Разделы презентаций


Лекция 9. Русская культура IX - XVIII веков (краткий обзор)

Содержание

1. Культура Древнерусского государства и удельной раздробленности (IX-XIII вв.) Влияние духовного наследия древних славян и Византии.В Киевской Руси было немного очагов культуры, с раздробленностью наблюдался культурный подъём.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 9. Русская культура IX-XVIII веков (краткий обзор)
Культура Древнерусского государства

и удельной раздробленности (IX-XIII вв.)
Развитие культуры в XIV-XV вв.
Культура Московского

царства (XVI-XVII вв.).
Культура России XVIII в. Общественно-политическая мысль.
Лекция 9. Русская культура IX-XVIII веков (краткий обзор)Культура Древнерусского государства и удельной раздробленности (IX-XIII вв.)Развитие культуры в

Слайд 21. Культура Древнерусского государства и удельной раздробленности (IX-XIII вв.)
Влияние

духовного наследия древних славян и Византии.
В Киевской Руси было немного

очагов культуры, с раздробленностью наблюдался культурный подъём.
1. Культура Древнерусского государства и удельной раздробленности (IX-XIII вв.) Влияние духовного наследия древних славян и Византии.В Киевской

Слайд 3Особенности:
Бинарность – сочетание языческого и христианского начал;
Религиозное мировоззрение;
Традиционализм –

следование традициям, почитание старины;
Анонимность большинства произведений искусства;
Культурное единство – отсутствие

четкого разделения на культуру господствующих слоев и народа.

Особенности:Бинарность – сочетание языческого и христианского начал; Религиозное мировоззрение;Традиционализм – следование традициям, почитание старины;Анонимность большинства произведений искусства;Культурное

Слайд 4Фольклор(устное народное творчество)
Былины (народные сказания) о героях: князь Владимир «Красное

Солнышко», Добрыня Никитич, Ставр Годинович и его жена Василиса и

др.
Собирательные образы: богатыри Микула Селянинович, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алеша Попович.
Отражали народные идеалы мужества, патриотизма и созидательного труда.
Фольклор(устное народное творчество)Былины (народные сказания) о героях: князь Владимир «Красное Солнышко», Добрыня Никитич, Ставр Годинович и его

Слайд 5Просвещение
Кирилл и Мефодий (IX в.) – создатели славянского алфавита (кириллицы).
Киевско-Печерский

монастырь (основан в нач. XI в. Илларионом и Антонием) –

центр духовной жизни.
Книги на пергаменте (телячьей коже) – переводы Библейских текстов («Остромирово Евангелие» XI в.), византийских авторов («Изборники»).
Берестяные грамоты (найдено свыше 900) – грамотность горожан.

ПросвещениеКирилл и Мефодий (IX в.) – создатели славянского алфавита (кириллицы).Киевско-Печерский монастырь (основан в нач. XI в. Илларионом

Слайд 8Летописание зародилось в XI в. Самая ранняя из сохранившихся –

«Повесть временных лет» (Нестор, нач. XII в.).
«Житие святых» – жизнеописание

религиозных подвижников и мучеников: кн. Владимир, Борис и Глеб, Феодосий Печерский (автор Нестор). Достойный пример для подражания.
«Хождение» игумена Даниила (в 1106-1108 гг. в Палестину). Описание святых мест и реликвий.
Летописание зародилось в XI в. Самая ранняя из сохранившихся – «Повесть временных лет» (Нестор, нач. XII в.).«Житие

Слайд 12«Поучения» - богословско-политические трактаты: «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» о

законе и благодати» митрополита Иллариона, «Моление» Даниила Заточника.
Призыв к единению

против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и Отечество.
«Поучения» - богословско-политические трактаты: «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Моление» Даниила

Слайд 13«Слово полку Игореве» - повествование о неудачном походе Новгород-Северского кн.

Игоря Святославича на половцев в 1185 г.
Неизвестный автор, вероятно,

участник похода. Литературные достоинства.
Призыв к единению русских земель.
«Слово полку Игореве» - повествование о неудачном походе Новгород-Северского кн. Игоря Святославича на половцев в 1185 г.

Слайд 14Архитектура (зодчество)
В основном деревянные строения (не сохранились).
Каменное строительство с

принятием христианства. Из Византии традиция крестово-купольных храмов: однокупольные, затем многокупольные

(местное влияние).
Храм Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь) в конце X в. – первый каменный (не сохранился).
Архитектура (зодчество)В основном деревянные строения (не сохранились). Каменное строительство с принятием христианства. Из Византии традиция крестово-купольных храмов:

Слайд 15Софийские соборы (в честь Софии, Премудрости Божьей): 13-главый в Киеве

(заложен в 1037г. при Ярославе Мудром), 5-главые в Новгороде (1045-1050)

и Полоцке (вт.пол. XI в.).
С раздробленностью складываются региональные архитектурные школы: новгородская, псковская, владимирская.
Успенский собор во Владимире (при Владимире Боголюбском, XII в.).

Софийские соборы (в честь Софии, Премудрости Божьей): 13-главый в Киеве (заложен в 1037г. при Ярославе Мудром), 5-главые

Слайд 16Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве

Слайд 17Софийский собор в Новгороде

Софийский собор в Новгороде

Слайд 18Успенский собор во Владимире (XII в.)

Успенский собор во Владимире (XII в.)

Слайд 19Дмитровский собор во Владимире (XII в.)

Дмитровский собор во Владимире (XII в.)

Слайд 21Церковь Покрова на Нерли (1165)

Церковь Покрова на Нерли (1165)

Слайд 27Изобразительное искусство
Резьба по дереву и камню.
Фрески – живопись водяными красками

по сырой штукатурке.
Мозаика – изображение или узор из кусочков камня,

мрамора, керамики, смальты.

Изобразительное искусствоРезьба по дереву и камню.Фрески – живопись водяными красками по сырой штукатурке.Мозаика – изображение или узор

Слайд 35Иконопись
Икона (греч. – образ, изображение).
Одна из самых почитаемых – Владимирская

Богоматерь (по преданию написана ивангелистом Лукой) перевезена Андреем Боголюбским из

Киева во Владимир и помещена в построенный им Успенский собор.
ИконописьИкона (греч. – образ, изображение).Одна из самых почитаемых – Владимирская Богоматерь (по преданию написана ивангелистом Лукой) перевезена

Слайд 37Ремесло (более 60 специальностей)
Высокий уровень литейного, кузнечного, гончарного, ювелирного дела

(зернь, скань, эмаль – перегородчатая и филигрань).
Подъём русской культуры прерван

нашествием Батыя. Многие памятники разрушены, мастера погибли или уведены в плен, на 100 лет прекратилось каменное строительство.
Ремесло (более 60 специальностей)Высокий уровень литейного, кузнечного, гончарного, ювелирного дела (зернь, скань, эмаль – перегородчатая и филигрань).Подъём

Слайд 382. Развитие культуры в XIV-XV вв.

Особенности:
Распространение идеи

единства русской земли и борьбы с ордынским игом;
Возрождение русской культурной общности при возрастании роли Москвы.
Освобождение от византийского влияния (приобретение самобытных национальных черт).

2. Развитие культуры в XIV-XV вв.

Слайд 39Литература
Исторические (военные) повести: о Батыевом нашествии («Слово о погибели Русской

земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», о гибели в Орде

Михаила Тверского, о Куликовской победе («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» - автор Сафоний Рязанец).
ЛитератураИсторические (военные) повести: о Батыевом нашествии («Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», о

Слайд 40«Житие» Александра Невского, Дмитрия Донского – образы идеальных правителей и

полководцев, православ-ного миссионера Стефана Пермского, создателя Троицкого монастыря и общежитийного

монашеского устава Сергия Радонежского (автор Епифаний Премудрый). «Житие» Сергия Радонежского переработано в XV в. Пахомием Лагофетом.

«Житие» Александра Невского, Дмитрия Донского – образы идеальных правителей и полководцев, православ-ного миссионера Стефана Пермского, создателя Троицкого

Слайд 41«Хождения» - описания путешествий в Константинополь и другие святые места:

новгородцев Стефана, Григория Калики (XIV в.), дьякона Троице-Сергиева монастыря Зосимы,

«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XV в.).
«Хождения» - описания путешествий в Константинополь и другие святые места: новгородцев Стефана, Григория Калики (XIV в.), дьякона

Слайд 42Летописание
В разных княжествах: летопись о Владимиро-Суздальской земле составлена в 1377

г. Монахом Лаврентием («Лаврентьевская»).
С XV в. возрождение общерусских сводов: Троицкая

летопись (1408), «Владимирский полихрон» (1423).
ЛетописаниеВ разных княжествах: летопись о Владимиро-Суздальской земле составлена в 1377 г. Монахом Лаврентием («Лаврентьевская»).С XV в. возрождение

Слайд 43Архитектура
Возобновление каменного строительства: сначала в Новгороде и Пскове, при Иване

Калите – в Москве.
Московский кремль: белокаменный при Дмитрии Донском

(1367), из красного кирпича при Иване III в конце XV в.
Территория – 27,5 га, длина стен – 22,5 км, толщина – от 3,5 до 6,6 м., высота – 5-12 м. Строительством руководил Аристотель Фиораванти.
АрхитектураВозобновление каменного строительства: сначала в Новгороде и Пскове, при Иване Калите – в Москве. Московский кремль: белокаменный

Слайд 55Успенский собор (1476-1479) в Кремле

Успенский собор (1476-1479) в Кремле

Слайд 57Благовещенский собор (1481-1489) в Кремле

Благовещенский собор (1481-1489) в Кремле

Слайд 59Грановитая палата (1487-1491) в Кремле

Грановитая палата (1487-1491) в Кремле

Слайд 62Иконопись
Феофан Грек – выразительность и суровость письма (византийская манера): роспись

церкви Спаса на Ильиной улице в Новгороде, иконы Благовещенского собора

в Кремле.
Андрей Рублев – цельность и законченность образов: иконы и фрески Благовещенского собора, фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского собора, икона «Троица» и др.
ИконописьФеофан Грек – выразительность и суровость письма (византийская манера): роспись церкви Спаса на Ильиной улице в Новгороде,

Слайд 65Дионисий (вт. пол. XV в.) – красочность и декоративность: иконы

и фрески Ферапонтова (под Вологдой), Иосифо-Волоколамского монастырей.

Дионисий (вт. пол. XV в.) – красочность и декоративность: иконы и фрески Ферапонтова (под Вологдой), Иосифо-Волоколамского монастырей.

Слайд 673. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)

Особенности:
новые отрасли, формы

и жанры;
некоторые светские черты (обмирщение);
Западное влияние (в XVII в.);
Усиливается подчинение государству (огосударствление).
3. Культура Московского царства  (XVI-XVII вв.)

Слайд 68Литература
«Москва – третий Рим» («Святая Русь») – идеологическое обоснование самодержавного

Московского царства и божественного происхождения царской власти.
«Сказание о князьях Владимирских»

(Пахомий Лагофет, нач. XVI в.).
Литературный кружок митрополита Макария (1542-1563): созданы «Четьи-Минеи» (помесячные чтения в 12 книгах), «Степенная книга» - летопись
Литература«Москва – третий Рим» («Святая Русь») – идеологическое обоснование самодержавного Московского царства и божественного происхождения царской власти.«Сказание

Слайд 69Московского государства, Воскресенская, Никоновская летописи, Лицевой свод (20 тыс. листов,

16 тыс. миниатюр).
«Домострой» – наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию

детей, исполнению религиозных обрядов (Сильвестр, член Избранной рады, протопоп Благовещенского собора Московского кремля).
Московского государства, Воскресенская, Никоновская летописи, Лицевой свод (20 тыс. листов, 16 тыс. миниатюр).«Домострой» – наставления по ведению

Слайд 70Публицистика
И.С.Пересветов – идея сильной государственной власти («Государство без грозы, что

конь без узды»), программа реформ, направленных на усиление опирающегося на

дворянство самодержавия.
А.М.Курбский (переписка с Иваном IV) – обвинял царя в чрезмерном властолюбии и казнях лучших людей.
Иван IV – объяснял свои действия интересами страны, своеволием бояр.
ПублицистикаИ.С.Пересветов – идея сильной государственной власти («Государство без грозы, что конь без узды»), программа реформ, направленных на

Слайд 71В связи с Расколом РПЦ – старообрядческая литература (XVII в.)
Автобиографическое

«Житие протопопа Аввакума» – живой, разговорный язык.

Начало книгопечатания. Первая типография

в Москве (1553). Иван Федоров и Федор Мстиславец – первая русская датированная книга «Апостол» (1564); «Часослов» – первая книга для обучения грамоте.
В связи с Расколом РПЦ – старообрядческая литература (XVII в.)Автобиографическое «Житие протопопа Аввакума» – живой, разговорный язык.Начало

Слайд 72Западное (Иноземная слобода под Москвой) и белорусско-украинское влияние:
«Синопсис» (обозрение) –

первый учебник русской истории (И.Гизель).
Симеон Полоцкий (учитель царя Алексея Михайловича)

– начало стихосложения, школа для подготовки подьячих при приказов.
Славяно-греко-латинская академия (1687) – С.Медведев, братья Лихуды.
Западное (Иноземная слобода под Москвой) и белорусско-украинское влияние:«Синопсис» (обозрение) – первый учебник русской истории (И.Гизель).Симеон Полоцкий (учитель

Слайд 73Архитектура
Продолжалась застройка Московского Кремля: Архангельский собор (1505-1509) – архитектор Алевиз

Новый, колокольня Ивана Великого – Бон Фрязин (надстроена в 1600

г. при Б.Бодунове), Китай-город – Петр Фрязин, Белый город – Федор Конь.
АрхитектураПродолжалась застройка Московского Кремля: Архангельский собор (1505-1509) – архитектор Алевиз Новый, колокольня Ивана Великого – Бон Фрязин

Слайд 79Строительство храмов шатрового стиля (влияние деревянного зодчества):
Храм Вознесения в селе

Коломенском (1532) в честь рождения Ивана IV.

Покровский собор (храм Василия

Блаженного) на Красной площади в Москве (1554-1560) в честь взятия Казани – зодчие Барма и Постник Яковлев
Строительство храмов шатрового стиля (влияние деревянного зодчества):Храм Вознесения в селе Коломенском (1532) в честь рождения Ивана IV.Покровский

Слайд 84Патриарх Никон в 1660-е гг. запретил строительство шатровых храмов, утвердил

в качестве образца традиционные 5-главые
В конце XVII в. получил распространение

стиль «московское (нарышкинское) барокко» (от итал. – «вычурный») – раскраска фасадов (красным и белым), декоративная резьба по камню, изразцы (кафельная плитка).
Патриарх Никон в 1660-е гг. запретил строительство шатровых храмов, утвердил в качестве образца традиционные 5-главыеВ конце XVII

Слайд 85Строения Новодевичьего монастыря

Строения Новодевичьего монастыря

Слайд 89Церковь Троицы в Никитинках (Москва)

Церковь Троицы в Никитинках (Москва)

Слайд 91Церковь Покрова в Филях

Церковь Покрова в Филях

Слайд 93Изобразительное искусство
Иконы Симона Ушакова (XVII в.) – отход от византийских

канонов – реализм, объёмность изображения.
Начало светской живописи – «парсуны» писались

сначала в иконописной манере на доске, в конце XVII в. – масляными красками на холсте.
Самая старая парсуна М.В.Скопина-Шуйского (1610), портреты царей Федора Ивановича и Алексея Михайловича, патриарха Никона и др.
Изобразительное искусствоИконы Симона Ушакова (XVII в.) – отход от византийских канонов – реализм, объёмность изображения.Начало светской живописи

Слайд 102Декоративно-прикладное искусство
Ювелирные изделия Оружейной палаты (золотые и серебряные кубки, блюда,

ковши), царские регалии.

«Царь-пушка» (1586, Андрей Чохов)
общий вес 40 т., длина

ствола 5,34 м., калибр 39 см., вес ядра 80 кг.
Декоративно-прикладное искусствоЮвелирные изделия Оружейной палаты (золотые и серебряные кубки, блюда, ковши), царские регалии.«Царь-пушка» (1586, Андрей Чохов)общий вес

Слайд 107Западные новшества при дворе Алексея Михайловича
Театр в с.Преображенском (1672-1676). Руководил

пастор Немецкой слободы И.Грегори, труппа из 60 актеров-иноземцев.
Бояре А.С.Матвеев, В.В.Голицын

(фаворит правительницы Софьи) заводят библиотеки
В народную среду западные новшества не проникали.
Западные новшества при дворе Алексея МихайловичаТеатр в с.Преображенском (1672-1676). Руководил пастор Немецкой слободы И.Грегори, труппа из 60

Слайд 1124. Культура России XVIII в.

Особенности:
Активное государственное вмешательство;
Западное влияние (вестернизация);
Светский характер

(секуляризация);
Начало формирования российской интеллигенции;


4. Культура России XVIII в.          Особенности:Активное государственное вмешательство;Западное

Слайд 113Они наблюдались и в XVII в. (в виде тенденции), а

с эпохи Петра I стали определяющими в культурном развитии.
Летоисчисление с

1.01.1700 г. от Рождества Христова, одежда по европейской моде, вечеринки с танцами и угощением (ассамблеи), введение гражданского шрифта и др. сблизили Россию с Европой, но способствовали отрыву культуры господствующих слоев от народной культуры.
Они наблюдались и в XVII в. (в виде тенденции), а с эпохи Петра I стали определяющими в

Слайд 114Просвещение. Наука.
С 1714 г. открытие в разных губерниях 42 светских

(цифирных) школ (2 тыс. учеников), солдатских – в гарнизонах.
Специальные учебные

заведения: Навигацкая школа в Москве (1701), Медицинское училище (1707), Морская академия в Петербурге (1715), Артил-лерийская, Инженерная школы (1712-1719).
Просвещение. Наука.С 1714 г. открытие в разных губерниях 42 светских (цифирных) школ (2 тыс. учеников), солдатских –

Слайд 115Газета «Ведомости» (1702), естественно-исторический музей «Кунсткамера» (1718), Академия наук (1725)


Академия художеств (1757), музей искусств «Эрмитаж» (при Екатерине II).
М.В.Ломоносов –

первый русский профессор и академик (1745), вместе с В.Н.Татищевым положили начало русской исторической науке (во вт. пол. Века – М.М.Щербатов и И.Н.Болтин).

Газета «Ведомости» (1702), естественно-исторический музей «Кунсткамера» (1718), Академия наук (1725) Академия художеств (1757), музей искусств «Эрмитаж» (при

Слайд 116Географические экспедиции: Ф.Саймонов, К.Верден, В.Беринг, А.Чириков, С.П.Крашенинников, П.Паллас, И.Лепехин и

др.
Изобретатели-самоучки: А.К.Нартов – токарные станки, И.И.Ползунов – паровой двигатель (1765),

И.П.Кулибин – дворцовый лифт, часы, мосты и др.
И.Ф. и М.И.Моторины отлили Царь-колокол (1735).
Географические экспедиции: Ф.Саймонов, К.Верден, В.Беринг, А.Чириков, С.П.Крашенинников, П.Паллас, И.Лепехин и др.Изобретатели-самоучки: А.К.Нартов – токарные станки, И.И.Ползунов –

Слайд 118Образование: сословный характер.
И.И.Бецкой – идеи создания идеального человека через воспитание

в закрытых пансионах.
Система учебных заведений для детей дворян: Сухопутный

корпус (1731), Пажеский корпус (1750), Морской шляхетский корпус (1752), Смольный институт благородных девиц (1764).
М.В.Ломоносов, И.И.Шувалов – создание Московского университета (1755).
Образование: сословный характер.И.И.Бецкой – идеи создания идеального человека через воспитание в закрытых пансионах. Система учебных заведений для

Слайд 119Ф.И.Янкович – система начального образования (при Екатерине II): губернских и

уездных главных, средних и малых народных училищ (2-4 класса).
На исходе

XVIII в. – 550 учебных заведений (около 400 народных училищ, св. 60 духовных семинарий, св. 60 – дворянских пансионов).
Грамотность мужчин: горожан – 20-25%, крестьян – 1-12%, дворян – 84-87%, духовенства – 75 %.
Ф.И.Янкович – система начального образования (при Екатерине II): губернских и уездных главных, средних и малых народных училищ

Слайд 120Архитектура
Планировка городов: С-Петербург (1703) – Д.Трезини и Ж.Леброн.

В первой половине

века – господствовал стиль барокко – симметричность планировки, монументальность и

пышность построек, причудливые линии фасадов, обилие колонн и лепных украшений.
АрхитектураПланировка городов: С-Петербург (1703) – Д.Трезини и Ж.Леброн.В первой половине века – господствовал стиль барокко – симметричность

Слайд 121Собор Петра и Павла (1712-1732) в Петербурге

Собор Петра и Павла (1712-1732) в Петербурге

Слайд 125Смольный монастырь (1748-1762) В.В.Растрелли

Смольный монастырь (1748-1762) В.В.Растрелли

Слайд 126Зимний дворец (1754-1762) В.В.Растрелли

Зимний дворец (1754-1762) В.В.Растрелли

Слайд 131Большой дворец в Петергофе (1747-1752) В.В.Растрелли

Большой дворец в Петергофе (1747-1752) В.В.Растрелли

Слайд 136Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757) В.В.Растрелли

Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757) В.В.Растрелли

Слайд 141Во второй половине XVIII в. утверждается классицизм

Возвращение к античным образцам

– прямая линия фасада, строгая симметричность планировки, выделение главного здания,

гладкая поверхность стен, отсутствие пышности в убранстве.
Во второй половине XVIII в. утверждается классицизмВозвращение к античным образцам – прямая линия фасада, строгая симметричность планировки,

Слайд 142Пашков дом на Моховой улице в Москве (1784-1793) В.И.Баженов

Пашков дом на Моховой улице в Москве (1784-1793) В.И.Баженов

Слайд 144Каменноостровский дворец в Петербурге В.И.Баженов

Каменноостровский дворец в Петербурге В.И.Баженов

Слайд 146Здание Сената в Московском Кремле (1776-1787) М.Ф.Казаков

Здание Сената в Московском Кремле (1776-1787) М.Ф.Казаков

Слайд 149Колонный зал Благородного дворянского собрания (1780-е гг.) М.Ф.Казаков

Колонный зал Благородного дворянского собрания (1780-е гг.) М.Ф.Казаков

Слайд 151Голицынская больница (1790-е гг.) М.Ф.Казаков

Голицынская больница (1790-е гг.) М.Ф.Казаков

Слайд 153Троицкий собор в Александрово-Невской лавре (1778-1790) И.Е.Старов

Троицкий собор в Александрово-Невской лавре (1778-1790) И.Е.Старов

Слайд 155Городская усадьба князя Г.Потемкина (Таврический дворец) И.Е.Старов

Городская усадьба князя Г.Потемкина (Таврический дворец) И.Е.Старов

Слайд 157Усадьба графов Шереметевых под Москвой (Останкино) Ф.Аргунов

Усадьба графов Шереметевых под Москвой (Останкино)  Ф.Аргунов

Слайд 159Усадьба князей Юсуповых под Москвой (Архангельское)

Усадьба князей Юсуповых под Москвой (Архангельское)

Слайд 163Скульптура М.В.Ломоносова Ф.И.Шубин

Скульптура М.В.Ломоносова Ф.И.Шубин

Слайд 164Памятник Петру I («Медный всадник») закончен в 1782 г. Э.Фальконе

Памятник Петру I («Медный всадник») закончен в 1782 г. Э.Фальконе

Слайд 166Живопись
Историческая живопись (А.П.Лосенко, Г.И.Угрюмов), портреты (А.П.Андропов, И.П.Аргунов, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский),

пейзажи (С.Ф.Щедрин).

Широко распространены народные картинки – лубок.

ЖивописьИсторическая живопись (А.П.Лосенко, Г.И.Угрюмов), портреты (А.П.Андропов, И.П.Аргунов, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский), пейзажи (С.Ф.Щедрин).Широко распространены народные картинки – лубок.

Слайд 167Екатерина II И.П.Аргунов

Екатерина II И.П.Аргунов

Слайд 168Е.Лобанова-Ростовская И.П.Аргунов

Е.Лобанова-Ростовская И.П.Аргунов

Слайд 170Екатерина II Ф.С.Рокотов

Екатерина II Ф.С.Рокотов

Слайд 174Князь А. Волконский В.Л.Боровиковский

Князь А. Волконский  В.Л.Боровиковский

Слайд 180С.Ланской Д.Г.Левицкий

С.Ланской   Д.Г.Левицкий

Слайд 184«Лунная ночь» С.Ф.Щедрин

«Лунная ночь»  С.Ф.Щедрин

Слайд 188Театр
Первый публичный на Красной площади в Москве (1702). Иностранные актеры.
Первый

русский профессиональный театр создан Ф.Г.Волковым в Ярославле (1750), по указу

Елизаветы переехал в Петербург (1752).
Частные дворянские театры (с крепостными актёрами) графов Шереметевых (Кусково, Останкино), князей Юсуповых (Архангельское).
ТеатрПервый публичный на Красной площади в Москве (1702). Иностранные актеры.Первый русский профессиональный театр создан Ф.Г.Волковым в Ярославле

Слайд 189Ф.Г.Волков

Ф.Г.Волков

Слайд 190Литература
Фольклор – песни, сказания (Пугачев, Салават Юлаев) сатирические сказки (собирательные

образы крестьян, чиновников)
Печатная – в основном дворянская.
Многообразие жанров: ода, басня,

элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Современный литературный язык.
В.К.Тредиаковский – основоположник нового стихосложения.
ЛитератураФольклор – песни, сказания (Пугачев, Салават Юлаев) сатирические сказки (собирательные образы крестьян, чиновников)Печатная – в основном дворянская.Многообразие

Слайд 191Направления:
Классицизм – пафос национальной гражданственности, просветительство, сатира без порицания системы.
В.К.Тредиаковский

(придворная жизнь), М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин (патриотическая тематика), А.Д.Кантемир (высмеивание дворянской спеси,

невежества, щегольства), А.П.Сумароков (нравы дворян, бюрократизм, взяточничество)

Направления:Классицизм – пафос национальной гражданственности, просветительство, сатира без порицания системы.В.К.Тредиаковский (придворная жизнь), М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин (патриотическая тематика), А.Д.Кантемир

Слайд 192Герои или добродетельны или отталкивающе безобразны.
сентиментализм – чувства человека, интимный

переживания, семейный быт.
М.М.Херасков, И.Ф.Богданович, В.И.Майков, Н.М.Карамзин («Бедная Лиза») – отход

от общественный проблем, идиллические картины сельской жизни: барин заботятся о крестьянах, те уважают и слушаются).
Герои или добродетельны или отталкивающе безобразны.сентиментализм – чувства человека, интимный переживания, семейный быт.М.М.Херасков, И.Ф.Богданович, В.И.Майков, Н.М.Карамзин («Бедная

Слайд 193 реализм – не отвлеченные образы, а живые люди, наделенные

индивидуальными характерами и языком. Допускается обличение общественных пороков (крепостничества и

др.).

Д.И.Фонвизин – комедии «Бригадир», «Недоросль».

реализм – не отвлеченные образы, а живые люди, наделенные индивидуальными характерами и языком. Допускается обличение общественных

Слайд 194Журналистика
С сер.1750-х гг. множество журналов: «Ежемесячные чтения» (Академия наук) «Трудолюбивая

пчела» (А.П.Сумароков), «Полезное увеселение» (М.М.Херасков), «Свободные часы», «Невинное упражнение» (И.Ф.Богданович),

«Трутень», «Живописец», «Пустомеля», «Кошелек» (Н.И.Новиков).

ЖурналистикаС сер.1750-х гг. множество журналов: «Ежемесячные чтения» (Академия наук) «Трудолюбивая пчела» (А.П.Сумароков), «Полезное увеселение» (М.М.Херасков), «Свободные часы»,

Слайд 195Специализированные и научно-популярные издания:
«Труды» Вольного Экономического общества», «Древняя российская вивлиофика»

(Н.И.Новиков) – публикация исторических документов.
Журналы в провинции: в Тобольске на

деньги купца В.Я.Корнильева в 1780-1790-е гг. издавался первый в Сибири журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену».
Специализированные и научно-популярные издания:«Труды» Вольного Экономического общества», «Древняя российская вивлиофика» (Н.И.Новиков) – публикация исторических документов.Журналы в провинции:

Слайд 196Общественно-политическая мысль
Публицистика – литература по общественно-политическим проблемам современности.
Влияние европейского

Просвещения (антифеодальная направленность) – теории «естественного права» («человек рождается свободным»,

государства как результата «общественного договора» для достижения «общего блага» (ДЖ.Локк, Д.Дидро и др.).

Общественно-политическая мысльПублицистика – литература по общественно-политическим проблемам современности. Влияние европейского Просвещения (антифеодальная направленность) – теории «естественного права»

Слайд 197Течения (направления) общ.-полит. мысли:
Официально-охранительное (Екатерина II – «Наказ») – в

России лишь самодержавие (при просвещенном правлении) может обеспечить свободу, равенство

и благополучие всех граждан.
Журнал «Всякая всячина» - Екатерина II предлагала сосредоточиться на пороках не системы, а отдельных людей (критиковать «в улыбательном виде»).
Течения (направления) общ.-полит. мысли:Официально-охранительное (Екатерина II – «Наказ») – в России лишь самодержавие (при просвещенном правлении) может

Слайд 198 консервативно-аристократическое (князь М.М.Щербатов, историк и публицист – «О повреждении

нравов в России»).
Выступал за усиление роли в управлении государства родовитого

дворянства, за ограничение всевластие монарха аристократией (олигархическое правление), против отмены крепостного права (природно-климатические условия России). Обвинял Екатерину II в сладострастии, фаворитизме и др.
консервативно-аристократическое (князь М.М.Щербатов, историк и публицист – «О повреждении нравов в России»).Выступал за усиление роли в

Слайд 199 Умеренно-просветительное (либеральное)
Н.И.Панин, А.Р.Воронцов, Е.Р.Дашкова, А.А.Безбородко – проекты смягчения крепостного

права (отмены его в будущем) при сохранении дворянской собственности на

землю, за конституционные ограничения верховной власти.


Умеренно-просветительное (либеральное)Н.И.Панин, А.Р.Воронцов, Е.Р.Дашкова, А.А.Безбородко – проекты смягчения крепостного права (отмены его в будущем) при сохранении

Слайд 200Н.И.Новиков – беспощадная критика самодержавно-крепостнического строя, бюрократизма, казнокрадства.
Не выступал за

немедленное освобождение крестьян, уничтожение крепостничества связывал с просвещением народа, постепенным

искоренением помещичьего произвола.
На страницах издаваемых журналов («Трутень», «Живописец», «Кошелек») полемизировал с Екатериной II («Всякая всячина»).
Н.И.Новиков – беспощадная критика самодержавно-крепостнического строя, бюрократизма, казнокрадства.Не выступал за немедленное освобождение крестьян, уничтожение крепостничества связывал с

Слайд 201 Радикальное (революционное)
А.Н.Радищев (ода «Вольность», «Путешествие из Петербурга в Москву»)

– не только критика самодержавно-крепостнического строя, но и призыв к

его ликвидации революционным путем (за буржуазную республику).
В конце правления Екатерины II – преследование представителей критических направлений, закрытие журналов.

Радикальное (революционное)А.Н.Радищев (ода «Вольность», «Путешествие из Петербурга в Москву») – не только критика самодержавно-крепостнического строя, но

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика