Разделы презентаций


Лекция № 2

Содержание

План:Понятие «менеджмент», «педагогический менеджмент».Педагогическое управление. Принципы управления педагогическими системами.Основные функции педагогического управления: педагогичекий анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль.Основные подходы к процессу управления.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция № 2
Теоретические основы научного управления

Лекция № 2Теоретические основы научного управления

Слайд 2План:
Понятие «менеджмент», «педагогический менеджмент».
Педагогическое управление. Принципы управления педагогическими системами.
Основные функции

педагогического управления: педагогичекий анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль.
Основные

подходы к процессу управления.

План:Понятие «менеджмент», «педагогический менеджмент».Педагогическое управление. Принципы управления педагогическими системами.Основные функции педагогического управления: педагогичекий анализ, целеполагание, планирование, организация,

Слайд 31. Понятие «менеджмент», «педагогический менеджмент».
Как наука менеджмент появился 100 лет

назад.

Менеджмент – это:
обеспечение выполнения работы с помощью других лиц;
процесс планирования,

организации, мотивации, контроля, необходимых для формирования и достижения целей организации;
сфера человеческой деятельности и область знаний, включающая в качестве обязательного элемента управление людьми.
1. Понятие «менеджмент», «педагогический менеджмент».Как наука менеджмент появился 100 лет назад.Менеджмент – это:обеспечение выполнения работы с помощью

Слайд 4Основные направления (школы) менеджмента:
Школа научного управления Тейлора, Гилберта и др.

– рациональность труда + материальная заинтересованность ведут к повышению эффективности.
Административная

(классическая школа) школа Файоля, Вебера и др. – универсальный принцип управления;
Школа человеческих отношений Маслоу и др. – межличностные отношения между людьми;
Поведенческая школа Арджириса, Лайкерта – максимальное использование человеческого потенциала на основе психологии и социологии;
Количественная школа Винера, Акоффа – компьютерное математическое моделирование ситуаций.
Основные направления (школы) менеджмента:Школа научного управления Тейлора, Гилберта и др. – рациональность труда + материальная заинтересованность ведут

Слайд 5Педагогический менеджмент:
это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов

управления образовательным процессом, направленным на повышение его эффективности.

Иерархия:
Руководитель,
Педагогический коллектив,
Коллектив обучаемых.

Педагогический менеджмент:это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленным на повышение его

Слайд 6Принципы педагогического менеджмента (по В.П.Симонову):
целеполагание,
целенаправленность управления,
кооперация и разделение управленческого

труда,
функциональность,
комплексность,
систематическое самосовершенствование.

Принципы педагогического менеджмента  (по В.П.Симонову):целеполагание, целенаправленность управления,кооперация и разделение управленческого труда,функциональность, комплексность,систематическое самосовершенствование.

Слайд 7Функции педагогического менеджмента:
«это особые виды действий

субъекта менеджмента с информацией»
принятие решения;
организация выполнения принятых решений;
предварительный,

текущий и итоговый контроль
Функции педагогического менеджмента:      «это особые виды действий субъекта менеджмента с информацией» принятие

Слайд 8Методы педагогического менеджмента:
Существует 4 группы методов:
методы экономического стимулирования

пед.коллектива,
организационно-распорядительные или административные методы,
методы психолого-педагогического воздействия,
методы общественного

воздействия.
Методы педагогического менеджмента: Существует 4 группы методов: методы экономического стимулирования пед.коллектива, организационно-распорядительные или административные методы, методы психолого-педагогического

Слайд 9Решение, принятое на любом управленческом уровне, должно соответствовать следующим требованиям:


иметь целевую направленность,
быть обоснованным и иметь конкретный адрес: кто,

когда, в какой срок,
быть согласованным с общей системой управленческих решений,
должно соответствовать оптимальной затрате сил, средств и времени,
быть актуальным, современным, кратким и четким.
Решение, принятое на любом управленческом уровне, должно соответствовать следующим требованиям:  иметь целевую направленность, быть обоснованным и

Слайд 10 Таким образом, управление образованием – это определенное научное

направление, имеющее важную прикладную значимость.

Эффективное развитие образования

зависит от компетентности и профессиональности управленцев этой сферы, их опоры на научные достижения, реализацию научных принципов и рекомендаций на практике. 
Таким образом, управление образованием – это определенное научное направление, имеющее важную прикладную значимость.  Эффективное

Слайд 113. Основные функции педагогического управления:
I. Педагогический анализ –

процесс, направленный на изучение педагогической действительности. Он начинает и заканчивает

любой управленческий цикл, включающий все остальные функции управления. Анализ способствует познанию сущности педагогического процесса, позволяет сознательно воздействовать на его развитие. Благодаря анализу в каждой конкретной ситуации могут своевременно и эффективно решаться те или иные задачи. Без педагогического анализа невозможен успех в целеполагании, планировании, осуществлении и регулировании воспитательного процесса: чем глубже анализ, тем правильней осуществляются остальные функции внутришкольного управления.

Основная цель педагогического анализа – изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов и выработка рекомендаций по повышению его эффективности (Ю. А. Конаржевский).
3. Основные функции педагогического управления:  I. Педагогический анализ – процесс, направленный на изучение педагогической действительности. Он

Слайд 12Три вида педагогического анализа (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.):

1. Параметрический анализ направлен на изучение текущей информации о

ходе и результатах педагогического процесса, на выявление причин, препятствующих его эффективности. Объектами параметрического анализа могут быть текущая успеваемость и посещаемость, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, санитарное состояние школы, посещенные директором или его заместителями уроки, мероприятия и др.
Три вида педагогического анализа  (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.):    1. Параметрический анализ направлен на

Слайд 13 2. Тематический анализ направлен на

изучение устойчивых зависимостей и тенденций в учебно-воспитательном процессе. Для тематического

анализа используется информация, накопленная в течение достаточно длительного времени. Например, для тематического анализа посещается ряд уроков (если изучается качество преподавания математики, то посещаются уроки у учителей математики) или в течение недели ежедневно фиксируются опоздавшие на каждый урок в каждом классе. При тематическом анализе могут использоваться результаты параметрического анализа.
2. Тематический анализ направлен на изучение устойчивых зависимостей и тенденций в учебно-воспитательном

Слайд 14 3. Итоговый анализ проводится в конце

длительного периода (года, четверти). Объектом анализа являются результаты работы школы

в течение этого периода.
При итоговом анализе используются результаты параметрического и тематического анализа. Цель итогового анализа – подвести итоги и наметить основные направления работы на следующий период.

Объектом постоянного внимания руководителей школы являются уроки и воспитательные мероприятия (воспитательные дела). В школьной практике используется три основных вида педагогического анализа урока: развёрнутый, краткий и аспектный.
Примерные схемы анализа урока и воспитательного дела рассматриваются в предыдущих разделах педагогики.
3. Итоговый анализ проводится в конце длительного периода (года, четверти). Объектом анализа являются

Слайд 15II. Процесс управления любой образовательной системой предполагает целеполагание и планирование

деятельности.
Целеполагание включает постановку целей, определение путей их

достижения и формулирование задач, проектирование желаемого результата.
Целеполагание неразрывно связано с мотивацией, поскольку достижение желаемого результата является мотивом всей дальнейшей деятельности.
II. Процесс управления любой образовательной системой предполагает целеполагание и планирование деятельности.   Целеполагание включает постановку целей,

Слайд 16Чтобы целеполагание было успешным, необходимо придерживаться ряда принципиальных требований:
диагностичность:

цели должны выдвигаться и корректироваться на основе постоянного изучения потребностей

и возможностей участников педагогического процесса, взрослых и детей;

реальность: учёт в процессе целеполагания возможностей конкретной ситуации;

преемственность: каждые следующие цели и задачи должны вытекать из предыдущих;

согласованность: цели и задачи не должны противоречить друг другу, цели отдельных участников педагогического процесса не должны противоречить общим целям;

направленность на результат: возможность определить, измерить, насколько удалось достигнуть поставленной цели.
Чтобы целеполагание было успешным, необходимо придерживаться ряда принципиальных требований:  диагностичность: цели должны выдвигаться и корректироваться на

Слайд 17 Планирование включает прогностическое осмысление и конструирование предстоящей деятельности,

направленной на достижение целей; результатом планирования является составление плана работы.


Планирование включает прогностическое осмысление и конструирование предстоящей деятельности, направленной на достижение целей; результатом планирования является

Слайд 18 Основными требованиями к плану работы являются:
целенаправленность: соответствие всех компонентов

плана поставленным целям;
перспективность: направленность плана не только на ближние (достижимые

за время осуществления плана), но и на дальние цели (те, для полного достижения которых времени, отводимого на реализацию плана недостаточно);
комплексность: использование в ходе планируемой работы разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;
объективность: учёт в плане объективных условий его реализации.
Основными требованиями к плану работы являются:   целенаправленность: соответствие всех компонентов плана поставленным целям;перспективность: направленность

Слайд 19Основные виды планов работы школы: перспективный, годовой, текущий.
Перспективный план (план

развития школы) составляется на несколько лет (обычно на пять) на

основе глубокого анализа работы школы за последние годы.
Годовой план охватывает время работы школы на весь учебный год, включая каникулы (в том числе летние).
Текущий план работы школы является конкретизацией годового плана, он составляется на четверть и далее может конкретизироваться на каждую неделю, отражаться в индивидуальных планах работы представителей администрации, педагога-организатора внеклассной работы, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря и других работников школы, чья деятельность распространяется на весь контингент учащихся или на его значительную часть. В текущем плане корректируются отклонения от годового плана (непроведение уроков из-за болезни работников, которые должны были эту работу провести и т. п.).
Основные виды планов работы школы: перспективный, годовой, текущий.Перспективный план (план развития школы) составляется на несколько лет (обычно

Слайд 20III. Организация деятельности:
как функция внутришкольного управления предполагает

придание деятельности всех участников педагогического процесса упорядоченности в целях и

мотивации, в содержании, в средствах и способах осуществления, в отношениях, в пространстве и времени.

Организатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности включения в коллективное дело. Важным показателем организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять своё время и время своих подчинённых. В целях рационального использования времени в школах заранее планируется и включается в годовой план работы школы проведение собраний и заседаний.
III. Организация деятельности:   как функция внутришкольного управления предполагает придание деятельности всех участников педагогического процесса упорядоченности

Слайд 21IV. Контроль и диагностика:
предполагают сбор и предварительную обработку

(систематизацию) информации о состоянии управляемой системы, о происходящих в ней

изменениях, о ходе управляемого процесса.
IV. Контроль и диагностика:  предполагают сбор и предварительную обработку (систематизацию) информации о состоянии управляемой системы, о

Слайд 22Для того чтобы контрольно-диагностическая деятельность была эффективна, при её организации

и проведении необходимо выполнять общие требования, к которым относятся:
систематичность:

регулярное проведение контроля, осуществление в школе системы контроля, позволяющей получать разнообразную достоверную информацию;
объективность: оценка выявленного состояния объекта контроля на основе определённых критериев (например, критериями обученности школьников являются знания, умения и навыки, зафиксированные в нормах оценок);
действенность: результаты контроля должны привести к позитивным изменениям (к устранению выявленных недостатков, к поддержанию отмеченных успехов);
компетентность проверяющего: знание предмета контроля, владение методикой контроля, умение видеть достоинства и недостатки и прогнозировать результаты контроля.
Для того чтобы контрольно-диагностическая деятельность была эффективна, при её организации и проведении необходимо выполнять общие требования, к

Слайд 23V. Регулирование педагогического процесса
Необходимость регулирования обусловлена тем,

что целостный педагогический процесс основан на противоречиях: с одной стороны

он стремится к организации (организованность ему придаёт целенаправленная деятельность педагогов и учащихся), а с другой – к дезорганизации, обусловленной влиянием различных внешних и внутренних факторов, учесть которые заранее оказывается невозможно.

Причинами дезорганизации педагогического процесса могут быть, например, привнесение в его структуру новых форм, методов и содержания, смещение пространственно-временных рамок той или иной деятельности, изменения в контингенте педагогических работников и учащихся.
V. Регулирование педагогического процесса   Необходимость регулирования обусловлена тем, что целостный педагогический процесс основан на противоречиях:

Слайд 244. Основные подходы к процессу управления.
  1. Системный подход к

управлению. Системный подход к управлению появился в начале 60-х годов, При

системном подходе к управлению акцент ставится на процесс принятия решений. Исходя из того, что решения принимаются не только на высшем уровне, организация понимается как совокупность центров принятия решений, связанных между собой каналами коммуникации. Управленческая задача состоит в том, чтобы на каждом уровне организации принимались решения, соответствующие ее интересам и скоординированные между собой. 
4. Основные подходы к процессу управления.   1. Системный подход к управлению. Системный подход к управлению появился

Слайд 252. Функциональный подход к управлению.
Управление, с позиции

данного подхода, рассматривается как целостный процесс реализации управленческих функций. В

число функций управления входят планирование, организация, мотивация, руководство, координация, коммуникация, контроль, принятие решений, анализ, оценка, подбор кадров и т.д.  Система управления в рамках функционального подхода представлена как иерархическая структура взаимосвязанных процессов реализации функций управления. Эффективность процесса управления напрямую зависит от соответствия строения системы управления и методов управления внешним и внутренним условиям деятельности организации.
Функциональный подход задает принципы определения состава управленческих функций, выбора методов их реализации и построения структуры управляющей системы.
2. Функциональный подход к управлению.   Управление, с позиции данного подхода, рассматривается как целостный процесс реализации

Слайд 263. Поведенческий подход к управлению.
В рамках этого

направления в 60-х годах были проведены исследования различных факторов, влияющих

на эффективность организации: мотивационных механизмов поведения человека, связи удовлетворенности и производительности труда, эффективности стилей руководства, влияния органи-зационных структур и характера коммуникации в организации на организационное поведение и т.д.
3. Поведенческий подход к управлению.  В рамках этого направления в 60-х годах были проведены исследования различных

Слайд 274. Синергетический подход к управлению. 
Систему управления образованием

целесообразно рассматривать с позиций синергетического подхода, основной качественной характеристикой которого

является «самоорганизация».
Самоорганизация характерна для всех процессов развития. Основная особенность синергетических проявлений - упорядоченность, целенаправленность сложной системы при относительной неупорядоченности отдельных подсистем.
Для развивающихся систем характерны как устойчивость структуры, так и потеря устойчивости, разрушение и создание новой. Таким образом, сущность синергетического подхода состоит в выявлении и познании общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в системах различной природы, в том числе и в управлении образовательными системами.
4. Синергетический подход к управлению.    Систему управления образованием целесообразно рассматривать с позиций синергетического подхода, основной

Слайд 285. Деятельностный подход к управлению. 
Деятельность

в управлении образованием рассматривается как мотивационная, обладающая определенной целью, направленная

на конкретный объект или субъект, осуществляемая совокупностью определенных способов (методов), средств и воздействий, приводящих к определенному запланированному результату. Идея анализа деятельности как метод научной психологии человека была заложена еще в ранних работах Л. С. Выготского. Он выделял два главных взаимосвязанных момента - это орудийная структура деятельности человека и ее включенность в систему взаимоотношений с другими людьми. Орудие определяет деятельность, связывающую человека не только с миром вещей, но и с другими людьми. Благодаря этому его деятельность впитывает в себя опыт человечества. «...Высшие специфические человеческие психические процессы, - писал Л. С. Выготский, - могут родиться только во взаимодействии человека с человеком... и лишь затем начинают выполняться индивидом самостоятельно». Им же были введены понятия орудия, орудийных операций, понятие цели, мотива.
5. Деятельностный подход к управлению.      Деятельность в управлении образованием рассматривается как мотивационная, обладающая

Слайд 296. Ситуационный подход к управлению.
Понятие «ситуация» означает

положение, сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную об-становку, положение. Ситуационный

подход предполагает, что эффективность управленческого воздействия определяется конкретной ситуацией, и самым продуктивным является то управление, которое более соответствует сложившейся ситуации.
Существует 7 взаимосвязанных компонентов организации, изменения в которых должны быть согласованы, чтобы обеспечить эффективность организации. В эти 7 компонентов входят: стратегия, структура, система, персонал, квалификация, принятые ценности, стиль руководства.
Эффективное развитие организации возможно, если руководству удается в различных условиях (ситуациях) обеспечить гармонию между этими 7 компонентами. 
6. Ситуационный подход к управлению.   Понятие «ситуация» означает положение, сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную

Слайд 30 Реализация ситуационного подхода в управлении образованием предполагает:
1.

Анализ образовательной ситуации с целью выделения значимых проблем. 2. Определение ценности

полученных результатов в различных педагогических ситуациях. 3. Прогноз развития педагогических систем на основе конкретных образовательных ситуаций.
Реализация ситуационного подхода в управлении образованием предполагает:   1. Анализ образовательной ситуации с целью выделения

Слайд 317. Рефлексивный подход к управлению.
Понятие «рефлексия» означает

обращение назад; размышление, самонаблюдение, самопознание; форма теоретической деятельности человека, направленная

на осмысление своих собственных действий и их законов.

Рефлексивное управление образованием, в частности образовательным учреждением, связано с такими факторами влияния на развитие процесса и личности, при которых осознается смысл действий, осознается потребность целенаправленной преобразующей деятельности. Глубокое самосознание приводит к развитию процессов «самоопределения - самовыражения - самоутверждения - самореализации - саморегуляции».
Рефлексивный подход должен способствовать более полному раскрытию проблемы управления развитием образования с целью создания адаптивной образовательной среды при взаимодействии всех звеньев органов управления, методической службы с педагогами обра-зовательных учреждений. 
7. Рефлексивный подход к управлению.   Понятие «рефлексия» означает обращение назад; размышление, самонаблюдение, самопознание; форма теоретической

Слайд 32 8. Национально-региональный подход к управлению.
Этот подход актуализируется

в условиях развития федеративного устройства, когда решения многих проблем перемещаются

с центрального на региональный уровень. 
Процессы децентрализации и регионализации изменили характер взаимоотношений подсистем, объекты воздействия или управления, содержание управленческих решений на всех четырех основных уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном и образовательного учреждения.
В отличие от прежней системы, когда остальные 3 уровня после федерального не могли проявлять свою инициативу, проводя в жизнь уже выработанные готовые решения, настоящее положение субъектов требует проведения собственной политики, наличия стратегии и тактики, оформленных в программы развития образования соответствующих уровней. 
 8. Национально-региональный подход к управлению.    Этот подход актуализируется в условиях развития федеративного устройства, когда

Слайд 33 9. Управление развитием образования по результатам.
Основная идея

управления по результатам заключается в осознании того, что организация представляет

собой упорядоченную форму, объединяющую индивидов или группы, для достижения конкретных результатов. Содержательно понятие «Управление по результатам» предполагает систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, которые определены и согласованы всеми членами организации. Понимание смысла собственной деятельности формирует отношение к ней как к осмысленной и творческой. Результативное мышление на более высоком уровне предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат совместной деятельности, а затем исполнитель сам выбирает способы его достижения. Результат понимается как реализованная цель. Цели могут быть идеальными и реальными в зависимости от обеспеченности ресурсами. Цели, обеспеченные ресурсами, являются результативными целями. 
9. Управление развитием образования по результатам.    Основная идея управления по результатам заключается в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика