Слайд 1ЛЕКЦИЯ №1
Тема 1. Философия, ее предмет, место и роль в
жизни человека, общества, в культуре и медицине
Слайд 2Что побуждает людей философствовать ?
Слайд 3НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ
"Ибо удивление и прежде, и теперь побуждало людей к
философствованию... Но тот, кто спрашивает и удивляется, ощущает свое невежество...
И вот, чтобы избавиться от невежества, они начали философствовать..." (Аристотель)
Слайд 5Система философских знаний.
Философия — это специфический тип мышления, а также
философский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек размышляет о
мироздании, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.
Слайд 6Понятие философии
Специфика философствования, философского знания, философского творчества заключается в особой
установке и стиле мышления, который проявляется в сомнении по поводу
наличествующих взглядов.
Философия — это система взглядов на мир в целом и место в нем человека.
Слайд 7Философия
является учением о мире и месте человека в нем, теоретической
основой мировоззрения, способом познания мира, логикой теоретического мышления - методологией
научного познания и практической деятельности, формой общественного сознания, мерой человеческих ценностей, феноменом духовной культуры.
Слайд 8Философское мышление
есть прежде всего выделение самого важного, существенного из бесконечного
многообразия окружающих нас явлений. Выражается в трёх чертах философского мышления:
рефлексивности, целостности и критичности.
Слайд 9Рефлексивность
– это стремление к предельной осознанности своих действий, т.е. настроенность
на выявление смысла событий и их связи между собой.
Определение Тейяра
де Шардена: « рефлексия это приобретённая сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением – способностью уже не просто познавать, а познавать самого себя ; не просто знать, а знать, что знаешь».[1]
[1] Теяйяр де Шарден Феномен человека. М.1987.с.136.
Слайд 10Целостность
философского мышления означает направленность на объединение многообразия человеческой жизни –
личной, социальной, познавательной – через выявление их связи. Философски мыслящий
человек представляет себе основные тенденции развития мира, общества,познания, может соотнести свою жизнь с этими тенденциями и понять своё место в этом развитии.
Слайд 11Критичность
– как черта философского мышления означает в первую очередь способность
оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности в меняющемся мире
Слайд 12Философия в данном учебном курсе:
- во-первых, - это рационально- теоретическая
форма мировоззрения;
- во-вторых, – это учение о природе, обществе, человеке
и его мышлении;
- в-третьих, - это особая наука о познании и оценке бытия со своим предметом исследования;
- в четвёртых, это особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.
Слайд 13Предметом философии является всеобщее в системе «мир — человек»:
онтология (учение
о бытии и сущем );
гносеология (учение о познании);
аксиология (учение о
ценностях ),
антропология (учение о человеке ),
праксиология (учение о действии).
Слайд 14
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское
исследование) являются:
диалектика;
метафизика;
синергетика.
догматизм;
эклектика;
софистика;
герменевтика;
Слайд 15Диалектика
- метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко,
критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин
и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Слайд 16Метафизика -
метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
обособленно, как сами
по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);
статично (игнорируется
факт постоянных изменений, самодвижения,развития);
однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Слайд 17СИНЕРГЕТИКА
— (греч. sinergeia — совместное действие) — одно из ведущих
направлений современной науки, репрезентирующее собой естественно-научный вектор развития теории нелинейных
динамик в современной культуре.
Междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является познание принципов самоорганизации различных систем. Синергетика вводит понятие динамического хаоса как некой сверхсложной упорядоченности.
Слайд 18Догматизм
- восприятие окружающего мира через призму догм - раз и
навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер.
Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Слайд 19Эклектика -
метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого
творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные,
но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе).
Слайд 20Софистика -
метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и
некорректно поданных как истинные посылок (суждений) новой посылки логически истинной,
но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель - не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.
Слайд 21Герменевтика -
метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен
в западной философии.
Слайд 22и направлениями в философии, и философскими методами являются:
материализм;
идеализм;
эмпиризм;
рационализм.
Слайд 23При материалистическом методе
действительность воспринимается как реально существующая, материя - как
первичная субстанция, а сознание - ее модус - есть проявление
материи.
Слайд 25Суть идеалистического философского метода
- признание в качестве первоначала и определяющей
силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее
воплощением
Слайд 28Эмпиризм,
- метод и направление в познании, согласно которому в основе
познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного
познания.
Слайд 29Рационализм -
философский метод и направление в философии, в силу которого
истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью
разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.
Слайд 30Объект философии(Что изучается?)
ВСЕЛЕННАЯ, включающая
ПРИРОДА
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
МЫШЛЕНИЕ
Слайд 33Функции философии и ее значение для медицины.
1.Мировоззренческая функция способствует
формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека
в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром
Слайд 34Функции философии и ее значение для медицины
2. Методологическая функция заключается
в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности
выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.
Слайд 35Функции философии и ее значение для медицины
3. Прогностическая функция заключается
в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем
мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Слайд 36Функции философии и ее значение для медицины
4. Мыслительно-теоретическая функция выражается
в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать -
предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира, школа теоретического мышления и мудрости
Слайд 37Функции философии и ее значение для медицины
5. критическая функция -
подвергает сомнению окружающий мир и существующее знание, ищет их новые
черты, качества, вскрывает противоречия.
Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Слайд 38Функции философии и ее значение для медицины
6. Аксиологическая функция философии
(в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке
вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.
Слайд 39Функции философии и ее значение для медицины
7. Социальная функция -
объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру,
элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Слайд 40Функции философии и ее значение для медицины
8. (Интеллектуальная терапия) Воспитательно-гуманитарная
функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и
идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Слайд 41Функции философии и ее значение для медицины
9. Гносеологическая - одна
из основополагающих функций философии -имеет целью правильное и достоверное познание
окружающей действительности (то есть механизм познания).
все функции философии диалек
тически взаимосвязаны
Слайд 44Задача философии
.. Постижение сущего в целом — с целью обнаружить
его сущность и структуру и тем самым наделить человека смыслом
и ценностями его существования
Слайд 46Отдельные науки занимаются фрагментами действительности, философия исследует ее как целое
Слайд 47Философские дисциплины современности и пограничные частные науки
Слайд 48
Антропология
Стремление к познанию природы человека — одна из основных задач
философии. Попытка определить область общечеловеческого пробуждает самосознание человека, служит прояснению
его собственного места в мире (а именно в отношении других одушевленных существ) и приобретает практическое значение как в сфере осмысленного самоосуществления, так и в построении достойного человека общества.
Слайд 49
Этика
Основные проблемы этики нацелены на выяснение того, что такое добро,
которое должно определять позицию и поведение человека. Этика стремится методически
выявлять основы справедливого, разумного и осмысленного действия и (совместной) жизни. Отправные пункты и основные понятия этики должны восприниматься общезначимо и разумно, без ссылок на внешние авторитеты и соглашения, в результате чего она займет независимую и критическую позицию в отношении господствующей морали.
Задачей метаэтики является перепроверка языковых форм и самих функций этических высказываний.
Слайд 50Эстетика
Эстетика занимается общезначимым определением прекрасного и форм его проявления в
искусстве и природе, а также его воздействия на человека. В
зависимости от своей ориентации она делает это чисто функционально — либо описательно, либо нормативно. Наряду с теорией искусства в ней рассматриваются вопросы эстетического суждения и форм эстетического восприятия и переживания. В современной эстетике заметны также тенденции к теории информации и к лингвистическому анализу
Слайд 51
Метафизика и онтология
Эти дисциплины восходят к философии Аристотеля, понимавшего их
как "первую философию", поскольку они задают вопросы о первопричинах и
началах сущего как такового; они обсуждают следующие темы:
бытие само по себе [онтология], бытие Бога [философские проблемы теологии], душа [психология] и сущее в целом в его взаимосвязанности [космология].
Слайд 52
Логика
Это учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Формальная, классическая логика
делится на учение об элементах мышления (понятие, суждение, умозаключение) и
учение о методах (способах исследования и доказательства)
Слайд 53
Теория познания и
философия науки
Это учение об условиях, сущности и
границах познания.
Его тема — соотношение субъекта, объекта и содержания
познания.
Философия науки занимается предпосыл ками и основами познания в частных науках.
Она выясняет их методы, принципы, понятия и цели и подвергает их критической проверке.
Слайд 54
Философия языка
Философия языка рассматривает вопросы возникновения, развития, смысла и функций
языка.
Слайд 55Философия истории
пытается постичь и объяснить природу, смысл и ход истории,
а также понять человека в его историчности.
Слайд 56В философии религии
исследуется сущность религии как феномена и выясняется его
значение для человека и общества, а при необходимости подвергается критике.
Слайд 57Философия природы
занимается истолкованием и объяснением природы как целого, а также
ее исторических и естественнонаучных исследований.
Слайд 58Философия права
исследует проблему обоснования права, главным образом — вопрос о
том, существует ли общая норма, из которой можно вывести какое-либо
конкретное право (например, естественное право).
Слайд 59Социальная и политическая философия
рассматривают структуру, функции и смысл государства и
общества. Человек понимается как социальное существо, реализующее себя в сообществе.
Сегодня эти дисциплины все чаще занимаются и критикой условий жизни человека в современном индустриальном обществе.
Слайд 60особенности философского знания:
имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику
и т. д.);
носит предельно общий, теоретический характер;
содержит базовые, основополагающие идеи
и понятия, которые лежат в основе иных наук;
во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
является совокупностью объективного знания и ценностей, нравствен
ных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние .эпохи;
изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежни
ми философами;
в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;
опирается на категории - предельно общие понятия;
неисчерпаемо по своей сути;
ограничено познавательными способностями человека
Слайд 61Развитие философской культуры мышления
Философия учит глобально мыслить и предельно чётко
выражать свои мысли в слове.
Это особое искусство слушать и
слышать, а значит, - понимать другого человека.
Это то мыслительное средство, которое развивает способности человека жить по уму и в согласии со своей совестью.