Разделы презентаций


ЛЕКЦИЯ №1

Содержание

Что побуждает людей философствовать ?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛЕКЦИЯ №1


Тема 1. Философия, ее предмет, место и роль в

жизни человека, общества, в культуре и медицине

ЛЕКЦИЯ №1Тема 1. Философия, ее предмет, место и роль в жизни человека, общества, в культуре и медицине

Слайд 2Что побуждает людей философствовать ?

Что побуждает людей философствовать ?

Слайд 3НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ
"Ибо удивление и прежде, и теперь побуждало людей к

философствованию... Но тот, кто спрашивает и удивляется, ощущает свое невежество...

И вот, чтобы избавиться от невежества, они начали философствовать..." (Аристотель)
НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ

Слайд 4Генезис философии

Генезис философии

Слайд 5Система философских знаний.
Философия — это специфический тип мышления, а также

философский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек размышляет о

мироздании, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.
Система философских знаний.Философия — это специфический тип мышления, а также философский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда

Слайд 6Понятие философии
Специфика философствования, философского знания, философского творчества заключается в особой

установке и стиле мышления, который проявляется в сомнении по поводу

наличествующих взглядов.
Философия — это система взглядов на мир в целом и место в нем человека.
Понятие философииСпецифика философствования, философского знания, философского творчества заключается в особой установке и стиле мышления, который проявляется в

Слайд 7Философия
является учением о мире и месте человека в нем, теоретической

основой мировоззрения, способом познания мира, логикой теоретического мышления - методологией

научного познания и практической деятельности, формой общественного сознания, мерой человеческих ценностей, феноменом духовной культуры.
Философияявляется учением о мире и месте человека в нем, теоретической основой мировоззрения, способом познания мира, логикой теоретического

Слайд 8Философское мышление
есть прежде всего выделение самого важного, существенного из бесконечного

многообразия окружающих нас явлений. Выражается в трёх чертах философского мышления:

рефлексивности, целостности и критичности.
Философское мышлениеесть прежде всего выделение самого важного, существенного из бесконечного многообразия окружающих нас явлений. Выражается в трёх

Слайд 9Рефлексивность
– это стремление к предельной осознанности своих действий, т.е. настроенность

на выявление смысла событий и их связи между собой.
Определение Тейяра

де Шардена: « рефлексия это приобретённая сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением – способностью уже не просто познавать, а познавать самого себя ; не просто знать, а знать, что знаешь».[1]
[1] Теяйяр де Шарден Феномен человека. М.1987.с.136.
Рефлексивность– это стремление к предельной осознанности своих действий, т.е. настроенность на выявление смысла событий и их связи

Слайд 10Целостность
философского мышления означает направленность на объединение многообразия человеческой жизни –

личной, социальной, познавательной – через выявление их связи. Философски мыслящий

человек представляет себе основные тенденции развития мира, общества,познания, может соотнести свою жизнь с этими тенденциями и понять своё место в этом развитии.
Целостностьфилософского мышления означает направленность на объединение многообразия человеческой жизни – личной, социальной, познавательной – через выявление их

Слайд 11Критичность
– как черта философского мышления означает в первую очередь способность

оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности в меняющемся мире

Критичность– как черта философского мышления означает в первую очередь способность оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности

Слайд 12Философия в данном учебном курсе:
- во-первых, - это рационально- теоретическая

форма мировоззрения;
- во-вторых, – это учение о природе, обществе, человеке

и его мышлении;
- в-третьих, - это особая наука о познании и оценке бытия со своим предметом исследования;
- в четвёртых, это особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.
Философия в данном учебном курсе: - во-первых, - это рационально- теоретическая форма мировоззрения;- во-вторых, – это учение

Слайд 13Предметом философии является всеобщее в системе «мир — человек»:

онтология (учение

о бытии и сущем );
гносеология (учение о познании);
аксиология (учение о

ценностях ),
антропология (учение о человеке ),
праксиология (учение о действии).
Предметом философии является всеобщее в системе «мир — человек»:онтология (учение о бытии и сущем );гносеология (учение о

Слайд 14 Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское

исследование) являются:
диалектика;
метафизика;
синергетика.

догматизм;
эклектика;
софистика;
герменевтика;

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика;метафизика; синергетика.догматизм;эклектика;софистика;герменевтика;

Слайд 15Диалектика
- метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко,

критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин

и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Диалектика- метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий,

Слайд 16Метафизика -
метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
обособленно, как сами

по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);
статично (игнорируется

факт постоянных изменений, самодвижения,развития);
однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Метафизика -метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения

Слайд 17СИНЕРГЕТИКА
— (греч. sinergeia — совместное действие) — одно из ведущих

направлений современной науки, репрезентирующее собой естественно-научный вектор развития теории нелинейных

динамик в современной культуре.
Междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является познание принципов самоорганизации различных систем. Синергетика вводит понятие динамического хаоса как некой сверхсложной упорядоченности.
СИНЕРГЕТИКА— (греч. sinergeia — совместное действие) — одно из ведущих направлений современной науки, репрезентирующее собой естественно-научный вектор

Слайд 18Догматизм
- восприятие окружающего мира через призму догм - раз и

навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер.

Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Догматизм- восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых,

Слайд 19Эклектика -
метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого

творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные,

но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе).
Эклектика -метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате

Слайд 20Софистика -
метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и

некорректно поданных как истинные посылок (суждений) новой посылки логически истинной,

но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель - не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.
Софистика -метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений) новой

Слайд 21Герменевтика -
метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен

в западной философии.

Герменевтика -метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Слайд 22и направлениями в философии, и философскими методами являются:
материализм;
идеализм;
эмпиризм;
рационализм.

и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм;идеализм;эмпиризм;рационализм.

Слайд 23При материалистическом методе
действительность воспринимается как реально существующая, материя - как

первичная субстанция, а сознание - ее модус - есть проявление

материи.
При материалистическом методедействительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а сознание - ее модус

Слайд 25Суть идеалистического философского метода
- признание в качестве первоначала и определяющей

силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее

воплощением
Суть идеалистического философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи - как производной

Слайд 28Эмпиризм,
- метод и направление в познании, согласно которому в основе

познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного

познания.
Эмпиризм,- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно

Слайд 29Рационализм -
философский метод и направление в философии, в силу которого

истинное, абсолютно достоверное знание может быть дос­тигнуто только с помощью

разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.
Рационализм -философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть дос­тигнуто

Слайд 30Объект философии(Что изучается?)
ВСЕЛЕННАЯ, включающая
ПРИРОДА
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
МЫШЛЕНИЕ

Объект философии(Что изучается?) ВСЕЛЕННАЯ, включающаяПРИРОДАОБЩЕСТВОЧЕЛОВЕК МЫШЛЕНИЕ

Слайд 33Функции философии и ее значение для медицины.
1.Мировоззренческая функция способствует

формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека

в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром
Функции философии и ее значение для медицины. 1.Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его

Слайд 34Функции философии и ее значение для медицины
2. Методологическая функция заключается

в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности

выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.
Функции философии и ее значение для медицины2. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы

Слайд 35Функции философии и ее значение для медицины
3. Прогностическая функция заключается

в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем

мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Функции философии и ее значение для медицины3. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских

Слайд 36Функции философии и ее значение для медицины
4. Мыслительно-теоретическая функция выражается

в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать -

предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира, школа теоретического мышления и мудрости
Функции философии и ее значение для медицины4. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить

Слайд 37Функции философии и ее значение для медицины
5. критическая функция -

подвергает сомнению окружающий мир и существующее знание, ищет их новые

черты, качества, вскрывает противоречия.
Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Функции философии и ее значение для медицины5. критическая функция - подвергает сомнению окружающий мир и существующее знание,

Слайд 38Функции философии и ее значение для медицины
6. Аксиологическая функция философии

(в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке

вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.
Функции философии и ее значение для медицины6. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios - ценный)

Слайд 39Функции философии и ее значение для медицины
7. Социальная функция -

объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру,

элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Функции философии и ее значение для медицины7. Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное

Слайд 40Функции философии и ее значение для медицины
8. (Интеллектуальная терапия) Воспитательно-гуманитарная

функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и

идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Функции философии и ее значение для медицины8. (Интеллектуальная терапия) Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать

Слайд 41Функции философии и ее значение для медицины
9. Гносеологическая - одна

из основополагающих функций философии -имеет целью правильное и достоверное познание

окружающей действи­тельности (то есть механизм познания).
все функции философии диалек­
тически взаимосвязаны
Функции философии и ее значение для медицины9. Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии -имеет целью правильное

Слайд 42Основные проблемы философии

Основные проблемы философии

Слайд 44Задача философии

.. Постижение сущего в целом — с целью обнаружить

его сущность и структуру и тем самым наделить человека смыслом

и ценностями его существования
Задача философии.. Постижение сущего в целом — с целью обнаружить его сущность и структуру и тем самым

Слайд 46Отдельные науки занимаются фрагментами действительности, философия исследует ее как целое

Отдельные науки занимаются фрагментами действительности, философия исследует ее как целое

Слайд 47Философские дисциплины современности и пограничные частные науки

Философские дисциплины современности и пограничные частные науки

Слайд 48 Антропология
Стремление к познанию природы челове­ка — одна из основных задач

философии. Попытка определить область общечеловеческого пробуждает самосознание человека, служит прояснению

его собственного места в мире (а именно в отношении других одушевленных существ) и приобретает практическое значение как в сфере осмысленного самоосуществления, так и в построении достойного человека общества.
Антропология Стремление к познанию природы челове­ка — одна из основных задач философии. Попытка определить область общечеловеческого

