 50 символов

К отдельному символу строки можно обратиться по его номеру.

Строковый типСтроки имеют тип string, состоят из набора последовательно расположенных символов char и используются для представления текста.По

Слайд 38Перечислимый тип
Задается последовательным перечислением всех значений, которые может принимать переменная

этого типа.
Пример описания данных перечислимого типа:
Month: (May, June, July, August);

Перечислимый типЗадается последовательным перечислением всех значений, которые может принимать переменная этого типа.Пример описания данных перечислимого типа:Month: (May,

Слайд 39Типы данных
Все рассмотренные типы данных, кроме вещественного, являются порядковыми, т.е.

упорядоченными.
Для обращения к отдельному элементу порядкового типа следует указать его

индекс.

Индекс – это порядковый номер элемента в последовательности.

Остальные типы данных будут рассмотрены позже

Типы данныхВсе рассмотренные типы данных, кроме вещественного, являются порядковыми, т.е. упорядоченными.Для обращения к отдельному элементу порядкового типа

Слайд 40Правила записи стандартных функций:
Имя функции записывается латинскими буквами
Аргумент функции

записывается в круглых скобках после имени функции
Аргументом функции может быть

константа, переменная или арифметическое выражение

Стандартные функции

Правила записи стандартных функций: Имя функции записывается латинскими буквамиАргумент функции записывается в круглых скобках после имени функцииАргументом

Слайд 41Основные стандартные функции

Основные стандартные функции

Слайд 42Основные стандартные функции

Основные стандартные функции

Слайд 43Арифметические выражения
В языке Pascal есть арифметические и логические выражения.
В

состав арифметических выражений могут входить константы, переменные, стандартные функции, круглые

скобки и знаки операций.

Правила записи арифметических выражений:

Выражение записывается в одну строку

Использовать можно только круглые скобки. Квадратные и фигурные скобки не применяют, т.к. они имеют особое значение. Число открывающихся скобок должно быть равно числу закрывающихся.

Нельзя записывать последовательно два знака арифметических операций, их надо разделить круглой скобкой

Вычисление выражений производится по приоритету операций

Арифметические выраженияВ языке Pascal есть арифметические и логические выражения. В состав арифметических выражений могут входить константы, переменные,

Слайд 44Арифметические выражения
Приоритет арифметических операций:
Первыми выполняются операции, имеющие высший приоритет.
Операции с

одинаковым приоритетом выполняются слева направо.
Для изменения порядка операций используют круглые

скобки. В первую очередь выполняются операции в них. Если выражения в скобках вложены друг в друга, то вычисление начинается в самых внутренних скобках, а далее переходит во внешние скобки.

Если аргумент функции задан в виде выражения, то сначала определяется значение этого выражения, а потом значение функции.

Приоритет ↓

Арифметические выраженияПриоритет арифметических операций:Первыми выполняются операции, имеющие высший приоритет.Операции с одинаковым приоритетом выполняются слева направо.Для изменения порядка

Слайд 45Логические выражения
Строятся из:
логических данных
логических операций
операций сравнения

– могут включать в себя арифметические, логические выражения и символьные

данные.

Результат логического выражения – это True или False.

Приоритет логических операций:

Приоритет ↓

При наличии скобок сначала выполняются действия в скобках (в первую очередь во внутренних), а затем вне скобок.

Логические выраженияСтроятся из: логических данных логических операций операций сравнения – могут включать в себя арифметические, логические выражения

Слайд 46Логические выражения
Используются для проверки отношений между переменными:
a < b, c

>= d, x = y и т.д.
Операции сравнения:
Над данными типа

real, integer, char, string можно выполнять следующие операции сравнения:
= равно
<> не равно
> больше
< меньше
>= больше или равно
<= меньше или равно

Сравнивать можно только данные одного типа!
Исключение есть лишь для типов real и integer, которые можно сравнивать друг с другом.

Логические выраженияИспользуются для проверки отношений между переменными:a < b, c >= d, x = y и т.д.Операции

Слайд 47Операнды и операции. Оператор присваивания

Операнды и операции. Оператор присваивания

Слайд 48Операнды и операции
Операнды – это данные, к которым применяются операции.
Операции

– это действия над данными (операндами).
Строковые операции:
Основной операцией над

данными типа string и char, кроме операций сравнения <, >, =, >=, <= является операция конкатенации (слияния). Результат имеет тип string.

Пример:
’a’ + ’b’ = ’ab’
’пол’ + ’нота’ = ’полнота’

Строки могут содержать максимум 255 символов, поэтому если при слиянии получается больше символов, то это приведет к ошибке.

Операция @:

Применяется к переменной, возвращает ее адрес.

Операнды и операцииОперанды – это данные, к которым применяются операции.Операции – это действия над данными (операндами). Строковые

Слайд 49Оператор присваивания
Как и во всех ЯП в Pascal есть оператор

присваивания :=, служит для задания значения переменной.
Если переменная уже имела

какое-то значение, то оно стирается, и переменной присваивается новое значение.

Синтаксис оператора:
Переменная := выражение

Переменная в правой части и выражение в правой части должны быть одного типа.
Из этого правила есть исключение: Переменной типа real можно присваивать выражение типа integer. При этом значение переменной станет вещественным.

В некоторых ЯП символом присваивания является знак равенства =. Чтобы не путать его с оператором сравнения, в Pascal введено обозначение := .

Оператор присваиванияКак и во всех ЯП в Pascal есть оператор присваивания :=, служит для задания значения переменной.Если

Слайд 50Оператор присваивания
Пример 1:
a:=10;
b:=5;
a:=a+b;
Вначале а равно 10, потом а равно 15.
Пример

2:
Т:=527.47;
ST:=’Pascal’;
C:=2*K-SIN(PI/4-X);
Здесь Т и С имеют действительные значения, должны быть предварительно

описаны в разделе переменных как данные типа real.
Переменная ST должна иметь строковый тип string.
Оператор присваиванияПример 1:a:=10;b:=5;a:=a+b;Вначале а равно 10, потом а равно 15.Пример 2:Т:=527.47;ST:=’Pascal’;C:=2*K-SIN(PI/4-X);Здесь Т и С имеют действительные значения,

Слайд 51Комментарии к программе

Комментарии к программе

Слайд 52Комментарии к программе
В программе может быть текст, написанный разработчиком для

пояснения к программе. Этот текст называется комментарием. Даже опытные программисты

считают необходимыми комментарии в своих программах.

Комментарии не воспринимаются компьютером и не обрабатываются программой.

Пример:
{ Это комментарий }
{* Это тоже комментарий *}
// Это – тоже комментарий

Комментарии к программеВ программе может быть текст, написанный разработчиком для пояснения к программе. Этот текст называется комментарием.

Слайд 53Ввод/вывод данных

Ввод/вывод данных

Слайд 54Ввод данных
Выполняется операторами read и readln (read line – прочти

строку).
read(А1,А2);
readln;
readln(A1,A2);
где А1, А2 – переменные, которым последовательно присваиваются вводимые с

клавиатуры значения.

При выполнении оператора read программа останавливается и ждет ввода значений переменных. Если в операторе указано две и более переменных, то при наборе они печатаются через пробел.

При выполнении оператора ввода без параметров readln выполняется переход на новую строку.

При выполнении оператора readln(A1,A2) вводятся значения всех переменных, а затем выполняется переход на новую строку.

Ввод данныхВыполняется операторами read и readln (read line – прочти строку).read(А1,А2);readln;readln(A1,A2);где А1, А2 – переменные, которым последовательно

Слайд 55Вывод данных
Выполняется операторами write и writeln (write line – напиши

строку).
write(А1,А2); {Вывод значений А1 и А2 в одну строку}
writeln; {Переход

на новую строку}
writeln(A1,A2);{Вывод А1 и А2 и переход на новую строку}

Ввод числовых данных с форматом
write(А:L:D);

Для целых чисел указывают только L, которое показывает количество цифр в выводимом числе, включая знак.

Для вещественных чисел указывается L и D, где L показывает общее количество в выводимом числе вместе со знаком и десятичной точкой, а D – количество цифр в дробной части.

Вывод данныхВыполняется операторами write и writeln (write line – напиши строку).write(А1,А2); {Вывод значений А1 и А2 в

Слайд 56Вывод данных
Пример 1:
a:=10; b:=28.63;
write(a:6); Результат _ _ _ _ 10


write(b:6:2); Результат _28.63
Также можно выводить пояснительный текст, используя апострофы
Пример 2:
writeln(’Значение

В = ’,B);
write(’Ведите значения Х и Y:’);
Вывод данныхПример 1:a:=10; b:=28.63;write(a:6); Результат _ _ _ _ 10 write(b:6:2); Результат _28.63Также можно выводить пояснительный текст,

Слайд 57Первая программа

Первая программа

Слайд 58Первая программа
1. Словесная постановка задачи:
Разработать программу для вычисления суммы и

частного от двух введенных чисел.
2. Математическая постановка задачи:
Summa := A

+ B Chastnoe := A / B

3. Разработка алгоритма и его блок-схемы:

Словесное описание алгоритма:
Ввод чисел А и В
Вычисление суммы
Вычисление частного
Вывод результатов

Первая программа1. Словесная постановка задачи:Разработать программу для вычисления суммы и частного от двух введенных чисел.2. Математическая постановка

Слайд 59Первая программа
Блок-схема алгоритма:

Первая программаБлок-схема алгоритма:

Слайд 60Первая программа
4. Кодирование:
Для форматирования кода используется кнопка

Первая программа4. Кодирование:Для форматирования кода используется кнопка

Слайд 61Первая программа
5. Контрольное тестирование и отладка программы:
Ввести исходные данные для

расчета.
Просмотреть результаты расчета.

Первая программа5. Контрольное тестирование и отладка программы:Ввести исходные данные для расчета. Просмотреть результаты расчета.

Слайд 62Первая программа
5. Контрольное тестирование и отладка программы:
Для приостановки программы ставится

метка слева от строки:
Для просмотра значения переменной во время выполнения

программы надо выделить эту переменную и выбрать из контекстного меню «Добавить выражение» или нажать Ctrl+F5.
Первая программа5. Контрольное тестирование и отладка программы:Для приостановки программы ставится метка слева от строки:Для просмотра значения переменной

Слайд 63Первая программа
5. Контрольное тестирование и отладка программы:
Добавим переменные Summa и

Chastnoe к списку выражений.
После запуска программа остановится на 17-й строке

и на вкладке «Просмотр выражений» можно просмотреть значения интересующих переменных.

Для возобновления работы программы нажать F9.

Первая программа5. Контрольное тестирование и отладка программы:Добавим переменные Summa и Chastnoe к списку выражений.После запуска программа остановится

Слайд 64Первая программа
6. Анализ результатов:
Программа «прогоняется» с разными значениями исходных данных.
В

качестве эксперимента можно ввести нулевое значение В.

Первая программа6. Анализ результатов:Программа «прогоняется» с разными значениями исходных данных.В качестве эксперимента можно ввести нулевое значение В.

Слайд 65Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика