Слайд 1
Лекция № 4
Культура античности
Лекция по курсу «Культура и религия», для
студентов 2 курса
2017-2018 уч. год
Слайд 2
1.Особенности античной культуры
2. Театр и музыка
3. Просвещение
4. Наука
5. Литература
6. Живопись
Вопросы
лекции
Слайд 3Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец
для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее
как «греческое чудо». Греческая культура сформировалась на основе эгейской и крито-микенской культур и стала колыбелью современной европейской культуры.
1. Особенности античной культуры
Слайд 4
Особое географическое положение Греции – пересечение оживленных морских торговых путей;
города-полисы с их демократией; особый способ мышления (созерцательность плюс высокий
уровень логики) составляют содержание и своеобразие греческой культуры. Древняя Греция вышла далеко за пределы национальных границ, создав искусство, понятное и эллинам, и всем другим народам.
Слайд 6
Под Древним Римом подразумевается не только город Рим, но и
все завоеванные им страны и народы в составе Римской державы.
Римское искусство создавали как римляне, так и:
1) древние египтяне;
2) греки;
3) сирийцы;
4) жители Галлии;
5) древней Германии и др. народы.
Слайд 8Древний Рим дал человечеству пример обогащенной культурной среды: удобные для
жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов,
дворцов с добротной мебелью – все то, что характерно для современного цивилизованного общества. Периодизация античной культуры очень сложна.
Слайд 9Важное место в жизни древних римлян занимал театр. В нем
можно было выразить свои чувства и эмоции. Театр не только
отражал жизнь древних греков и римлян, но и служил проявлением их интереса к политике.
2. Театр и музыка
Слайд 10Древняя Греция оставила имена следующих авторов:
Слайд 11Государство заботилось о малоимущих гражданах, раздавая им деньги для посещения
театра.
Интересна судьба театра в эпоху эллинизма. Первое произведение создателя «новой
комедии» – комедии нравов Менандра (342–291 гг. до н. э.) посвящено жизни простых афинских семей с их заботами. Греческая драма и театр возникли из сельских празднеств в честь бога виноделия Диониса, сопровождавшихся песнями, танцами и действами с участием ряженых. Позже из хора выделился особый исполнитель – актер. Импровизация сменилась точной фиксацией роли актера и хора.
Слайд 12Народный театр состоял из трех частей:
1) орхестры (сцены);
2) мест для зрителей;
3) скены (гримерной).
Слайд 13В раннюю эпоху декорации представляли собой массивные деревянные сооружения, позднее
– расписные декорации. Содержание греческой трагедии требовало применения театральных машин.
Наиболее употребительными были выдвижная площадка и приспособление, позволявшее подниматься в воздух и опускаться богам и другим действующим лицам.
Слайд 14Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Греческие актеры носили на лице
маски, сменяемые даже на протяжении исполнения одной роли. Чтобы увеличить
рост, актеры трагедии употребляли котурны – обувь на платформе. В эллинистическую эпоху искусство актера стало профессией.
Слайд 16Римский театр
Истоки римской драмы и театра восходят к сельским праздникам
сбора урожая. Постоянных театральных зданий в Риме вплоть до середины
I в. до н. э. не было. В комедии действие происходило обычно на городской улице. Архитектура римского театра имела ряд особенностей, отличавших его от греческого. Места для зрителей были расположены в один или несколько ярусов в виде полукруга. Большой популярностью пользовались цирковые представления и гладиаторские бои, устраивавшиеся в Колизее.
Слайд 18Музыка
Огромное значение в античности придавалось и музыке. Пение и игра
на музыкальных инструментах составляли значительную часть состязаний различных полисов. Музыка
у греков была тесно связана с поэзией и пляской. Основные музыкальные инструменты древних греков:
1) лира;
2) кифара;
3) арфа.
Самобытная музыкальная культура существовала и в Риме. Сохранились описания древних триумфальных, свадебных, поминальных и застольных песен, исполнение которых сопровождалось игрой на музыкальном инструменте. Знатные, богатые римляне содержали оркестры из рабов.
Слайд 19
3. Просвещение
Воспитание свободнорожденных граждан в Древней Греции имело целью подготовку рабовладельцев,
умеющих держать в повиновении рабов и защищать свое государство от
внешних врагов. В зависимости от условий развития сложились различные системы воспитания, из которых наиболее известными были две:
1) спартанская;
2) афинская.
Слайд 20Спартанская система воспитания
В Спарте (Лаконике) мальчики, достигшие 7-летнего возраста, помещались
в закрытое воспитательное учреждение, где находились вплоть до совершеннолетия. Воспитание
было направлено преимущественно на физическую подготовку. Обучение чтению и письму не входило в обязательную программу воспитания. С детьми велись беседы на политические темы, причем у них стремились развивать краткую, но содержательную («лаконическую») речь.
Слайд 23Афинская система воспитания
Афинское воспитание было гораздо более разносторонним и ставило
своей задачей сочетание нравственного, эстетического и физического начал. До 7
лет мальчики воспитывались дома; далее они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и счету, а позже учились петь, играть на музыкальных инструментах и заучивали поэмы Гомера. С 12–13 лет мальчики переходили в палестру, где получали физическое воспитание. Наиболее богатые юноши посещали затем гимнасий, где изучали философию, политику и литературу. Девушки воспитывались в семье, приучаясь к домоводству и руководству рабынями.
Слайд 25Римское воспитание как система сложилось в период республики. С развитием
городов возникли школы, в которых мальчики обучались чтению, письму, счету.
Аристократы давали своим детям первоначальное обучение дома. Большое внимание в системе воспитания уделялось физической подготовке юношества. В эпоху Империи образование делается все более формальным
Римское воспитание
Слайд 26В древности активно развивалось и научное знание. Среди наук выделяются:
1) география
(Эратосфен);
2) физика (Демокрит);
3) философия (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит и др.).
Античная наука
Слайд 27Под покровительством государства формируется знаменитая библиотека и научная школа в
Александрии – Александрийский мусейон – прототип новоевропейских академий наук. Государство
заботилось о пополнении местной библиотеки.
Слайд 29Естественнонаучные знания Рима сложились на основе развития многовекового производства, опыта
самих римлян и усвоения культуры других народов Средиземноморья. Известны сочинения:
1)
3 книги «О сельском хозяйстве» М. Т. Варрона;
2) «О земледелии» Катона Старшего;
3) Колумеллы «О сельском хозяйстве»;
4) поэма Вергилия «Георгики»;
5) «Десять книг об архитектуре» Витрувия.
Территориальный рост Римской империи способствовал расширению географических знаний: появилась большая географическая карта, географические труды.
Развивалась и медицина.
Математика у римлян носила узко прикладной характер и довольствовалась грубыми вычислениями.
Слайд 305. Литература
Активно развивалась литература. Период VI–IV вв. до н. э. получил название
«греческая классика». Развитие лирической поэзии, которая выросла из застольных и
свадебных песен, свидетельствует о внимании к человеку, миру его чувств и переживаний. Великая греческая поэтесса Сафо воспевает в стихах красоту и любовь. А вот в поэмах Гомера этого не было. Литература стремится отразить слабости и пороки человека: рождается особый прозаический жанр – басня. «Отец басни» Эзоп мудро и беспощадно обличает темные стороны человеческой души.
Слайд 32Римская литература
Наряду с культовой поэзией в Риме существовала и светская.
Древнейшим литературным памятником латинской прозы считают речь против Пирра, произнесенную
в сенате Аппием Клавдием Слепым в 280 г. до н. э. Римским автором, произведения которого известны нам, потомкам, в полном объеме, был драматург Плавт (ок. 254–184 гг. до н. э.). Образцом ораторского искусства были речи Марка Туллия Цицерона (106—43 гг. до н. э.).
Слайд 33Наряду с прозаической литературой достигла больших успехов и латинская поэзия
в творчестве Лукреция Кара (ок. 99–55 гг. до н. э.), автора философской поэмы «О
природе вещей».
Слайд 34Выдающимся поэтом-лириком был Гай Валерий Катулл (ок. 84–54 гг. до н. э.). Он прославился
как автор оригинальных лирических стихов, адресованных любимой женщине Лесбии. Крупнейшие
литературные произведения были созданы поэтами Вергилием (70–19 гг. до н. э.) и Горацием (65—8 гг. до н. э.).
Слайд 35Создателем классической римской элегии был Тибулл (ок. 50–19 гг. до н. э.). Публий Овидий Назон (43
до н. э. – 17 гг. н. э.) прославился своей любовной лирикой, книгой «Наука
любви». Его «Метаморфозы» («Превращения») и «Героиды» («Послания») представляют поэтическую обработку греческих и римских мифов. Особое значение имеет «Сатирикон» Петрония (I в.), один из первых античных романов, в котором дана обличительная картина жизни развращенной италийской провинции.
Слайд 36Эпоха классики особенно высокой (450–400 гг. до н. э.) не терпела моделей
с изъянами – в человеке все должно быть совершенным.
Правление императора
Нерона, одного из самых жестоких правителей в римской истории, стало периодом расцвета портретного искусства. Эволюцию его образа можно проследить в целой серии портретов. Поздние портреты представляют Нерона сложной, противоречивой натурой.
6. Живопись
Слайд 38Живопись Древнего Рима
Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на
внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав
произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошло очень мало имен римских художников.
Слайд 39Для живописи эпохи республики характерны портреты, очень близкие к оригиналу.
Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица, дополнительно наделяя его
чертами старости, конца жизни. Ведущим героем портрета был пожилой волевой патриций, обладавший по римским законам «правом жизни и смерти» всех своих домочадцев.
Слайд 41Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир
человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не
имевшие себе равных в древности. До наших дней дошло очень мало имен римских художников.
Для живописи эпохи республики характерны портреты, очень близкие к оригиналу. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица, дополнительно наделяя его чертами старости, конца жизни. Ведущим героем портрета был пожилой волевой патриций, обладавший по римским законам «правом жизни и смерти» всех своих домочадцев.
Слайд 42В середине I в. в изобразительном искусстве стал формироваться жанр натюрморта (от
франц. «мертвая натура»), показывающий неодушевленные предметы. Римляне изображали и мясные
лавки, в которых висят туши убитых животных, и символические произведения: например, золотой стол на фоне алой драпировки.
Слайд 44Эпоха геометрики в Греции (IX–VIII вв. до н. э.) долгое время недооценивалась
учеными; ее считали небогатой в украшении вещей. В росписях преобладал
геометрический стиль, названный так по четким, логическим формам основных декоративных приемов:
1) ромб;
2) квадрат;
3) прямоугольник;
4) круг;
5) зигзаг;
6) линия.
Однако в каждом сосуде заключена большая информация о мире, зашифрованная в его форме и росписи.