Слайд 1
Лекция № 1.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТРАНЕ И ОБЩЕСТВЕ.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В
ВУЗЕ
Слайд 2
Термин «физическая культура» впервые появился в Англии в конце ХIХ
века. В истории человеческого общества не существовало народов, которые не
имели хотя бы элементарных форм физического воспитания.
Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью
Слайд 3В рабовладельческом обществе физическая культура
приобрела классовый характер и
военную
направленность.
Впервые в эту формацию были созданы специальные учебные заведения для физического воспитания граждан, воинов.
Слайд 4
Участниками древнегреческих Олимпийских игр были Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл
(драматург) и др.
Слайд 5В период утверждения капитализма зародились спортивные движения:
Шведская гимнастика Пер
Линга (1776-1839),
Сокольская гимнастика Мирослава Тырша (1832-1884).
Швейцарский педагог Иоган
Генрих Песталоцци (1746-1827) создал труд «Элементарная гимнастика».
Чешский мыслитель Ян Амос Коменский (1592-1610), впервые обосновал идею обучения, основывающуюся на единстве умственного и физического воспитания детей.
Слайд 6В период существования
СССР главная социальная
функция физического
воспитания состояла в
формировании физически
совершенных, социально
активных,
морально
стойких, предельно
преданных
социалистическому строю
граждан.
Слайд 7Физическая культура – сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и
укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной
активности..
Показателями состояния физической культуры в обществе являются:
массовость ее развития;
степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;
уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей;
уровень спортивных достижений;
наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;
пропаганда физической культуры и спорта. Степень и характер использования СМИ для пропаганды физической культуры и спорта;
состояние науки в сфере физической культуры и спорта.
Слайд 8Формы физической культуры
базовая физическая культура
спорт
оздоровительно-реабилитационная физическая культура
профессионально (военно)-прикладная физическая культура
фоновые
виды физической культуры
Слайд 9
Спорт
– часть физической культуры, подразумевающая собственно соревновательную деятельность и
специальную подготовку к ней.
Слайд 10ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ- социально-педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного,
социально активного подрастающего поколения.
Физическое образование- процесс формирования у человека двигательных
умений и навыков, а также передачи физкультурных знаний.
Воспитание физических качеств- целенаправленное воздействие на развитие физических качеств человека посредством нормированных функциональных нагрузок
Слайд 11Цель физического воспитания – воспитание гармонично развитой личности
ЗАДАЧИ:
образовательные
(освоение научно-практических основ физической культуры, овладение системой практических умений и
навыков);
оздоровительные (улучшение физического и функционального состояния организма, повышение физической работоспособности, повышение устойчивой сопротивляемости организма к заболеваниям);
воспитательные (совершенствование нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств).
Слайд 12ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Всестороннее развитие личности;
Оздоровительная направленность физического воспитания;
Связь физического
воспитания с трудовой и военной практикой.
Слайд 13Физическая подготовленность является результатом физической подготовки¸ который воплощает в себе
достигнутый уровень физической работоспособности
Слайд 14
Функциональная подготовленность – результат физической активности, отражающий уровень функционирования основных
физиологических систем организма (костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и др.).
Слайд 15 Физическое развитие – закономерный процесс формирования и изменения
биологических форм и функций организма человека под влиянием условий жизни
и воспитания
Слайд 16СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Физические упражнения –двигательные действия, направленные на решение
задач физического воспитания (ФВ)
Естественные силы природы (занятия на открытом воздухе,
водные процедуры);
Гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания и т.п.).
Слайд 17
Физические упражнения классифицируются по следующим признакам:
По направленности воздействия на организм
человека
По цели спортивной тренировки
По характеристикам физического упражнения (аналитическая классификация)
По нескольким
признакам, характеризующим движение (синтетическая классификация)
Слайд 18МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ-
это способ применения физических упражнений
Слайд 19
Основу методов физического воспитания составляет способ регулирования нагрузок и порядок
их сочетания с отдыхом
Нагрузка – количественная мера воздействия физических упражнений
на организм и степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей, связанных с расходованием энергоресурсов и возникновением утомления. Нагрузка характеризуется объемом и интенсивностью.
Отдых – как основной элемент физического воспитания бывает пассивным и активным (переключение на деятельность отличную от предыдущей).
Слайд 21ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
– это область общей культуры человека, представляющая
собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальных знаний,
физического совершенства, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате физического воспитания и образования
Слайд 23
Формы физического воспитания студентов
обязательные учебные занятия;
самостоятельные занятия физическими упражнениями
и спортом;
физические упражнения в режиме дня;
массовые оздоровительные, физкультурно-спортивные
мероприятия.
Слайд 24Учебная программа по
физической культуре
теоретический раздел;
практический раздел;
методико-практический раздел;
контрольный
раздел
Слайд 25Организация физического воспитания в ВолГАУ
Основное отделение
Специальное отделение
Основная группа
Группа спортивного совершенствования
Подготовительная
группа
Специальная группа
Группа временно освобожденных студентов
Слайд 26Обязанности студента
систематически посещать занятия по физическому воспитанию;
выполнять контрольные упражнения
и нормативы, сдавать зачеты по физическому воспитанию;
повышать свою физическую
подготовку;
соблюдать рациональный режим дня, учебы, отдыха и питания;
проходить медицинское обследование в установленные сроки;
регулярно самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом;
активно участвовать в массовых физкультурных и спортивных мероприятиях на курсе, факультете, в вузе