Слайд 49 Этика
Основные проблемы этики нацелены на выяснение того, что такое добро,

которое должно определять позицию и поведение человека. Этика стремится методически

выявлять основы справедливого, разумно­го и осмысленного действия и (совместной) жизни. Отправные пункты и основные понятия этики должны восприниматься общезначимо и разумно, без ссылок на внешние авторитеты и соглашения, в результате чего она займет независимую и критическую позицию в отношении господствующей морали.
Задачей метаэтики является перепроверка языковых форм и самих функций этических высказываний.
Этика Основные проблемы этики нацелены на выяснение того, что такое добро, которое должно определять позицию и

Слайд 50Эстетика
Эстетика занимается общезначимым определением прекрасного и форм его проявления в

искусстве и природе, а также его воздействия на человека. В

зависимости от своей ориентации она делает это чисто функционально — либо описательно, либо нормативно. Наряду с теорией искусства в ней рассматриваются вопросы эстетического суждения и форм эстетического восприятия и переживания. В современной эстетике заметны также тенденции к теории информации и к лингвистическому анализу
ЭстетикаЭстетика занимается общезначимым определением прекрасного и форм его проявления в искусстве и природе, а также его воздействия

Слайд 51 Метафизика и онтология
Эти дисциплины восходят к философии Аристотеля, понимавшего их

как "первую философию", поскольку они задают вопросы о первопричинах и

началах сущего как такового; они обсуждают следующие темы:
бытие само по себе [онтология], бытие Бога [философские проблемы теологии], душа [психология] и сущее в целом в его взаимосвязанности [космология].
Метафизика и онтология Эти дисциплины восходят к философии Аристотеля, понимавшего их как

Слайд 52 Логика
Это учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Формальная, классическая логика

делится на учение об элементах мышления (понятие, суждение, умозаключение) и

учение о методах (способах исследования и доказательства)

Логика Это учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Формальная, классическая логика делится на учение об элементах

Слайд 53 Теория познания и философия науки
Это учение об условиях, сущности и

границах познания.
Его тема — соотношение субъекта, объекта и содержания

познания.
Философия науки занимается предпосыл ками и основами познания в частных науках.
Она выясняет их методы, принципы, понятия и цели и подвергает их критической проверке.
Теория познания и  философия науки Это учение об условиях, сущности и границах познания. Его тема

Слайд 54 Философия языка


Философия языка рассматривает вопросы возникновения, развития, смысла и функций

языка.

Философия языка Философия языка рассматривает вопросы возникновения, развития, смысла и функций языка.

Слайд 55Философия истории


пытается постичь и объяснить природу, смысл и ход истории,

а также понять человека в его историчности.

Философия историипытается постичь и объяснить природу, смысл и ход истории, а также понять человека в его историчности.

Слайд 56В философии религии
исследуется сущность религии как феномена и выясняется его

значение для человека и общества, а при необходимости подвергается критике.


В философии религииисследуется сущность религии как феномена и выясняется его значение для человека и общества, а при

Слайд 57Философия природы
занимается истолкованием и объяснением природы как целого, а также

ее исторических и естественнонаучных исследований.

Философия природызанимается истолкованием и объяснением природы как целого, а также ее исторических и естественнонаучных исследований.

Слайд 58Философия права
исследует проблему обоснования права, главным образом — вопрос о

том, существует ли общая норма, из которой можно вывести какое-либо

конкретное право (например, естественное право).
Философия праваисследует проблему обоснования права, главным образом — вопрос о том, существует ли общая норма, из которой

Слайд 59Социальная и политическая философия
рассматривают структуру, функции и смысл государства и

общества. Человек понимается как социальное существо, реализующее себя в сообществе.


Сегодня эти дисциплины все чаще занимаются и критикой условий жизни человека в современном индустриальном обществе.
Социальная и политическая философиярассматривают структуру, функции и смысл государства и общества. Человек понимается как социальное существо, реализующее

Слайд 60особенности философского знания:
имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику

и т. д.);
носит предельно общий, теоретический характер;
содержит базовые, основополагающие идеи

и понятия, которые лежат в основе иных наук;
во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
является совокупностью объективного знания и ценностей, нравствен­ ных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние .эпохи;
изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежни­ ми философами;
в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;
опирается на категории - предельно общие понятия;
неисчерпаемо по своей сути;
ограничено познавательными способностями человека
особенности философского знания: имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);носит предельно общий, теоретический характер;содержит

Слайд 61Развитие философской культуры мышления
Философия учит глобально мыслить и предельно чётко

выражать свои мысли в слове.
Это особое искусство слушать и

слышать, а значит, - понимать другого человека.
Это то мыслительное средство, которое развивает способности человека жить по уму и в согласии со своей совестью.
Развитие философской культуры мышленияФилософия учит глобально мыслить и предельно чётко выражать свои мысли в слове. Это особое

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика