Слайд 1
Лекция № 4
Власть как политический феномен
Лекция по курсу «Политология»
для студентов
2 курса
2018-2019 уч. год
Слайд 21. Понятие власти. Концепции власти.
2. Понятие политической власти и ее
особенности.
3. Власть и оппозиция, их взаимодействие в РК.
Вопросы лекции
Слайд 3Власть - одно из основных понятий политологии. Власть необходима для
устойчивого существования любой общественной организации. Вся история человечества пронизана борьбой
за власть, именно эта борьба - причина наиболее драматических поворотов в жизни государства.
1. Понятие власти. Концепции власти
Слайд 4Среди множества определений власти наиболее часто употребляется осовремененное определение М.
Вебера, согласно которому власть - это принуждение человека к действию
либо бездействию помимо его воли.
Слайд 5В зависимости от признака классификации выделяют различные виды власти. Так,
по субъекту власти разграничиваются на три вида:
- классовая
- групповая
-
личная
Виды власти
Слайд 6Реляционистские (от англ.relation - отношение).
Бихевиористские концепции власти
Системные концепции
власти
Существую различные теории, которые по своему трактуют феномен власти.
Слайд 7Концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, при котором
один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этой
теории выделяют три подхода к исследованию властных отношений:
-«сопротивления» (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен);
-«обмена ресурсами» (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнингс);
- «раздела зон влияния» (Д. Ронг).
Реляционистские концепции
Слайд 8Эти теории исходят из ее трактовки как отношение между людьми,
при котором одни управляют, правят, а другие подчиняются и выполняют
решения первых. Но при этом бихевиористы акцентируют внимание на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, а, следовательно, определяющей формой политической активности человека.
Бихевиористские концепции власти
Слайд 9В рамках системных концепций можно выделить три подхода к пониманию
власти:
1) истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т.
Парсонс);
2) рассматривает власть на уровне конкретных систем - семьи, организации и т.п.( М.Крозье); а
3) как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (М.Роджерс).
Системные концепции власти
Слайд 10Власть в обществе подразделяется на:
- политическую,
- экономическую,
- социальную,
-
духовно-информационную.
2. Понятие политической власти и ее особенности.
Слайд 11Политическая власть - это реальная способность данного социального слоя, группы или
элиты проводить свою волю путем распределения властных отношений и кодификации
выгодных ему правовых норм.
Слайд 12Политическая власть обладает рядом особенностей:
- право на легальное использование насилия
против антиобщественных элементов;
- наличие единого центра принятия решений;
- выполнение роли
арбитра в случае конфликтов между представителями различных социальных групп;
- обеспечение максимальной стабильности общества как целого в рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции;
- целенаправленное использование средств массовой информации для формирования определенного общественного мнения.
Слайд 13Политическая власть подразделяется на:
- государственную
- общественную.
Слайд 14Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы
и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а
также юридической базой.
Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.
Слайд 15Одна из важнейших проблем власти - разделение трех ветвей государственной
власти (законодательная, исполнительная, судебная).
Классическую формулировку данная теория получила в
трудах Ш. Монтескье. По его утверждению, чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую. Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично-властных полномочий одной из сторон.
Слайд 16Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике – партия или группа, выступающая против господствующей
партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также это политическая деятельность партий,
групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть.
3. Власть и оппозиция, их взаимодействие в РК.
Слайд 17В различных политических системах оппозиция играет разную роль. При тоталитарном правлении власти,
уничтожая всякие самоорганизующиеся группы, тем более стремятся подавить в зародыше
саму возможность организованной политической оппозиции.
Слайд 18При авторитарном правлении оппозиция подвергается преследованиям, так как рассматривается властью как угроза
для себя и для стабильности существующего режима и подаётся пропагандой
как некое антигосударственное явление.
Слайд 19В условиях демократии оппозиция является важной составной частью политического процесса, для нормального
функционирования которого необходима ротация партий у власти.
Слайд 20Так, в Великобритании и ряде её бывших колоний лидер крупнейшей
оппозиционной партии (то есть партии, занявшей второе место на парламентских
выборах) получает королевское жалованье на уровне министра, так как считается, что он исполняет важную для общества и государства функцию; эта партия именуется «оппозицией Её Величества» и формирует так называемый «теневой кабинет», «министры» которого заняты отслеживанием и критикой правительственных мероприятий по своим направлением и разработкой оппозиционных программ по ним. В случае прихода партии к власти они, как правило, автоматически занимают соответствующие места в правительстве.
Слайд 21Политическая система Казахстана
Политическая система республики не уникальна. Она имеет те
же минусы и плюсы, что и десятки других политических систем
в разных регионах мира и, с точки зрения типологии политических режимов, обладает элементами авторитаризма, характерными для многих постсовестких государств.
Слайд 22Неоднозначные и сложные общественно-политические процессы в Республике Казахстан, наблюдаемые на
всем протяжении ее становления и развития как суверенного государства, привели
к формированию максимально централизованной политико-властной системы. Ее основой является «суперпрезидентская» форма правления, характеризуемая доминированием президента страны Н.А. Назарбаева над всеми ветвями государственной власти, концентрацией у него практически всех основных механизмов принятия важных политических решений и фактически полным отсутствием его ответственности за свою деятельность перед кем бы то ни было.
Слайд 23 Политическая система Казахстана прошла стадию политической мобилизации, которая, с
одной стороны, привела к установлению жесткой и сильной исполнительной вертикали
во главе с президентом, благодаря чему были осуществлены достаточно успешные экономические реформы
Слайд 24С другой стороны, специфика протекания данного процесса породила пять основных
проблем:
1. Монотонность политического поля и ограниченные возможности для политического участия.
Отсюда проистекает отсутствие реального влияния такого важного фактора, как электорат.
2. Дисбаланс между стремительной экономической либерализацией и политическим консерватизмом.
Слайд 253. Отсутствие ясной и реализуемой стратегии дальнейшего политического развития как
у правящей элиты, так и у оппозиции. Очевидно, что тезисы
последней о необходимости создания в Казахстане парламентской республики вполне обоснованы, но не соответствуют существующему политическому потенциалу страны и возможностям пока еще слабой партийной системы Казахстана, о чем наглядно свидетельствуют результаты прошедших в августе 2007 года парламентских выборов и образование однопартийного Парламента.
Слайд 264. Отсутствие эффективных каналов взаимодействия власти с другими участниками общественно-политической
жизни страны, в первую очередь с оппозицией.
Слайд 275. Размытость такого понятия, как легитимность власти (согласие народа с
властью). В Казахстане пока отсутствуют надежные индикаторы определения легитимности власти
и уровня ее поддержки. Это приводит к тому, что и власть, и оппозиция, заявляя соответственно о легитимности или нелигитимности существующей политической системы, не имеют надежного инструмента для измерения этой легитимности.
Слайд 28Одной из особенностей казахстанской политико-властной системы являются ее «двойные стандарты»
в отношении гражданского общества и его институтов. С одной стороны,
государство допускает существование независимых от него политических партий, в том числе находящихся в оппозиции к действующей власти, неправительственных организаций и СМИ. С другой стороны, они поставлены в такие условия, которые не позволяют им непосредственно участвовать в процессе управления делами общества и государства или хотя бы оказывать на этот процесс реальное влияние. Наиболее всего это касается оппозиции.