Слайд 1Лекция №5
ПРОТОКОЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ
Слайд 2План лекции:
1. Деловые переговоры: вопросы теории.
2. Протокольные аспекты переговорного процесса.
3.
Психологические аспекты проведения переговоров.
Слайд 31. Деловые переговоры: вопросы теории.
Переговоры – это способ общения, направленный
на достижение согласия в ситуации, когда у оппонентов есть общие
интересы.
Слайд 4Виды переговоров
1. Коммерческие переговоры
2. Некоммерческие переговоры
2.1.политические переговоры
2.2. собеседование при приеме
на работу и увольнении
2.3. психологические переговоры
Слайд 5Этапы ведения переговоров:
1. Уточнение интересов, позиций, целей.
2. Обсуждение позиций.
3. Согласование
позиций
Слайд 6Виды подходов
Мягкий подход
Жесткий подход
Гарвардский подход
(принципиальный подход)
Слайд 8Гарвардский подход
Люди
Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров
Интересы
Сосредоточьтесь на
интересах, а не на позициях
Варианты
Прежде чем решить, что делать, выделите
круг возможностей
Критерии
Настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме
Слайд 9Проблемы переговоров
1. Люди часто говорят не так, чтобы быть понятыми
2.
Люди часто не обращают внимание на ваши слова
3. Люди часто
понимают не то, что на самом деле было сказано
Слайд 11Задачи переговорного процесса:
налаживание эффективной коммуникации
анализу существующих интересов
использование объективных критериев
Слайд 13Ошибки
при ведении переговоров
Подготовке к переговорам не уделяется должного внимания.
Подготовка к переговорам, по данным ряда исследователей, должна занимать до
80%
«Внутренние переговоры»недопустимы. Если какие-то вопросы остались несогласованными внутри делегации или возникли новые проблемы, следует предложить партнеру сделать перерыв;
Прорабатывая предложения, обязательно решите вопросы возможной их реализации;·
Слайд 14
Избегайте включать в делегацию тех, кто не обладает достаточным уровнем
профессионализма. Это может отрицательно повлиять на ваш имидж;
Завышенный количественный состав
делегации ведет к снижению эффективности работы на переговорах.
·
Не учитываются особенности делового общения и этикета партнера из другой страны, что ведет к взаимонепониманию на переговорах.
Ошибки
при ведении переговоров
Слайд 15Процесс переговоров включает три основных стадии:
Подготовка к переговорам
Процесс
ведения переговоров
Анализ результатов переговоров
Слайд 16 ПОДГОТОВКА ПЕРЕГОВОРОВ
Составление программы
Время и место проведения переговоров
Формирование делегации
Порядок встречи
прибывающей делегации
Протокольные нормы знакомства и представления
Рассадка по автомобилям
Визит вежливости
Слайд 17ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛЕГАЦИИ
Принцип равенства
численного состава делегации
Слайд 18Порядок рассадки по старшинству:
1 – глава прибывшей делегации
2 – глава
встречающей делегации
3 – сопровождающее лицо главы прибывшей делегации
4 – сопровождающее
лицо главы встречающей делегации
2
3
1
4
Слайд 19Если гость прибыл с супругой, то для супруг глав делегаций
предоставляется отдельный автомобиль:
1 – супруга главы прибывшей делегации
2 – супруга
главы встречающей делегации
3 – сопровождающее лицо супруги главы прибывшей организации
4 – сопровождающее лицо супруги встречающей делегации
Слайд 20В случае прибытия иностранной делегации предполагается следующая рассадка в автомобиле
1 – глава иностранной делегации
2 – глава встречающей делегации
3 –
переводчик
Подобная рассадка в автомобиле с супругами глав делегаций.
Слайд 21Рассадка по автомобилям
Первым садится и выходит пассажир занимающий наиболее почетное
место
Первым почетным местом является место на заднем сиденье справа
Слайд 22ВИЗИТ ВЕЖЛИВОСТИ
Протокольный визит вежливости длится 20-30 минут
Через 5-7 минут подается
чай, кофе и легкое угощение. Спиртные напитки исключаются!
Инициатива ведения беседы
находится у принимающей стороны, инициатива ухода принадлежит гостям.
Слайд 24ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС
Подготовка помещения
Рассадка за столом переговоров
Рабочий язык переговоров
Кофе-брейк
Запись беседы
Нормы этикета
и такта при ведении переговоров
Слайд 25
без переводчика
Выше ранг
Выше ранг
Выше ранг
Командно-президентская рассадка за столом переговоров
Слайд 26с переводчиком
Выше ранг
Выше ранг
Выше ранг
Командно-президентская рассадка за столом переговоров
Слайд 27Принципы рассадки за столом переговоров
Принцип 1: гости сидят лицом к
входной двери, если дверь находится в центре
Принцип 2: гости сидят
лицом к окнам, если дверь находится сбоку
Слайд 28Рассадка за столом переговоров
Если в переговорах участвуют три и более
стороны, то рассадка происходит в алфавитном порядке по часовой стрелке
Руководители
делегаций председательствуют по очереди в алфавитном порядке, или на первом заседании председательствует главное принимающее лицо, далее – по алфавиту
Слайд 29Рабочий язык переговоров
Если гости представляют другую страну, переговоры ведутся на
языке одной из сторон
Как правило на языке принимающей стороны
или третьей стороны
Слайд 30КОФЕ-БРЕЙК
В перерыве принято подавать угощение: чай, кофе, печенье, конфеты, фрукты.
Желательно
кофе-брейк организовывать в отдельном помещении, хотя возможна организация кофе-брейка в
помещении, где проводятся переговоры.
Слайд 31ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ
По итогам переговоров оформляется так называемая дневниковая запись, в
которой фиксируются следующие данные:
Название фирмы-партнера, дата, место и время начала
переговоров
Участники переговоров (фамилия, должность) с обеих сторон
Основные обсуждавшиеся вопросы
Мнение сторон по обсуждавшимся вопросам
Достигнутая договоренность или позиция сторон по разногласиям
Запись о вручении каких-либо документов с приложением копий этих документов
Если речь идет о деловой беседе, следует указать, была ли беседа «один-на-один» или велась с помощью переводчика
Слайд 32Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров
Слайд 33Этапы переговорного процесса:
1) установление контакта;
2) ориентации в ситуации, обсуждение вопросов, принятие решения,
достижение цели;
3) выход из контакта.
Слайд 34Деловая визитная карточка
На деловой визитной карточке должны быть четко
обозначены ваши фамилия и имя (отчество), название вашей фирмы или
организации и ваша должность, полный почтовый адрес и другие сведения.
Деловая визитная карточка без адреса не соответствует нормам этикета (исключение составляют дипломаты и высшие государственные должностные лица).
Обмен визитными карточками ведётся строго по ранжиру, начиная с самых высокопоставленных членов делегации. Если партнёры находятся на одном должностном уровне, первым вручает визитную карточку младший по возрасту.
Вручая визитную карточку, произнесите свою фамилию вслух, чтобы партнёр мог без ошибок её произносить.
Во время переговоров следует положить карточки перед собой, расположив их в том же порядке, в каком сидят партнёры.
Слайд 35Эффекты восприятия
Эффект ореола
Эффект стереотипизации
Эффект первичности и новизны
Слайд 36Механизмы восприятия
Эмпатия
Идентификация
Рефлексия
Слайд 37Стили делового общения
Ориентация на действия
Ориентация на процесс
Ориентация на людей
Ориентация
на себя
Слайд 38Типы деловых собеседников
Нигилист
Позитивный
Всезнайка
Болтун
Трусишка
Хладнокровный
Незаинтересованный
«Важная птица»
Почемучка
Слайд 39Нормы этикета и такта при ведении переговоров
Деловой этикет предполагают соблюдение
таких этических норм и правил, как точность, честность, корректность
и такт , умение выслушать.
Являться на переговоры надо вовремя.
Любая деловая беседа начинается после взаимных приветствий и краткого обмена любезностями (деловой комплимент)
При знакомстве, как правило, проходит обмен визитками,
гости подают свои визитки первыми
обмен начинается с самого высокопоставленного участника.
Вручая свою визитку, следует произнести вслух имя и фамилию.
Полученные визитки не следует сразу прятать.
Слайд 40Нормы этикета и такта при ведении переговоров
Предмет переговоров должен быть
заранее оговорен, любая импровизация допустима если только она не идет
вразрез с планом переговоров.
Во время переговоров говорите медленно, но не монотонно, не забывайте делать паузы и правильно интонируйте свою речь.
Не допускается снимать пиджак и распускать узел галстука.
Мобильные телефоны необходимо переводить в беззвучный или виброрежим.
Неприличным считается посматривать во время переговоров на часы. Этот жест воспринимается как сигнал к окончанию переговоров.
Чай, кофе или прохладительные напитки по законам этикета подаются спустя 10 минут после начала переговоров.